Система управления знаниями предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является систематизация и уточнение базовых теоретических положений новой области менеджмента организации - управления знаниями, разработке принципов формирования системы управления знаниями в организации, а также предложений и рекомендаций по ее внедрению.
Объектом ОАО «Астраханский ликеро-водочный завод».
Предметом исследования является процесс формирования системы управления знаниями в организации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические определения и сущность управления знаниями организации.
1.1 Сущность и понятия управления знаниями…………………………….5
1.2 Теоретические основы разработки системы управления знаниями…..9
1.3 Методы оценки системы управления знаниями……………………….12
Глава 2. Анализ формирования системы управления знаниями на ОАО «Астраханский ликеро-водочный завод».
2.1 Анализ конкурентоспособности и нематериальных активов ОАО «Астраханский ликеро-водочный завод»…………………………………..…….17
2.2 Анализ формирования системы управления знаниями……………....22
2.3 Оценка системы управления знаниями ОАО «Астраханский ликеро-водочный завод»…………………………………………………………...………26
Глава 3. Формирование системы управления и оценки знаний на ОАО «Астраханский ликеро-водочный завод».
3.1 Формирование системы знаний предприятия в постиндустриальной экономики………………………………………………………………………….31
3.2 Определение общей стратегии управления организационными знаниями…………………………………………………………………………...37
3.3 Предложения по методике оценки системы управления организационными знаниями ОАО «Астраханский ликеро-водочный завод»...42
Заключение………………………………………………………………………....48
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Бережнов курсач 2013.doc

— 352.00 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим  общую схему активов организации (рис. 2).

Рис. 2. Схема  активов организации

 

Основные  различия между нематериальными  и материальными активами представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные  различия между нематериальными и материальными активами

Критерии

Нематериальные  активы

Материальные  активы

Открытость

Использование одним участником не мешает использованию другим

Использование одним участником не дает возможности одновременного использования другим

Амортизация

Не изнашиваются, но обычно быстро устаревают

Изнашиваются, могут устаревать быстро и медленно

Стоимость передачи

Трудно рассчитать (растет с увеличением доли неявного знания)

Легко рассчитать (зависит от стоимости транспортировки и всего, что с этим связано)

Права собственности

Ограниченны (патентом, профессиональными тайнами, авторскими правами, торговым знаком и т.д.) и нередко расплывчаты

Обычно понятны  и четки

Применение  положений прав собственности

Относительно  трудно

Относительно  легко




 

        К нематериальным активам организации относятся:

- человеческий капитал — совокупность индивидуальных знаний, опыта, умений и навыков сотрудников организации и их способность к восприятию перемен;

- организационный капитал — внутренняя структура компании, состоящая из процессов, стратегий, концепций, патентов, методологий, баз данных, торговых секретов, брендов и т. д. Он включает интеллектуальную собственность организации (патенты, торговые марки, права копирования, сервисные марки и т. п.) и ее инфраструктуру. Организационный капитал компании не меняется при уходе сотрудников.

        Выделяют также понятие интеллектуальный капитал организации, который включает в себя:

- человеческий капитал;

- организационный капитал;

- капитал отношений.

Нематериальные  активы – это часть имущества  организации, представляющая собой идентифицируемый, не денежный актив, не имеющий физической формы, который используется в производстве или при предоставлении товаров или услуг, для сдачи в аренду другим сторонам или в административных целях.

Экономические выгоды от использования нематериального актива могут включать либо выручку от продажи товаров и оказания услуг, либо снижения расходов компании, либо другие выгоды, например, доступ к некоторым ресурсам, осуществление определенной деятельности. Каждая организация должна оценивать вероятность будущих экономических выгод, используя обоснованные допущения, отражающие наилучшую оценку экономических условий.

Используя статистические данные, можно провести анализ динамики изменений в объеме нематериальных активов всего и по видам за отчетный период по сравнению с данными прошлого периода таблица 2

 

Таблица 2

Анализ нематериальных активов в общей структуре  имущества

Показатели

Остаток на начало года

Остаток на конец  года

Изменения

Сумма, тыс. руб.

Уд. Вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. Вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. Вес, %

Нематериальные  активы

44

0,74

35

0,57

-9

-0,17

Основные средства

4500

75,4

4365

70,4

-135

-5

Оборотные активы

1421

23,86

1799

29,03

+378

+5,17

Итого

5965

100

6199

100

+234

0


 

В анализируемой  организации нематериальные активы составляют всего 0,74% от стоимости имущества. На конец отчетного периода их сумма уменьшилась на 9 тыс. руб. или на 0,17 % за счет списания прочих нематериальных активов.

Так как организация  имеет несколько нематериальных активов, то показатели таблицы 2 позволят их проанализировать достаточно полно.

Таблица 2

Анализ объема, структуры и динамики нематериальных активов

Показатели

Остаток на начало года

Остаток на конец  года

Изменения

Сумма, тыс. руб.

Уд. Вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. Вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. Вес, %

Организационные расходы

29

65,9

29

82,86

-

+16,96

Прочие

15

34,1

6

17,14

-9

-16,96

Итого

44

100

35

100

-9

0


          В структуре нематериальных активов организации основную долю занимают организационные расходы более 80% (82,86%).

Таблица 3

Структура нематериальных активов по срокам полезного использования

Показатели

Срок полезного  использования (лет)

итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

И.т.д

20

 

Нематериальные  активы

   

6

 

29

             

35

В % к итогу

   

17,1

 

82,9

             

100


         Из таблицы видно, что средний срок полезного использования нематериальных активов 3-6 лет.

Приобретение  нематериальных активов имеет своей  целью получение экономического эффекта от их использования.

Расчет эффективности  использования патентов, «ноу-хау», лицензий сопряжен с большими трудностями в механизме их оценки и требует комплексного подхода. Например, эффект от приобретения патента или «ноу-хау» может быть определен только по результатам реализации продукции, произведенной по этому патенту. А объем продаж, в свою очередь, зависит от множества иных факторов (цены, спроса, качества, емкости рынка и т.д).

Для принятия какого-либо решения необходимо руководствоваться  общими расчетами таблица 7.

Таблица 4

Анализ эффективности  нематериальных активов (тыс. руб.)

№ п/п

Показатели

Прошлый период

Отчетный период

Темп роста, %

1

Среднегодовая стоимость нематериальных активов

45

40

88,89

2

Выручка от продажи  продукции (Работ, услуг)

12000

15000

125

3

Чистая прибыль

1300

1550

119,2

4

Доходность  нематериальных активов (стр. 3: стр. 1), руб.

28,89

38,75

134,1

5

Оборачиваемость нематериальных активов, в оборотах (стр. 2: стр. 1)

266,7

375

140,6

6

Рентабельность  продажи продукции, % (стр. 3: стр. 2)

10,8

10,3

95,4


 

Основными принципами управления динамикой нематериальных активов являются следующие показатели:

- темп роста  отдачи нематериальных активов должен опережать темп роста используемых нематериальных активов;

- темп роста выручки или прибыли должен опережать темп роста нематериальных активов.

В нашем примере  эффективность использования нематериальных активов в отчетном году были выше, чем в прошлом, что соответствует  условиям основным принципам управления динамикой нематериальных активов.

 

2.2  Анализ формирования системы управления знаниями.

          В управлении знаниями организации, как показывает анализ, выделяются основные задачи (функции):

1. Формирование  стратегии и политики управления  знаниями.

2. Приобретение, усвоение, передача знаний (обучение  персонала).

3. Получение  или создание собственными силами  новых знаний.

4. Оценка (учет, мониторинг) знаний и процессов  их производства.

5. Включение  новых знаний в состав объектов  интеллектуальной

собственности, нематериальных активов.

6. Защита знаний (обеспечение информационной безопасности).

          Управление знаниями вводится в систему стратегического менеджмента, поскольку знания рассматриваются как стратегические активы организации.

Для выполнения этих задач создается система  управления знаниями.

Процесс ее создания включает несколько этапов:

1. Осуществляются  изменения структуры и системы  управления

организации, вводятся должности по управлению знаниями.

2. Внедряются  информационные технологии.

3. Создаются  новаторские команды для осуществления

исследовательской и проектной деятельности.

4. Организуется  взаимодействие с субъектами  деловой среды – учебными

заведениями, научными институтами, внедренческими и консалтинговыми фирмами. Анализ западных подходов к управлению знаниями показывает, что

существуют следующие основные направления системы управления знаниями

в организации (на предприятии):

1. Научная организация  труда рабочих.

2. Совершенствование  непроизводственных процессов (бизнеспроцессов)

организации –  инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов.

3. Получение и обработка вычислительными и программными

средствами  оперативной и стратегической информации для принятия

управленческих  решений – система поддержки  принятия решений.

4. Традиционная  научно-исследовательская и опытно-констукторская деятельность (НИОКР), объектом которой являются технологические процессы

изготовления  изделия организации и его  конструкция.

5. Создание «обучающейся  организации».

6. Оценка интеллектуального капитала организации, включение интеллектуального капитала в экономический оборот.

Более подробно рассмотрим каждое направление.

Научная организация  труда рабочих. В настоящее время научная организация труда рабочих становится не столь актуальной как в начале прошлого века в экономике индустриального типа. В большей степени она важна на малых или вновь зарождающихся предприятиях и там, где велика доля ручного труда. В экономике информационного типа актуальной становится научная организация и автоматизация труда работников, деятельность которых носит интеллектуальный характер. Они получили название «работники (рабочие) знаний» (knowledge workers). Совершенствование непроизводственных процессов (бизнес-процессов) организации – инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов. Упор на совершенствование бизнес-процессов организации связан с тенденцией их увеличения в общем объеме процессов предприятия.

Анализ современного технико-производственного состояния западных предприятий показывает, что степень совершенства производственных технологических процессов во многом определяется не самим предприятием, а поставщиками средств производства, то есть технологические решения заложены в самом оборудовании, средствах технологического оснащения, и предприятие только в малой степени может повлиять на них. А вот качество и эффективность бизнес- процессов большей частью определяется качеством персонала предприятия, компетенцией каждого работника. Совершенствование бизнес-процессов организации можно по-другому назвать научной организацией труда специалистов и менеджеров, как работников знаний.

Получение оперативной и систематизированной информации для принятия управленческих и экономических решений – система поддержки принятия решений. Необходимо отметить то, что в западных фирмах этому направлению в управлении знаниями уделяется очень большое внимание. К

современным средствам принятия решений относятся: хранилища данных (Data

Warehouse), оперативная  аналитическая обработка данных (OLAP), «раскопка»

данных, т.е. обнаружение  в сырых данных ранее неизвестных, полезных, доступных интерпретации знаний (Data Mining). В настоящее время наиболее перспективно управление знаниями специалистов на основе создания экспертных систем, поскольку такой подход обеспечивает сочетание возможностей вычислительной техники в области хранения, обработки и представления информации с познавательной деятельностью самих работников. Посредником между «машиной» и «человеком» – специалистом-экспертом в определенной предметной области выступает аналитик. Но на данном уровне развития языков формализации личностных знаний наличие аналитика не является обязательным условием.

Информация о работе Система управления знаниями предприятия