Система внутришкольного контроля как механизм управления качеством об разования Профессиональная переподготовка по программе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 08:56, дипломная работа

Описание работы

Развитие системы образования в России сегодня характеризуется поиском новых форм и методов функционирования системы, ростом вариативности видов школ и образовательных программ. Для повышения качества образования идет совершенствование содержания, моделей обучения, внутришкольного управления. Все шире практикуются дифференцированное обучение, диверсификация типов образовательных и учебных программ, цикловое построение процесса овладения предметами, вводятся образовательные стандарты, используются различные образовательные модели.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….3 – 5 стр.
Глава I. Теоретические аспекты управления качеством образования
Категория «качество образования»…………………….....5 – 16 стр.
1.2. Проблема оценки качества образования………………….16 – 25 стр.
1.3. Качество образования как объект управления………….. 25 - 30 стр.
1.4. Система внутришкольного контроля, как механизм управления качеством образования…………………………………………………………….30 – 36 стр.
Глава II. Анализ системы внутришкольного контроля МБОУ «Мылинская СОШ»
2.1. Констатирующий эксперимент…………………………....37 – 41 стр.
2.2. Формирующий эксперимент………………………………42 – 55 стр.
2.3. Контрольный эксперимент………………………………..56 – 59 стр.
Заключение ……………………………………………………….60 - 61 стр.
Список литературы……………………………………………...62 – 63 стр.

Файлы: 1 файл

Дипломная Жаповой О.Г..doc

— 875.50 Кб (Скачать файл)

В результате реализации данной программы можно отметить, что: психологический климат в классе положительный, взаимоотношения между учащимися и учителями доброжелательные. Педагоги в своей работе используют дифференцированный подход в обучении учащихся, применяют разнообразные методы и формы обучения, активизирующие познавательную деятельность учащихся.

Работа классного руководителя направлена на формирование дружного отзывчивого коллектива через общеклассные мероприятия, классные часы, поздравление именинников. Развитие коммуникативных навыков школьников через привлечение каждого ученика к занятиям в кружках, секциях, факультативах, участию в олимпиадах, предметных неделях; общественных поручениях.

В классе осуществляется связь с родительской общественностью. Родители принимают участие в жизни класса, оказывают посильную помощь в укреплении материально-технической базы школы.

II.  Программа классно-обобщающего контроля «Адаптация учащихся 5-го класса»

Цель проверки: определить степень адаптации учащихся в 5 классе к обучению в школе II ступени.

Методами контроля были:

  • посещение уроков,
  • анкетирование родителей,
  • контрольные срезы по русскому языку и математике,
  • наблюдение за обучающимися 5 класса,
  • изучение документации.

Время проведения контроля октябрь 2014 года.

За период проверки администрацией посещено 13 уроков.

Анкетирование родителей «Диагностика школьной адаптации» позволило сделать следующие выводы:

50% детей охотно идут  в школу;

75% приспособились к школьному режиму;

50% детей справляются с  домашним заданием самостоятельно;

50% опрошенных имеют положительные впечатления о школе;

87,5% детей переживают за  свои успехи и неудачи.  
У 37,5% учащихся высокий уровень адаптации, у 62,5% - средний.

Мини опрос пятиклассников показал, что им нравится в школе, весело и комфортно.

Наблюдения за детьми при посещении уроков позволяют сделать вывод, что 50% из них отличаются высокой активностью, у большинства пятиклассников сформированы навыки учебного труда, дети организованны, дисциплинированны.

С контрольным диктантом по русскому языку справились 87,5% обучающихся, качество составило 50%.

Подтвердили оценки за 4 класс – 37,5%.  
Получили ниже годовой – 50%.

С контрольной работой по математике справились 62,5%, качество знаний составило 37,5%

Подтвердили годовые оценки за 4 класс – 50%, получили ниже годовой – 50% учащихся.

Проверка поурочных планов по русскому языку, математике, биологии и литературе показала, что в основном выдерживаются основные этапы уроков. Однако поурочное планирование:  

- по математике недостаточно  полно, развернуто (учитель Хобракова Л.Б.)  

-  по биологии основная часть урока представлена схематически, непонятно для проверяющего (учитель Талханова Ц.Б);  

- не всегда обозначены  цели урока и нет подведения  итогов в планах по литературе и русскому языку (учитель Цыренжапова И.Б.)

По итогам контроля было принято управленческие решения:

1. Учителям-предметникам Гомбоевой В.Р., Хобраковой Л.Б., Цыренжаповой И.Б., Гармаеву В.Г.  разработать план ликвидации пробелов в знаниях учащихся.  
Срок исполнения до 01.01.2014г.

3. Заместителю  директора школы по УВР Жаповой О.Г. рассмотреть на методическом совещании вопрос «Поурочный план – творческая работа учителя».

Срок исполнения до 15.01.2014 г.

4. Классным руководителям 5-х классов использовать в  воспитательной работе с детьми формы работы, направленные на повышение интереса к школе, к учебе.

III. Программа тематического контроля «Формы и методы обучения самостоятельной деятельности учащихся 8, 9 классах»

Цель контроля: выяснить эффективность используемых педагогами методов обучения самостоятельной деятельности учащихся.

Методы контроля: посещение уроков.

Время проведения контроля октябрь 2014 года. 
Администрацией было посещено  9  уроков.

Анализ посещенных уроков позволяет сделать вывод, что учителя- предметники на уроках используют различные формы организации самостоятельной работы учащихся: работа в  парах, группах, индивидуальную, фронтальную. На уроках русского языка Цыренжапова И.Б., Гармаев В.Г.)  учащиеся самостоятельно выполняют словарную диктовку, составляют предложения, работают с теоретическим материалов в учебнике, выполняют творческие задания.

В системе работают самостоятельно в группах на уроках русского языка девятиклассники. Обсуждение заданий по предложенным карточкам, взаимоконтроль, обсуждение теоретического материала (учитель Цыренжапова И.Б.)

На уроке физики в 9 классе (учитель Бадмаева Ц.С.) предлагает учащимся при проверке домашнего задания самостоятельную работу по группам. Учащиеся обсуждают предложенные вопросы, задачи, распределяют свои обязанности для ответов в соответствии с возможностями. В системе несложный материал предлагается учащимся для самостоятельного изучения с составлением плана-конспекта.

Но характер самостоятельной деятельности в основном репродуктивный. Исследовательский характер самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории, обществознания (учитель Эрхеев А.Д.).

Так, уч-ся 9 класса на усвоения новых знаний, решают проблему, обозначенную учителем в начале   урока. Таким образом, самостоятельная работа, организованная с учащимися, помогает в достижении поставленных целей урока.

На уроках химии ( учитель Талханова Ц.Б.) предлагает учащимся самостоятельное решение задач, подводит школьников к самостоятельному выводу нового учебного материала. Желающие учащиеся индивидуально готовят дополнительный интересный материал по изучаемой теме.

В системе на уроках географии (учитель Цыренова В.Б.) в форме самостоятельной индивидуальной работы проводит брифинг с учащимися. Кроме того, учащиеся самостоятельно работают с учебным материалом, результатом работы является составление таблиц, опорных схем. Также учитель много дает самостоятельной поисковой работы материала в ресурсах сети Интернет.

Следует отметить, что все учителя организуют самопроверку и взаимопроверку самостоятельной работы учащимися. Самостоятельная работа проводится учителями на этапах актуализации знаний, при контроле домашних заданий, закреплении  нового материала, виды работ проверочные, обучающие, контролирующие.

Таким образом, педагогами достаточно эффективно используются различные формы методы  и виды  самостоятельной деятельности учащихся, но характер ее не всегда исследовательский, творческий, не наблюдалось и взаимообучения, не всегда эффективно подведение итогов самостоятельной работы. На что необходимо обратить внимание.

IV. Программа контроля школьной документации  “Проверка классных журналов в 1-11 классах”.

Цель: соблюдение единых требований к ведению документации.

Время проверки: 5 ноября.

Учебной частью была проведена проверка классных журналов 1-11 классов.

В результате проверки было выявлено, что не все учителя соблюдают основные требования к ведению документации, в организации контроля за знаниями учащихся имеются недостатки:

- Несвоевременно заполняются журналы  по предметам: история России, информатика в 4, 11 классах, обществознание в 10 классе.

- Отсутствует запись с сентября- месяца по информатики 

- В журнале присутствуют выставленные  карандашом оценки

(по алгебре в 8 классе, геометрии  в 8 классе)

- В журнале ставится большое  количество точек по физике 

- Не заполнены сведения о  занятости учащихся в факультативах, кружках в 5, 6, 7 классах

- Не заполнены сведения о  пропущенных уроках обучающимися  в 11 классе 

- Не заполнены сведения об  обучающихся во 2 классе 

- Отсутствует соответствие календарно-тематического  планирования и записей в журнале по географии.

На основании выше изложенного предлагаю:

  1. Учителю физики, учителю истории , учителю математики вместо точек выставить оценки .
  2. Учителю истории не выставлять оценки карандашом
  3. Классному руководителю 8 класса взять под контроль успеваемость учащихся, имеющих неудовлетворительные отметки .
  4. Учителям-предметникам обратить внимание на систему опроса на уроках литературы, истории, химии, биологии в 8-11 классах.
  5. Учителю русского языка и литературы – заполнить раздел журнала “Что пройдено на уроке».

VI. Программа контроля школьной документации  «Проверка классных журналов в 5-11 классах”

Цель: системность опроса учащихся, работа с отстающими учащимися.

Время проверки: 6 ноября 2013 года.

Учебной частью была проведена проверка классных журналов. В результате проверки было выявлено, что не все учителя соблюдают основные требования к ведению документации, в организации контроля за знаниями учащихся, системой опроса.

Имеются серьезные недостатки, а именно малая накопляемость оценок:

  • в 5 - 6 классе по истории ;
  • в 9 –х классах по химии
  • 10 -11 классах по МХК, ОБЖ.
  • В 7-х классах по географии.

В 8 классе отсутствуют оценки по ряду предметов у (Бадмаева Б). (литература, алгебра, геометрия, английский язык, обществознание, информационная культура), имеют только одну оценку по английскому языку (Жалсановой Д)., по истории (Дулмаева Б).

Несвоевременно заполняются журналы по предметам: МХК 9,10, 11 классы , алгебра – 9 класс –.; информатика – 10 класс.

Отсутствует запись домашнего задания по литературе в 9 классе.

Не заполнены сведения о занятиях в факультативах, кружках, секциях на  полугодие.

На основании выше изложенного предлагаю:

  1. Серьезное внимание обратить на систему контроля за знаниями учащихся.
  2. Классным руководителям 7, 8, 9, 11 классов взять под особый контроль успеваемость учащихся, имеющих неудовлетворительные оценки и малую накопляемость отметок.
  3. Учителю информатики, учителю русского языка и литературы. повысить ответственность за ведение классных журналов.

Кроме традиционных форм контроля мы предлагаем новые формы внутришкольного контроля, по нашему мнению, отвечающие принципам демократизации системы управления и успешно реализуемые в УО:

1.Система стимулирования сотрудников.

В разработке положения системы стимулирования принимал участие весь коллектив: проводилось анкетирование сотрудников с целью определения приоритетных мотиваторов в коллективе. Результаты анкетирования легли в основу положения о стимулировании, разработанном временной творческой группой педагогов и принятом на собрании трудового коллектива. В положении о стимулировании четко обозначены критерии результативности деятельности сотрудников, определен механизм подведения итогов по результатам месяца, выбрана форма фиксации результатов посредством самооценки и оценки администрации и зафиксированы виды поощрения (материальные и моральные) за достижение определенных результатов.

Система поощрений стала открытой и понятной для всех сотрудников, теперь каждый член коллектива знает, что за эффективную деятельность он обязательно будет отмечен.

2.  Презентация своих  достижений.

В течение всего учебного года на педагогических советах педагогам предоставляется возможность представить свой позитивный опыт работы или высокие результаты своей деятельности в виде самоанализа или доклада. Также по завершению тематического контроля или методической декады администрация подводит итоги достижений педагогов. Наиболее позитивные доклады отмечаются научно – методическим советом и рекомендуются для участия в муниципальных мероприятиях.

 

 

    1. Контрольный эксперимент

Задача конктрольного этапа исследования заключается в выявлении изменений в уровне качества образования у школьников второй и третьей ступени обучения.

Для реализации данной цели нами был проведен повторный мониторинг успеваемости второй и третье ступени обучения. А именно, с пятого по одиннадцатый класс в феврале месяце были проведены контрольные мероприятия по усвоению знаний у детей.

После проведения и анализа котрольных мероприятий были получены следующие результаты.

Средний балл успеваемости - вторая ступень обучения: с 5 по 9 классы представлен в таблице №4

Таблица №4

          Классы

Предметы

5

6

7

8

9

Русский язык

4.3

4.2

4.0

4.2

4.1

Математика

4.0

4.0

4.2

3.9

3.8

Литература

4.3

3.9

3.9

4.3

3.8

Английский язык

4.1

3.6

3.9

3.8

3.8

Биология

4.0

3.8

3.7

4.3

3.9

История

4.1

3.9

3.7

3.9

4.2

Информатика

3.9

3.8

4.0

4.1

3.9

Информация о работе Система внутришкольного контроля как механизм управления качеством об разования Профессиональная переподготовка по программе