Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 15:17, курсовая работа
Поскольку издержки — это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу. Это относится к выпуску уже освоенной продукции к переходу на новые изделия.
Если средние издержки ниже цены (рисунок 3-б), то фирма, находясь в положении равновесия, получает в среднем прибыль более высокую, чем нормальная прибыль, т. е. получает сверхприбыль, или квазиренту [9, с. 132].
Наконец, если средние издержки фирмы при любом объеме производства выше рыночной цены (рисунок 3-в), то данная фирма терпит убытки и разорится, если не будет реорганизована или не уйдет с рынка.
Динамика средних издержек характеризует положение фирмы на рынке, однако сама по себе не определяет линии предложения и точки оптимального объема производства. Действительно, если средние издержки ниже цены (рисунок 3-б), то на этом основании мы можем лишь утверждать, что в интервале от Q2 до Q3 находится зона прибыльного производства, а при объеме производства Q1, которому соответствуют минимальные средние издержки, фирма получает максимальную прибыль на единицу продукта. Однако означает ли это, что точка Q1 — это точка оптимального объема производства, где фирма достигает своего равновесия? Производителя, как известно, интересует не прибыль на единицу продукции, а максимум общей массы получаемой прибыли. Линия средних издержек не показывает, где достигается этот максимум.
В связи с этим необходимо рассмотреть так называемые предельные издержки, т. е. дополнительные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукта наиболее дешевым способом. Предельные издержки получаются как разность между издержками производства n единиц и издержками производства n-1 единиц: MC=TCn-TCn-1 [13, c. 133].
На рисунке 4 показана динамика предельных издержек.
Кривая предельных издержек не зависит от постоянных издержек, потому что постоянные издержки существуют независимо от того, производится ли дополнительная единица продукции. Сначала предельные издержки сокращаются, оставаясь ниже средних издержек. Это объясняется тем, что если издержки на единицу продукции убывают, следовательно, каждый последующий продукт стоит меньше средних издержек предшествующих продуктов, т. е. средние издержки выше предельных. Последующий рост средних издержек означает, что предельные издержки становятся выше предшествующих средних издержек. Таким образом, линия предельных издержек пересекает линию средних издержек в ее минимальной точке М.
Вместе с тем производство дополнительной единицы продукции, порождая дополнительные издержки, с другой стороны, приносит и дополнительный доход, выручку от ее продажи. Величина этого дополнительного, или предельного дохода представляет собой разность между выручкой от продажи n и n — 1 единиц продукции: MR=TRn — TRn-l. B условиях свободной конкуренции, как известно, производитель не может повлиять на уровень рыночной цены, и, следовательно, продает любое количество своей продукции по одной и той же цене. Это значит, что в условиях свободной конкуренции дополнительный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет при любом объеме одинаков, т. е. предельный доход будет равен цене: MR = Р.
Введя понятия предельных издержек и предельного дохода, мы можем теперь гораздо более точно определить точку равновесия фирмы, или точку, где она прекращает производство, добившись максимально возможной при данной цене массы прибыли. Очевидно, что фирма будет расширять объем производства, пока каждая дополнительно произведенная единица продукции будет приносить дополнительную прибыль. Другими словами» пока предельные издержки будут меньше, чем предельный доход, фирма может расширять производство. Если предельные издержки начнут превышать предельный доход, фирма будет нести убытки.
На рисунке 5 показано, что с увеличением производства кривая предельных издержек (МС) идет вверх и пересекает горизонтальную линию предельного дохода, равного рыночной цене P1, в точке М, соответствующей объему производства Q1. Любое отклонение от этой точки приводит к потерям для фирмы либо в виде прямых убытков при большем объеме производства, либо в результате сокращения массы прибыли при уменьшении выпуска продукции.
Таким образом, условие равновесия фирмы можно сформулировать следующим образом: MC=MR=P. Любой конкурент, добивающийся прибыли, стремится установить такой объем производства, при котором соблюдается это условие равновесия. Соотношение предельных издержек и предельного дохода — это своего рода сигнальная система, которая информирует предпринимателя о том, достигнут ли оптимум производства или можно ожидать дальнейшего роста прибыли. Однако нельзя точно определить получаемую фирмой массу прибыли на основании динамики предельных издержек, поскольку, как уже отмечалось, они не учитывают постоянных издержек. Общая прибыль, получаемая фирмой, может быть определена как разность между валовой выручкой (TR) и валовыми издержками (ТС). В свою очередь, валовая выручка вычисляется как произведение количества продукции на цену (TR=QxP), а валовые издержки — произведение количества продукции на средние издержки (TC=QxAC). Таким образом, лишь соединив проведенный ранее анализ предельных издержек и предельного дохода с анализом динамики средних издержек, можем точно определить объем получаемой прибыли.
Таким образом, существуют постоянные, переменные, альтернативные, валовые, средние издержки.
1.3 Издержки на рабочую силу и производительность труда
Согласно концепции затрат на прирост прибыли, каждая дополнительная единица затрат целесообразна и эффективна только тогда, когда она обеспечивает больший (по сравнению с затратами) и увеличивающийся прирост прибыли. Эта концепция является одним из важнейших средств диагностики эффективности управленческой деятельности, в том числе и деятельности в области управления персоналом, в частности, управление оплатой его труда.
Для этих целей на западных предприятиях отделы человеческих ресурсов регулярно собирают информацию о различных сторонах управления персоналом (такие данные часто называют статистикой человеческих ресурсов), в том числе:
• о производительности;
• об издержках на рабочую силу;
• о профессиональном обучении;
• о структуре и динамике рабочей силы [3, с. 110].
Данные об издержках на рабочую силу показывают, во что обходится предприятию его работник. К числу наиболее широко используемых для целей анализа, контроля и планирования показателей относят следующие:
1. Общие издержки предприятия на рабочую силу за период. Каждая компания должна с максимальной точностью знать размер своих расходов на рабочую силу. Причем определение общей величины издержек является достаточно сложным делом, так как они складываются из множества статей, которые не всегда на первый взгляд связаны с наймом рабочей силы. Основными составляющими издержек на рабочую силу являются:
• базовая заработная плата. Эта категория включает должностные оклады и выплаты по часовым тарифным ставкам;
• переменная заработная плата. К этой категории относятся выплаты рабочим-сдельщикам, комиссионные, аккордная заработная плата;
• все виды премиальных выплат, включая премии по итогам года, квартала, месяца, разовые премии за выполнение отдельных заданий;
• выплаты по участию в прибылях и сокращению издержек;
издержки предприятия на предоставление работникам права приобретения акций;
• стоимость социальных льгот, включая взносы организации в страховые фонды, затраты на медицинское обслуживание, бесплатное питание, предоставление бесплатных услуг работникам и т. д. К данной категории относятся издержки на все льготы, как установленные законодательством, так и предоставляемые предприятием в дополнение к требованиям закона;
• издержки на спецодежду, обувь, оборудование бытовых помещений;
• взносы предприятия в фонды государственного социального страхования;
• издержки предприятия на уплату государственных и местных налогов на заработную плату [3, с. 111].
2. Издержки на одного работника. Данный показатель рассчитывается путем деления общей величины издержек на рабочую силу за период на численность работников предприятия. Показатель дает представление о том, во сколько в среднем обходится компании один работник в течение периода. Многие западные компании рассчитывают подобные показатели для различных категорий занятых.
3. Издержки на один производительный час. Этот показатель рассчитывается путем деления общей величины издержек на рабочую силу на общее число производительных часов за период. Показатель дает представление о том, во сколько в среднем обходится компании один час производительного труда с точки зрения расходов на рабочую силу. Причем необходимо подчеркнуть, что речь идет не о всех отработанных часах, а именно о производительных — это те часы производственных работников, в течение которых они заняты непосредственной производственной деятельностью, т. е. изготовлением продукции или оказанием услуг. К ним не относятся часы, потраченные на профессиональное обучение, простои, занятия по охране труда и т. п. [3, с. 114-115]
В соответствии с концепцией затрат (в данном случае на рабочую силу), предприятию необходимо знать и то, какой вклад вносят его работники в достижение поставленных целей, т. е. какова эффективность затрат на рабочую силу, их отдача. Для этих целей на Западе рассчитываются показатели производительности (персонала, труда), которым руководство компаний уделяет повышенное внимание, поскольку производительность труда является источником процветания любого предприятия.
Используемые в управленческом анализе и при принятии решений показатели производительности труда должны отражать специфику производственной деятельности предприятия, однако существует несколько наиболее общих показателей, применяемых практически во всех западных компаниях:
1. Объем реализации
на одного работника.
Данный показатель является
наиболее общим показателем производител
2. Объем прибыли до
уплаты налогов на одного
3. Показатель производимой
продукции за час
В первом случае он определяется как результат деления
себестоимости произведенной за период
продукции (иногда используют показатель
рыночной стоимости произведенной продукции)
на общее число отработанных производительных
часов за период. В последнее время популярным
стал показатель добавленной стоимости
за один производительный час — рассчитывается
как частное отделения разницы между рыночной
стоимостью и издержками произведенной
за период продукции на отработанные производительные
часы.
Во втором случае (натуральные единицы) показатель определяется как частное отделения количества единиц произведенной за период продукции на общее число отработанных за этот период производительных часов.
Организации, занимающиеся сервисом, используют показатель обслуживаемых в течение одного часа клиентов, рассчитываемый, как отношение общего числа обслуженных в течение периода клиентов к производительным часам за период.
Многие компании рассчитывают показатели производимой за час продукции отдельно по подразделениям и по видам продукции, сопоставляя производительность различных участков и производство различных изделий [1, с. 148].
Показатель рекомендуется рассматривать в динамике или в сравнении с конкурентами.
4. Число производительных часов, затраченных на производство единицы продукции, — показатель, обратный показателю производительности за один час. В определенной степени это более наглядный показатель и потому широко применяется компаниями, выпускающими однородную объемную продукцию — станки, экскаваторы, самолеты, корабли и т. д.
Итак, издержки на рабочую силу включают заработную плату, социальные льготы, издержки на одежду, уплату налогов и другие. Показатели производительности включают: объем реализации на одного работника, объем прибыли до уплаты налогов на одного работника, производимая продукция за час производимого труда, число производительных часов, затрачиваемых на производство единицы продукции.
Таким образом, ни одно предприятие в современных рыночных условиях не может существовать без издержек. Последние включают оплату труда, закупку оборудования, налоги и другие. Успешным предприятием считается то, в котором прибыль превышает издержки.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИЗДЕРЖКАМИ
2.1 Прибыль как основной показатель результатов деятельности организации и минимизации издержек