Система внутришкольного контроля как механизм управления качеством об разования Профессиональная переподготовка по программе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 08:56, дипломная работа

Описание работы

Развитие системы образования в России сегодня характеризуется поиском новых форм и методов функционирования системы, ростом вариативности видов школ и образовательных программ. Для повышения качества образования идет совершенствование содержания, моделей обучения, внутришкольного управления. Все шире практикуются дифференцированное обучение, диверсификация типов образовательных и учебных программ, цикловое построение процесса овладения предметами, вводятся образовательные стандарты, используются различные образовательные модели.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….3 – 5 стр.
Глава I. Теоретические аспекты управления качеством образования
Категория «качество образования»…………………….....5 – 16 стр.
1.2. Проблема оценки качества образования………………….16 – 25 стр.
1.3. Качество образования как объект управления………….. 25 - 30 стр.
1.4. Система внутришкольного контроля, как механизм управления качеством образования…………………………………………………………….30 – 36 стр.
Глава II. Анализ системы внутришкольного контроля МБОУ «Мылинская СОШ»
2.1. Констатирующий эксперимент…………………………....37 – 41 стр.
2.2. Формирующий эксперимент………………………………42 – 55 стр.
2.3. Контрольный эксперимент………………………………..56 – 59 стр.
Заключение ……………………………………………………….60 - 61 стр.
Список литературы……………………………………………...62 – 63 стр.

Файлы: 1 файл

Дипломная Жаповой О.Г..doc

— 875.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица №1

          Классы Предметы

5

6

7

7

9

Русский язык

4.2

4.1

3.9

4.0

4.0

Математика

4.0

3.9

4.1

3.7

3.7

Литература

4.1

3.7

3.9

3.9

3.5

Английский язык

3.9

3.5

3.9

4.1

3.4

Биология

4.0

3.6

3.4

4.0

3.9

История

4.2

3.9

3.6

3.9

4.1

Информатика

3.7

3.5

4.0

3.7

3.8


Диаграмма №1

Средний балл успеваемости – третья ступень обучения: с 10 по 11 классы представлен в таблице №2

Таблица №2

                     Классы

Предметы

10

11

Руский язык

3.7

3.9

Математика

3.8

3.8

Литература

4.1

4.2

Английский язык

4.0

3.9

Биология

3.9

4.0

История

3.6

4.0

Информатика

3.6

3.7

Физика

3.7

4.1

Химия

4.1

4.2


 

Диаграмма №2

Таким образом, из представленных таблиц и диаграмм видно, что качество образования в данном образовательном учреждении находится не на достаточно высоком уровне. Конечно, около половины процентов обучающихся учатся на 4-5, но также имеются и те, кто учится неудовлетворительно.

    1. Формирующий эксперимент

Обозначенные в первой главе теоретические положения о внутришкольном контроле как одного из механизмов управления качеством образования, а также анализ полученных результатов констатирующего этапа исследования позволили нам определить цель формирующего эксперимента, которая заключается в разработке системы внутришкольного контроля с целью повышения управления качеством образования.

В процессе создания системы  внутришкольного контроля основывались  на следующих принципах:

  • Принцип поиска позитивного (Если контролирующий будет настроен на получение позитивного результата контроля, будет отмечать успехи в работе педагога в первую очередь, то диалог между ним и контролируемым об устранении недостатков в работе станет более продуктивным).
  • Принцип контроля за достижением цели (Бессмысленно осуществлять контроль за процессом функционирования, циклично повторяя формы и темы контроля. Контроль должен быт нацелен на получение информации о достижении цели и задач учреждения).
  • Принцип субъектной позиции педагога к системе внутришкольного контроля (чем активней педагоги ОУ участвуют сами в процессе внутришкольного контроля – взаимоконтроль и самоконтроль, тем понятнее и важнее он ими ощущается)
  • Принцип гласности и открытости контроля (результаты контроля – как позитивные так и негативные, должны стать известны всему коллективу. В этом случае каждый член коллектива может самостоятельно оценить себя или отметить свои ошибки по отношению к общим критериям)
  • Принцип системности. (если контроль будет эпизодическим, то продуктивность его резко снижается)

Нами выделены этапы внутришкольного контроля.

1. Планирование.

Планирование ВШК осуществляется на основе локальных актов и с учетом результатов анализа работы педагогического коллектива.

2. Сбор информации.

Источники информации: урок, коллектив учащихся, классный журнал, дневник учащегося, ученические тетради, тематическое планирование учителя, учебная программа, контрольная работа, личные дела учащихся.

Методы контроля: наблюдение, проверка документации, опрос(устный, письменный, включая анкетирование), тестирование, оперативный разбор (анализ только что проведенного урока или мероприятия с его организаторами или участниками), ретроспективный разбор (оценка деятельности школы выпускниками прошлых лет, анализ вступительных экзаменов).

Способы сбора информации: использование листов контроля, различных таблиц, программ и схем наблюдений, тетрадей и журналов посещений.

3. Обработка  информации и экспертная оценка.

При обработке информации и экспертной оценке полученных результатов используются формулы расчета показателей качества и оценочные шкалы.

4. Распространение  информации.

Информация ВШК доводится до сведения учителей, по необходимости – до учащихся и их родителей на совещаниях при завуче, производственных совещаниях, педсоветах и родительских собраниях, публикуется на школьном сайте.

5. Хранение информации.

Итоги контроля оформляются в виде таблиц, графиков, диаграмм, тестовой аналитической информации. Хранение производится на бумажном и электронном носителе.

В процессе разработки была создана модель эффективной системы внутришкольного контроля, которая включает в себя необходимые требования к контролю.

Модель системы внутришкольного контроля

 уровень

 

 

Система внутришкольного контроля

   

II уровень

 

Контроль должен отражать и поддержи-

вать общие цели школы

 

Контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности, объективно измерять и оценивать то, что действительно важно

 

Контроль необходимо обеспечивать с позиции действующих нормативов

 

Контролировать по критическим точкам – особое внимание факторам, критическим для оценки степени выполнения плана

 

Сосредотачивать контроль на существенных отклонениях

 

Контроль должен быть действенным - существенно влиять на повышение эффективности труда педагога

 

Контроль осуществлять своевре-менно и регуляр-но

Ш уровень

Создание целостной системы информации

– социальный заказ школе;

- информация об особенностях и состоянии работы педагогического коллектива.

Совершенствование  компетентности, культуры проверяющего

Создание объективных, точных и удобных для применения нормативов

Изучение деловых и профессиональных качеств членов педагогического коллектива

Не только уметь вскрывать недостатки, но и находить положительное, оценивать достижения

Придание контролю общественного характера – привлечение руководителей МО, учителей, учащихся, родителей; изучение общественного мнения о школе.

Создание продуманной системы морально-иатериального стимулирования

Обеспечение научной организации труда


 

 

Основные направления внутришкольного контроля нашей школы отражены в таблице 3

 

Таблица №3

Направления внутришкольного контроля

Обновление

содержания образования

Организация учебно-воспитательного процесса

Контроль  состояния санитарно-гигиенического режима и техники безопасности в школе

Контроль  школьной документации

Переход на концентрическую систему образования

Вариативность образования

Апробация новых учебно-методических комплексов

  • Элективные курсы;
  • Факультативные курсы;
  • Индивидуально-групповые занятия;

Курсы по выбору

  • Повышение профессионального мастерства учителя
  • Реализация закона РФ «Об образовании»
  • Состояние преподавания предметов;
  • Выполнение федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
  • Работа над качеством знаний, умений и навыков учащихся
  • Контроль  работы над единой методической темой

Контроль  выполнения программ

  • Выполнение требований санитарно-эпидемиалоги-ческих правил к учебно-воспита-тельному процессу
  • Соблюдение техники безопасности при проведении учебных занятий

Контроль  здоровьесбере-гающих технологий

  • Проверка журналов (классных, факультативных и т.д.)
  • Проверка личных дел
  • Проверка тетрадей (рабочие, контрольные и т.д.)
  • Проверка дневников

Документы методических объединений


В соответствии с указанными направлениями была разработана система внутришкольного контроля (см. Приложение), а также нами были разработаны программы контроля.

I.   Программа классно-обобщающего контроля «Изучение организации педагогического процесса в 10-х классах»

Цель – Определение состояния организации классного коллектива, условий оптимизации УВП, проблем преподавания учебных предметов с точки зрения активности и возрастной зрелости учащихся и пути их решения в период адаптации.

Задачи:

  • Определение психологического состояния учащихся в новом классном коллективе.
  • Определить основные направления совместной работы педагогического и ученического коллективов, родительской общественности по оптимизации образовательного процесса.
  • Изучение методики педагогов, способствующих привитию умений и навыков самостоятельной работы и развитию культуры общения учащихся на гуманистической основе.

Формы контроля:

  • Посещение уроков по всем предметам с последующим анализом;
  • Проверка дневников;
  • Анкетирование учащихся;
  • Контроль посещаемости уроков учащимися;
  • Беседа с учителями, работающими в классах;
  • Индивидуальная работа с учащимися и родителями.

 

 

Объекты контроля

Вопросы контроля

    1. Персональный контроль за работой учителей, имеющих наибольшее количество слабо успевающих учеников, наибольшее количество пропусков уроков.

 
2. Качество и методы преподавания  в классе. 
3. Координация педагогов по работе с классом.

- Система контроля и  учета знаний; 
- уровень требований к знаниям учащихся; 
- дифференцированный подход в работе с учащимися; 
- доступность объяснения; 
- наличие приемов, направленных на пробуждение интереса к предмету; 
- стиль взаимоотношений с учащимися; 
- дисциплина на уроке; 
- методы активизации познавательной деятельности на уроке.

Работа классного руководителя

-Воспитательная система  класса; 
- работа с журналом, дневниками; 
- работа с родителями; 
- индивидуальная работа с учащимися 
- связь урочной и внеурочной работы в классе.

Учеба учащихся

- Уровень знаний учащихся;

- самооценка;

- наблюдение за мотивированными  учащимися, реализация их потенциала; 
- наблюдение за учащимися, имеющими наименьшие успехи в учебе.

Психологическая атмосфера в классе

- Психологический микроклимат  в классе; 
- характер отношений между учащимися; 
- учащимися и учителями; 
- учителями и родителями;

Отношение родителей

- Участие родителей в  жизни класса; 
- выполнение родительских обязанностей по воспитанию детей.

Информация о работе Система внутришкольного контроля как механизм управления качеством об разования Профессиональная переподготовка по программе