Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 10:00, шпаргалка
1. Эволюция концепций управления персоналом
2. Кадровый менеджмент как важнейший фактор выживания фирмы в условиях становления рыночных отношений в РФ
3. Цели управления персоналом. Важнейшие направления деятельности служб управления персоналом
4. Квалификационная характеристика менеджера по персоналу
5. Планирование персонала
По результатам аттестации строится индивидуальный план развития каждого специалиста, предусматривающий повышение его квалификации (семинары, тренинги, стажировки, консультации) и его карьерный рост.
13. Управление кадровым резервом
Органичным элементом
работы по планированию и разви-тию
карьеры сотрудников выступает управление
кадровым резервом. Оно нацелено на обеспечение
ключевых должностей в органи-зации квалифицированными
сотрудниками, конкурирующими за рабочее
место, а также на создание оптимальных
условий для раскрытия всеми работниками
своего потенциала путем предоставления
им возможности внутриорганизационных
перемещений по вертикали.
Процедуры формирования кадрового резерва
должны быть открытыми для коллектива,
что создает в нем благоприятный морально-психологический
климат. Оперативная подготовка резерва
ведется на рабочих местах и в подразделениях
посредством отбора кандидатов извне,
а также при помощи аттестации кадров
внутри фирмы (этот вопрос будет рассмотрен
в следующем разделе). Долговременная
подготовка резерва ведется с линейными
руководителями, а также с менеджерами
среднего и высшего звена.
Линейных руководителей целенаправленно
готовят 2-3 года, постоянно ставят стажерами
и дублерами вышестоящих руководителей,
давая возможность проявить себя. После
окончания данного срока их подвергают
тестированию, проводят стажировку на
будущих должностях, тщательный отбор
и только затем переводят на вышестоящую
должность.
Руководителей среднего звена опекают
менеджеры-наставники, которые составляют
для них индивидуальные программы обучения,
включающие, как правило, изучение основ
коммерческой деятельности, деловых взаимоотношений,
методов современного менеджмента, маркетинга,
а также финансов и юриспруденции. Для
менеджеров организуют стажировки в лучших
подразделениях своей и других фирм, а
также в различных учебных центрах. После
этого проводится комплексное тестирование,
и на основе анализа полученных результатов
выносится решение об их дальнейшем продвижении
по службе.
Назначение руководителей высшего звена
— это сложный, много-ступенчатый процесс.
Он, как правило, начинается с выделения
группы способных менеджеров, которые
проходят ступени карьеры специфически
— будучи часто проверяемы на различных
участках работы и должностях.
По достижении ими уровня менеджеров среднего
звена или руководителей филиалов специальная
комиссия из числа владельцев предприятия,
ее высшего руководства, а также приглашенных
внешних экспертов и подчиненных оценивает
кандидатов на должность руководителей
высшего звена по следующим параметрам:
1)успехи и неудачи во время работы на
фирме;
2)знание отрасли, рынка и основных функциональных
подсистем фирмы;
3)степень развитости стратегического
мышления и умение обдуманно рисковать;
4)ориентация в финансовых и кадровых вопросах
фирмы;
5)способность принимать верные управленческие
решения в условиях высокой неопределенности
и кризиса;
6)мнения о кандидатах коллег, подчиненных,
партнеров и клиентов.
На основании коллективного анализа всей
этой информации принимается коллегиальное
решение о выдвижении кандидата на должность,
и с ним заключается контракт, в котором
оговариваются взаимные обязательства
сторон, ответственность и гарантии.
Естественно поэтому, что многие фирмы
начинают отбор будущих сотрудников еще
на стадии их обучения в различных учебных
заведениях, подкрепляя его активным поиском
лучших профессионалов у конкурентов,
и закрепляют эту работу активным обучением
сотрудников у себя, что обеспечивает
гарантию высокого кадрового потенциала.
14. Конфликтность в управлении
персоналом
В процессе общения между людьми
возникают различные
Начало современным теориям
конфликта положили
Организация как юридическое
лицо представляет собой
Коллектив можно
1) тождество - совпадение интересов
людей при расхождении
2) различие интересов — как
начальная стадия развития
3) наивысшее развитие
4) конфликт или наивысшая
5) разрешение противоречий.
Каждый сотрудник обладает собственными целями, стремлениями и интересами, так же как и организация. Непризнание власти является одной из важнейших черт конфликта.
Сильный конфликт
В самом общем виде причины конфликта можно разделить на три группы:
1) возникающие в процессе труда;
2) вызываемые психологическими
особенностями человеческих
3) обусловленные личностными
Первым источником возникновения конфликтных ситуаций для многих организаций являются причины, порожденные трудовым процессом:ограниченность ресурсов, препятствия выполнению своих обязанностей, достижению высокого заработка, благоприятных условия труда и отдыха, несоответствие поступков одного из сотрудников принятым в коллективе нормам и жизненным ценностям.
Вторая группа причин, отражает психологические особенности человеческих отношений: взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие к их совместимости и несовместимости, что приводит к неблагоприятной психологической атмосфере, называемой «атмосферой нетерпимости».
Третья группа причин
связана с особенностями личности (неумение
контролировать эмоции, агрессивность,
излишняя тревожность и т.п.) и социально-демографическими
характеристиками.
Различие людей во взглядах,
несовпадение восприятия и
Конфликтная ситуация — это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств для их достижения, несовпадение интересов, желаний и т.д.
Часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда достаточно инцидента: неудачно сказанного слова, мнения или незначительного поступка.
Инцидент (повод) — активизация деятельности одной из сторон, которая ущемляет (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны.
Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:
• значимость ситуации для
участников конфликтного
• наличие препятствия,
• превышение личной или
групповой терпимости к
В конфликтной ситуации уже
проявляются возможные
Субъектами конфликта являются участники конфликтного взаимодействия, в качестве которых могут выступать отдельные личности, группы, организации. Оппоненты должны иметь возможность действовать от своего лица, а не выступать от третьего лица, не быть средством в реализации чьих-то интересов, т.е. посредниками.
Объектом конфликта становится то, на что претендуют конфликтующие стороны, что вызывает их противодействие, получение чего-то одним из участников полностью или частично лишает другую сторону возможности добиться своих целей.
Конфликтная ситуация — состояние достаточно подвижное, неустойчивое, легко может измениться при изменении любого из составляющих элементов: взглядов оппонентов, отношений объект-оппонент, при подмене объекта конфликта, появлении условий, затрудняющих или исключающих взаимодействие оппонентов, отказе одного из субъектов от дальнейшего взаимодействия и др.
При взаимодействии субъектов на поведение каждого из них оказывает влияние формальный, а иногда и неформальный статус оппонентов, их ранг, то есть уровень власти, которым реально они располагают.
Признаки конфликта:
• наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной;
• неделимость объекта
• желание участников
Конфликты могут выполнять как позитивные, так и негативные функции.
Позитивные функции |
Негативные функции |
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами |
Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте |
Получение новой информации об оппоненте |
Увольнение сотрудников, снижение дисциплины,
ухудшение социально- |
Сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом |
Представление о побежденных группах как о врагах |
Стимулирование к изменениям и развитию |
Увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе |
Снятие синдрома покорности у подчиненных |
После завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников |
Диагностика возможностей оппонентов |
Сложное восстановление деловых отношений (шлейф конфликта) |
Конфликт можно рассматривать в узком и широком смысле слова. В узком смысле — это непосредственное столкновение сторон. В широком — развивающийся процесс, состоящий из нескольких этапов, в рамках которого само столкновение является лишь одним из них. Все виды конфликтов тесно связаны между собой.
По способу разрешения выделяют
конфликты: антагонистические и
Антагонистические конфликты
предполагают способы
Компромиссные конфликты
По природе возникновения различают: социа
Социальные конфликты
Причиной организационных
Эмоциональные, или
Наиболее распространенным является межличностный конфликт, оказывающий сильное влияние на производственный процесс. Типичные виды таких конфликтов:
1) конфликт между работодателем и наемным работником;
2) конфликт между руководителями структурных подразделений за усиление роли своего отдела, за ресурсы организации, за определение производственной, маркетинговой политики организации и т.д.;
3) конфликты из-за получения более выгодной работы;
4) конфликт из-за влияния в организации, из-за власти и т.д.
В зависимости от организационного уровня, к
которому принадлежат стороны, конфликты
можно разделить на горизонтальные и вертикальн
По сфере возникновения и развития конфликты можно разделить на деловые, связанные с официальной деятельностью, и личные, затрагивающие неофициальные отношения.
По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты
делятся на симметричные и асимметричны
По характеру своего проявления во внешней среде конфликты могут быть открытыми и скрытыми.
По степени управляемости различают конфликты: прогнозируемые изап