Системный подход к управлению операционными системами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - выявить основные подходы к управлению операционной системой предприятия, показать преимущества системного подхода к управлению, оценить эффективность данного метода управления на конретном предприятии.
Цель работы определяет основные ее задачи:
- раскрыть понятие и сущность системного подхода к управления;
- охарактеризовать основные составляющие операционной системы предприятия;
- проанализировать процесс управления операционной системой предприятия;
- на примере предприятия оценить систему управления операционной системой.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Системный подход к управлению операционными
системами: теоретический аспект 6
1.1 Понятие и сущность системного подхода к управлению 6
1.2 Понятие операционной системы предприятия 9
1.3 Основные подходы к управлению хозяйственными системами 14
Глава 2. Управление производственной системой на предприятии
ОАО «Южуралкожа» 18
2.1 Общая характеристика предприятия 18
2.2. Управление предприятием 22
2.3 Управление операционной системой ОАО «Южуралкожа» 25
Заключение 35
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

системн подход к управлению операц сист (2).docx

— 211.01 Кб (Скачать файл)

Такая кожа широко представлена в ассортименте предприятий, выпускающих  широкий спектр кожтоваров. «Лидерами» здесь являются Камышловский кожевенный завод, «Хром» (Ярославль), «Рассказово-Инвест», ЗАО «Рускон».

Этими же заводами активно  используется спилок для производства обувной и галантерейной кожи. «Кожа из спилка» предназначена  для изготовления недорогой обуви  и кожгалантереи, что необходимо в России в современных условиях. Кроме того, это вариант рационального  использования сырья.

 «Южуралкожа» предлагает широкий ассортимент  кожпродукции. Но он достаточно традиционен. Производство новых видов кож и внедрение новых способов отделки позволило бы охватить дополнительные рыночные сегменты и сделать позиции завода на рынке кожпродукции более прочными.

По ассортименту ОАО «Южуралкожа» были определены среднерыночные, среднеконкурентные (не учитывающие цен «Южуралкожи»), минимальные и максимальные цены. При определении средних цен учитывались объемы производства по каждому производителю, однако не охвачен не весь спектр российских производителей кож.

Анализ показал, что по ряду позиций цены ОАО «Южуралкожа» ниже среднерыночных. Это хром для верха обуви из сырья КРС (в среднем на 12%), юфть шорно-седельная (на 6-7%),  одежная кожа из сырья КРС (на 16%), одежная овчина и козлина (на 29%), мебельная кожа (в среднем на 7 %), спилок-велюр (на 13%), сыромять (из шкур КРС на 33%, однако наша цена на сыромять соответствует качеству нашей продукции).

В то же время по ряду позиций  цена «Южуралкожи» превышает средне-рыночную. К ним относятся юфть для верха обуви, кожподклад, подкладочной спилок, а также кожа для одежды и обуви из свиных шкур.

Анализ показывает, что  у  предприятия есть резервы для повышения цен на пользующуюся спросом продукцию. В то же время  существуют позиции, рост цен на которые нежелателен.

В рассмотренной выборке  не обнаружено ни одного завода, цены на продукцию которого максимально приближены к среднерыночной. Также сложно проследить, что какой-либо завод придерживается определенного ценового уровня (выше или ниже среднего). Можно отметить только «Рускон»  и «Курский кожевенный завод», «Кожа-Сервис», цены которых практически по всем позициям выше среднерыночных, а также Октябрьский кожевенный завод и «Рассказово-Инвест», почти все цены на продукцию которых ниже среднерыночных.

Вероятно, рынок кожпродукции еще недостаточно насыщен, и ценовая конкуренция пока не очень сильна. Также можно предположить, что цены, устанавливаемые производителями, соответствуют качеству производимой ими продукции.

Полученная картина свидетельствует  об усилении оживления в российской кожевенной промышленности.  Все  большее число кожзаводов начинают предпринимать активные действия по расширению производства и укреплению рыночных позиций. Наблюдается рост конкуренции и снижение степени монополизации кожевенного рынка, особенно рынка юфти.

В этой ситуации ОАО «Южуралкожа» необходимо ускорить наращивание объемов производства и продаж, активизировать работу по оптимизации ассортимента, улучшению качества продукции и качества выполнения заявок. Иначе, предприятие рискует быть вытесненным с рынка кожпродукции конкурентами.

Подсистема планирования и контроля.

Согласно информации о  внешней среде предприятия  ОАО «Южуралкожа» приняло решение наращивать объемы производства и продаж, активизировать работу по оптимизации ассортимента, улучшению качества продукции и качества выполнения заявок. Иначе, предприятие рискует быть вытесненным с рынка кожпродукции конкурентами.

Итак, проведенный анализ показал, что ОАО «Южуралкожа» производит около одного процента от общего выпуска кожи в России, если считать что большинство Белорусских кожзаводов экспортируют кожу в Россию, то реальная доля будет еще меньше. Желание высшего руководства захватить 10 % рынка кожи в России носит явно необоснованный характер.

Предлагается стратегия постепенного наращивания конкурентного преимущества за счет улучшения качества продукции и производства новых, мало представленных на рынке продуктов, которые могли бы быть достаточно высокорентабельными, при условии достижения высокого качества и наличия новизны  за что покупатель готов платить высокую цену.

Системы контроллинга на предприятии ОАО «Южуралкожа»

Как было указано выше контроллинг это достаточно мощная система предприятия целью которой является системный анализ финансового состояния предприятия. Однако особенно ценными на наш взгляд являются те инструменты которые помогают не только проанализировать причины ухудшения положения предприятия (анализ деятельности, система контрольных коэффициентов), но и своевременно предотвратить кризисную ситуацию. Среди таких финансовых инструментов особенно хотелось бы выделить три из них :

  • управление ассортиментом;
  • контроль себестоимости продукции;
  • бюджетирование.

Задача управления ассортиментом  подразделяется на  две подзадачи: стратегическое планирование ассортимента и  текущее управление. Если в  первой подзадаче происходит планирование распределения средств с учетом возможностей рынка и предприятия, то во второй происходит постоянное  корректирование запланированного в реальном времени. Возможности  рынка подразумевают факторы, изучаемые  внешним маркетингом, а именно: конкуренты, потребители, поставщики партнеры, на основе которых выявляются тенденции  рынка и сегмента, занимаемого  предприятием, как по объему, так  по ценам и качеству. Возможность  предприятия подразумевают финансы  и экономику, то есть доступность  денежных ресурсов в нужное время  и соотношение себестоимости  и рыночных условий. [15]

На любую продукцию  для эффективного управления ассортиментом  необходимо иметь следующий объем  информации:

  • динамика цены;
  • динамика продаж;
  • динамика складских запасов;
  • динамика средневзвешенной закупочной цены сырья;
  • динамика себестоимости;
  • динамика прибыли (несколько видов прибылей);
  • динамика доли в обороте группы;
  • некоторая другая информация.

Анализ целесообразно  проводить одновременно для нескольких видов продукции на одном графике  для определения возможной зависимости. Также целесообразно производить  сравнительный анализ между типами и группами продукции по срокам оборачиваемости, прибыли, экономической прибыли  и др. при помощи решения задачи управления ассортиментом можно  будет составить планы продаж и закупок в рамках выделенного  финансирования, а также определить наиболее рациональное  выделение  финансов.

 

Обеспечивающая  подсистема

Обеспечивающая подсистема представлена отделами экономической  и бухгалтерской службы, кадровым отделом, службой маркетинга.

Роль планово-экономических  служб (ПЭС)

 ПЭС должны подготавливать  документы быстро, качественно по  содержанию и в том объёме, который необходим руководству  предприятия для принятия эффективных  управленческих решений.

ПЭС должны стать структурой, которая будет способна координировать деятельность всех подразделений и  позволит перейти от вертикального  управления к управлению вертикально-горизонтальному.

 ПЭС должны стать  структурой, которая будет нести  ответственность за подготовку  документов, необходимых для формирования  основного бюджета

Все усилия работников ПЭС  в сегодняшних условиях должны быть направлены на то, чтобы доказать руководству  компаний необходимость планирования, а, следовательно, ПЭС должны стать  той службой, без которой невозможно нормальное функционирование предприятия  в рыночных условиях хозяйствования.

Задача управления себестоимостью предусматривает ведение на предприятии  управленческого учета. Суть управленческого  учета заключается в том, что он создан именно для предприятия, а не для отчетности перед налоговыми службами. При этом  не предусматривается , что этим вопросом должна заниматься бухгалтерия. Это скорее функция планово- экономического отдела предприятия.[9]

Самыми существенными  моментами управленческого учета  являются:

Анализ маржинальной прибыли, учет срока оборачиваемости и  анализ не только предприятия в целом, но и отдельных его подразделений (центров финансового учета). Исходя из этих показателей, можно подсчитать эффективность для каждой из товарных позиций, что дает основу для управления ассортиментом.

    За счет внедрения  системы управления себестоимостью  можно получить следующую информацию:

  • определение себестоимости по любому наименованию, по группе продукции и по всему спектру продукции, то есть с любой степенью детализации для одного или нескольких центров финансовой ответственности;
  • себестоимость в динамике и по текущему срезу времени;
  • расчет разных видов прибылей: прибыли по форме прибылей и убытков, экономической прибыли (прибыль плюс срок оборачиваемости);
  • анализ экономических показателей для предприятия в целом;
  • полный учет и анализ инвестиций;
  • расчет цены на продукцию;
  • расчет оптовых и прочих скидок;
  • прогнозирование себестоимости;
  • вывод всевозможной информации, имеющей отношение к товарообороту.

Ядром системы отклонения перечисленных статей является метод  учета затрат на производство, так  как он обеспечивает своевременное  предупреждение нерационального расхода  материальных ресурсов на предприятии  при помощи четко организованной и документально обоснованной системы учета отклонений и ведя работу над повышением уровня обоснованности этих норм, метод выявляет внутрипроизводственные резервы предприятия.

На входе 

Персонал 

В настоящее время на предприятии  работает 180 человек, при том что в основном производстве занято не более 80 человек. Для примера на предприятии в Европе производящем аналогичный объем продукции работает не более 70 человек, включая технологов и обслуживающий персонал. Средний возраст работающих составляет 47 лет. После приватизации и покупки контрольного пакета акций ПГ «Ричел» в1998 году на предприятие пришла новая команда управленцев, однако ввиду отсутствия согласованной стратегии действий значительных изменений на заводе произошло, ввиду чего была произведена практически полная смена управленческого персонала «новой волны» новыми людьми. Особенно нужно отметить острую потребность предприятия в технологическом персонале, желающем изучать и использовать современные технологии производства кожи. В настоящий момент вся техническая политика осуществляется техническим директором. Это специалист обладающий большим техническим и жизненным опытом. С высоты своего почти сорокалетнего опыта производственной деятельности в кожевенном производстве он отлично знает, что и как нужно делать и не хочет, да и не может менять себя и свой стиль руководства в угоду требовательным клиентам. На наш взгляд для достижения фирмой конкурентных преимуществ на этой должности должен находиться другой более открытый переменам специалист.

Финансы

В настоящий момент предприятию  для развития не хватает финансовых средств. Ситуация усугубляется еще  и тем, что ввиду низкой конкурентноспособности производимой продукции, предприятие вынуждено предоставлять значительные отсрочки платежа. При попытке проведения отпуска продукции по предоплате на предприятии произошло затоваривание складов готовой продукции. Тяжелым бременем лежат на предприятии долги перед бюджетом, для поддержания жизнедеятельности предприятия финансовое руководство вынуждено идти на различные ухищрения. Финансовой отдушиной для предприятия является возможность получения краткосрочных кредитов у головной компании ПГ «Ричел». Однако из-за низкой эффективности работы предприятия ПГ «Ричел» в последнее время все чаще отказывается быть финансовым донором.

Сырьевые ресурсы

В последнее время предприятию  стало все труднее и труднее  добывать необходимые сырьевые ресурсы (шкуры КРС). Причины для этого  явления следующие:

- сокращение поголовья крупного рогатого скота в регионе

- отсутствие финансовых средств у предприятия в нужный момент

- ценовая конкуренция на рынке покупателей сырья КРС (большая часть сырья вывозится в другие регионы или в Москву, откуда отправляется на экспорт в Италию и Турцию)

Следствием отсутствия возможности  получения качественного сырья  является невозможность удовлетворения заказов клиентов. Покупка низкокачественного сырья влечет за собой производство низкорентабельной продукции.

Перерабатывающая  подсистема

Оборудование предприятия

Предприятие было частично переоборудовано. Устаревшие виды отечественного оборудования были заменены импортными (преимущественно итальянскими) установками. Однако в производстве по прежнему имеются узкие места, тем более, что даже новое оборудование ввиду отсутствия надлежащего ухода имеет значительный износ. Следует однако заметить, что старое оборудование хотя и важный но не основной фактор производства. Это можно проследить на примере Камышловского кожзавода, имеющего гораздо более старый и малочисленный машинный парк, но выпускающего кожу более высокого качества и в больших объемах.

Технологии производства

В настоящее время на предприятии  используются довольно устаревшие технологии, которыми пользовались еще в «период  развитого социализма», поэтому  кожа, выпускаемая предприятием, имеет  низкий спрос на рынке. Процесс развития технологии, повышения технологического мастерства персонала проходит эпизодически и бессистемно. Следует однако заметить, что именно технология играет самую важную роль в развитии конкурентного преимущества предприятия.

Информация о работе Системный подход к управлению операционными системами