Система управления знаниями предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является систематизация и уточнение базовых теоретических положений новой области менеджмента организации - управления знаниями, разработке принципов формирования системы управления знаниями в организации, а также предложений и рекомендаций по ее внедрению.
Объектом ОАО «Астраханский ликеро-водочный завод».
Предметом исследования является процесс формирования системы управления знаниями в организации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические определения и сущность управления знаниями организации.
1.1 Сущность и понятия управления знаниями…………………………….5
1.2 Теоретические основы разработки системы управления знаниями…..9
1.3 Методы оценки системы управления знаниями……………………….12
Глава 2. Анализ формирования системы управления знаниями на ОАО «Астраханский ликеро-водочный завод».
2.1 Анализ конкурентоспособности и нематериальных активов ОАО «Астраханский ликеро-водочный завод»…………………………………..…….17
2.2 Анализ формирования системы управления знаниями……………....22
2.3 Оценка системы управления знаниями ОАО «Астраханский ликеро-водочный завод»…………………………………………………………...………26
Глава 3. Формирование системы управления и оценки знаний на ОАО «Астраханский ликеро-водочный завод».
3.1 Формирование системы знаний предприятия в постиндустриальной экономики………………………………………………………………………….31
3.2 Определение общей стратегии управления организационными знаниями…………………………………………………………………………...37
3.3 Предложения по методике оценки системы управления организационными знаниями ОАО «Астраханский ликеро-водочный завод»...42
Заключение………………………………………………………………………....48
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Бережнов курсач 2013.doc

— 352.00 Кб (Скачать файл)

В постиндустриальной экономике наибольший вклад в  стоимость материальных благ, которые  производятся именно внутри этой экономики, вносит конечная составляющая производства - торговля, реклама, маркетинг, то есть сфера услуг, а также информационная составляющая в виде патентов, НИОКР и т. д. Кроме того, всё большую роль играет производство информации. Этот сектор экономически эффективнее материального производства, так как достаточно изготовить первоначальный образец, а затраты на копирование несущественны.

Индустриальная  экономика основывалась на аккумулировании  инвестиций (в виде сбережений населения  либо через деятельность государства) и последующем их вложении в производственные мощности. В постиндустриальной экономике  концентрация капитала через денежные сбережения резко падает (например, в США объем сбережений меньше объема долгов населения). Снижается значение массового производства, которое перемещается в другие регионы. Усиливается роль малого бизнеса, производится всё больше мелкосерийных товаров с множеством модификаций и вариантов услуг с целью удовлетворить потребности разных групп потребителей. В результате небольшие гибкие предприятия становятся конкурентоспособны не только на локальных рынках, но и в глобальном масштабе3.

В постиндустриальном обществе наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие и информационные технологии («высокие технологии»). Это, в частности, микроэлектроника, программное обеспечение, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными свойствами, биотехнологии и др. Информатизация пронизывает все сферы жизни общества: не только производство благ и услуг, но и домашнее хозяйство, а также культуру и искусство.

В постиндустриальном обществе основным «средством производства»  является квалификация сотрудников. В этом смысле средства производства принадлежат самому работнику, поэтому ценность сотрудников для компании резко возрастает. В результате отношения между компанией и интеллектуальными работниками становятся более партнерскими, резко снижается зависимость от работодателя.

Основанная  на знаниях экономика постиндустриального  общества отличается от предшествующих общественных формаций следующими признаками.

1. Во - первых на этой стадии объективированное в продуктах и услугах знание формирует большую часть создаваемой стоимости. Этот процесс развивается через рост наукоёмкости производимой продукции и развитие рынка интеллектуальных товаров и услуг. Интеллектуализация используемых технологий обеспечивает резкое повышение производительности труда. По мнению специалистов, возможности передовых сельскохозяйственных и промышленных технологий таковы, что при их повсеместном внедрении примерно через 30 лет 2% трудоспособного населения Земли могли бы удовлетворять потребности остальных жителей планеты. Если же говорить о реалиях, то в промышленно развитых странах доля занятых в сельском хозяйстве не превышает 10%, а непосредственно вовлеченных в материальное производство — 20%.

Рост наукоемкости товаров и услуг выражается в  увеличении затрат, связанных с научными исследованиями и проектно-конструкторскими разработками, предшествующими их появлению. Не говоря уже о таких сферах, как космические исследования, оборона, все более наукоемкими становятся потребительские товары (автомобилестроение, бытовая техника и электроника и др.). Так, до 70% стоимости современного легкового автомобиля образуют дизайн, электроника и другие интеллектуальные компоненты. Интеллектуальные продукты и услуги занимают все более значительное место на международных рынках. По экспертным оценкам, мировой рынок интеллектуальных товаров и услуг сегодня растет в пять раз быстрее, чем традиционные рынки.

2. Во-вторых, в силу перечисленных выше причин в экономике постиндустриального общества деятельность, связанная с производством, хранением, передачей и использованием знаний, приобретает все более существенное значение. Особая роль в этой деятельности принадлежит образованию, характер и значение которого изменяются в наибольшей степени. В современной экономике образование рассматривается как форма инвестиций в человеческий капитал, от которой зависит его качество и успех производства. Наиболее полно современные тенденции его развития обозначились в концепции непрерывного образования. Считается, что за весь период профессиональной деятельности (примерно 40 лет) специалист должен повышать свою квалификацию 5-8 раз.

3. В-третьих,  характерной чертой экономики,  основанной на знаниях, является  превращение работников, занятых  производством, передачей и использованием  знаний, в доминирующую группу в общем числе занятых.

Глобализация  рынка, рост числа транснациональных  компаний, новые технологии, облегчающие  выход на новые рынки, растущее давление со стороны акционеров, — все  это породило гиперконкуренцию, вышедшую за границы национальных рынков. В условиях гиперконкуренции особое значение приобретает конкурентоспособность участников рынка. Конкурентоспособность — это понятие, в основе которого лежит инновационная активность участников рынка. Различаются социально-политический, организационный и институциональный аспекты инновации. В деятельности современных фирм акцент смещается с долгосрочного и среднесрочного планирования, на скорость реакции на вызовы рынка.

Главными инструментами  конкурентной борьбы в этой ситуации становятся:

а) настройка на потребителя, более полный учет его индивидуальных потребностей,

б) постоянное совершенствование  бизнес-процессов. Как первая, так  и вторая стратегии требуют использования  интеллектуальных ресурсов фирмы.

Жесткая конкуренция  не только породила нарастающую волну новшеств, значительно увеличила число и разнообразие высокотехнологичных товаров и услуг, но и существенно сократила продолжительность жизненного цикла товаров. Стратегия ускоренной замены товаров и услуг становится типичной для многих производств. В некоторых секторах, например информационных технологий, фирмы должны постоянно обновлять продукцию только для того, чтобы сохранить свои рыночные позиции Разработка новых моделей автомобилей от концепции до производства уменьшилась с шести до двух лет.

Первая особенность  состоит в том, что темпы и  масштабы научно-технического прогресса  таковы, что изменения в материальной базе производства и качестве трудовых ресурсов не успевают за ростом научно-технических возможностей.

Вторая особенность  — рост транзакционных издержек. Транзакционные издержки — по своей сути эти издержки связаны не с производством как таковым, то есть расходами на сырье, материалы, оплату труда, транспортировку и т. д., а с затратами, обусловленными поиском информации, изучением рынка, заключением контрактов и контролем за их исполнением, защитой прав собственности и многими другими составляющими. Сложилась ситуация, при которой товар проще и дешевле произвести, чем продать. Соответственно возросли требования к эффективности сбора и обработки информации, маркетинговых исследований, рекламы, связей с общественностью, то есть к видам деятельности, основными ресурсами которых является знание.

Виды деятельности, связанные с предоставлением  транзакционных услуг, объединены в  понятие транзакционного сектора экономики. По оценке специалистов, доля транзакционного сектора в валовом национальном продукте неуклонно растет, в США она составляет около 50%.

Третья особенность  экономики, основанной на знаниях, —  значительное возрастание роли менеджмента в области интеллектуальных ресурсов. Об этом можно судить по «цене» стратегических ошибок, связанных с интеллектуальными ресурсами и продуктами, которые имели самые печальные последствия для совершивших их фирм. Примеры такого рода стратегических промахов:

- Компания Xerox первой в мире разрабатывает графический интерфейс для персональных компьютеров с использованием окон, иконок, кнопок и т. д., но не предпринимает ничего, чтобы закрепить и развить свой успех. Принципы графического интерфейса подхватывают сначала Apple, а затем Microsoft. Что касается Xerox, то компания фактически уходит с рынка программного обеспечения.

- Фирма Apple оставляет операционную систему компьютеров Macintoch «закрытой» для сторонних разработчиков программного обеспечения, вынуждая их таким образом ориентироваться на DOS, а затем и на Windows. В результате, несмотря на изначальное интеллектуальное превосходство Apple сама способствовала превращению IBM PC в стандарт настольного компьютера, a Microsoft в законодателя рынка программного обеспечения.

Далее фирма IBM сосредоточившись на выпуске больших  машин, не воспользовалась своими знаниями и преимуществами. В результате через  шесть лет она лишилась трети  сотрудников и практически всех прибылей.

В постиндустриальной экономике управленческое знание, интеллектуальные ресурсы менеджмента играют не менее важную роль, чем профессиональное знание непосредственных производителей.

Четвертая характерная  особенность постиндустриальной экономики  состоит в том, что в условиях постоянного обновления знаний и жесткой конкуренции люди оказываются перед необходимостью постоянного обучения. 30% всех рабочих мест ежегодно находятся в процессе движения, с соответствующими последствиями для людей, вынужденных постоянно обучаться. Все более широкое распространение получают само занятость, частичная занятость и виртуальные формы организации труда.

Важнейшим катализатором  всех перечисленных выше процессов  стало то, что принято называть «информационной революцией».

За понятием 2 момента:

-информационная революция

- коммуникативная  революция.

До сих пор  совершенствование процессов обработки  информации и процессов ее доставки шло разными самостоятельными путями. Их интеграция, имеющая место в  современных условиях, дала огромную социальную, экономическую, культурную синергетику. Более того, сегодня именно коммуникативная сторона информационной революции выходит на первый план.

Завораживающие  данные, характеризующие вычислительные возможности компьютерной техники, объемы хранимой, обрабатываемой и  передаваемой информации, отвлекают внимание от социально-экономических последствий информационной революции. А ведь именно она способствовала глобализации рынка. Она создает новые формы организации экономической деятельности (электронная торговля), новые экономические инструменты (электронные деньги). И это, лишь первые ее проявления, их вполне достаточно, чтобы в перспективе существенно изменить экономическую практику.

 

3.2 Определение  общей стратегии управления организационными  знаниями.

Рис. 3. Взаимодействие основных видов интеллектуального капитала

 

Три из семи стратегий  заключаются в том, чтобы эффективно формировать и использовать знания в рамках одного из видов интеллектуального  капитала (человеческий, организационный  и капитал отношений). Еще три стратегии предполагают достижение позитивного эффекта от взаимодействия двух различных видов интеллектуального капитала (человеческого и организационного, человеческого и капитала отношений, организационного и капитала отношений). Последняя, седьмая, стратегия строится на основе одновременного взаимодействия всех трех элементов интеллектуального капитала. Таким образом, базовые стратегии управления знаниями направлены либо на обмен знаниями в рамках одного вида интеллектуального капитала с целью его увеличения, либо на эффективный перенос знаний из одного вида интеллектуального капитала в другой.

Первая стратегия, основанная на формировании и использовании  знаний в рамках человеческого капитала, отвечает на вопросы: «Каким образом  происходит обмен знаниями между работниками организации?», «Как повышается их компетенция и как она используется в целях повышения конкурентоспособности организации?» Эта стратегия направлена на развитие индивидуальной компетенции работников путем их обучения, проведения тренингов и подробно исследована в работах, посвященных человеческому капиталу, мотивационным системам, обучению в организациях.

Вторая стратегия  направлена на формирование и использование  знаний в рамках организационного капитала. К элементам организационного капитала относятся информационные системы, базы данных, организационной структуры, авторские права, патенты, ноу-хау, лицензии и пр. Информационные системы и базы данных заняли значительное место в современных организациях благодаря быстрому и успешному развитию компьютеров и программного обеспечения. Современные технические средства придают новый импульс росту значимости знаний и интеллектуального капитала. Программное обеспечение стало ключевым элементом инновационного процесса и относительно самостоятельным фактором экономического развития. Информационные технологии становятся своеобразным соединяющим звеном между источниками и потребителями знаний. Формирование прогрессивной организационной структуры, ориентированной на интенсивный обмен знаниями внутри организации, — одно из направлений реализации второй стратегии.

Третья стратегия  направлена на формирование и использование  знаний во внешних связях организации. Стратегия опирается на маркетинговые  технологии. Исследованию конкретных приемов и управленческих технологий, формирования конструктивных и эффективных связей организации с внешними контрагентами посвящены многочисленные и в ряде случаев объемные исследования по теории и практике маркетинга.

Центральным объектом этих исследований являются методы и подходы, позволяющие глубже понять потребности клиента, определить его скрытые потребности, искать нереализованные возможности в обслуживании и на этой основе развивать отношения с клиентами. Отдельные составляющие интеллектуального капитала не аддитивны, т.е. в процессе взаимодействия разных составляющих можно получить положительный эффект, не пропорциональный приложенным усилиям (эффект синергии).

Один из секретов управления знаниями кроется в эффективном  взаимодействии разных видов интеллектуального капитала. Следующие стратегии управления знаниями основаны как раз на этом взаимодействии.

Информация о работе Система управления знаниями предприятия