Шпаргалка по "Государственному и муниципальному управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 11:42, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы к экзамену

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

Равное избирательное  право означает, что все граждане (и неграждане, входящие в муниципальный  корпус избирателей) участвуют в  голосовании на равных основаниях, имеют равное число голосов.

В России муниципальные  выборы могут быть прямыми и непрямыми (избрание депутатов нижестоящими советами, мэра — советом,хотя мэр может  быть избран и непосредственно гражданами (это оп-

ределяется уставом  муниципального образования). Особым образоммогут формироваться представительные органы муниципальных районов (об этом — ниже).Тайное голосование означает, что избиратель подает свой голос безведома других лиц и никто не вправе контролировать, за кого он го-'

лосовал.Обязательность и периодичность проведения выборов связана сзапретами заменять выборные органы назначаемыми или делегированными, а также избирать бессрочно. Лишь в малых поселениях вы-

борный представительный орган может быть заменен сходом жителей, который решает дела и, в частности, избирает старосту.Свобода выборов и добровольность участия — это право и воз-

можность каждого участвовать  или не участвовать в выборах, запреткакого-либо принуждения (в форме  шантажа, угроз, насилия и др.)голосовать определенным образом или не голосовать. В России вы-боры альтернативные (в некоторых демократических странах, напри-мер в Великобритании, могут быть неальтернативными). Альтернативность выборов означает выдвижение нескольких кандидатов на

одно место и их состязательность в ходе выборов.

Досрочный отзыв  депутата представительного органа и выбор-

ного должностного лица местного самоуправления. В отличие  отдосрочного отзыва депутата парламента, который в подавляющембольшинстве стран невозможен (применяется только в странах тота-

литарного социализма), отзыв  депутатов муниципального представи-тельного органа (совета) и главы муниципальной  администрации(иного выборного должностного лица) применяется во многих стра-нах, в том числе в России. Такая  возможность предусмотрена феде-ральным законодательством, законами субъектов РФ, уставами му-ниципальных образований. Федеральный закон предусматрива-ет возможность отзыва депутатов и выборных должностных лиц му-ниципального образования, основания и порядок отзыва регулируют-ся законами субъектов РФ (Башкортостан, Владимирская область,Красноярский край, Хакасия и др.). В качестве оснований для отзываназваны: нарушение Конституции, законов, устава муниципальногообразования, невыполнение или ненадлежащее выполнение своихобязанностей, действия, несовместимые со статусом депутата или вы-борного должностного лица, игнорирование прав и законных интере-сов жителей соответствующей территории и др.Отзыв производится практически в том же порядке, в каком про-водятся местные выборы. Вопрос об отзыве может возбудить любойизбиратель (отзыв проводится только по инициативе населения). Ос-нованием для отзыва являются только конкретные противоправныедействия (бездействие) депутата, выборного должностного лица, под-твержденные в судебном порядке. После возбуждения вопроса об от-зыве проводится собрание, на котором создается инициативная группа численностью не менее пяти избирателей. Протокол собрания стребованием отзыва и список инициативной группы передаются длярегистрации в окружную избирательную комиссию (того же округа,где проводились выборы). Затем инициативная группа приступает ксбору подписей в поддержку инициативы об отзыве депутата, выбор-ного должностного лица. Если речь идет о депутате, сбор подписейосуществляется в том округе, где он был избран. При отзыве выбор-ного должностного лица сбор подписей осуществляется на всей тер-ритории муниципального образования (оно составляло единый изби-рательный округ). Необходимо собрать не менее 5% подписей избира-телей в поддержку предложения об отзыве, но конкретный процентустанавливается законами субъектов РФ или уставами муниципаль-ных образований. В разных субъектах РФ он составляет в среднем от5 до 15% общего числа избирателей (соответственно округа или муниципального образования), есть и иные требования. Подписи необ-ходимо собрать в течение определенного времени (обычно 30 дней),ибо состояние неопределенности не может продолжаться долго.Инициативная фуппа, собрав подписи (если соберет), представля-ет подписные листы в избирательную комиссию, та уведомляет де-путата или выборное должностное лицо об этом и направля-ет в представительный орган муниципального образования требова-ние о проведении голосования об отзыве. Если последний считает,что все требования закона соблюдены, он назначает в определенныйсрок (через 15 30 дней) дату голосования об отзыве. Отзываемомдолжна быть предоставлена возможность дать избирателям свои объ-яснения. Депутат или выборное должностное лицо считаются ото-

званными, если за это  проголосуют не менее половины избирателеймуниципального образования.

Местный референдум. Местный референдум — это голосованиеграждан (иногда и неграждан), постоянно проживающих в том муни-ципальном образовании, где он проводится, по вопросам местного

значения, отнесенным к  компетенции местного самоуправления. Местные референдумы проводятся во многих странах, в том числе тех,где общегосударственные референдумы никогда не проводились

(в Канаде, США и  др.).Организация и проведение  референдумов в России (в том  числеместных)регулируются различными  нормативными правовыми ак-тами. Основные положения содержатся в Федеральном законе обосновных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме (он неоднократно принимался в новой редакции), в законе06 общих принципах организации местного самоуправления. Детально порядок проведения местных референдумов регулируетсязаконами субъектов РФ о местных референдумах и уставами муниципальных образований.Решение о проведении местного референдума принимается пред-ставительным органом муниципального образования по инициативеграждан, по инициативе зарегистрированных общественных объеди-нений, либо по совместной инициативе представительного органа и главы администрации.

Участвуют в референдуме  лица, имеющие активное изби-рательное  право (достигшие 18 лет, дееспособные, не содержащие-ся в местах лишения свободы по вступившему в законную силуприговору суда). В местном референдуме могут участвовать граждане (постоянно проживающие в общине и уплачивающие налоги, в том числе иностранцы). Участие в референдуме осуществляется на добровольной основе, волеизъявление — свободно.

Голосование об изменении  границ и преобразовании муниципального образования. Голосование об изменении  границ или преоб-разовании муниципального образования назначается представительным органом. Для назначения голосования необходимо предварительно собрать подписи избирателей, если инициатива исходит отграждан. При этом не применяется запрет на проведение агитации

государственными и, муниципальными органами, должностными лицами — все  они могут участвовать в агитации. Решение считаетсяпринятым, если в голосовании участвовало более половины избира-

телей и более половины из них высказались за изменение  границ или

преобразование муниципального образования.

Сходы граждан. Обязательные решения могут быть принятытакже на сходах граждан, которые соответствуют условиям, установ-ленным законом. Сход — это не всякие публичные собрания в соот-

ветствии с конституционным  правом свободы собраний. Речь идет особраниях особого рода: собраниях  лиц, пользующихся избиратель-ными правами, причем эти собрания выполняют властную функцию.Они принимают решения по вопросам местного значения, т.е. выпол-няют полномочия представительных органов местного самоуправления, в том числе отнесенные к исключительным полномочиям представительного органа. Сход созывается в небольших поселениях, гдепредставительный орган избирать нецелесообразно и основные во-просы местной жизни может решать непосредственно само населе-ние. В некоторых субъектах РФ действуют законы о собраниях (схо-дах) граждан (Башкортостан, Мордовия, Смоленская область и др.).Иногда законы субъектов РФ устанавливают, что местный предста-вительный орган может не создаваться в населенных пунктах, сель-ских административных округах (сельсоветах) с населением менее500 человек. Во многих субъектах РФ предел численности жите-

лей в таком поселении  оставлен на усмотрение самого муниципального образования и предусматривается  в его уставе.

К формам участия граждан в местном  самоуправлении относятся: пра-вотворческая инициатива граждан, территориальное общественное са-моуправление, публичные слушания, собрания и конференции граж-дан, опрос граждан и др. В частности, в основных законах и другихнормативных правовых актах некоторых субъектов РФ предусмотре-на так называемая гражданская инициатива.

Правотворческая инициатива граждан. Правотворческая инициа-тива — это право группы граждан — жителей муниципального образо-вания выступить с проектом местного правового акта по вопросам,

входящим в компетенцию  органов данного муниципального образования. Для его осуществления такое право должно быть предусмотреноуставом муниципального образования. Для реализации народной пра-вотворческой инициативы нужно подготовить письменный текст (про-стого пожелания принять какой-либо акт недостаточно), требуется собрать определенное число подписей избирателей, оно не может быть

более 3% избирателей муниципального образования.Проекты правовых актов, подготовленные населением, изменения  и дополнения к действующим актам  вносятся в органы местногосамоуправления. Внесение проекта акта в виде народной правотворческой инициативы не влечет за собой обязанности органа местногосамоуправления принять акт. Представительный орган местного са-моуправления, глава муниципального образования (если проект об-ращен к нему) обязаны лишь рассмотреть такой акт.Акт, внесенный в порядке правотворческой инициативы, можетотноситься к компетенции представительного органа, главы муниципального заседания.

Публичные слушания и собрания граждан. Они проводятся поинициативе населения, представительного органа или главы админи-страции. На таких слушаниях обсуждаются проекты правовых актовпо вопросам местного значения. В обязательном порядке на публич-ные слушания должны выноситься проекты устава муниципальногообразования, предложения об изменении устава, проекты бюджета иотчет о его исполнении, программы развития муниципального обра-зования, вопросы о преобразовании муниципального образования.Необходимо заранее оповестить жителе]! о предстоящих публичныхслушаниях, организовать заблаговременное ознакомление с проекта-ми актов, выносимых на обсуждение.Для обсуждения вопросов местного значения и информирова-ния населения о деятельности органов местного самоуправления идолжностных лиц, а также для осуществления территориального об-щественного самоуправления на части территории муниципальногообразования могут проводиться собрания граждан. Поскольку такиесобрания проводятся лишь на части муниципального образования(обычно по участкам территориального общественнго самоуправле-ния), они не имеют решающих полномочий. Собрания созываютсяпо инициативе населения, представительного органа, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уста-вом территориального общественного самоуправления. На собра-ниях могут приниматься обращения к органам и должностным ли-цам местного самоуправления, избираться лица, уполномоченныепредставлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами идолжностными лицами местного самоуправления. Если собраниепроводится по вопросам, связанным с осуществлением территори-ального общественного самоуправления, и является его собранием,то оно может принимать решения, но только по вопросам, отнесен-ным уставом территориального общественного самоуправления кего компетенции. Обращения, принятые собранием граждан, подле-жат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления с направлением в адрес организаторовсобрания письменного ответа. Итогисобрания граждан подлежатобязательному опубликованию (обнародованию)

Опрос граждан. Опрос граждан имеет целью выяснение мнениянаселения и его учет для принятия решений органами местного само-управления, должностными лицами, а также органами государствен-

ной власти. Его результаты имеют рекомендательный характер.Опрос  проводится на всей территориимуниципального образова-ния по инициативе представительного органа или главы администра-ции муниципального образования - по вопросам местного значениялибо по инициативе органов государственной власти субъекта РФ -для учета мнения населения при решении вопросов об изменении целевого назначения земель муниципального образования для разме-щения объектов регионального и межрегионального значения. В немвправе участвовать жители муниципального образования, обладаю-

щие избирательными правами.Решение  о назначении опроса принимается  представительныморганоммуниципального образования. В его постановлении указыва-ется дата опроса, формулировка вопроса (вопросов), методика прове-дения опроса, форма опросного листа, минимальное число жителей(избирателей), которые должны быть опрошены, для того чтобы мне-ние было представительным (в опросе участвуют не все жители).О проведении опроса жители информируются за 10 дней.

При проведении опроса жители отвечают в письменном виде.

Индивидуальные и коллективные обращения граждан. Гражданеобращаются в органы и к должностным лицам местного самоуправле-ния довольно часто и по самым различным вопросам (жилье, ремонты,

деятельность торговли, сферы обслуживания и т.д.). Это  — распро-страненная форма непосредственной демократии в управлении.Право граждан  обращаться лично, а также направлять индивиду-альные и коллективные обращения в государственные органы и орга-ны местного самоуправления установлено ст. 33 Конституции РФ.В Федеральном законе об общих принципах местного самоуправле-ния 2003 г. говорится также о праве обращаться к должностным ли-цам местного самоуправления (ст. 26). На практике право на обращение осуществляют также объединения (например, творческие союзы,предприятия, учреждения), должностные лица для защиты своихправ и свобод и по другим вопросам. Нет препятствий и для обраще-

ний неграждан.

 

24. муниципальная служба  в Рф понятие правовая основа, основные тенденции развития. Правовой  статус муниципального служащего

Муниципальная служба в  Российской Федерации — согласно п. 1 ст. 2 ФЗ от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ, это профессиональная служебная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путём заключения трудового договора (контракта). Все должности в структуре органов местного самоуправления подразделяются на:

муниципальные должности (депутаты представительного органа местного самоуправления, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований с правом решающего голоса);

должности муниципальной службы — должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Федеральный закон Российской Федерации от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ

О муниципальной службе в Российской Федерации

Статья 10. Муниципальный служащий

1. Муниципальным служащим  является гражданин, исполняющий  в порядке, определенном муниципальными  правовыми актами в соответствии  с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

2. Лица, исполняющие обязанности  по техническому обеспечению  деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.

 

25. Финансово-экономическая  основа местного самоуправления  в РФ. Бюджеты муниципальных образований, порядок формирования и расходования, контроль за исполнением бюджетов.

Чтобы осуществлять свои полномочия, органы местного само-управления должны иметь материальные и финансовые средства.Финансово-экономическую  основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность (например хлебопекарная), ме-

стные финансы (муниципальный  бюджет), иная собственность, имущество, служащее для удовлетворения местных  потребностей (на-пример природные  ресурсы, находящиеся в федеральной  государст-венной собственности или государственной собственности субъектов,но используемые для удовлетворения потребностей муниципальногообразования), имущественные права муниципальных образований,имущество, находящееся в государственной собственности, но пере-данное в управление органам местного самоуправления (напримерслужебные здания, транспорт).Главной составной частью финансово-экономической основымуниципального самоуправления является муниципальная собст-венность. Это публичная собственность населения территориально-го коллектива каждого отдельного муниципального образования.От имени населения управляют и распоряжаются этой собственно-стью (в том числе продают ее) те органы муниципального образова-ния, которые имеют соответствующие полномочия (обычно — представительный орган или глава администрации).В собственности муниципальных образований может находить-ся имущество, предназначенное, во-нервых, для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам мест-ного самоуправления законами Федерации и ее субъектов; во-вторых, для обеспечения служебной деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих,работников предприятий и учреждений (оно предоставляется в со-ответствии с нормативами, установленными законами Федерации иее субъектов); в-третьих, имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

Информация о работе Шпаргалка по "Государственному и муниципальному управлению"