Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 15:17, курсовая работа
Поскольку издержки — это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу. Это относится к выпуску уже освоенной продукции к переходу на новые изделия.
Экономисты, в отличие от бухгалтеров, используют термин «прибыль» для обозначения разности между совокупным доходом фирмы и всеми ее издержками, включая как явные, так и неявные. Для того чтобы отделить такое понимание термина от других толковании, многие авторы называют эту разность чистой экономической прибылью. Следует отличать чистую экономическую прибыль от двух других бухгалтерской прибыли и нормальной прибыли. Бухгалтерская (финансовая) прибыль представляет собой разность между валовым доходом (выручкой) фирмы и ее явными (внешними по отношению к организации) издержками. На практике правило руководитель сталкивается именно с этим видом прибыли [17, c. 19].
Нормальная прибыль — это прибыль, равная вмененным издержкам, вложенным в дело владельцем фирмы. Вмененные издержки — затраты, не предусмотренные контрактами с внешними организациями. Например, вложив в дело 1 тыс. руб., владельцы фирмы получают прибыль 7%. Если в это время процентная ставка составляет также 7%, то полученная прибыль будет нормальной. Эта сумма является «нормальной» в том смысле, что владельцы фирмы при нормальной ситуации получили бы эти денежные средства, вложив капитал в какое угодно иное предприятие, она не является «прибылью» в сугубо экономическом смысле этого слова [8, с. 211].
Отрицая прибыль как результат эксплуатации, присвоения неоплаченного наемного труда, можно выделить следующие, имеющие хождение в учебной литературе определения прибыли: во-первых, — это плата за услуги предпринимательской деятельности; во-вторых — это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой; в третьих — это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального решения, с тем или иным вариантом природно-климатических условий. Риск может быть связан и с непредсказуемыми обстоятельствами — стихийные бедствия, межнациональные и межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска могут быть кардинально различны — большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение фирмы. В настоящее время разработана теория риска, с помощью которой можно рассчитать степень риска, особенно финансового. В-четвертых, — это так называемая монопольная прибыль. Она возникает при монопольном положении производителя (продавца) на рынке или при естественной монополии. Монопольная прибыль по большей части неустойчива.
Основные фонды представлены, прежде всего, зданиями, сооружениями, передаточными устройствами, машинами, оборудованием и приборами, транспортными средствами, инструментом, скотом и некоторыми другими их видами. В России основные фонды часто делят на производственные и непроизводственные. К первым относят средства труда, функционирующие в сфере материального производства, а ко вторым — средства труда, функционирующие в жилищном и коммунальном хозяйстве, здравоохранении, образовании, науке, культуре и искусстве, органах государственного управления, кредитной и других отраслях сферы услуг. Таким образом, по российской методике здание, в котором размещен завод или ферма, будет отнесено к основным производственным фондам, а здание, в котором размещается банк, институт, больница или просто жилой дом,— к непроизводственным основным фондам [2, с. 278].
Если сравнивать по величине оборотный капитал с основным, то в большинстве фирм и отраслей первый намного меньше второго. Тем не менее оборотный капитал в соответствии со своим названием оборачивается в хозяйственной жизни намного быстрее основного. В результате его вклад в себестоимость продукции обычно намного выше, чем вклад основного капитала. Ведь основной капитал переносит свою стоимость на изготавливаемую продукцию в течение нескольких лет частями (через амортизацию), а оборотный капитал — не более года. В российской промышленности в 2000 г. структура затрат (себестоимости) выглядела так, %: амортизация — 6, материальные затраты -г- 57, оплата труда и отчисления на социальные нужды — 19, прочие расходы — 18 [2, с. 284].
От структуры основного и оборотного капитала зависит прибыль торгового предприятия. Если предприятие имеет в своем распоряжении новые здания, сооружения, располагает современным оборудованием, то это будет способствовать максимизации прибыли. В таком случае предприятию не придется платить за амортизацию, поэтому чистая прибыль предприятия увеличится.
Таким образом, важнейшей категорией рыночной экономики является прибыль. Прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами.
2.2 Особенности
стратегического контроля
В современном менеджменте проблема издержек производства вызывает повышенное внимание. Это объясняется ролью, которую играют издержки в рыночных позициях фирмы. Все большее число компаний, в том числе российских, пересматривают свое отношение к издержкам, рассматривая их как фактор стратегического развития.
Политика фирмы в отношении издержек, как правило, сводится к их снижению. В связи с этим говорится о факторах, резервах, значении сокращения издержек. При характеристике конкурентных стратегий называется стратегия снижения производственных издержек. Конечно, издержки важно снижать, добиваясь за счёт этого более высоких результатов. Однако такой подход, на наш взгляд, упрощает проблему издержек и является односторонним. Во-первых, низкие издержки не могут быть самоцелью, поскольку способны принести не только пользу, но и вред предлагаемому фирмой продукту из-за ослабления его конкурентоспособности. Последнее может произойти ввиду снижения качественных характеристик, которые ценит покупатель. Во-вторых, устойчивое экономическое развитие и рост фирмы с точки зрения издержек не обязательно связаны со снижением самих издержек. Развитие может обеспечиваться на определённом этапе за счет роста издержек. Постольку поскольку динамика издержек производства может быть различной, более обоснованно, по нашему мнению, говорить не только и не столько о снижении, сколько об эффективности издержек производства. Хотя снижение издержек производства является ключевым моментом в этом процессе, эффективность — более многогранное явление [16, c. 48].
Эффективность издержек учитывает как величину расходов, которые несёт фирма, так и влияние расходов на результаты работы. Результаты выражаются прежде всего в стоимости товаров и услуг, которые могут быть произведены из данных ресурсов в других, наиболее выгодных и доступных сферах. К результатам следует отнести также объём производимой продукции, номенклатуру с учетом спроса, качество поставляемых на рынок товаров. Эффективность издержек является одной из составляющих экономической эффективности. Традиционный подход к экономической эффективности и её росту (минимум затрат — максимум результатов) при более внимательном рассмотрении нуждается в конкретизации. В самом деле, что значит «минимум затрат»? Следует учитывать не только количественную сторону, но и другие моменты. В частности, чтобы общие и средние издержки в будущем были меньше, необходимы определенные вложения в новую технологию, подготовку персонала, стимулирование работников. Любая стратегия ресурсосбережения в этом отношении может обходиться дешевле или дороже. Фирма ищет наиболее дешёвую комбинацию факторов («комбинация минимальных издержек»). Большие вложения в уменьшение издержек могут быть связаны с риском потери преимуществ низкостоимостного производства. Дело не только в размере прибыли, падающей ввиду дополнительных затрат. Стремление снижать издержки любой ценой может помешать фирме увидеть растущее «иное предпочтение».
Минимизация затрат непосредственным образом выходит на понятие эффективности затрат. Как и любая другая экономическая эффективность, эффективность издержек производства показывает соотношение величины снижения издержек производства (результат) к размеру средств, обеспечивших это снижение (затраты). Для определения количественного значения данного показателя на уровне фирмы рекомендуем способ расчёта:
где Эи.п — эффективность издержек производства;
Э — экономия ресурсов на производство единицы продукции;
П — количество единиц продукции, произведенной за определенный период времени;
З — величина затрат, обеспечившая экономию ресурсов [6, c. 30].
Для определения эффективности издержек производства необходимо учитывать всю совокупность факторов, которые прямо или косвенно влияют на издержки. В зарубежной практике не случайно получили широкое распространение концепции, в которых максимально реализуется требование учёта сравнительной величины затрат. К их числу можно отнести концепцию добавленной стоимости. В рамках концепции составляющие затрат учитываются и сравниваются на всех стадиях добавленной стоимости, начиная с закупок сырья и материалов и заканчивая реализацией продукции (услуг). Ключевым моментом такого подхода является максимизация разницы между закупками и реализацией. Другая, не менее известная, концепция альтернативности затрат основывается на том, что любое финансовое решение принимается в результате сравнения альтернативных затрат. Практическая реализация управленческого решения в этом случае связана с отказом от альтернативного варианта.
Так как издержки производства — многофакторный процесс, их эффективность может рассматриваться как общая и частная. В последнем случае речь идёт об эффективности отдельных видов затрат. Меняя их количественную величину и качественный состав, можно воздействовать на общую эффективность издержек, а через неё — на эффективность производства [18, c. 8].
Таким образом, для ощутимого воздействия издержек на устойчивость фирмы на рынке издержками необходимо управлять. Важнейшим компонентом этой работы является разработка и реализация стратегии, обеспечивающей рост эффективности издержек производства.
2.3 Особенности
сокращения производственных
Стратегия эффективности издержек производства, независимо от сферы применения, базируется на определённых концептуальных положениях. В качестве основополагающих мы выделяем принципы разработки, содержание, результат применения.
Принципы определяют требования (правила), которых необходимо придерживаться при разработке стратегии. Они таковы:
1) реалистичность. Данный принцип исходит из предпосылки, что для осуществления стратегии имеются необходимые внутренние и внешние условия. Первые — наличие необходимых материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов для решения данной задачи. Внешние условия включают в себя предпосылки за пределами фирмы, которые оказывают воздействие на её развитие (уровень конкуренции на рынке, спрос и предложение, налоги и т. п.). Реалистичность во многом зависит от степени обоснованности стратегии, что обеспечивается действием другого принципа;
2) научность. Чтобы разработать политику фирмы в области издержек производства, важно использовать имеющиеся исследования в этой области. Это позволяет учесть закономерности, полученные на основе научных изысканий, а также использовать имеющийся опыт. Существенным подспорьем служат методические рекомендации, применяемые с учётом специфики предприятия;
3) конкретность. Зачастую работа по снижению издержек организуется на основе общих призывов. Исполнители не всегда понимают своё место в процессе. Поэтому важно, чтобы каждый член коллектива имел определённые задания по вопросам эффективного использования ресурсов. Роль руководителей сводится к координации действий подчиненных в данной области. Одновременно необходимо информировать персонал о результатах работы по воздействию на издержки;
4) заинтересованность. Поскольку стратегию реализуют работники фирмы, у них должно быть достаточно стимулов. Выполнение данного правила обеспечивается не только действенной системой материального стимулирования за ресурсосбережение, но и осознанием значимости своих усилий для развития фирмы. Важно, чтобы степень участия в разработке и реализации стратегии влияла на профессиональный рост работников [9, c. 46].
На основе описанных принципов осуществляется разработка и реализация стратегии. Этот процесс включает в себя следующие основные элементы (рисунок 6).
Основополагающим моментом стратегии является её направленность, выражаемая установкой (целями). Целевая направленность стратегии издержек находит выражение в конечных результатах работы фирмы и улучшении основных показателей.
Рисунок 6 – Процесс разработки и реализация стратегии управления издержками
Особое внимание в
стратегии повышения
Рисунок 7 – Взаимосвязь возможных изменений спроса и издержек
Чем точнее в процессе разработки стратегии отражены последствия изменения спроса, тем реалистичнее будет сама стратегия.
Реализация стратегии (применение) — наиболее ответственный этап, поскольку он позволяет проверить обоснованность разработанной стратегии и её эффективность. В теоретических исследованиях, и особенно в хозяйственной практике, можно встретить утверждения, согласно которым процесс реализации стратегии — рутинная деятельность по выполнению принятого долгосрочного плана. Это не так, поскольку начало реализации корпоративной стратегии знаменует собой завершение одного цикла стратегического развития и переходом к другому циклу.
Для успешной реализации
стратегии повышения эффективно
Таким
образом, инновационная политика по
отношению к стратегии