Система менеджмента качества в аптечной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 02:02, реферат

Описание работы

Характерной особенностью современного этапа развития отечественного фармацевтического рынка является ужесточение конкурентной борьбы. Основными факторами конкурентной борьбы для аптечной организации являются существующие конкуренты, которые представляют угрозу; возникновение новых конкурентов, рост цен поставщиков и стремление потребителей держать уровень цен на определенном уровне, а в связи с конкуренцией иногда аптеке приходится идти и на снижение цен. Перед аптечной организацией встает очень серьезный вопрос «Как в условиях существующего фармацевтического рынка выполнить социальную миссию, которая стоит перед аптекой, а с другой стороны – достигнуть поставленной коммерческой цели?»

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1 Понятие системы менеджмента качества……………………………....6
2. СМК в деятельности аптечной организации…………………………..8
2.1 Организационная структура СМК…………………………………...11
2.2 Должностные обязанности уполномоченного по качеству……...…13
2.3 Документооборот аптеки, обеспечивающий качество работы организации………………………………………………………………………15
2.4 Работа с персоналом аптеки………………………………………….17
2.5 Требования к помещению, оборудованию………………………….20
3 Методы оценки системы менеджмента качества в аптеки…………...25
4 Зависимость эффективной работы аптечной организации от внедренной системы менеджмента качества…………………………………..26
Заключение………………………………………………………………..27
Список используемой литературы…………………

Файлы: 1 файл

система менджмента качества аптечной организации.docx

— 66.02 Кб (Скачать файл)

Помещения для хранения наркотических средств, психотропных веществ, ядовитых и сильнодействующих веществ в обязательном порядке должны быть оборудованы внутренней решеткой на оконных проемах (или решеткой между рамами), выполненной из стального прута диаметром не менее 16 мм. Пруты должны быть сварены в каждом узле и образовывать ячейки не более 150 x 150 мм.

Доступ в производственные помещения, помещения хранения товара имеют лица, уполномоченные в установленном порядке. Доступ посторонних лиц в указанные помещения исключается.

Аптечная организация должна быть оборудована соответствующей светозвуковой и противопожарной сигнализацией, обеспечивающей все условия для сохранности товарно-материальных ценностей и соблюдения противопожарной безопасности.

 В аптечных организациях  должно быть выделено специальное  помещение (шкаф) для хранения моющих  и дезинфицирующих средств, инвентаря  и материалов, применяемых при  уборке помещений и обработке  оборудования.

Общая площадь административно-бытовых помещений аптечных организаций зависит от численности персонала и рассчитывается согласно действующим нормам и правилам.

 В гардеробной верхняя  одежда и обувь должны храниться  отдельно от санитарной одежды  и обуви.

Аптечная организация должна быть оснащена оборудованием и инвентарем в соответствии с выполняемыми функциями:

    • производственные помещения должны быть оборудованы аптечной мебелью, технологическим и другим оборудованием, разрешенными к применению, инвентарем в соответствии с действующими нормативными документами, учитывающими объем и характер деятельности аптечной организации;
    • все приборы, аппараты, используемые в аптечной организации, должны иметь технические паспорта, сохраняющиеся в течение всего времени эксплуатации. Необходимо регулярно проводить поверку приборов, аппаратов, используемых в аптечной организации, в соответствии с требованиями нормативных документов;
    • для хранения наркотических средств, психотропных веществ при наличии лицензии на право работы с этими группами необходимо наличие сейфов; для хранения сильнодействующих и ядовитых веществ - металлических шкафов;
    • торговый зал должен быть оборудован витринами, обеспечивающими возможность обзора и сохранность лекарственных препаратов и товаров других групп, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, а также обеспечивать удобство в работе для персонала аптечной организации. Возможна открытая выкладка лекарственных препаратов безрецептурного отпуска и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций;
    • помещения хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены шкафами, стеллажами, поддонами, подтоварниками для их хранения; помещения хранения термолабильных лекарственных препаратов должны быть оснащены оборудованием, обеспечивающим необходимые условия хранения;
    • помещения хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами или психрометрами), которые размещают на внутренней стене помещения, вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5 - 1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей. Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте), который ведется ответственным лицом в течение года и хранится год, не считая минувшего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке;
    • шкафами для хранения верхней и санитарной одежды, обуви в гардеробной;
    • моющими и дезинфицирующими средствами, хозяйственным инвентарем, применяемыми при уборке помещений и обработке оборудования.

Все оборудование и внешнее оформление помещений в аптечных организациях должны отвечать санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности и охраны труда.

Стеллажи и шкафы для хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, в материальных комнатах должны быть установлены следующим образом:

- расстояние до наружных  стен не менее 0,6 - 0,7 м;

- расстояние до потолка  не менее 0,5 м;

- расстояние от пола  не менее 0,25 м;

- проходы между стеллажами  не менее 0,75 м

- на всех стеллажах, шкафах, полках прикрепляется стеллажная  карта с указанием наименования  лекарственного препарата, серии, срока  годности, количества единиц хранения.

Для открытия аптека необходимы следующие документы:

    • разрешение органов государственного санитарного надзора;
    • заключение органов государственного пожарного надзора;
    • рекомендации  органов  здравоохранения   о     профиле деятельности аптеки;
    • сертификат аккредитационной комиссии;
    • лицензию.

При проведении лицензирования аптек обязательным документом является санитарно-эпидемиологическое заключение на предмет соответствия следующих требований и условий:

    • к аптекам или аптечным киоскам необходимо обеспечить доступ лиц с ограниченными физическими возможностями;
    • аптечные киоски можно размещать на первых этажах жилых домов и общественных зданий при наличии отдельного входа, подводки необходимых инженерных коммуникаций.
    • возглавлять    аптеку   может   лицо, имеющее   фармацевтическое образование и стаж работы не менее 5 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Методы оценки системы менеджмента качества в аптеки

 

При оценке систем менеджмента качества следует задавать четыре основных вопроса в отношении каждого оцениваемого процесса:

а) выявлен и определен ли соответствующим образом процесс?

б) распределена ли ответственность?

в) внедрены и поддерживаются ли в рабочем состоянии процедуры?

г) эффективен ли процесс в достижении требуемых результатов?

Совокупные ответы на приведенные выше вопросы могут определить результаты оценивания. Оценка системы менеджмента качества может различаться по области применения и включать такие виды деятельности, как аудит (проверку) и анализ системы менеджмента качества, а также самооценка.

Аудит (проверка) системы менеджмента качества

Аудиты (проверки) применяют для определения степени выполнения требований к системе менеджмента качества. Наблюдения аудитов (проверок) используют для оценки эффективности системы менеджмента качества и определения возможностей для улучшения.

Аудиты (проверки), проводимые первой стороной (самой организацией) или от ее имени для внутренних целей, могут служить основой для декларирования организацией о своем соответствии.

Аудиты (проверки), проводимые второй стороной, могут проводиться потребителями организации или другими лицами от имени потребителей.

Аудиты (проверки), проводимые третьей стороной, осуществляются внешними независимыми организациями. Такие организации, обычно имеющие аккредитацию, проводят сертификацию на соответствие требованиям, например требованиям ГОСТ Р ИСО 9001.

ИСО 19011 содержит методические указания по аудиту (проверке).

Анализ системы менеджмента качества.

Одна из задач высшего руководства - проведение регулярного систематического оценивания пригодности, адекватности, эффективности и результативности системы менеджмента качества с учетом политики и целей в области качества. Этот анализ может включать рассмотрение необходимости адаптации политики и целей в области качества в ответ на изменение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон. Анализ включает определение потребности в действиях.

При анализе системы менеджмента качества наряду с другими источниками информации используют отчеты по аудитам (проверкам).

Самооценка.

Самооценка организации является всесторонним и систематическим анализом деятельности организации и результатов по отношению к системе менеджмента качества или модели совершенства (например, модели премии по качеству).

 

4 Зависимость эффективной работы аптечной организации от внедренной системы менеджмента качества.

 

Для того, чтобы руководство и функционирование организации были успешными, необходимо осуществлять ее менеджмент систематическим и открытым способом.

 Он основывается на  восьми принципах менеджмента  качества.

а) Ориентация на потребителя.

Организации зависят от своих потребителей, и поэтому им следовало бы понимать текущие и будущие потребности потребителей, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

б) Лидерство руководителей.

Руководители устанавливают единство цели и направления деятельности организации. Им следовало бы создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут стать полностью вовлеченными в достижение ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

в) Вовлечение работников.

Работники всех уровней являются сутью организации, и их полное вовлечение позволяет использовать их способности для выгоды организации.

г) Процессный подход.

Желаемый результат достигается более эффективно, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

д) Системный подход к менеджменту.

Идентификация, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей.

е) Постоянное улучшение.

Постоянное улучшение деятельности организации в целом следовало бы рассматривать в качестве ее неизменной цели.

ж) Основанный на фактах подход к принятию решений.

Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

з) Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Организация и ее поставщики зависят друг от друга, и взаимовыгодные отношения между ними повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Успешное использование организацией этих восьми принципов менеджмента приведет в результате к выгодам для заинтересованных сторон, таким, как увеличение денежных доходов, создание ценности и повышение стабильности.

 

 

 

 

Заключение

Система управления целой организации разрабатывается с учётом специфики организации.

Политика и цели в области качества устанавливаются, чтобы служить ориентиром для организации. Достижение целей в области качества может оказывать позитивное воздействие на качество продукции, эффективность работы и финансовые показатели и, следовательно, на удовлетворенность и уверенность заинтересованных сторон. К основным положениям системы управления качеством относится документация, которая дает возможность передать смысл и последовательность действий.

Вовлечение работников всех уровней составляют основу организации. Их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности. С одной стороны, управленческое решение руководства о том, что система менеджмента должна функционировать, а с другой стороны – только в том случае, когда весь персонал осознает, что система менеджмента – это не простая совокупность дополнительных бумажек, которые будут стоять на полке. Это должна быть действенная структура, а работать она будет только тогда, когда все поймут, на чем она основана и для чего это делается. В каждой аптеке в том или ином виде система менеджмента качества создана и успешно функционирует – у кого-то на 10%, у кого-то на 90%. Система менеджмента качества нацелена на то, чтобы систематизировать процессы, посмотреть, все ли из них обеспечены необходимыми ресурсами, документами.

Система управления качеством способствует удовлетворению требований потребителей. К чему относится повышение качества во всех его проявлениях – от качества самого лекарства, до качества обслуживания: наличие в продаже, отсутствие очередей, удобная упаковка, возможность быстро получить информацию.

Управление персоналом – целенаправленная деятельность руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку концепции и стратегии кадровой политики и методов управления персоналом.Эта деятельность заключается в формировании системы управления персоналом, планировании кадровой работы, проведении маркетинга персонала, определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале. Технология управления персоналом организации охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров.

Она предусматривает информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом. Руководители и работники подразделений системы управления персоналом организации также решают вопросы оценки деятельности подразделений системы управления организации, оценки экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом.

 

Список используемой литературы

 

  1. Версан В. Высшее руководство предприятий и результативность систем менеджмента качества / В. Версан // Стандарты и качество - 2005. - N 11
  2. Другова З.К. Разработка системы внутреннего контроля для повышения качества управления деятельностью аптечной организации: Методические рекомендации / З.К. Другова, A.M. Битерякова, М.В. Малаховская // Томск: Изд-во ТПУ, 2006
  3. Кононова С.В. Фармацевтические услуги, формирование рынка. /С.В. Кононова, Г.А. Олейник. // Новая аптека. - 2003. - N 6.
  4. Государственные стандарты РФ (ISO) серии 9000-2001.
  5. ИПС "Консультант Плюс".
  6. Сайт: http://medical-diss.com/farmakologiya/modelirovanie-sistemy-menedzhmenta-kachestva-v-aptechnyh-organizatsiyah
  7. Правила надлежащего аптечной практики таможенного союза GOOD PHARMACY PRACTICE (GPP).

 

 

 


Информация о работе Система менеджмента качества в аптечной организации