Система менеджмента качества в аптечной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 02:02, реферат

Описание работы

Характерной особенностью современного этапа развития отечественного фармацевтического рынка является ужесточение конкурентной борьбы. Основными факторами конкурентной борьбы для аптечной организации являются существующие конкуренты, которые представляют угрозу; возникновение новых конкурентов, рост цен поставщиков и стремление потребителей держать уровень цен на определенном уровне, а в связи с конкуренцией иногда аптеке приходится идти и на снижение цен. Перед аптечной организацией встает очень серьезный вопрос «Как в условиях существующего фармацевтического рынка выполнить социальную миссию, которая стоит перед аптекой, а с другой стороны – достигнуть поставленной коммерческой цели?»

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1 Понятие системы менеджмента качества……………………………....6
2. СМК в деятельности аптечной организации…………………………..8
2.1 Организационная структура СМК…………………………………...11
2.2 Должностные обязанности уполномоченного по качеству……...…13
2.3 Документооборот аптеки, обеспечивающий качество работы организации………………………………………………………………………15
2.4 Работа с персоналом аптеки………………………………………….17
2.5 Требования к помещению, оборудованию………………………….20
3 Методы оценки системы менеджмента качества в аптеки…………...25
4 Зависимость эффективной работы аптечной организации от внедренной системы менеджмента качества…………………………………..26
Заключение………………………………………………………………..27
Список используемой литературы…………………

Файлы: 1 файл

система менджмента качества аптечной организации.docx

— 66.02 Кб (Скачать файл)

 

Кафедра организации фармацевтической деятельности

 

 

 

 

Реферат на тему:

Система менеджмента качества в аптечной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка фармацевтического

факультета группы 4301

Бондаренко О.В.

Проверила: Смирнова С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2015 год

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………….3

1 Понятие системы менеджмента качества……………………………....6

2. СМК в деятельности аптечной организации…………………………..8

2.1 Организационная структура СМК…………………………………...11

2.2 Должностные обязанности уполномоченного по качеству……...…13

2.3 Документооборот аптеки, обеспечивающий качество работы организации………………………………………………………………………15

          2.4 Работа с персоналом аптеки………………………………………….17

2.5 Требования к помещению, оборудованию………………………….20

3 Методы оценки системы менеджмента качества в аптеки…………...25

4 Зависимость эффективной работы аптечной организации от внедренной системы менеджмента качества…………………………………..26

Заключение………………………………………………………………..27

Список используемой литературы……………………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Характерной особенностью современного этапа развития отечественного фармацевтического рынка является ужесточение конкурентной борьбы. Основными факторами конкурентной борьбы для аптечной организации являются существующие конкуренты, которые представляют угрозу; возникновение новых конкурентов, рост цен поставщиков и стремление потребителей держать уровень цен на определенном уровне, а в связи с конкуренцией иногда аптеке приходится идти и на снижение цен. Перед аптечной организацией встает очень серьезный вопрос «Как в условиях существующего фармацевтического рынка выполнить социальную миссию, которая стоит перед аптекой, а с другой стороны – достигнуть поставленной коммерческой цели?». И единство поставленных задач заставляет руководителей и специалистов аптечных учреждений постоянно искать ответ на этот вопрос.

Одним из ответов на поставленный вопрос является так называемая система менеджмента качества аптечной организации, которая на сегодняшний день тесно связана с понятием сертификата ISO.

Для начала важно разобраться, что такое стандарты ISO, почему именно они во всем мире регламентируют требования, дают основные положения и понятия в области системы менеджмента качества. Дальше с позиции стандартов ISO можно рассмотреть, что же делает аптечная организация, кто и в чем заинтересован и как эту деятельность сделать более результативной и эффективной.

Все лучшее сначала появляется в военной промышленности, а потом переходит на другие рынки. Так же было и со стандартами серии ISO, потому что в 50-е годы военным ведомством США были сформулированы первые требования по качеству. Перед предпринимателями стоял вопрос «Как оптимизировать деятельность?». Европа тоже не стоит на месте, но только в 70–80 гг. в Британском институте стандартов переработаны военные стандарты. Параллельно с этим была организована Международная организация по стандартизации. На сегодняшний день она включает более 200 комитетов, которые занимаются разработкой различных стандартов. В Международной организации по стандартизации существует технический комитет No176, который занимается разработкой и пересмотром стандарта в области качества.

ISO – это сокращение  греческого слова isos – всеобщий. Мировой опыт по организации работ в области менеджмента качества обобщен и систематизирован в стандартах ИСО серии 9000 – это пакет документов по обеспечению качества, подготовленный 176-м комитетом Международной организации по стандартизации.

На сегодняшний день в мировой практике существует более 20 стандартов ИСО, в РФ – более 5 стандартов ИСО, которые в рамках ГОСТа переведены и утверждены. Основными из них являются: ГОСТ Р ИСО 9000-2001, который называется «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь» – это основополагающий стандарт, от которого отталкивается вся терминология, понятия. Его логическим продолжением является ГОСТ Р ИСО 9001-2001, который называется «Система менеджмента качества. Требования» и является основополагающим стандартом, в соответствии с которым во всех организациях различных областей экономики России осуществляется создание, внедрение, документирование и поддержание в рабочем состоянии системы менеджмента качества. Именно по этому стандарту осуществляется сертификация организации. Следующий стандарт – это ГОСТ Р ИСО 9004-2001, который называется «Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности». Стандарты 9001 и 9004 совершенно идентичны по структуре, но стандарт 9001 более четкий и лаконичный. Стандарт 9004 как бы базируется на стандарте 9001, содержит те же разделы, но в развернутой форме, с пояснениями и дополнениями. Отражает не только то, как создать систему менеджмента качества, получить на нее сертификат ИСО, но и использовать для улучшения деятельности организации. Все три обозначенных стандарта тесно взаимосвязаны.

Аптечная организация с точки зрения стандартов ИСО – это группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений, осуществляющих фармацевтическую деятельность на аптечных объектах типа аптеки, пункта, киоска, магазина и т.д

В этическом кодексе российского фармацевта есть очень емкое и чрезвычайно верное определение цели деятельности фармацевта: "главная цель профессиональной деятельности фармацевта - всегда помнить об обязанности сохранять человеческую жизнь".

Но реализовать эту цель возможно, только оказывая людям качественную фармацевтическую помощь, включающую фармацевтические услуги, фармацевтические товары, фармацевтическую информацию. При этом качество зависит не только от фармацевтов, но и от всех специалистов и неспециалистов, занятых в системе лекарственного обращения, в том числе в товаропроводящей сети. В связи с этим мы можем сделать вывод о том, что сохранение человеческой жизни - это цель деятельности всех работающих в фармацевтических организациях, оказывающих услуги по продвижению и реализации лекарственных средств и других товаров, доведению их до потребителя в необходимом объеме и соответствующего качества, отвечающим запросам потребителя (пациента или врача). 

Такой подход, безусловно, требует решения целого комплекса стратегических задач по управлению фармацевтической помощью, которые условно можно разделить на 4 группы:

1 группа - предоставление фармацевтической помощи высокого качества путем поиска и анализа недостатков, проведения сравнений с лучшими достижениями, проведения консультаций с экспертами соответствующего уровня, повышения конкурентоспособности услуг;

2 группа - поддержка непрерывного развития системы качества фармацевтической помощи, позволяющей обеспечить ее большую привлекательность, возможность прогнозировать долгосрочные последствия принимаемых решений, баланс решений между социальными и экономическими изменениями;

3 группа - обеспечение партнерского взаимодействия с потребителями фармацевтических услуг, что возможно через изучение отзывов, пожеланий, жалоб и заявлений потребителей, организацию встреч с потребителями, горячих телефонных линий для них;

4 группа - введение корпоративного подхода к повышению эффективности затрат на фармацевтическую помощь. Качество фармацевтической помощи обеспечивается при системном подходе и при объективной оценке каждого элемента, составляющих эту систему: политика качества; ответственность руководителя, персонала, уполномоченных по качеству; накопленный опыт; уровень экономического развития; документирование процессов; управление документооборотом; управление информацией по качеству; профессиональный рост кадров; внутренний аудит и др. Исключение хотя бы одного из элементов разрушает комплекс и не позволяет системно им управлять и лишает его жизненности.

Внедрение менеджмента качества в фармацевтических организациях требует определенных намерений, целеустремленности, трудозатрат, экономических затрат, психофизических затрат и затрат на осознание целей менеджмента качества, развитие которого требует определенной последовательности и этапности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие системы менеджмента качества

 

Система менеджмента качества – это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

Качество результатов деятельности фармацевтической организации определяется качеством труда.

Система менеджмента - это система управления людьми и техническими средствами, как объектами управления, для достижения предопределённых целей данными объектами управления.

Система менеджмента качества - система для установления политики качества, целей качества и для достижения этих целей. 

Цели СМК: Достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителя, сотрудников, владельцев и общества. Целью СМК является соответствие результатов процессов ФО потребностям потребителя, организации и общества (соответствие как явным требованиям, так и подразумеваемым потребностям).

Задачи обеспечения качества:

•  защита потребителя от недоброкачественных товаров  и услуг на мировом рынке в целом и национальных рынках  отдельных стран. Эта задача основана на следующих принципах:

–  доказательства  качества.  Производитель,  выходящий на рынок, должен доказать качество продукта для всех стадий его жизненного цикла;

–  ответственности  производителя.  Производитель  не доброкачественной продукции несет юридическую ответственность перед потребителями за причиненный ущерб;

–  доверия. Поставщик и потребитель сотрудничают при решении задач обеспечения качества, и сами устанавливают систему доказательства качества;

•  повышение конкурентоспособности товаров и услуг;

•  приведение  в  соответствие (гармонизация)  стандартов, норм, правил, действующих на национальном рынке с требованиями мирового рынка.

В соответствии с требованиями отраслевого стандарта 91500.05.0007-2003 внедрение системы менеджмента качества является обязательным требованием для любой аптечной организации.

Принципы и требования к организации розничной торговли ЛС изложены в правилах "Надлежащей аптечной практики" (или GPP), разработанных Международной фармацевтической федерацией.

Надлежащая аптечная практика (Good Pharmacy Practice; GPP)

представляет собой Правила, разработанные с целью обеспечения

надлежащего качества фармацевтических услуг, оказываемых фармацевтическими работниками населению.

Настоящие Правила определяют роль фармацевта в системе здравоохранения, его место в укреплении здоровья населения и профилактике заболеваний, безопасного, эффективного и рационального

лечения, выявления и решения проблем при применении лекарственных

препаратов. Настоящие Правила направлены на обеспечение населения

качественными, безопасными лекарственными средствами, изделиями

медицинского назначения и медицинской техники, предоставления ему

достоверной информации о лекарственном средстве, пропаганду здорового

образа жизни и профилактику заболеваний, обеспечение рационального

применения рецептурных лекарственных препаратов, влияние на

прописывание и использование лекарственных препаратов и предоставлении

информации об имевших место побочных действиях лекарственных

препаратов и оказание помощи при самолечении.

В соответствии с правилами GPP,  система обеспечения качества в аптечной практике - это совокупность организационных мероприятий, предпринимаемых в целях гарантии соответствия качества готовых лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники их применению, обеспечения хранения, отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, обучения персонала, ведения и хранения документации, проведения самоинспекции.

Требования GPP

А. Надлежащая аптечная практика требует, чтобы первой задачей, стоящей перед фармацевтом, было благосостояние больного независимо от его местонахождения.

Б. Надлежащая аптечная практика требует, чтобы основной деятельностью аптеки являлось обеспечение больных лекарствами и другими изделиями медицинского назначения, соответствующей информацией, советами, а также наблюдение за эффектами от применения лекарств.

В. Надлежащая аптечная практика требует, чтобы составной частью деятельности фармацевта являлось содействие рациональному и экономному назначению и правильному использованию лекарственных средств.

Г. Надлежащая аптечная практика требует, чтобы каждый элемент аптечной услуги был ориентирован на отдельную личность, был четко определен и эффективно доведен до каждого участника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СМК в деятельности аптечной организации

 

Систему менеджмента качества можно внедрять ради двух целей: создание благоприятного имиджа компании или реальное улучшение качества работы. В последнем случае систему даже не обязательно сертифицировать.

Елена Неволина, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей, говорит, что наличие системы менеджмента качества вызывает доверие к продукту компании. В этом случае всегда понятно: на каждом этапе жизнедеятельности фирмы идет серьезная проверка всех процессов, продукции, поставщиков. Во главу угла ставится не цена, а максимально полное удовлетворение потребностей покупателей. В случае с аптекой, это может выглядеть, как наличие в продаже необходимых потребителю ЛС, безупречное качество препаратов, грамотная консультация при покупке, удобная планировка торгового зала и график работы точки, а также многое другое.

Информация о работе Система менеджмента качества в аптечной организации