Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является систематизация и уточнение базовых теоретических положений новой области менеджмента организации - управления знаниями, разработке принципов формирования системы управления знаниями в организации, а также предложений и рекомендаций по ее внедрению.
Объектом ОАО «Астраханский ликеро-водочный завод».
Предметом исследования является процесс формирования системы управления знаниями в организации.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические определения и сущность управления знаниями организации.
1.1 Сущность и понятия управления знаниями…………………………….5
1.2 Теоретические основы разработки системы управления знаниями…..9
1.3 Методы оценки системы управления знаниями……………………….12
Глава 2. Анализ формирования системы управления знаниями на ОАО «Астраханский ликеро-водочный завод».
2.1 Анализ конкурентоспособности и нематериальных активов ОАО «Астраханский ликеро-водочный завод»…………………………………..…….17
2.2 Анализ формирования системы управления знаниями……………....22
2.3 Оценка системы управления знаниями ОАО «Астраханский ликеро-водочный завод»…………………………………………………………...………26
Глава 3. Формирование системы управления и оценки знаний на ОАО «Астраханский ликеро-водочный завод».
3.1 Формирование системы знаний предприятия в постиндустриальной экономики………………………………………………………………………….31
3.2 Определение общей стратегии управления организационными знаниями…………………………………………………………………………...37
3.3 Предложения по методике оценки системы управления организационными знаниями ОАО «Астраханский ликеро-водочный завод»...42
Заключение………………………………………………………………………....48
Список использованной литературы………………
Рассмотрим общую схему активов организации (рис. 2).
Рис. 2. Схема активов организации
Основные различия между нематериальными и материальными активами представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные различия между нематериальными и материальными активами
Критерии |
Нематериальные активы |
Материальные активы |
Открытость |
Использование одним участником не мешает использованию другим |
Использование одним участником не дает возможности одновременного использования другим |
Амортизация |
Не изнашиваются, но обычно быстро устаревают |
Изнашиваются, могут устаревать быстро и медленно |
Стоимость передачи |
Трудно рассчитать (растет с увеличением доли неявного знания) |
Легко рассчитать (зависит от стоимости транспортировки и всего, что с этим связано) |
Права собственности |
Ограниченны (патентом, профессиональными тайнами, авторскими правами, торговым знаком и т.д.) и нередко расплывчаты |
Обычно понятны и четки |
Применение положений прав собственности |
Относительно трудно |
Относительно легко |
К нематериальным активам организации относятся:
- человеческий капитал — совокупность индивидуальных знаний, опыта, умений и навыков сотрудников организации и их способность к восприятию перемен;
- организационный капитал — внутренняя структура компании, состоящая из процессов, стратегий, концепций, патентов, методологий, баз данных, торговых секретов, брендов и т. д. Он включает интеллектуальную собственность организации (патенты, торговые марки, права копирования, сервисные марки и т. п.) и ее инфраструктуру. Организационный капитал компании не меняется при уходе сотрудников.
Выделяют также понятие интеллектуальный капитал организации, который включает в себя:
- человеческий капитал;
- организационный капитал;
- капитал отношений.
Нематериальные активы – это часть имущества организации, представляющая собой идентифицируемый, не денежный актив, не имеющий физической формы, который используется в производстве или при предоставлении товаров или услуг, для сдачи в аренду другим сторонам или в административных целях.
Экономические выгоды от использования нематериального актива могут включать либо выручку от продажи товаров и оказания услуг, либо снижения расходов компании, либо другие выгоды, например, доступ к некоторым ресурсам, осуществление определенной деятельности. Каждая организация должна оценивать вероятность будущих экономических выгод, используя обоснованные допущения, отражающие наилучшую оценку экономических условий.
Используя статистические данные, можно провести анализ динамики изменений в объеме нематериальных активов всего и по видам за отчетный период по сравнению с данными прошлого периода таблица 2
Таблица 2
Анализ нематериальных активов в общей структуре имущества
Показатели |
Остаток на начало года |
Остаток на конец года |
Изменения | |||
Сумма, тыс. руб. |
Уд. Вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. Вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. Вес, % | |
Нематериальные активы |
44 |
0,74 |
35 |
0,57 |
-9 |
-0,17 |
Основные средства |
4500 |
75,4 |
4365 |
70,4 |
-135 |
-5 |
Оборотные активы |
1421 |
23,86 |
1799 |
29,03 |
+378 |
+5,17 |
Итого |
5965 |
100 |
6199 |
100 |
+234 |
0 |
В анализируемой организации нематериальные активы составляют всего 0,74% от стоимости имущества. На конец отчетного периода их сумма уменьшилась на 9 тыс. руб. или на 0,17 % за счет списания прочих нематериальных активов.
Так как организация имеет несколько нематериальных активов, то показатели таблицы 2 позволят их проанализировать достаточно полно.
Таблица 2
Анализ объема, структуры и динамики нематериальных активов
Показатели |
Остаток на начало года |
Остаток на конец года |
Изменения | |||
Сумма, тыс. руб. |
Уд. Вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. Вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. Вес, % | |
Организационные расходы |
29 |
65,9 |
29 |
82,86 |
- |
+16,96 |
Прочие |
15 |
34,1 |
6 |
17,14 |
-9 |
-16,96 |
Итого |
44 |
100 |
35 |
100 |
-9 |
0 |
В структуре нематериальных активов организации основную долю занимают организационные расходы более 80% (82,86%).
Таблица 3
Структура нематериальных активов по срокам полезного использования
Показатели |
Срок полезного использования (лет) |
итого | |||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
И.т.д |
20 |
||
Нематериальные активы |
6 |
29 |
35 | ||||||||||
В % к итогу |
17,1 |
82,9 |
100 |
Из таблицы видно, что средний срок полезного использования нематериальных активов 3-6 лет.
Приобретение нематериальных активов имеет своей целью получение экономического эффекта от их использования.
Расчет эффективности использования патентов, «ноу-хау», лицензий сопряжен с большими трудностями в механизме их оценки и требует комплексного подхода. Например, эффект от приобретения патента или «ноу-хау» может быть определен только по результатам реализации продукции, произведенной по этому патенту. А объем продаж, в свою очередь, зависит от множества иных факторов (цены, спроса, качества, емкости рынка и т.д).
Для принятия какого-либо решения необходимо руководствоваться общими расчетами таблица 7.
Таблица 4
Анализ эффективности нематериальных активов (тыс. руб.)
№ п/п |
Показатели |
Прошлый период |
Отчетный период |
Темп роста, % |
1 |
Среднегодовая стоимость нематериальных активов |
45 |
40 |
88,89 |
2 |
Выручка от продажи продукции (Работ, услуг) |
12000 |
15000 |
125 |
3 |
Чистая прибыль |
1300 |
1550 |
119,2 |
4 |
Доходность нематериальных активов (стр. 3: стр. 1), руб. |
28,89 |
38,75 |
134,1 |
5 |
Оборачиваемость нематериальных активов, в оборотах (стр. 2: стр. 1) |
266,7 |
375 |
140,6 |
6 |
Рентабельность продажи продукции, % (стр. 3: стр. 2) |
10,8 |
10,3 |
95,4 |
Основными принципами управления динамикой нематериальных активов являются следующие показатели:
- темп роста отдачи нематериальных активов должен опережать темп роста используемых нематериальных активов;
- темп роста выручки или прибыли должен опережать темп роста нематериальных активов.
В нашем примере
эффективность использования
2.2 Анализ формирования системы управления знаниями.
В управлении знаниями организации, как показывает анализ, выделяются основные задачи (функции):
1. Формирование
стратегии и политики
2. Приобретение, усвоение, передача знаний (обучение персонала).
3. Получение
или создание собственными
4. Оценка (учет, мониторинг) знаний и процессов их производства.
5. Включение
новых знаний в состав
собственности, нематериальных активов.
6. Защита знаний (обеспечение информационной безопасности).
Управление знаниями вводится в систему стратегического менеджмента, поскольку знания рассматриваются как стратегические активы организации.
Для выполнения этих задач создается система управления знаниями.
Процесс ее создания включает несколько этапов:
1. Осуществляются изменения структуры и системы управления
организации, вводятся должности по управлению знаниями.
2. Внедряются информационные технологии.
3. Создаются
новаторские команды для
исследовательской и проектной деятельности.
4. Организуется взаимодействие с субъектами деловой среды – учебными
заведениями, научными институтами, внедренческими и консалтинговыми фирмами. Анализ западных подходов к управлению знаниями показывает, что
существуют следующие основные направления системы управления знаниями
в организации (на предприятии):
1. Научная организация труда рабочих.
2. Совершенствование
непроизводственных процессов (
организации – инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов.
3. Получение и обработка вычислительными и программными
средствами оперативной и стратегической информации для принятия
управленческих решений – система поддержки принятия решений.
4. Традиционная научно-исследовательская и опытно-констукторская деятельность (НИОКР), объектом которой являются технологические процессы
изготовления изделия организации и его конструкция.
5. Создание «обучающейся организации».
6. Оценка интеллектуального капит
Более подробно рассмотрим каждое направление.
Научная организация труда рабочих. В настоящее время научная организация труда рабочих становится не столь актуальной как в начале прошлого века в экономике индустриального типа. В большей степени она важна на малых или вновь зарождающихся предприятиях и там, где велика доля ручного труда. В экономике информационного типа актуальной становится научная организация и автоматизация труда работников, деятельность которых носит интеллектуальный характер. Они получили название «работники (рабочие) знаний» (knowledge workers). Совершенствование непроизводственных процессов (бизнес-процессов) организации – инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов. Упор на совершенствование бизнес-процессов организации связан с тенденцией их увеличения в общем объеме процессов предприятия.
Анализ современного технико-производственного состояния западных предприятий показывает, что степень совершенства производственных технологических процессов во многом определяется не самим предприятием, а поставщиками средств производства, то есть технологические решения заложены в самом оборудовании, средствах технологического оснащения, и предприятие только в малой степени может повлиять на них. А вот качество и эффективность бизнес- процессов большей частью определяется качеством персонала предприятия, компетенцией каждого работника. Совершенствование бизнес-процессов организации можно по-другому назвать научной организацией труда специалистов и менеджеров, как работников знаний.
Получение оперативной и систематизированной информации для принятия управленческих и экономических решений – система поддержки принятия решений. Необходимо отметить то, что в западных фирмах этому направлению в управлении знаниями уделяется очень большое внимание. К
современным средствам принятия решений относятся: хранилища данных (Data
Warehouse), оперативная аналитическая обработка данных (OLAP), «раскопка»
данных, т.е. обнаружение в сырых данных ранее неизвестных, полезных, доступных интерпретации знаний (Data Mining). В настоящее время наиболее перспективно управление знаниями специалистов на основе создания экспертных систем, поскольку такой подход обеспечивает сочетание возможностей вычислительной техники в области хранения, обработки и представления информации с познавательной деятельностью самих работников. Посредником между «машиной» и «человеком» – специалистом-экспертом в определенной предметной области выступает аналитик. Но на данном уровне развития языков формализации личностных знаний наличие аналитика не является обязательным условием.