Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 10:00, шпаргалка
1. Эволюция концепций управления персоналом
2. Кадровый менеджмент как важнейший фактор выживания фирмы в условиях становления рыночных отношений в РФ
3. Цели управления персоналом. Важнейшие направления деятельности служб управления персоналом
4. Квалификационная характеристика менеджера по персоналу
5. Планирование персонала
Превентивная кадровая политика. В подлинном смысле слова политика возникает лишь тогда, когда руководство фирмы (предприятия) имеет обоснованные прогнозы развития ситуации. Однако организация, характеризующаяся наличием превентивной кадровой политики, не имеет средств для влияния на нее. Кадровая служба подобных предприятий располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, как качественный, так и количественный, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема таких организаций — разработка целевых кадровых программ.
Активная кадровая политика. Если руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуацией, то мы можем говорить о подлинно активной политике.
В соответствии с этим мы можем выделить два подвида активной кадровой политики: рациональную и авантюристическую.
При рациональной кадровой политике руководство предприятия имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации и располагает средствами для влияния на нее.
При авантюристической кадровой политике руководство предприятия не имеет качественного диагноза, обоснованного прогноза развития ситуации, но стремится влиять на нее.
Вторым основанием для дифференциации кадровых политик может быть принципиальная ориентация на собственный персонал или на внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава. По этому основанию традиционно выделяют два типа кадровой политики — открытую и закрытую.
Открытая кадровая политика характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, можно прийти и начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства. Организация готова принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета опыта работы в этой или родственных ей организациях. Таким типом кадровой политики характеризуются современные телекоммуникационные компании или автомобильные концерны, которые готовы “покупать” людей на любые должностные уровни независимо от того, работали ли они ранее в подобных организациях. Такого типа кадровая политика может быть адекватна для новых организаций, ведущих агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли.
Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации. Такого типа кадровая политика характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности, а также, возможно, работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов.
7. Маркетинг персонала
Маркетинг персонала - это вид деятельности, который направлен на выявление потребности в персонале, а также удовлетворение этих потребностей, то есть покрытие потребности организации в персонале.
С одной стороны, маркетинг персонала, можно рассматривать как философию организации и стратегию управления человеческими ресурсами компании, а с другой стороны, маркетинг персонала - это одна из функций кадровой службы организации.
Маркетинговая деятельность в сфере управления персоналом включает в себя:
Однако маркетинг персонала подходит к вопросу определения и покрытия потребности в персонале с точки зрения рыночного подхода.
С позиции маркетинга персонала - рабочее место в организации представляет собой продукт, который продается на рынке труда. Компания стремится создать такое рабочее место и такие условия труда для своих сотрудников, чтобы его можно было выгодно продать, привлечь более квалифицированных специалистов.
Поэтому маркетинг персонала можно также трактовать как вид управленческой деятельности, направленный на привлечение, удержание, обучение и мотивацию высокопрофессиональных специалистов, умеющих и желающих оказывать качественные услуги клиентам организации.
Философия маркетинга персонала довольно проста: через эффективное удовлетворение нужд сотрудников, которые взаимодействуют с потребителями, организация увеличивает свои возможности эффективно удовлетворять и, тем самым, удерживать своих клиентов, чем обеспечивает себе стабильное развитие на рынке
Для достижения целей маркетинга персонала, комплекс маркетинга должен включать в себя несколько элементов:
8. Методы
управления персоналом
Методы управления — это способы осуществления
управленческих воздействий на персонал
для достижения целей управления
организацией. Различают: экономические, административно-правовые
и социально-психологические методы управления,
которые отличаются способами и результативностью
воздействия на персонал.
К основным методам управления персоналом относят:
3.1. Экономические методы
Экономические методы управления являются способами воздействия на персонал на основе использования экономических законов и обеспечивают возможность в зависимости от ситуации как «одарять», так и «карать». Эффективность экономических методов управления определяется: формой собственности и ведения хозяйственной деятельности, принципами хозяйственного расчета, системой материального вознаграждения, рынком рабочей силы, рыночным ценообразованием, налоговой системой, структурой кредитованияи т.п. Наиболее распространенными формами прямого экономического воздействия на персонал являются: хозяйственный расчет, материальное стимулирование и участие в прибылях через приобретение ценных бумаг (акций, облигаций) организации.
Хозяйственный расчет является методом, стимулирующим персонал в целом на: соизмерение затрат на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объем продаж, выручка), полное возмещение расходов на производство за счет полученных доходов, экономное расходование ресурсов и материальную заинтересованность сотрудников в результатах труда.
Материальное стимулирование ос
Величина минимального размера оплаты труда . Минимальный размер оплаты труда (минимальная заработная плата) — это гарантированный федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В размер минимального размера оплаты труда не включаются доплаты, надбавки, премии и иные поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.
Стимулирующие выплаты
Работодатель имеет право
устанавливать различные
Дополнительная заработная плата включает в себя различноговида доплаты и компенсации за дифференцированные условия труда иквалификацию сотрудника:
Вознаграждение за конечный результат стимулирует групповыеинтересы, поощряет коллективизм и выплачивается из фонда оплатытруда за достижение определенных результатов отдельнымиструктурными подразделениями
Премия за основные результаты труда , так же как и вознаграждение, стимулирует достижение конечных результатов, однако выплачивается из прибыли. В современных условиях из-за недостатков в системе налогообложения коммерческие организации прибыль искусственно занижают, а выплату премий осуществляют иными способами.
Материальная помощь выплачивае
Материальные льготы и привилегии сотрудникам являются элементами вознаграждения или компенсации, предоставляемыми в дополнение к различным личным формам оплаты труда. Такие формы материального поощрения имеют для персонала количественную ценность, могут быть отложенными или условными (пенсионное обеспечение, страховые взносы, оплата больничных листов) и прямыми льготами. Материальные льготы содержат такие элементы, которые в строгом понимании не являются заработной платой, например оплата ежегодного отпуска.
Административно-правовые методы являются способами осуществления управленческих воздействий на персонал, основанными на властных отношениях, дисциплине и системе административно-правовых взысканий. Различают пять основных способов административно-правового воздействия: организационное и распорядительное воздействие, дисциплинарная ответственность и взыскания, материальная ответственность и взыскания, административная ответственность и взыскания.
Административная
ответственность и взыскания пр
Социально-психологические методы — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности. По масштабам и способам воздействия их можно разделить на: социологические, направленные на группы сотрудников в процессе их производственного взаимодействия, и психологические, целенаправленно воздействующие на внутренний мир конкретной личности.
9. Профориентация и адаптация
персонала
Профессиональная ориентация
— это комплекс взаимосвязанных
экономических, социальных, медицинских,
психологических и
Цели профориентации: оказание помощи
молодым людям (в основном учащимся общеобразовательных
школ) и людям, ищущим работу, в выборе
профессии, специальности, места работы
или учебы с учетом склонностей и интересов
людей, их психофизиологических особенностей,
а также с учетом складывающейся конъюнктуры
рынка труда.
Задачи профориентации:
1) информирование заинтересованных лиц
для облегчения выбора вида профессиональной
деятельности;
2) создание условий для развития профессионально
значимых способностей будущих работников;
3) определение соответствия психофизиологических
и социально-психологических качеств
обратившихся за консультацией профессиональным
требованиям избранного ими вида трудовой
деятельности.
Формы профориентационной работы:
1) профессиональное просвещение — это
начальная профессиональная подготовка
школьников, осуществляемая через уроки
труда, организацию кружков, специальных
уроков по основам различной профессиональной
деятельности;
2) профессиональная информация – система
мер по ознакомлению учащихся и ищущих
работу с ситуацией в области спроса и
предложения на рынке труда, перспективами
развития видов деятельности, с характером
работы по основным профессиям и специальностям,
условиями и оплатой труда, профессиональными
учебными заведениями и центрами подготовки
персонала, а также с другими вопросами
получения профессии и обеспечения занятости;
3) профессиональная консультация — это
оказание помощи заинтересованным людям
в выборе профессии и места работы путем
изучения личности обратившегося за консультацией
человека с целью выявления состояния
его здоровья, направленности и структуры
способностей, интересов и других факторов,
влияющих на выбор профессии или направление
переобучения.
Управление профессиональной ориентацией
строится через формирование и развитие
системы органов управления различного
уровня. Общую координацию профориентационной
работы осуществляют Министерство просвещения
РФ, Государственный комитет РФ по высшему
образованию, Федеральная служба по труду
и занятости. На региональном и местном
уровнях профориентационную работу проводят
учебные заведения, центры занятости,
центры профориентации. В реализации основных
форм профориентационной работы им помогают
организации, являющиеся главными потребителями
результатов профориентации.