Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является систематизация и уточнение базовых теоретических положений новой области менеджмента организации - управления знаниями, разработке принципов формирования системы управления знаниями в организации, а также предложений и рекомендаций по ее внедрению.
Объектом ОАО «Астраханский ликеро-водочный завод».
Предметом исследования является процесс формирования системы управления знаниями в организации.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические определения и сущность управления знаниями организации.
1.1 Сущность и понятия управления знаниями…………………………….5
1.2 Теоретические основы разработки системы управления знаниями…..9
1.3 Методы оценки системы управления знаниями……………………….12
Глава 2. Анализ формирования системы управления знаниями на ОАО «Астраханский ликеро-водочный завод».
2.1 Анализ конкурентоспособности и нематериальных активов ОАО «Астраханский ликеро-водочный завод»…………………………………..…….17
2.2 Анализ формирования системы управления знаниями……………....22
2.3 Оценка системы управления знаниями ОАО «Астраханский ликеро-водочный завод»…………………………………………………………...………26
Глава 3. Формирование системы управления и оценки знаний на ОАО «Астраханский ликеро-водочный завод».
3.1 Формирование системы знаний предприятия в постиндустриальной экономики………………………………………………………………………….31
3.2 Определение общей стратегии управления организационными знаниями…………………………………………………………………………...37
3.3 Предложения по методике оценки системы управления организационными знаниями ОАО «Астраханский ликеро-водочный завод»...42
Заключение………………………………………………………………………....48
Список использованной литературы………………
Научно-исследовательская и опытно-констукторская деятельность (НИОКР). В этой области наблюдаются следующие тенденции:
1. Управление знаниями осуществляется на уровне самой организации и на макроуровне экономики общества, что обуславливается усилением взаимодействия государства, научных организаций (научных институтов,
федеральных лабораторий, университетов) и производственных предприятий в
создании научно-технического прогресса по стратегическим приоритетным
направлениям. При этом предприятия осуществляют не только прикладную, но
и фундаментальную научную деятельность, что требует применения особых
подходов к управлению. СЭТС/Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, организация
2. Прикладная научно-техническая деятельность с радикальными результатами (инновациями) становится возможной не только на крупных, но и на средних и малых предприятиях. При этом создаются малые и сверхмалые
(два – три человека) научно-исследовательских структуры и осуществляется ориентация на определенный сегмент рынка. Но эта тенденция характерна для
научно-технических фирм, работающих в областях высоких технологий и
программного обеспечения. Создание «обучающейся организации». Необходимо отметить, что в западной экономике наблюдаются две базовых тенденции в управлении знаниями организации: первая основана на технократическом подходе с использованием средств вычислительной техники и Интернет, а вторая – на социальном подходе с ориентацией на обучение и развитие персонала организации, формировании штата «работников знаний», создании социально-экономической организационной системы, способной к непрерывным изменениям, совершенствованию и развитию – «обучающейся организации».
На западных предприятиях доминирует первый подход, так в своем отчете фирма KPMG Consulting отмечает, что «компании все еще видят управление знаниями как техническое решение».
Оценка интеллектуального капит
организации в состав ее капитала. Значительный вклад в понимание состава капитала и, самое главное, в его практическое использование сделала в 90-е гг. шведская компания Скандия (Scandia AFS). Она определила понятие «интеллектуальный капитал организации», разделила его на три вида (человеческий, организационный, потребительский), разработала методологию оценки использования интеллектуального капитала в экономической деятельности фирмы, впервые опубликовала официальные отчеты по этой теме.
При этом основной упор делается на формирование нематериальных
активов организации (прежде всего, за счет популярной торговой марки и
высокой деловой репутации) и повышение ее рыночной стоимости, что
логически обуславливает повышение стоимости акций компании, возможность
дополнительной эмиссии акций, «премиальные» надбавки к цене продукции.
В заключение следует указать, что западные подходы, методологии и технологии управления знаниями организации следует использовать
российским предприятиям как теоретическую и практическую основу
построения системы управления знаниями конкретной организации. При этом
необходимо учитывать следующие отдельные особенности российской
экономики современного периода:
1. Старение кадров, особенно категорий основных рабочих и технических
специалистов,
обуславливает необходимость
традиционным наставничеством, исследовательско-аналитической
деятельности по выявлению и формализации неявных личностных знаний
опытных пожилых работников с целью их тиражирования внутри организации.
2. Физическое
и материальное старение
что, в отличие от западных предприятий на российских, важна научная
организация труда основных и вспомогательных рабочих, делающих
значительный вклад в результат производственной деятельности по объему,
стоимости и качеству.
3. Недостаточность
на большинстве предприятий
информационных технологий требует организации научно-внедренческих,
консалтинговых, инжиниринговых и обучающих центров для аккумулирования
и передачи этого опыта.
2.3 Оценка системы управления знаниями предприятия.
«Одного только
знания не достаточно» негласное
правило сегодняшней
Чтобы быть успешной компания должна придерживаться каждого из этих аспектов в равной степени, концентрироваться как на уровне сервиса, так и на уровне знаний.
Главной проблемой в управлении знаниями часто является интеграция сотрудников и системы, используемой для передачи и распространения знаний. Это взаимодействие между двумя главными элементами — Знания - Система и Люди-Мотивации. Более точным названием является операционное управление знаниями, так как ядром здесь является обмен и распространение знаний между информационной системой и персоналом, и наоборот.
Рене Тиссен, в своей книге о ценностно-ориентированном управлении знаниями, говорит о том, что операционное управление знаниями имеет несколько граней: исполнительные системы знаний, управление технологическим потоком, экспертные системы, создание хранилищ данных, технология анализа хранилищ данных, интранет и экстранет и многие другие.
Главными препятствиями на
На сегодняшний день существует множество учебных примеров, демонстрирующих изменения и привнесенные улучшения при применении управления знаниями. Прочная основа для действия начинается со следующих пунктов:
Существует
несколько оценочных
Возможно, более важной
Анализ ста показательных примеров управления знаниями позволил выявить следующие наиболее часто используемые рычаги, которые являются центром интереса деятельности организации:
Способность получить выгоды зависит в основном от исполнения. Как раз здесь практикующие управление знаниями могут в значительной степени научиться друг от друга, поскольку это не простое техническое решение, а взаимосвязи людей, процессов и лидерства.
Управление знаниями представляет сами знания в явной и неявной форме. Мы рассмотрим две групповые технологии — апостериорный анализ причин и последствий и процессообразующую работу. Эти технологии могут быть использованы для выявления персональных преимуществ и убеждений. Рассмотрим способы и примеры анализа результатов, которые доказывают ценность неявных знаний.
Разработка программного обеспе
По управлению знаниями в этой области было создано очень много работ. Тем не менее, большинство из них было сосредоточено на информационной технологии поддержки распространения знания и только показывало его влияние на практику разработки ПО. Одной из причин этого может быть тот факт, что знание, представленное как инструмент, не имело достаточной ценности для пользователей. В терминах ценностно-ориентированной программной инженерии, здесь частично затрагивается так называемое «ценностно-ориентированное управление людскими ресурсами», которое в свою очередь включает «акционерно-ориентированное и прогнозируемое управление», но в основном сфокусированное на внутренних процессах в проекте.
Правильные подходы к развитию знаний необходимы в проектах на протяжении обзора и апостериорного анализа, и развитие знаний процессов протекающих во всем проекте может добавить значительную ценность компании, т. е. привести к росту интеллектуального капитала компании.
Глава 3. Формирование системы управления и оценки знаний на ОАО «Астраханский ликеро-водочный завод».
3.1 Формирование системы знаний предприятия в постиндустриальной экономики.
Постиндустриальными странами называют, как правило, те, в которых на сферу услуг приходится значительно более половины ВВП. Сейчас к постиндустриальным странам относят США (на сферу услуг приходится 80 % ВВП США, 2011 год), страны Евросоюза (сфера услуг – 70,4 % ВВП, 2012 год), Японию (72,6 % ВВП, 2011 год) и Россию 58 % ВВП 2012 гг.).