Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 11:42, шпаргалка
Ответы на вопросы к экзамену
Институт през в РФ.
Должность през появилась в 1991г. Президент РФ избир на 6 лет ( раньше на 4), путем всеобщего голосования. Выдвижение канд П осущ партиями или иниц группами. Партии, не им фракции в Гос Д и иниц группы должны собрать 2 млн подписей ( медведев в послании Фед Собр предложил 300тыс) в подд кандидата.
Выборы проходят по моженитарной
системе абсолютного
П вступает в должность с мом принесения присяги.Избранный П не вып до этого свои ф-ции.
Ф-ции П: 1. Явл предст гос-ва внутри стр и за ее пределами 2. П явл гарантом КРФ, реал данные ф-ции и при подп законов, прин Парл. 3 П явл гарантов прав и свобод граждан 4 П прин меры по охране и суверинетета го-ва. Явл верх главноком. Вводит военное и чрезв положение. 5 Опр напр вн и внеш по-ки. Обесп согласованное ф-е и взаим орг гос власти.
Взаимод П с орг гос власти.
1 През-парламент.ПРЕЗИДЕНТ
явл необх уч зак проц., обл
правом зак инициат, правом
през Вето, может распустить гос
Д ( если 3-хкратный отказ в утв
предл През канд председ Прав-
2. През-Суд власть. ПРФ представляет в Сов Фед канд для назн на должн Судей трех высш судов.
3.През-Исп орг.ПРФ по
Конст не возгл исп власть,
это делает председатель Прав-
ПРФ формир Прав-во, назн его председателя с согл ГД.
Для отстр предс Прав-ва и фед мин согл гос думы или пр-ва не требуется.
10. Законодательная власть
в системе государственного
Главное предн зак орг — принятие законов. Эта прираготива отдана им в силу того, что они явл представ органами. Те предст население. Для них хар-ны выборность всех членов,коллегиал прин реш, отсутствие властной иерархии — подчин одной парт фракции другой или одного деп другому.
Ф-ции органов зак власти: 1). лигитимация гос-ва и госс стр 2) Закон орган — арена борьбы м\д ведущими пол силами гос-ва, благодаря чему происх выработка пол курса 3) пост контроль за исп вл.
В мире сущ-ет множество форм орг зак власти: 1)1-2х палатное зак собрание 2) с прямыми и косф выборами 3) С сист наследия и назначения 4) с особыми членами и тд.
Наиболее ярким призн
дифф-ции парламентов явл кол-
Федеральное Собрание — Парламент РФ. ПРФ явл предс и закон органом РФ. Вып след ф-ции : 1) представ-ва населения 2) законодательные ф-ции — только парл имеет право прин фед зак, изм и доп к ним. 3)импичмент президента. Инициирует это решение ГД. Вопрос по сути обвин рассм Верх суд. Вопрос о процедуре импичмента рассм Конст С. Решение прин Сов Фед. 4) ПРФ осущ в разл формах парл контроль в отн органов исп власти, контроль за исп гос. Бюдж ( счетная палата формируется)
Структура парламента: Фед Собр сост из 2 палат : Верхняя Совет Федерации ( сроки не опред) Нижняя Гс Д ( 5 лет)
В Сов Фед входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ. Один из них избир зак собранием субъекта РФ. Другой — главой субъекта. Члены могут быть отозваны выб органами.
Гос Дума ( 459 деп изб на 5 лет) Кандидаты выдвиг только пол партиями и изб пропорционально изб системы . Те избир голосует за партию. Партия получ такое число деп мест, которое соотв числу получ партией голосов избир.
Парл фракцию не создают партии, получ менее 7% голосов избир. В нас время из 7 партий 4 имеют свои фракции в ГД ( ЕД. КПРФ. ЛДПР. Спр Р) на след выборы Медв предложил внести изм — снизить барьер с 7% до 5%, зарез места для партий, кот набр менее 5%.
Гос Д может досрочно прекр свою деят-сть или быть расп ПрезРФ.
Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации можно разделить на две группы:
1. Законодательный процесс включает в себя следующие стадии: законодательная инициатива; обсуждение законопроекта; принятие закона; подписание и обнародование закона.
2. Иные полномочия, которые
можно разделить на две группы:
полномочия Государственной
Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:
Выдвигает обвинение против Президента Российской Федерации.
Утверждает кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации.
Может отказать в доверии или выразить недоверие Правительству Российской Федерации.
Может объявить амнистию.
Освобождает от должности председателя Центрального банка Российской Федерации.
Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
Решает вопрос об отрешении Президента Российской Федерации от должности.
Назначает выборы Президента Российской Федерации.
Назначает судей высших судов, а также Генерального прокурора Российской Федерации.
Утверждает изменения границ между субъектами Российской ъ Федерации.
Утверждает указы Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения.
Законодательный процесс
- регламентированный Конституцией РФ,
законами и иными нормативно-правовыми
актами процесс внесения на рассмотрение
законодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действие законов.
Конституцией РФ и регламентами палат
Федерального Собрания РФ предусмотрены
следующие стадии законодательного процесса:
1. Внесение законопроекта — законодательная
инициатива.
Законодательная инициатива — это конституционная
возможность вносить в Государственную
Думу проекты федеральных законов, конституционных
и просто законов, а также проекты законов
о внесении изменений и дополнений в действующее
законодательство, а равно о признании
определенных законов недействующими,
утратившими силу. Правом законодательной
инициативы обладают Президент РФ, Совет
Федерации, члены Совета Федерации, депутаты
Государственной Думы, законодательные
(представительные) органы субъектов РФ.
Это право принадлежит также Конституционному
Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному
Суду РФ по вопросам их ведения. Перечисленные
государственные органы, должностные
лица, члены представительных органов
именуются субъектами права законодательной
инициативы. Определенные виды законопроектов,
касающиеся финансов государства, могут
быть внесены только при наличии заключения
Правительства РФ; это — законопроекты
о введении или отмене налогов, освобождении
от их уплаты, о выпуске государственных
займов, об изменении финансовых обязательств
государства и иные законопроекты, предусматривающие
расходы, покрываемые за счет федерального
бюджета.
Законопроекты вносятся в Государственную
Думу Федерального Собрания РФ.
Подготовленный к внесению в палату законопроект
направляется субъектом права законодательной
инициативы Председателю Государственной
Думы. Регламент палаты предусматривает
обязательную регистрацию законопроекта
подразделениями ее аппарата. Законопроект
считается внесенным в Государственную
Думу со дня его регистрации в Управлении
документационного обеспечения аппарата
палаты, где заводится электронная регистрационная
карта, в ней фиксируются сведения о законопроекте
и сроках его поступления к палату, об
этапах его прохождения в палате и т. д.
Поступивший законопроект Председатель
Государственной Думы направляет в соответствующий
комитет по предметам его ведения для
определения его соответствия требования
ст. 104 Конституции РФ. В течение 14дней
комитет обязан рассмотреть законопроект
и направить его в Совет Государственной
Думы. Совет палаты назначает соответствующий
комитет ответственным по законопроекту,
а также принимает решение о включении
этого законопроекта в примерную программу
законопроектных работ палаты на очередную
сессию или в календарь рассмотрения вопросов
на очередной месяц.
2. Обсуждение законопроекта в Государственной
Думе. Оно проходит, как правило, в трех
чтениях. Исключение составляет рассмотрение
проекта закона о федеральном бюджете,
которое проводится в четырех чтениях.
Первое чтение законопроекта представляет
собой первоначальное рассмотрение законопроекта
на планерном заседании нижней палаты
(обсуждаются его основные положения,
вопрос о необходимости принятия, концепция
законно проекта, дается оценка соответствия
основных положений законопроекта Конституции
РФ).
В период между первым и вторым чтениями
в установленный срок (он не может быть
менее 15 дней, а для законопроекта по предметам
совместного ведения — не менее 30 дней)
субъекты права законодательной инициативы
могут направлять в Государственную Думу,
ответственному за обсуждаемый законопроект
комитету поправки, т. е. предложения об
изменении, дополнении или исключении
той или иной статьи, ее части, формулировки,
раздела законопроекта, рассмотренного
в первом чтении. Поправки обобщаются
ответственным комитетом Государственной
Думы в виде таблицы поправок и выносятся
затем для обсуждения их палатой во время
второго чтения.
Второе чтение законопроекта предполагает
обсуждение на планерном заседании палаты
поправок, поступивших от субъектов права
законодательной инициативы на законопроект,
и голосование о принятии его за основу
и в целом. Законопроект, принятый во втором
чтении, направляется в ответственный
комитет для устранения с участием правового
управления внутренних противоречий,
становления правильной взаимосвязи статей
и редакционной правки. По окончании такой
работы ответственный комитет направляет
законопроект в совет палаты для включения
в проект порядка работы палаты.
Третье чтение законопроекта — это заключительное
обсуждение в Государственной Думе законопроекта
без права внесения в него поправок и рассмотрения
в целом. В случае если законопроект принят
в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению
он не подлежит.
3. Принятие закона. Федеральные законы
принимаются Государственной Думой большинством
голосов от общего числа ее депутатов;
при голосовании по проектам федеральных
конституционных законов требуется не
менее двух третей голосов от общего числа
Депутатов Государственной Думы.
4. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации
принятого Государственной Думой федерального
закона. Принятые Государственной Думой
федеральные законы в течение 5 дней передаются
на рассмотрение Совета Федерации, который
рассматривает и ставит на голосование
поступившие из Государственной Думы
законы. Обязательному рассмотрению в
Совете Федерации подлежат федеральные
законы по вопросам федерального бюджета,
федеральных налогов и сборов, финансового,
валютного, кредитного, таможенного регулирования,
денежной эмиссии, ратификации и денонсации
международных договоров РФ, статуса и
зашиты государственной границы РФ, войны
и мира (ст. 106 Конституции РФ). Однако если
в течение 14 дней федеральный закон, принятый
Государственной Думой, не был рассмотрен
Советом Федерации, то он также считается
одобренным этой палатой. Федеральный
закон считается одобренным Советом Федерации,
если за него проголосовало более половины
от общего числа членов этой палаты. Закон
может быть и отклонен.
5. В этом случае может возникнуть дополнительный
этап — преодоление разногласий между
Советом Федерации РФ и Государственной
Думой в связи с отклонением принятого
Государственной Думой закона.
6. Подписание и обнародование федерального
закона Президентом РФ. Это заключительная
стадия законодательного процесса. Участие
главы государства неотъемлемая составная
часть законодательного процесса. Принятый
федеральный закон в течение пяти дней
направляется ему для подписания и обнародования.
И в течение 14 дней с момента поступления
федерального закона Президент РФ должен
принять решение и выбрать один из двух
возможных вариантов своих действий в
его отношении. Во-первых, в течение этого
срока глава государства может подписать
федеральный закон и обнародовать его,
после чего он в установленном порядке
вступает в силу. Во-вторых, Президент
РФ в этот же срок может применить свое
конституционное право вето и отклонить
федеральный закон, не подписав его.
Процедура прохождения федеральных конституционных
законов имеет особенности, в частности
требуется квалифицированное большинство,
причем разнос в каждой из палат. Федеральный
конституционный закон считается принятым,
если он одобрен большинством не менее
трех четвертей голосов от общего числа
членов Совета Федерации и не менее двух
третей голосов от общего числа депутатов
Государственной Думы. Принятый таким
путем федеральный конституционный закон
в течение четырнадцати дней подлежит
подписанию главой государства и обнародованию.
11. Исполнительная власть
в системе государственного
Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой[1] публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.
Признаки исполнительной власти
является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
является проводником государственной политики в жизнь;
подзаконна по своему характеру и задачам;
объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.
Функции исполнительной власти
подзаконодательное
осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
административное
осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;
административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;
охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;
информационное обеспечение органов государственной власти
Исполнительную власть в РФ осущ Прав-во РФ, а реализует Фед исполнительные органы гос вл, региональные исп орг г вл, исп органы м/с.
На фед уровне исп власть представленна высш орг исп вл и министерствами, службами, агенствами.
Пр-во РФ состоит из председателя, его заместителей и Фед министров. Кандидаты на должность предс Пр-ва РФ на рассм Гос Думы вносит ПрезРФ. После получ разр През РФ назн Предс Прав-ва , кот в теч недельного срока предст ему предложение о структуре прав-ва и канд на замещ должн Фед министров. Назн на долж Мин През РФ.
Часть министерств подчин През Рф, пред прав-ва Рф имеет полном только по согласов их совм деят-сти с другими министр и ведомств. МВД МЧС МИНЮС МИД Мин Обороны аг-ва ФСБ — Президенту. Остальные мин и ведомства подчин председателю Пр-ва РФ
Прекращение полномочий Пр-ва РФ: 1)ПравРФ само слогает полн перед вновь избр През РФ в мом вст его в долность 2)Пр-во подает в отставку по собств инициативе 3)Решение об отставке прав-ва Рф прин През РФ по своей инициативе. 4)Дума выраж недов Пр-ву Рфи Президент соглаш с этим решением 5) Пр-во Рф может прекратить полномочия по иниц председателя пр-ва РФ.
Президент может отправить в отставку любого из Фед министров.
Ф-ции Прав-ва РФ: 1) осущ рук-во центральн органами исп власти и все исполн вертикально в рамках предмета веденья. 2) Прав-во осущ координ деят-сти органов исп вл 3) осущ оперативное управление на территориии РФ.
Министерства осущ разработку
приоритетов отраслевого
Агенства вып ф-ции управления гос собств и орг оказ услуг.
Службы реализ ф-ции контроля и надзора.
12. Судебная власть
в системе государственного
В соответствии спринципом разделениявластей
Виды судов в РФ: в соотв с КРФ правосудие в РФ осущ только судом по средством Констит, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В РФ действуют 2 уровня судов: 1 Федеральные (Конст Суд, Верховный с, Высш арб суд, верховные суды респ, краев, областей Ао, городские районные суды) 2 Суды Субъекта РФ ( Констит суды субъектов, мировые суды)
не все субъекты Федерации создают уставные суды.
Виды судов: 1) Конст суды ( уставные)представл Констит СРФ и Конст уставн судами Субъектов РФ. Члены КСРФ назнач Сов Фед по представлению През РФ. КСРФ проверяет соответствие КРФ н-п актов РФ, Констит уст суды субъектов Рфпров соотв правовых актов Субъектов к их осн законам. КС дают толкование осн законов, рассм споры о компетенции органов гос власти, жалобы на наруш К прав чел-ка и гражданина. 2) Суды общей юрисдикции- Верховный суд РФ, ВСреспублик, краевые, областные суды, АО и Аокругов. Военные Суды, мировые. Суды общей юрисдикции осущ правосудие по уголовным, гражданским делам, труд споры, делам, возник из адм правонаруш. Возглавляет эту систему Верховный суд , который рассматривает жалобы на ненарм акты През РФ, Пр-ва, Парламента,осущ надзор за деят-стью других судов ( в частности пересмотра дела в Конст порядке , в порядке надзора по многим открывшимся обстоятельствам, дает объяснение по вопросам суд практики. 3) Арбитражные суды — рассм эк-кие и хоз споры.
Суды (судебные заседания,
судьи) принимают решения по рассматриваемым
делам в форме приговоров (по уголовным
делам), решений(по гражданским делам),
определений, постановлений, а также
в форме судебных приказов, которыми
можно приостановить какое-
Информация о работе Шпаргалка по "Государственному и муниципальному управлению"