Система управления и пути ее совершенствова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования «Система управления и пути ее совершенствова» обусловлена тем, что сельскохозяйственное производство как объект управления обладает рядом специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на функции и структуру органов, методы и стиль руководства, организацию труда работников аппарата управления и т.д.
Территориальная рассредоточенность производства и удаленность структурных подразделений от центра, растянутость коммуникаций затрудняют сбор и переработку информации, что ведет к запаздыванию принятия оперативных решений, а следовательно, требует расширения самостоятельности как самих предприятий, так и внутрихозяйственных подразделений, особенно в области оперативной хозяйственной деятельности. Экономическое воспроизводство в сельском хозяйстве тесно переплетается с естественным, что ставит его в большую зависимость от природно-климатических условий.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты системы управления 5
1.1. Сущность и содержание системы управления 5
1.2. Надежность функционирования систем управления 12
1.3.Методические подходы к определению экономической эффективности управления и мероприятий по совершенствованию систем управления 21
2. Современное состояние системы управления в организации (агропромышленном формировании) 26
2.1. Организационно-экономическая характеристика хозяйства. 26
2.2. Критическая оценка образования и функционирования органов управления организацией (агрофирмой) 39
2.3. Структура управления производством. Анализ состава управленческого персонала организации 48
2.4.Эффективность системы управления производством и оценка работы службы хозяйства 57
2.5. Организация управленческого труда 59
3. Основные направления совершенствования системы управления сельскохозяйственной организацией. 72
3.1. Совершенствование структуры управления 72
3.2. Разработка управленческих решений по совершенствованию системы управления. 75
3.4. Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию системы управления 77
Выводы и предложения 84
Список использованной литературы 87

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 714.00 Кб (Скачать файл)

Лишь комплексное применение методов позволит решить главную задачу, стоящую в настоящее время перед наукой управление - повышение эффективности управления общественным производством. Применительно к АПК важнейшие задачи следующие: разработка организационных структур АПК с учетом развития различных форм хозяйствования, развитие демократических начал управления на разных уровнях, научно обоснованное разграничение прав, обязанностей и ответственности между государственными, хозяйственными и общественными органами управления АПК, совершенствование организации управленческого труда и его материального стимулирования, совершенствование внедрения достижений науки и передового опыта и т.д.

Таким образом, цель управления хозяйством - эффективное функционирование и развития производства. Поэтому об эффективности и качестве управления прежде всего можно судить по достигнутым результатам.

 

 

1.2. Надежность функционирования  систем управления

 

Основная задача агропромышленного комплекса - достижение устойчивого роста сельскохозяйственного производства, надежное обеспечение внутреннего рынка продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем, объединение усилий всех его отраслей для получения высоких конечных результатов.

АПК традиционно делится на три сферы: первая включает отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, осуществляющие их производственное обслуживание; вторая - отрасли сельского хозяйства (растениеводство и животноводство); третья - заготовку, хранение, переработку и реализацию продукции, произведенной из сельскохозяйственного сырья. Определяющим фактором для развития и эффективного функционирования агропромышленного комплекса России является успешная деятельность его составляющих - сельскохозяйственных предприятий страны. Очевидно, что на работу предприятий АПК значительно влияет действующая система управления сельскохозяйственным производством. Изменения в государственной политике управления в области АПК порой важнее, чем уровень обеспеченности отрасли ресурсами. Уход государства от оптимизации межотраслевых пропорций, выполнения других своих функций в области экономики, стимулирование импорта продовольствия, частая смена правил игры, создание иных препятствий развитию отечественного АПК может обанкротить отрасль независимо от уровня её оснащенности ресурсами. [22]

Структуры управления классифицируют в зависимости от характера и целей исследований, выделяя на основе разных признаков типичные. Широко распространена классификация структур по Признаку ступенчатости. По каким бы признакам не выделяли и не типизировали структуры, все они имеют определенное число ступеней2. Выделяются 2-, 3-, 4-ступенчатые и т. д., а также комбинированные структуры управления. Характеристика структуры с этой стороны исключительно важна при разработке мероприятий по рационализации системы управления, особенно в условиях применения средств механизации и автоматизации управленческого труда.

Небольших и средних по размеру предприятиях структуру управления, как и организационную структуру, целесообразно строить по 2-ступенчатой схеме: руководитель предприятия — бригадир. Это обеспечивает повышение оперативности, качества, надежности функционирования аппарата управления и снижение затрат на его содержание.

На крупных сельскохозяйственных предприятиях неизбежно выделение промежуточных подразделений (отделений, производственных участков, цехов и др.), через которые осуществляется руководство первичными производственными подразделениями: предприятие — отделение — бригада (ферма). Соответственно и структура управления 3-ступенчатая. Это обусловлено, с одной стороны, увеличением размеров производства, с другой — низким уровнем специализации и концентрации производственных подразделений, большой рассредоточенностью пунктов размещения рабочей силы, поголовья животных, плохими дорожными условиями.

В хозяйствах, где процесс углубления специализации производства в подразделениях осуществляется неодновременно, целесообразно на определенный промежуток времени вводить смешанную структуру управления, при которой руководители специализированных производственных подразделений, расположенных компактно, подчиняются непосредственно общехозяйственному руководству, а многоотраслевых — через руководителей промежуточных подразделений: руководитель предприятия — управляющий отделением — бригадир.

4-ступенчатая структура управления  используется в различного рода  агропромышленных объединениях. Взаимосвязи и отношения между звеньями и работниками при однотипной структуре управления могут строиться на линейной или функциональной основе, либо на их комбинации (линейно-функциональная).

Сущность линейной структуры управления состоит в том, что каждый работник управления выполняет все функции руководства данным участком производства, а у подчиненного есть только один руководитель, распоряжения которого обязательны к исполнению. При таком соподчинении обеспечивается принцип единоначалия. Преимущества линейной структуры управления заключаются в следующем:

-единство и четкость распорядительства исключают дублирование функций, противоречивость и несогласованность в управлении;

-повышается ответственность руководителя за результаты деятельности возглавляемого им подразделения;

-оперативно принимаются решения;

-возрастает личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

Недостатки линейной структуры управления сводятся к следующему:

-высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными ему работниками, что, в свою очередь, ограничивает масштабы возглавляемого подразделения и возможности руководителя по эффективному управлению им;

-большая перегрузка информацией, огромный поток бумаг, множественность контактов с подчиненными, вышестоящими и смежными организациями.

Линейная структура управления используется мелкими предприятиями, осуществляющими несложное производство.

С усложнением задач производства требуются глубокие специальные знания применительно к каждой его отрасли и сфере. Это и обусловило переход от простой линейной структуры управления к функциональной. Сущность функциональной структуры управления состоит в том, что для выполнения отдельных специализированных функций выделяют специальные функциональные звенья или отдельных исполнителей (по планированию, агрономии, зоотехнии, транспортному, энергетическому обслуживанию и т. д.), а исполнитель по определенным вопросам подчиняется сразу нескольким функциональным руководителям. Преимущества функциональной структуры управления таковы:

-высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций;

-расширение возможностей линейных руководителей в оперативном управлении производством в результате их высвобождения от подготовки сведений по вопросам функциональной деятельности.

К недостаткам функциональных структур управления можно отнести следующие:

-трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;

-длительность процедуры принятия решений;

-иерархию в структуре взаимоотношений;

-отсутствие единства действий между работниками функциональных служб разной специализации;

-снижение ответственности исполнителей за работу в результате обезлички, поскольку каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей;

-каждый функциональный руководитель и специализированные подразделения ставят «свои» вопросы на первое место; в результате в одних случаях возникает дублирование, в других — несогласованность указаний и распоряжений, получаемых работниками сверху;

-нарушение принципов единоначалия и единства распорядительства.

Вследствие развития производства происходило постепенное слияние линейной и функциональной структур управления. В результате образовалась линейно-функциональная структура, которая соединяет преимущества двух структур управления. Сущность комбинаций линейных и функциональных связей на предприятии состоит в том, что по административным вопросам, то есть по линии общего руководства, каждый работник подчиняется одному руководителю (бригадир — управляющему, управляющий — директору). Функциональные звенья должны заниматься вопросами, отнесенными к их компетенции (техническими, технологическими и т. д.). При этом право окончательного решения сохраняется за общим руководством. Такая структура составляет основу построения аппарата управления на всех уровнях общественного производства. Только в условиях четкого распределения работ и функций между линейным и функциональным персоналом возможно обеспечить реализацию преимуществ, заложенных в этой структуре.

Чем крупнее и сложнее управляемый объект, тем более разветвленным становится функциональное управление, увеличивается число служб, усложняется их координация. Линейно-функциональная структура в ряде случаев становится громоздкой, не обеспечивает своевременного решения проблем, подчас не обладает необходимой гибкостью, маневренностью. Общими недостатками перечисленных выше структур управлений являются слабая восприимчивость и приспособляемость к рыночным отношениям, конкуренции, нахождению новых сегментов на рынке. Эти и многие другие проблемы устраняются с внедрением программно-целевых структур управления. [18]

Программно-целевая структура управления характеризуется организацией временных творческих коллективов для выполнения определенных программ или решения конкретных проблем. Создание творческих коллективов не разрушает целостность существующей структуры управления. Они органически вписываются в ее состав, воздействие их на производство осуществляется по горизонтали. Предприятия могут внедрять программно-целевые структуры управления, заключая хозяйственные договоры с научными учреждениями или вступив в научно-производственные системы. Программно-целевые структуры целесообразно создавать в садоводческих, плодопитомниководческих и других подразделениях, где рынок наиболее нестабилен. Система управления с программно-целевой структурой является наиболее прогрессивной в силу следующих причин: она обеспечивает системное научное управление; деятельность временных творческих коллективов можно оперативно переориентировать с учетом требований и конъюнктуры рынка;

-организуются кооперативы специалистов, работающих по целевым программам;

-повышается значимость и расширяются функции службы маркетинга.

Матричная структура управления — это современный эффективный тип структуры управления, который создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление отдельными сферами деятельности организации (производством, сбытом, снабжением). В соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) организуется управление программами, проектами, темами. При матричной структуре управления руководитель программы работает с не подчиненными ему непосредственно специалистами, которые подчинены линейным руководителям. Он в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу. Преимущества матричной структуры управления заключаются в следующем:

-значительная активизация деятельности руководителей и работников управленческого аппарата за счет формирования программных подразделений, активно взаимодействующих с функциональными подразделениями;

-разделение функций управления между руководителями, ответственными за высокие конечные результаты и за обеспечение наиболее полного использования имеющихся ресурсов;

-вовлечение руководителей и специалистов всех уровней в сферу активной творческой деятельности по техническому совершенствованию производства.

Рассмотренные структуры не раскрывают ряда качественных параметров в управлении сельскохозяйственными предприятиями. В связи с этим была разработана типизация структур управления сельскохозяйственными предприятиями, отражающая особенности их построения и принципы организации производства. Согласно этой классификации выделяются отделенческая (территориальная), отраслевая (цеховая), бригадная и комбинированная структуры управления.

Отделенческая структура управления характеризуется производственно-территориальным принципом организации производства, при котором на определенной обособленной территории (отделении) обеспечивается производство продукции растениеводства и животноводства. Руководство отделениями осуществляют управляющие. В крупных отделениях по специализированным функциям управление осуществляют отраслевые специалисты: агрономы, зоотехники, ветврачи, механики, бухгалтеры и др. Отделенческая структура управления типична для крупных хозяйств с многоотраслевой структурой и значительной территориальной разобщенностью производства. Для этой структуры характерна линейно-функциональная система отношений, при которой на общехозяйственном уровне создается сеть функциональных служб — агрономическая, бухгалтерия и т. д. Работники этих служб реализуют свои полномочия через управляющих и специалистов отделений. Такая организация позволяет полнее использовать материально-технические и трудовые ресурсы, повышать оперативность управления. Однако рост числа функциональных служб и отдельных исполнителей, подчиненных непосредственно руководителю предприятия, приводит к значительному превышению нормы управляемости, что усложняет руководство производством, а двойственность подчинения подчас порождает безответственность и другие недостатки.

В условиях углубленной специализации происходит усиление внутриотраслевых связей при ослаблении связей между отраслями по использованию техники и рабочей силы. В результате получает развитие отраслевая структура управления, при которой одинаковые по специализации внутрихозяйственные подразделения, выполняющие работы по производству однородного продукта или части его, независимо от территориального расположения объединяются в специализированные цехи. Соответственно структура управления называется цеховой или отраслевой. Степень однородности производимого продукта в цехе зависит от размеров производства, глубины специализации и концентрации. При крупных размерах подотраслей и сравнительно высоком уровне концентрации цехи могут быть узкоспециализированными (овощеводства, птицеводства, свиноводства и т.д.). В хозяйствах, развивающих несколько отраслей растениеводства и животноводства в сравнительно небольших размерах, цехи могут объединять растениеводство и животноводство. При этом главные (старшие) специалисты становятся их руководителями и выполняют как общие (административные), так и технологические функции. Условия, необходимые для внедрения цеховой структуры управления: [20]

Информация о работе Система управления и пути ее совершенствова