Социальная ответственность и этиика менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа написана по теме «Социальная ответственность и этика менеджмента как фактор выживаемости организации». Актуальность выбранной темы связана с тем, что в современном мире все большее влияние на репутацию и имидж организации оказывает занимаемая ею социальная позиция. Оценивая ее деятельность, общество рассматривает не только производственные и финансовые показатели, но и то, как организация ведет свою деятельность, заботится о собственных работниках, насколько ее деятельность соответствует интересам других участников рынка, жителей территорий ее присутствия, а также общества в целом.
Целью курсовой работы было рассмотрение следующих вопросов:
• Понятие, назначение деловой этики и ее структура
• Управление этикой и социальной ответственностью
• Факторы социально-этических аспектов деятельности организаций
• Этика и управленческие решения
• Аргументы в пользу и против социальной ответственности
• Понятие социального контроля
• Понятие и функции организационной культуры

Файлы: 1 файл

Основной текст.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

    1.Введение 

     Данная  курсовая работа написана по теме «Социальная  ответственность и этика менеджмента  как фактор выживаемости организации». Актуальность выбранной темы связана с тем, что в современном мире все большее влияние на репутацию и имидж организации оказывает занимаемая ею социальная позиция. Оценивая ее деятельность, общество рассматривает не только производственные и финансовые показатели, но и то, как организация ведет свою деятельность, заботится о собственных работниках, насколько ее деятельность соответствует интересам других участников рынка, жителей территорий ее присутствия, а также общества в целом.

     В основе механизма формирования социальной зрелости субъектов управления, лежит  степень сформированности их социальной ответственности. Именно ее развитие выступает показателем, наличие которого позволяет обеспечить не только экономическую эффективность организации, но и ее социальное развитие.

     Социальная  ответственность представляет собой  реализацию не только   
своих экономических интересов и целей, но и учет социальных последствий воздействия деловой активности на собственный персонал, потребителей и организации, совместно с которыми осуществляется та или иная деятельность.

     Существуют  две различные точки зрения на то, как следует вести себя организациям в отношении с их общественной средой, чтобы считаться социально ответственными. Согласно одной из них, организация социально ответственна, когда максимально увеличивает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этих позиций организация должна преследовать только экономические цели. Согласно другой точке зрения, организация в дополнение к ответственности экономического характера обязана учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местные общины, в которых проходит ее деятельность, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем в целом. Противоположные по своему характеру выводы из того, что следует понимать под концепцией социальной ответственности, порождены спорами о целях организации. С одной стороны, есть люди, рассматривающие организацию как экономическую целостность, обязанную заботится только об эффективности использования своих ресурсов. Поступая, таким образом, организация выполняет экономическую функцию производства продукции и услуг, необходимых для общества со свободной рыночной экономикой, обеспечивая одновременно работу для граждан и максимальные прибыли и вознаграждения для акционеров.

     Целью курсовой работы было рассмотрение следующих вопросов:

    • Понятие, назначение деловой этики и ее структура
    • Управление этикой и социальной ответственностью
    • Факторы социально-этических аспектов деятельности организаций
    • Этика и управленческие решения
    • Аргументы в пользу и против социальной ответственности
    • Понятие социального контроля
    • Понятие и  функции организационной культуры

     При написании курсовой работы была использована учебная специальная литература и данные сайтов Интернет-ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 

2.Основная часть. Социальная ответственность и этика менеджмента

     2.1. Понятие, назначение деловой этики и ее структура 

     Этика менеджмента – наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления (менеджера), и функционирование организации как «совокупного менеджера» относительно своей внутренней и внешней среды в том аспекте, в каком действия менеджера и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.

     Роль  этики как науки в настоящий, переживаемый современным российским обществом период, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества. Различают этику общечеловеческую (универсальную) и профессиональную этику. Этика менеджмента не противоречит общечеловеческой этике.

     Этика менеджмента является профессиональной (или отраслевой) этикой, поэтому  она рассматривает поведение  и поступки человека лишь в строго ограниченной сфере – сфере менеджмента. Именно здесь важно учитывать концепцию психологических уровней функционирования морали: интеллектуального и волевого, эмоционального и подсознательного.

     Профессиональная  этика развивается на пересечении  теоретического, нормативного и прикладного  направления этики. Содержание профессиональной этики определяется кругом вопросов, составляющих суть профессиональной деятельности.

      Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные  для определенных видов деятельности. Профессиональная этика – это  кодекс поведения, предписывающий определенный тип нравственных межличностных отношений, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения специалистами своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в производстве продукции, в сфере предоставления услуг и пр.). Именно таким специфическим видом деятельности является менеджмент, обращенный, прежде всего к человеку.

     Деловая этика базируется на уважении интересов  не только своей фирмы, но и партнеров, клиентов и общества в целом. Данное правило распространяется также на конкурентов – запрещается наносить им ущерб приемами, выходящими за рамки конкурентной борьбы. Этика выступает за получение благ максимальным числом участников рынка и равные возможности доступа к ним.

     Нарушение прав собственности, присвоение закрытой информации, недостоверная реклама, ущемление свободы потребительского выбора, коммерческий шпионаж вызывают деформацию рыночных отношений, повышают риски и трансакционные издержки. Нечестная информация отталкивает покупателей, дискриминация по непрофессиональным признакам и «переманивание мозгов» искажают отношения на рынке труда. Получение выгодных заказов не на конкурсной основе, а по блату, за взятку или посредством шантажа и угроз также разрушает рынок.

     Основа  современной деловой этики – социальный контракт (неформальное соглашение компании и ее внешнего окружения о единых нормах поведения) и социальная ответственность фирмы (максимальное использование ее преимуществ и сведение к минимуму недостатков, которые затрагивают как участников бизнеса, так и общество в целом).

     Этика бизнеса действует  на трех соподчиненных иерархических уровнях:

     1. Мировой уровень (гипернормы). Эти  нормы основаны на общечеловеческих  ценностях и зафиксированы в  «Принципах международного бизнеса»  – всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями ведущих компаний и консультантами бизнеса из США, Западной Европы и Японии. В сжатом виде они сводятся к социальной ответственности бизнеса (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения в целом); модернизации технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций; повышению доверия к бизнесу; уважению правовых норм и обеспечению равных возможностей в конкуренции; признанию верховенства этических норм (некоторые сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки зрения морали); содействию свободе многосторонней торговли; уважительному отношению к окружающей среде; отказу от противозаконных действий (взяточничества, отмывания денег, продажи оружия террористам, наркоторговли)1.

     Особо выделяются моральные обязательства  компаний и предпринимателей по отношению  к следующим категориям лиц:

     - покупателям (высокое качество  товаров и услуг, честность  в рекламе, уважение человеческого достоинства);

     - работникам (достойная оплата и условия труда, охрана здоровья и трудоспособности, равные права и возможности трудоустройства);

     - владельцам и инвесторам (гарантирование  справедливой прибыли на вложенный  капитал, свободный доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции);

     - поставщикам (справедливые и честные  отношения с ними, включая ценообразование,  лицензирование, отсутствие принуждения  и излишних судебных разбирательств, обмен информацией и привлечение к участию в процессе планирования, своевременная оплата поставок и др.);

     - конкурентам (взаимное уважение, развитие открытых рынков товаров  и капиталов, отказ от использования  сомнительных средств достижения  конкурентных преимуществ, уважение  прав собственности);

      - местному населению (соблюдение  прав человека, уважение культурной  целостности, спонсорские акции,  участие компаний в гражданской  жизни).

     Гипернормы  являются главенствующими по отношению  к национальным и корпоративным  этическим кодексам и правилам.

     2. Макроуровень (в масштабе отрасли  или национальной экономики). Это  гипернормы и близкие к ним  этические постулаты, реализуемые  в отраслевых или национальных  кодексах этики бизнеса (например, «Двенадцать принципов ведения  дел в России»). Речь идет об уважении частной собственности и рыночной конкуренции, достоверности  информации, отсутствии несправедливой дискриминации на рынке труда. Социальные контракты заключаются на макро - и микроуровнях.

     3. Микроуровень (в масштабе отдельной  фирмы и ее клиентов). Это принципы доверия и отсутствия дискриминации в отношениях между поставщиками и покупателями, персоналом и администрацией, менеджерами и акционерами и т.д. Их нарушение влечет различные потери (рост накладных расходов, конфликтные ситуации и др.). На данном уровне решаются и постоянно возникающие (особенно в сфере управления людьми) частные этические проблемы.

     Как сделать эти принципы работающими? Не секрет, что менеджеры, привыкшие  к количественным критериям эффективности  и испытывающие нехватку времени, нередко стремятся пренебречь этическими решениями, представляющими для них известные трудности. Очень непросто также оперировать разными уровнями этических норм. Гипернормы могут противоречить микроуровневым нормам и другим конкретным задачам бизнеса. Помочь здесь (хотя и в ограниченной степени) могут стандартные приемы и некоторые новые рекомендации специалистов по введению этических решений в практику управления. 
 
 
 

    2.2. Управление этикой и социальной ответственностью 
     

     В теории менеджмента разработан набор ответных действий, к которым прибегают компании в ситуациях, когда заинтересованная группа предъявляет компании новые требования. Действия эти могут иметь препятствующий, оборонительный, приспособленческий и проактивный характер.

     Обструкция означает отказ компании от всех обязанностей, заявления о том, что так называемые доказательства их проступков обман и подлог, и всяческие препятствия расследованию (если таковое проводится). Тактика защиты предполагает, что организация принимает на себя ответственность за некоторые ошибки и упущения, но никак не препятствует возможным расследованиям. Менеджеры, склонные к подобной реакции, считают, что «такие вещи случаются, но в них никто не виноват». Приспособление компании означает, что менеджмент принимает социальную ответственность за действия организации, хотя, возможно, делает он это, уступая внешнему давлению. Придерживающиеся этой тактики компании стремятся выполнять свои экономические, юридические и этические обязанности, и в случае давления на них внешних сил сворачивают подвергнутую критике деятельность. Проактивные действия предполагают, что компания берет на себя инициативу в социальных вопросах, самостоятельно идентифицирует общественные интересы и действует, не дожидаясь указаний или давления со стороны заинтересованных групп.

     Логично провести параллели между способами  поведения в случае возникновения  социальных дилемм и критериями социальной ответственности (экономические, юридические, этические, социальные).

     Руководство компании призвано контролировать ее моральное «здоровье», используя такие методики, как личный пример, моральный кодекс и различные этические структуры.

     Личный  пример. Директор и старшие менеджеры компании должны, открыто и уверенно поддерживать нормы этичного поведения, выступать инициаторами обновления этических ценностей организации. Приверженность этическим ценностям необходимо декларировать во время выступлений, в директивах, внутрифирменных публикациях. Но особую роль играют действия менеджмента. Если руководство приносит этику в жертву сиюминутным интересам, в компании мгновенно распространяются слухи об этом. Последующие клятвы в приверженности этическим идеалам бесполезны. Таким образом, поведение руководителей задает тон всей организации.

Информация о работе Социальная ответственность и этиика менеджмента