Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 08:56, дипломная работа
Развитие системы образования в России сегодня характеризуется поиском новых форм и методов функционирования системы, ростом вариативности видов школ и образовательных программ. Для повышения качества образования идет совершенствование содержания, моделей обучения, внутришкольного управления. Все шире практикуются дифференцированное обучение, диверсификация типов образовательных и учебных программ, цикловое построение процесса овладения предметами, вводятся образовательные стандарты, используются различные образовательные модели.
Введение…………………………………………………………….3 – 5 стр.
Глава I. Теоретические аспекты управления качеством образования
Категория «качество образования»…………………….....5 – 16 стр.
1.2. Проблема оценки качества образования………………….16 – 25 стр.
1.3. Качество образования как объект управления………….. 25 - 30 стр.
1.4. Система внутришкольного контроля, как механизм управления качеством образования…………………………………………………………….30 – 36 стр.
Глава II. Анализ системы внутришкольного контроля МБОУ «Мылинская СОШ»
2.1. Констатирующий эксперимент…………………………....37 – 41 стр.
2.2. Формирующий эксперимент………………………………42 – 55 стр.
2.3. Контрольный эксперимент………………………………..56 – 59 стр.
Заключение ……………………………………………………….60 - 61 стр.
Список литературы……………………………………………...62 – 63 стр.
Таблица №1
Классы Предметы |
5 |
6 |
7 |
7 |
9 |
Русский язык |
4.2 |
4.1 |
3.9 |
4.0 |
4.0 |
Математика |
4.0 |
3.9 |
4.1 |
3.7 |
3.7 |
Литература |
4.1 |
3.7 |
3.9 |
3.9 |
3.5 |
Английский язык |
3.9 |
3.5 |
3.9 |
4.1 |
3.4 |
Биология |
4.0 |
3.6 |
3.4 |
4.0 |
3.9 |
История |
4.2 |
3.9 |
3.6 |
3.9 |
4.1 |
Информатика |
3.7 |
3.5 |
4.0 |
3.7 |
3.8 |
Диаграмма №1
Средний балл успеваемости – третья ступень обучения: с 10 по 11 классы представлен в таблице №2
Таблица №2
Классы Предметы |
10 |
11 |
Руский язык |
3.7 |
3.9 |
Математика |
3.8 |
3.8 |
Литература |
4.1 |
4.2 |
Английский язык |
4.0 |
3.9 |
Биология |
3.9 |
4.0 |
История |
3.6 |
4.0 |
Информатика |
3.6 |
3.7 |
Физика |
3.7 |
4.1 |
Химия |
4.1 |
4.2 |
Диаграмма №2
Таким образом, из представленных таблиц и диаграмм видно, что качество образования в данном образовательном учреждении находится не на достаточно высоком уровне. Конечно, около половины процентов обучающихся учатся на 4-5, но также имеются и те, кто учится неудовлетворительно.
Обозначенные в первой главе теоретические положения о внутришкольном контроле как одного из механизмов управления качеством образования, а также анализ полученных результатов констатирующего этапа исследования позволили нам определить цель формирующего эксперимента, которая заключается в разработке системы внутришкольного контроля с целью повышения управления качеством образования.
В процессе создания системы внутришкольного контроля основывались на следующих принципах:
Нами выделены этапы внутришкольного контроля.
1. Планирование.
Планирование ВШК осуществляется на основе локальных актов и с учетом результатов анализа работы педагогического коллектива.
2. Сбор информации.
Источники информации: урок, коллектив учащихся, классный журнал, дневник учащегося, ученические тетради, тематическое планирование учителя, учебная программа, контрольная работа, личные дела учащихся.
Методы контроля: наблюдение, проверка документации, опрос(устный, письменный, включая анкетирование), тестирование, оперативный разбор (анализ только что проведенного урока или мероприятия с его организаторами или участниками), ретроспективный разбор (оценка деятельности школы выпускниками прошлых лет, анализ вступительных экзаменов).
Способы сбора информации: использование листов контроля, различных таблиц, программ и схем наблюдений, тетрадей и журналов посещений.
3. Обработка
информации и экспертная
При обработке информации и экспертной оценке полученных результатов используются формулы расчета показателей качества и оценочные шкалы.
4. Распространение информации.
Информация ВШК доводится до сведения учителей, по необходимости – до учащихся и их родителей на совещаниях при завуче, производственных совещаниях, педсоветах и родительских собраниях, публикуется на школьном сайте.
5. Хранение информации.
Итоги контроля оформляются в виде таблиц, графиков, диаграмм, тестовой аналитической информации. Хранение производится на бумажном и электронном носителе.
В процессе разработки была создана модель эффективной системы внутришкольного контроля, которая включает в себя необходимые требования к контролю.
Модель системы внутришкольного контроля
уровень |
Система внутришкольного контроля | ||||||||||||
II уровень |
Контроль должен отражать и поддержи- вать общие цели школы |
Контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности, объективно измерять и оценивать то, что действительно важно |
Контроль необходимо обеспечивать с позиции действующих нормативов |
Контролировать по критическим точкам – особое внимание факторам, критическим для оценки степени выполнения плана |
Сосредотачивать контроль на существенных отклонениях |
Контроль должен быть действенным - существенно влиять на повышение эффективности труда педагога |
Контроль осуществлять своевре-менно и регуляр-но | ||||||
| |||||||||||||
Ш уровень |
Создание целостной системы информации – социальный заказ школе; - информация об особенностях и состоянии работы педагогического коллектива. |
Совершенствование компетентности, культуры проверяющего |
Создание объективных, точных и удобных для применения нормативов |
Изучение деловых и профессиональных качеств членов педагогического коллектива |
Не только уметь вскрывать недостатки, но и находить положительное, оценивать достижения |
Придание контролю общественного характера – привлечение руководителей МО, учителей, учащихся, родителей; изучение общественного мнения о школе. |
Создание продуманной системы морально-иатериального стимулирования |
Обеспечение научной организации труда |
Таблица №3
Направления внутришкольного контроля | |||||
Обновление содержания образования |
Организация учебно-воспитательного процесса |
Контроль состояния санитарно-гигиенического режима и техники безопасности в школе |
Контроль школьной документации | ||
Переход на концентрическую систему образования |
Вариативность образования | ||||
Апробация новых учебно-методических комплексов |
Курсы по выбору |
Контроль выполнения программ |
Контроль здоровьесбере-гающих технологий |
Документы методических объединений |
В соответствии с указанными направлениями была разработана система внутришкольного контроля (см. Приложение), а также нами были разработаны программы контроля.
I. Программа классно-обобщающего контроля «Изучение организации педагогического процесса в 10-х классах»
Цель – Определение состояния организации классного коллектива, условий оптимизации УВП, проблем преподавания учебных предметов с точки зрения активности и возрастной зрелости учащихся и пути их решения в период адаптации.
Задачи:
Формы контроля:
Объекты контроля |
Вопросы контроля |
|
- Система контроля и
учета знаний; |
Работа классного руководителя |
-Воспитательная система
класса; |
Учеба учащихся |
- Уровень знаний учащихся; - самооценка; - наблюдение за мотивированными
учащимися, реализация их потенциала; |
Психологическая атмосфера в классе |
- Психологический микроклимат
в классе; |
Отношение родителей |
- Участие родителей в
жизни класса; |