Система внутришкольного контроля как механизм управления качеством об разования Профессиональная переподготовка по программе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 08:56, дипломная работа

Описание работы

Развитие системы образования в России сегодня характеризуется поиском новых форм и методов функционирования системы, ростом вариативности видов школ и образовательных программ. Для повышения качества образования идет совершенствование содержания, моделей обучения, внутришкольного управления. Все шире практикуются дифференцированное обучение, диверсификация типов образовательных и учебных программ, цикловое построение процесса овладения предметами, вводятся образовательные стандарты, используются различные образовательные модели.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….3 – 5 стр.
Глава I. Теоретические аспекты управления качеством образования
Категория «качество образования»…………………….....5 – 16 стр.
1.2. Проблема оценки качества образования………………….16 – 25 стр.
1.3. Качество образования как объект управления………….. 25 - 30 стр.
1.4. Система внутришкольного контроля, как механизм управления качеством образования…………………………………………………………….30 – 36 стр.
Глава II. Анализ системы внутришкольного контроля МБОУ «Мылинская СОШ»
2.1. Констатирующий эксперимент…………………………....37 – 41 стр.
2.2. Формирующий эксперимент………………………………42 – 55 стр.
2.3. Контрольный эксперимент………………………………..56 – 59 стр.
Заключение ……………………………………………………….60 - 61 стр.
Список литературы……………………………………………...62 – 63 стр.

Файлы: 1 файл

Дипломная Жаповой О.Г..doc

— 875.50 Кб (Скачать файл)

Словосочетание «качество образования» в начале 90-х годов ХХ века впервые в России появилось в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 и 1996 гг.), в статье о государственном контроле за качеством образования, что породило большое количество различных практик такого контроля, инициировало разработки соответствующих теоретических концепций, превратившись в основной фактор устойчивого возрастания интереса ученых к данной проблеме. В настоящее время общее число публикаций по проблемам качества образования исчисляется тысячами, что позволяет выделить широкое и узкое толкование данного понятия.

В обобщенном виде качество образования определяется как совокупность его свойств и их проявлений, способствующих удовлетворению потребностей человека и отвечающих интересам общества и государства.

В более узком смысле качество образования рассматривается как  личностная особенность, необходимая человеку для осуществления той или иной деятельности.

В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг.  

Качество образования – это степень достижения поставленных в образовании целей и задач. Критерии качества во многом зависят от того, в какой системе образования они рассматриваются и какие педагогические подходы преобладают.

Так, качество образования в системе гуманистической педагогики рассматривается с позиции учащегося.

Гуманистический подход к определению качества образования предполагает выполнение следующих «предписаний»:

• стандартизация, предписание, внешняя определенность и контролируемый учебный план, программа отвергаются. В основе – предоставление учащимся возможности определять значение учебы и конструировать (принимать участие в создании) программы и становиться ответственным за реализацию образовательной потребности и создание для себя условий;

• аттестация определяется как источник информации для учащегося и обратной связи для получения сведений о качестве учения обучающегося, как неотъемлемая часть процесса учения.  Самоаттестация друг друга одобряется как путь развития и углубления осознания учения;

• социальный акцент делается на конструктивизм, подчеркивается, что учение – это больше процесс усвоения общественной (социальной) практики, чем индивидуальное завоевание.

Согласно определению Международной организации по стандартизации (ИСО) качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Под объектом в этом определении понимается все, что может быть индивидуально описано и рассмотрено, т.е. товар, услуга, процесс; система, организация или отдельное лицо или любая комбинация перечисленного выше. Каждая потребность выражается рядом требований, которые участвуют в формировании отношений пригодности объекта для целей потребителя, служат для оценки соответствия объекта его назначению, и, следовательно, очерчивают границу качества объекта.  В практической деятельности термин «объект» часто заменяют термином «продукция». Продукция представляет собой результат процесса или какой-либо деятельности.

Требования к качеству можно определить как выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта с целью их воплощения в объекте и проверки.

При использовании понятия «качество» применительно к сфере образования разные авторы вкладывают в это понятие различный смысл. В общих чертах качество образования представляет собой тот нормативный уровень, которому должна соответствовать «продукция» отрасли образования. 

В процессе анализа научных исследований, установлено существование множества определений понятия «качество образования». 

По мнению Поташника М.М. , «качество образования представляется как соотношение цели и результата, как мера достижения целей, притом, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника». Подобное определение  понятия «качество»   дают также  Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н.1

А.М.Моисеев трактует понятие «качество образования в школе» как  «совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование».

В.М.Полонский понимает под качеством образования выпускников «определённый уровень знаний, умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники».

В.П.Панасюк определяет качество школьного образования как «такую совокупность свойств, которая обусловливает его способность удовлетворять социальные потребности в формировании и развитии личности в аспектах её обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств».

В рассмотренной выше группе определений речь идет о качестве как характеристике результата образовательного процесса, но не упоминается о качестве как характеристике самого образовательного процесса. В то же время существуют точка зрения, согласно которой, говоря о качестве образования необходимо иметь в виду и качество образовательного процесса, образовательных услуг.

Так, в психолого-педагогическом словаре это понятие трактуется следующим образом: «качество образования – понятие, включающее в себя качество образовательных услуг и качество образовательной подготовки выпускника, соискателя. Под качеством образовательных услуг понимается совокупность характеристик образовательного процесса, которая измеряется (оценивается) путем обобщения результатов итоговых аттестаций выпускников.

 Качество образовательной  подготовки выпускника, соискателя  – это совокупность характеристик, полученных (освоенных) гражданином в ходе образовательного процесса, знаний, умений и навыков, востребованных  государством, обществом, личностью. Качество образования  измеряется (оценивается) в процессе итоговой аттестации».

Шишов С.Е. и Кальней В.А. определяют качество образования как  «социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям  в формировании и развитии гражданских, бытовых, профессиональных компетенций личности».

По мнению Т.И. Шамовой, П.И.Третьякова «качество образования – это есть равнодействующая следующих составляющих: потребностей личности и общества, целевых приоритетов, спрогнозированного процесса и результата (стандарта)».

Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова считают, что качество образования предполагает не только выявление конечных результатов, но и качество условий образования, процесса образования.

Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.    Среди возможных подходов к понятию качества необходимо отметить подход, сформулированный в работах А.И.Субетто, поскольку он позволяет раскрыть связи данного понятия с другими, важными в исследовании, – свойство, система, оценка, управление. Согласно данному пониманию, качество обладает следующими признаками:

    − системности  и целостности (качество как система  совокупности свойств объектов  и процессов, качество частей  не определяют общее качество);

    − структурности  и иерархичности (система свойств  имеет иерархическую структуру);

    − динамичности (качество процесса отражается  в качестве результата);

    − количественности (как меры качества);

    −внешне-внутренней обусловленности (как единства потенциального, внутреннего и реального, внешнего качества);

    − соответствия  требованиям, потребностям и нормам.

Качество является сложным и противоречивым понятием, из приведенного определения его вытекают принципиальные противоречия: между статическими и динамическими моментами качества, между внутренней его сущностью и реальным проявлением, между качеством результата и качеством процесса. Противоречия в философском понимании качества определяют и сложность педагогической проблемы обеспечения качества и управления качеством в образовании. Нельзя не согласиться с выводом В.Воротилова и Г.Шапоренковой: множественность запросов к образованию разных социальных, профессиональных групп, отдельных личностей порождает многообразие целей, а результаты образования могут быть оценены разными субъектами, по разным критериям, в разных измерениях, на разных уровнях.

Этот же вывод вытекает из позиции авторов учебника по педагогике и психологии А.А.Реана, Н.В.Бордовской, С.И.Розума. По их мнению, качество образования зависит от того, насколько осуществляется соответствие:

1) целей и результатов  образования на уровне конкретной  системы образования и на уровне отдельного образовательного учреждения;

2) между различными параметрами  в оценке результата образования  конкретного человека;

3) теоретических знаний  и умений их практического  использования в жизни и профессиональной  деятельности.

Таким образом, оказываются неразрывно связанными, с одной стороны, качество образования конкретного человека, качество образовательного процесса, конкретной образовательной системы и системы образования в целом, и, с другой стороны, качество теоретических знаний, практических навыков, личностных качеств.

    Качество образования  представляет собой механизм  социальной регуляции образовательной сферы, который обуславливает ее оптимальное функционирование и выступает результатом сочетания интересов и потребностей различных социальных субъектов.

Интересной, хотя, возможно, и спорной, является попытка классификации подходов к определению качества образования, данная В. Воротиловым и Г.Шапоренковой, обобщающая различные позиции по данной проблеме. Авторы выделяют следующие подходы к пониманию качества образования:

− соответствие ожиданиям и потребностям личности и общества (С.Е.Шишов, В.А.Кальней, А.И.Моисеев, Е.В.Яковлев);

− сформированный уровень знаний, умений, навыков и социально значимых качеств личности (Е.В.Бондаревская, Л.Л.Редько,Л.А.Санкин, Е.П.Тонконогая);

− соответствие совокупности свойств образовательного процесса и его результатов требованиям стандарта, социальным нормам общества, личности (В.И.Байденко; В.А.Исаев, Н.А.Селезнева, А.И.Суббето);

− соответствие результата целям образования, спрогнозированным на зону потенциального развития личности (М.М.Поташник,В.М.Полонский, В.П.Панасюк, А.П.Крахмалев);

− способность образовательного учреждения удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности (Г.А.Бордовский, Т.Н.Шамова, П.И.Третьяков, Г.Е.Володина).

Чрезвычайная актуализация проблемы качества образования связана также с развитием в последние десятилетия так называемой «философии всеобщего качества». В рамках этой философии происходит переосмысление традиционного понятия качества как степени соответствия какому-либо стандарту, в нашем случае образовательному, то есть в какой степени потребители удовлетворены предоставляемыми образовательными услугами.

В  контексте этого подхода качество образования в школе XXI в. определяется как соотношение цели и результата, выражающееся в совокупности характеристик, которые отражают уровень достигнутых количественных и качественных результатов, уровень организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, условия, в которых он протекает.

Качество образования (с рационалистической точки зрения) понимается как результат процессуальной стороны образования и совокупность компетенций выпускников, которые придают им способность адаптироваться к изменяющейся социальной и экономической среде, удовлетворять обусловленные потребности.

Качество образования распадается на качество условий и качество результата. Первое состоит в способности учреждения создать в своих стенах образовательные траектории, соответствующие склонностям и интересам обучающихся при обязательном выполнении государственных образовательных стандартов. Второе – в оценке меры соответствия результатов – надеждам. В данном определении представлены два основных компонента качества: обязательный (стандартный) и вариативный (определяемый образовательным учреждением).

Выполнение образовательных стандартов обеспечивает единство образовательного пространства государства и гарантирует право обучающихся на получение полноценного образования. Средством отслеживания выполнения образовательных стандартов является мониторинг. Второй (вариативный) компонент не может быть оценен на основе количественных показателей, поскольку оценивается не результат, а направление развития образовательного учреждения, т.е. личностно-ориентированная составляющая качества образования.

Необходимыми   предпосылками   формирования  личностно-ориентированной составляющей являются переход от оценки знаний, умений, навыков учащихся к оценке их компетенций, а также  оценка влияния образовательного процесса на психосоматическое состояние ребенка («цена результата»).

В свою очередь качество образовательного процесса на наш взгляд также является интегративным понятием и в нем можно выделить несколько составляющих:

  • качество содержания образования;
  • качество образовательных технологий;
  • качество процесса обучения (деятельности педагогического коллектива в целом и каждого его субъекта в частности);
  • качество условий (научно-методических, управленческих, организационных, психологических, материально-технических и др.);
  • качество  педагогов (квалификация).

Информация о работе Система внутришкольного контроля как механизм управления качеством об разования Профессиональная переподготовка по программе