Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 08:56, дипломная работа
Развитие системы образования в России сегодня характеризуется поиском новых форм и методов функционирования системы, ростом вариативности видов школ и образовательных программ. Для повышения качества образования идет совершенствование содержания, моделей обучения, внутришкольного управления. Все шире практикуются дифференцированное обучение, диверсификация типов образовательных и учебных программ, цикловое построение процесса овладения предметами, вводятся образовательные стандарты, используются различные образовательные модели.
Введение…………………………………………………………….3 – 5 стр.
Глава I. Теоретические аспекты управления качеством образования
Категория «качество образования»…………………….....5 – 16 стр.
1.2. Проблема оценки качества образования………………….16 – 25 стр.
1.3. Качество образования как объект управления………….. 25 - 30 стр.
1.4. Система внутришкольного контроля, как механизм управления качеством образования…………………………………………………………….30 – 36 стр.
Глава II. Анализ системы внутришкольного контроля МБОУ «Мылинская СОШ»
2.1. Констатирующий эксперимент…………………………....37 – 41 стр.
2.2. Формирующий эксперимент………………………………42 – 55 стр.
2.3. Контрольный эксперимент………………………………..56 – 59 стр.
Заключение ……………………………………………………….60 - 61 стр.
Список литературы……………………………………………...62 – 63 стр.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова»
Институт дополнительного профессионального образования и инноваций
Отдел профессиональной переподготовки
Допущен к защите____________
Директор ИДПОИ, к.э.н., доцент
Бальжинимаева Л.М.
«___ » _____________ 20__г.
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
Тема:Система внутришкольного контроля как механизм управления качеством об разования
Профессиональная переподготовка по программе
«Менеджмент в образовании»
Дипломник (ца)
(подпись) ФИО
Руководитель проекта
степень, должность
(подпись) ФИО
Начальник отдела профессиональной
переподготовки
(подпись)
Нормоконтролер
Методист ОПП ____________ /Содбоева Ю.Ю./
(подпись) ФИО
Улан-Удэ, 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты управления качеством образования
1.2. Проблема оценки качества образования………………….16 – 25 стр.
1.3. Качество образования как объект управления………….. 25 - 30 стр.
1.4. Система внутришкольного контроля,
как механизм управления качеством образования…………………………………………………
Глава II. Анализ системы внутришкольного контроля МБОУ «Мылинская СОШ»
2.1. Констатирующий эксперимент…………
2.2. Формирующий эксперимент…………………
2.3. Контрольный эксперимент…………………
Заключение ……………………………………………………….60 - 61 стр.
Список литературы……………………………………………...
Приложение
Введение
Сегодня образование имеет решающее значение для развития личности, социальных институтов, общества в целом. Официальным признанием этой роли стало законодательное провозглашение сферы образования в России в качестве приоритетной.
Развитие системы образования в России сегодня характеризуется поиском новых форм и методов функционирования системы, ростом вариативности видов школ и образовательных программ. Для повышения качества образования идет совершенствование содержания, моделей обучения, внутришкольного управления. Все шире практикуются дифференцированное обучение, диверсификация типов образовательных и учебных программ, цикловое построение процесса овладения предметами, вводятся образовательные стандарты, используются различные образовательные модели.
Проблема качества образования волнует не только Россию, но и все мировое сообщество. Многие развитые страны обеспокоены современным состоянием образования и предпринимают попытки повысить его качество. Острота вопроса обусловлена, прежде всего, глобальными проблемами человечества, изменяющимися условиями жизни, требованиями современности. Для того, чтобы не утратить достижения российской школы при всех изменениях в общем образовании, создать условия для самореализации и развития личности, необходимо обеспечить управление качеством образования на всех уровнях.
В школьной практике уже назрел вопрос о реализации такого управления, которое в полной мере способствовало бы развитию образовательного процесса и становилось фактором перехода образовательного учреждения на новый качественный уровень. Необходимо управление, обеспечивающее развитие педагогического процесса, ученика, профессиональных и личностных качеств учителя и, конечно же, содержания самой управленческой деятельности в новых социально-экономических условиях. Управление образованием - целенаправленный целостный процесс воспитания и обучения, педагогически спланированное и реализуемое единство целей, ценностей, содержания, технологий, организационных форм, диагностических процедур и др.
Управление включает в себя функцию внутришкольного контроля, который представляет собой вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению на диагностической основе соответствия функционирования и развития всей системы учебно-воспитательной работы школы общегосударственным требованиям (нормативам) и запросам развивающейся личности ученика.
Таким образом, проблема исследования порождена социально значимыми противоречиями между неудовлетворенностью качеством современного общего образования, потребностью в постоянном его повышении в соответствии с запросами личности, общества, государства и реальными возможностями традиционной системы образования разрешить эти противоречия.
На сегодняшний день существуют различные направления повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении. К ним относятся: аккредитация, лицензирование образовательного учреждения, школьная система оценки качества образования, мониторинг образовательного процесса, внутришкольный контроль и др. В данной работе подробно изучена система внутришкольного контроля, как один из механизмов управления качеством образования, на примере системы внутришкольного контроля муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мылинская средняя общеобразовательная школа» Закаменского района Республика Бурятия.
Проблема классификации видов, форм и методов внутришкольного контроля в настоящее время остается дискуссионной, что является подтверждением актуальности данной проблемы в теории и практике и продолжающимся поиском ее оптимального решения. Функции управления тесно связаны и взаимно пронизывают друг друга: планирование контролируется, контроль планируется, без педагогического анализа выполнение всех функций становится формальным, а плохая организация разрушает весь цикл управленческой деятельности руководителя.
Цель данной работы: изучить модель системы внутришкольного контроля.
Объект исследования: качество образования
Предмет исследования: система внутришкольного контроля МБОУ «Мылинская СОШ» как один из механизмов управления качеством образования.
Гипотеза исследования: управление качеством образовательного процесса в образовательном учреждении будет эффективным при создании системы внутришкольного контроля.
Задачи исследования:
Глава I. Теоретические аспекты управления качеством образования
1.1. Категория «качество образования»
В определении задач развития современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы обеспечения его качества. В последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную актуальность. Серьезное влияние на актуализацию качества образования как современную социально-педагогическую проблему оказывает возрастающая интеллектуализация производства, появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий.
По-настоящему концепция качества образования только складывается: определяются подходы, исследуются различные аспекты качества, разрабатываются его критерии и показатели. Следует отметить, что проблема качества образования как научно-теоретическая проблема является достаточно сложной, комплексной. Для раскрытия данной проблемы необходимо обратиться к основным понятиям исследования - «образование» и «качество».
Понятие образование в педагогике трактуется весьма широко и неопределенно. В него вкладывают ценностные, процессуальные, результативные, системные аспекты функционирования социальных институтов общества, дополняя его различным содержанием. Образование рассматривается и на различных уровнях его организации - личностном, институциональном, региональном, государственном.
Традиционно во многих словарях, концепциях образованию отводится роль формирования интеллекта. Например, в своей концепции Э.Гусинский дает следующее определение понятию образование: «Образование - процесс приобщения личности к культуре, приобретение грамотности в ее языках и ориентированности в ее текстах». Другое его определение: «Образование - процесс и результат становления, формирования и развития системы понятий, представлений о мире, дающий возможность в нем ориентироваться».
Как процесс и результат обучения и воспитания образование рассматривается и в других источниках. Так, например, педагогический словарь определяет данное понятие как «процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни»; философско-энциклопедический словарь трактует его как «процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки к жизни и труду».
В этой же логике Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2013 года представляет образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
Татур А.О., рассматривает образование как социальный институт, который можно представить в виде четырех основных систем:
1 - система управления образованием (решает задачи создания благоприятных условий финансовых, организационных, информационных, нормативно-правовых, материально-технических для эффективного функционирования и развития остальных трех систем);
2 - система формирования содержания образования (чему учим?);
3 - система организации учебной деятельности (как учим?);
4 - система оценки качества образования (что в результате получаем?)
Обобщая различные определения понятия, можно сделать вывод, что «образование вообще» не есть нечто одномерное и качественно однообразно определенное. И если опираться на наиболее важные и принципиальные смыслы понятия «образование», то необходимо отметить, что, во-первых, это вполне самостоятельная форма общественной практики (система деятельностей, структур организации и механизмов управления), особая социальная инфраструктура, пронизывающая все другие социальные сферы, а тем самым обеспечивающая целостность общественного организма.
Во-вторых, это универсальный способ трансляции исторического опыта, общий механизм социального наследования, связывания воедино некоторой общности людей и способа их жизни, передачи и сохранения норм и ценностей общей жизни во времени.
В-третьих, это всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во времени истории и пространстве культуры, человека, способного к самообразованию, а тем самым — и к саморазвитию.
В этих трех интерпретациях образование есть развивающее и развивающееся.
Обратимся к рассмотрению понятия «качество». Понятие «качество» относится к числу общенаучных категорий, методологическое значение которых имеет несомненную важность для педагогики.
В философском словаре представлено следующее определение: «Качество есть существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов. Качество предмета не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Поэтому понятие качества связывается с бытием предмета».
Согласно С.Ожегову, «качество — наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других; то или иное свойство, достоинство, степень пригодности».
В современных исследованиях качество рассматривается как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности .
В литературе рассматривается и так называемая производственная трактовка качества, где ключевым становится понятие «качества продукции» как совокупности существенных потребительских свойств этой продукции, значимых для потребителя. Следуя этой трактовке, Л.М.Моисеев и М.М.Поташник выделяют два признака качества любой продукции:
Таким образом, понятие «качество» характеризуется, минимум двумя рядами составляющих:
Проблема качества за последние 40-50 лет претерпела эволюцию: произошла своеобразная метаморфоза проблемы качества товаров и труда в проблему качества жизни, качества человека, качества культуры и качества образования. Наряду с идеологией развития всеобщего качества управления и стандартов, ориентированных на создание систем сертификации, в конце 80-х годов разворачивается идеология качества человека, качества образования и качества жизни. Согласно Л.И.Субетто, «появился новый тип конкуренции - конкуренции надрыночного, надтоварного, межгосударственного характера по качеству интеллектуальных ресурсов общества и качества образования».