Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:52, курсовая работа
Целью данной работы является разработка управленческого решения по снижению текучести рабочего персонала на примере ОАО «Минеральные удобрения». Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи:
– теоретически обосновать понятие текучести кадров, рассмотреть его виды;
– изучить факторы, вызывающие текучесть персонала, а также эффективные способы регулирования данного процесса;
– выявить причины текучести персонала на предприятии и разработать мероприятия по ее снижению.
Введение…………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы по управлению текучестью персонала промышленного предприятия………………………6
1.1. Персонал предприятия: понятие и классификация…………6
1.2 Понятие, виды и причины текучести персонала…………8
1.3 Мероприятия по управлению текучестью кадров………12
Глава 2. Исследование текучести технологического персонала на примере ОАО «Минеральные удобрения»……………………24
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 24
2.2. Анализ причин текучести персонала на ОАО «Минеральные удобрения»……30
Глава 3. Разработка программы по снижению текучести технологического персонала ОАО «Минеральные удобрения»34
Заключение…………………………………………………………42
Список использованной литературы……………………………44
Факторы /10/, вызывающие движение персонала, разнообразны, имеют разные источники, сила их влияния различна, изменчива и зачастую трудно поддается количественной оценке. Их можно разделить на группы:
– факторы, внешние по отношению к предприятию.
– факторы, возникающие на самом предприятии, т.е. внутренние;
– личностные факторы.
Наиболее частая причина текучести – недовольство работников своим положением. В частности, речь идет о:
– неудовлетворенности заработной платой, условиями и организацией труда;
– нерешенности социальных проблем;
– отдаленности работы от дома;
– отсутствии условий для отдыха, детских учреждений;
– неуважительном отношении со стороны руководства;
– не оправдавшихся притязаниях, неустойчивости служебного положения, отсутствие возможности для продвижения, обучения или повышения квалификации, развития опыта, карьерного роста;
– неадекватные меры по введению в должность;
– изменяющийся имидж организации;
– прецеденты резких увольнений и резких наборов персонала в организацию.
Следовательно, текучесть кадров связана не только с социальной и бытовой неустроенностью, но и со сложностями самореализации или самоутверждения. К примеру, в Японии в 85% случаях мотивом увольнения является несовместимость работника и организации в целом.
Таким образом, текучесть персонала должна быть оптимальной:
– слишком высокая текучесть приводит к высоким потерям рабочего времени и свидетельствует о слабой мотивации персонала, неудовлетворенности работников условиями труда;
– слишком низкая текучесть замедляет обновление персонала и приход новых работников, отвечающих требованиям современного производства.
Для управления процессами текучести кадров огромное значение имеет сбор и анализ информации о них. Основная цель управления текучестью персонала заключается в оптимизации ее уровня.
1.3 Мероприятия
по управлению текучестью
Особое внимание при анализе движения кадров уделяют причинам увольнения работников с предприятия. К основным причинам увольнения относят:
Обстоятельства, обусловливающие текучесть кадров, могут быть /3/:
– полностью управляемыми, к ним можно отнести условия труда и быта;
– частично управляемыми, такие как удовлетворенность коллективом, взаимоотношениями, формами мотивации;
– неуправляемыми, например природно-климатические факторы.
Целенаправленно воздействуя на первые и вторые, можно существенно снизить текучесть.
Для этого применяются различные меры, например:
– технические – совершенствование техники и технологии, улучшающие условия труда;
– организационные – нахождение каждому работнику наиболее соответствующего ему места, поскольку, например, при ощущении невостребованности и перегруженности текучесть увеличивается;
– социально-психологические – предоставление дополнительных льгот и гарантий, улучшение внутреннего климата и др.;
– культурно-бытовые, например повышение уровня медицинского обслуживания.
Мероприятия по снижению текучести направлены на предупреждение причин увольнений. Замечено, что предварительный инструктаж снижает текучесть кадров, а ощущение невостребованности или перегруженности ее увеличивает.
Снижает текучесть кадров и уверенность работника, что он может воздействовать на производственные процессы. Сотрудники добросовестнее и с большим внутренним желанием выполнят ту или иную работу, если сами в полной мере будут отвечать за нее, получат возможность довести ее до конца. Удовлетворенность приносит и свобода в выборе темпа и очередности выполнения задания, возможность внесения в процесс своего, нового.
Для управления процессами текучести персонала в первую очередь используются сведения об общем числе уволившихся сотрудников: так, например, отдельно учитываются женщины. Для каждой возрастной категории, равно как и для различных спецификаций и опытных групп, осуществляются свои собственные подсчеты.
Достоверно известно, что стремление перейти из одной компании в другую находится в обратной зависимости от возраста работника. Пик переходов заканчивается в 25–30 лет. Чаще всего меняют работу служащие низких квалификаций, не имеющие перспектив, семьи, с малым стажем работы на конкретно взятом предприятии /9/.
Существенно отличается
интенсивность текучести в
Кроме того, важным моментом является обоснованность ожиданий соискателя от работы: некоторые наниматели, стремясь представить свои компании в как можно более выгодном свете, часто завышают позитивные моменты и скрывают некоторые трудности, связанные с трудовой деятельностью.
Соискатель, столкнувшись с реальным положением вещей, чаще всего не может уволиться сразу, однако негативные настроения накапливаются, и предприятие все-таки лишается сотрудника. Именно по этой причине целесообразно составить крайне реалистичную программу знакомства будущих работников с компанией.
Рекомендуется раз в год проводить опрос всех сотрудников об удовлетворенности работой, служебным положением и руководством, проводить письменный сбор пожеланий и идей по дальнейшему развитию производства.
Кроме того, необходимо хотя бы раз в месяц обстоятельно поговорить с каждым подчиненным, обсудив все накопившиеся проблемы и идеи последнего.
Дело в том, что человек – существо социальное, и если им длительное время не интересуются, у него возникает ощущение ненужности и понижается результативность труда. Если же регулярно проводить подобного рода встречи, сотрудники будут чувствовать, что начальство заинтересовано в их работе, и более ответственно к ней относиться.
Изучив все причины ухода персонала можно вывести пути решения каждой из них.
Немаловажное значение
имеет создание на предприятии собственной систем
Согласно экономическим словарям /6/, мотивация труда делится на материальную, моральную и административную, а кроме того, включает в себя стимулирование и санкции.
В сфере управления персоналом мотивация является целостной системой поощрений и наказаний, имеющих значение для конкретного индивида, направленной на повышение производительности труда сотрудника. Это означает, что мероприятия, относящиеся к группе мотивирующих, не могут носить случайный характер – они являются частью продуманной системы управления кадрами. Соответственно, поощрения и наказания должны быть значимыми для того конкретного сотрудника, к которому планируется их применить.
Создание системы мотивации необходимо для того, чтобы сотрудники были заинтересованы работать как можно более эффективно, ориентируясь на удовлетворение собственных потребностей – внедряя такую систему, руководитель позволяет сотрудникам достигать личных целей, решая задачи организации.
Ошибкой управляющего может стать разработка мотивационных схем для персонала исходя из собственного мнения о пожеланиях сотрудников. Более того, разработка любой схемы должна происходить с оглядкой на каждую отдельную группу сотрудников-то есть иметь если и не персонализированную, то хотя бы групповую спецификацию.
Профессиональный энтузиазм исполнителей зависит от различных факторов. Главным образом, от уровня уверенности работника в том, что его активность приведет к запланированному результату – повышению объема производства или качества обслуживания клиентов, росту объема продаж и т.д. Важна и уверенность, что его успехи заметит руководство и, соответственно, их вознаградит. Не последнюю очередь в этом списке занимает ценность ожидаемого поощрения.
В профессиональной мотивированности есть еще один небольшой нюанс. Как правило, каждый профессионал соотносит весомость своего вклада в выполнение работы с величиной полученных бонусов.
Кроме того, он сравнивает величину бонусов с бонусами своих коллег, а также сотрудников других организаций на подобных должностях. В частности, не стоит недооценивать даже такие мелочи, как распределение оргтехники, использование служебного транспорта или же престижные семинары. Когда работник считает, что его недооценивают, он начинает терять энтузиазм, эффективность труда падает и чаще всего дело заканчивается увольнением.
Весьма важной частью
любой мотивационной схемы
При составлении мотивирующих схем руководитель должен четко определиться, к кому из работников необходим индивидуальный подход, а кого достаточно отнести к некоей определенной группе.
Итак, для правильной системы мотивации необходимо учесть следующее /6/:
1. Адресность. Она же – соответствие запросу.
2. Гибкость. Важно понимать, что стимуляция, например, системных техников путем предоставления им аппаратных новинок в сфере сетевых устройств, стопроцентно провалится в случае с бухгалтерией. Кроме того, для каждого отдельного сотрудника важно учитывать личностные мотивации. Так, некоторым карьера важнее получаемых денег.
3. Прозрачность. До сотрудников
должны быть доведены цели
и критерии оценки работы. Причем
крайне неверно будет,
4. Справедливость. Должна
существовать единая процедура
оценки и сертифицирования
5. Изменчивость во
времени – все-таки компании
растут и расширяются. Каждый
новый этап развития компании
в динамично меняющейся
Существует еще один
очень эффективный способ обеспечить
бесперебойное снабжение
Кадровый резерв может обеспечить компании массу преимуществ.
Во-первых, сэкономить время на поиск персонала. Если в компании открывается вакансия, которую нужно срочно заполнить, то при наличии кадрового резерва проблема решается автоматически. Аналогично – в ситуации с открытием филиалов или созданием подразделений. Если компания планирует через некоторое время расширить штат, то подготовиться к этому лучше заранее. Даже если только обдумывается какой-то проект, имеет смысл формировать кадровый резерв. Это очень актуально для управленческих должностей, ведь во многих компаниях, особенно крупных, продвижение менеджера по карьерной лестнице занимает годы.
Во-вторых, мотивировать сотрудников. Если подчиненный знает, что его готовят к повышению, он уверен в своем будущем в этой компании и станет прилагать гораздо больше усилий к работе и повышению своей квалификации.
В-третьих, уменьшить вероятность возникновения кризисных ситуаций, к пример связанных с уходом ключевого сотрудника.
Как уже было отмечено, сфера торговли в нашей стране остается лидером по темпам роста и количеству открывающихся вакансий, поэтому торговые работники – самая востребованная профессиональная группа на рынке труда. Грамотные, опытные, честные, ответственные продавцы требуются и расширяющимся сетям глобальных компаний, и небольшим магазинам.
Хорошо оборудованное торговое помещение, дорогостоящие системы управления бизнес-процессом – важные элементы основного капитала компании, но не решающие. По большому счету, подлинным капиталом в наше время становится интеллектуальный и творческий потенциал коллектива. Найти квалифицированного, мотивированного работника, заинтересованного в получении знаний и повышении своего профессионального уровня, способного самостоятельно вести определенный участок работы, становится все труднее и труднее.
В подборе торгового персонала тоже есть своя специфика. Наибольшую сложность, пожалуй, представляет закрытие вакансии директора магазина торговой сети. Директор магазина – ключевая позиция в торговой компании. Он должен управлять людьми, выполнять планы и развивать свой «объект». Здесь и важно создание кадрового резерва.
Выделяют два вида кадрового резерва:
– внешний – его составляют кандидаты, которые не числятся в компании, но представляют для нее потенциальную ценность. Например, на предприятии появляется одна вакансия, а собеседования показывают, что, кроме человека, который соответствует всем требованиям, есть еще несколько хороших специалистов. Не исключено, что откроются подобные вакансии или другие, подходящие для этих людей, и тогда их можно пригласить. Поэтому выгодно поддерживать с ними связь, а иногда – и предложить им как внештатным сотрудникам поучаствовать в каких-то проектах.
Информация о работе Снижение текучести персонала (на примере ОАО «Минеральные удобрения»)