Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:48, курсовая работа
Данная курсовая работа написана по теме «Социальная ответственность и этика менеджмента как фактор выживаемости организации». Актуальность выбранной темы связана с тем, что в современном мире все большее влияние на репутацию и имидж организации оказывает занимаемая ею социальная позиция. Оценивая ее деятельность, общество рассматривает не только производственные и финансовые показатели, но и то, как организация ведет свою деятельность, заботится о собственных работниках, насколько ее деятельность соответствует интересам других участников рынка, жителей территорий ее присутствия, а также общества в целом.
Целью курсовой работы было рассмотрение следующих вопросов:
• Понятие, назначение деловой этики и ее структура
• Управление этикой и социальной ответственностью
• Факторы социально-этических аспектов деятельности организаций
• Этика и управленческие решения
• Аргументы в пользу и против социальной ответственности
• Понятие социального контроля
• Понятие и функции организационной культуры
Моральный кодекс. Это формальное изложение этических и социальных ценностей организации; он призван донести до сотрудников принципы, которых придерживается компания. Как правило, моральный кодекс фирмы базируется на заявленных принципах организации, либо в нем излагается ее политика. Заявленные принципы определяют ценности компании и в общих чертах описывают ее обязанности, качество продукции, отношение к работникам. Наиболее значимые из них можно отнести к тому, что называется «корпоративное кредо» (в частности, уже упоминавшийся «Путь ЯР» компании Hewlett-Packard). Заявленная политика это описание (опять же довольно общее) порядка действий компании и ее сотрудников в конкретных, затрагивающих вопросы этики и морали ситуациях (рыночная практика, конфликты интересов, соблюдение законов, патентная практика, подарки сотрудникам, предоставление им равных возможностей). В моральном кодексе компании, как правило, формулируются ценности или образцы поведения сотрудников (как допустимые и желаемые, так и неприемлемые) и возможная реакция менеджмента.
Этические
структуры. К этическим структурам относятся
различные системы, должности и программы,
с помощью которых компания стремится
стимулировать соответствующее моральным
принципам поведение сотрудников. Комитет
по этике компании, как правило, образует
группа высших руководителей, на которых
возложена обязанность наблюдать за соблюдением
работниками этических принципов и выносить
решения в случае возникновения спорных
ситуаций. Кроме того, комитет отвечает
за наказание тех, кто нарушает правила
этики, что имеет немаловажное значение,
если организация стремится непосредственно
повлиять на поведение работников. Комиссар,
или уполномоченный по вопросам этики,
это один из высших руководителей компании,
являющийся ее «совестью»: к нему стекается
информация о возникающих этических проблемах,
он занимается урегулированием конфликтов,
а также указывает руководству на потенциальные
источники затруднений.
2.3.
Факторы социально-этических
аспектов деятельности
организаций
Внимание,
которое уделяется в последнее
время социально-этическим
Первый фактор - это перевод экономики России на рыночные отношения и связанное с этим замещение преимущественно командно-административных методов управления экономическими и социально-психологическими.
Второй фактор - необходимость заполнения идеологического вакуума, возникшего вследствие отказа от господствующей в течение 70 лет общегосударственной коммунистической идеологии.
Третий фактор - отмеченное многими социологами уменьшение в высокоиндустриальном обществе значения традиций, в том числе и нравственных, что является следствием установленной еще в начале прошлого века немецким социологом Максом Вебером замены "ценностно-ориентированного" поведения людей на "целерациональное".
Четвертый фактор. В современном мире именно организации, где работники проводят наиболее важную часть своей жизни, являются, по сути, первичными ячейками общества. При этом они выполняют две взаимосвязанные функции: экономическую и социальную. Первая заключается в том, что организации создают ценности для потребителей и других заинтересованных сторон. А вторая - дают людям возможность трудиться и получать за результаты своего труда материальное вознаграждение, признание, реализовывать свои права на отдых и охрану здоровья, организовывать профессиональные союзы и др.
И, наконец, пятый фактор. Не всегда достаточно нравственное ведение бизнеса вызывает необходимость формирования обществом требований к социальной ответственности бизнес-организаций. Основой для понимания социально-этических аспектов менеджмента и бизнеса являются такие категории, как мораль, этика и культура.
Мораль (нравственность) (от лат. moralis - касающийся нравов) - совокупность норм, установок и предписаний, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении в различных жизненных сферах, включая и трудовую деятельность. Специфика морали как регулятора социальных отношений заключается в том, что она действует изнутри. Моральное регулирование носит, как говорят психологи, оценочно-императивный характер, т. е. в оценке поступков людей содержится их одобрение либо порицание. Общие нормы морали получают выражение в зафиксированных представлениях (заповедях, принципах, кодексах) о том, как следует поступать и чего нельзя делать. Когда говорят о морали, то имеют в виду суждения о правильном и неправильном, о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости. Сила моральных требований, всегда безусловных по форме и строгих по содержанию, в том, что человек должен обращать их к себе и только через опыт собственной жизни предъявлять другим. Наверное, не зря одна из древнейших заповедей, получившая наименование "золотое правило нравственности", гласит: относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Перед глобальными опасностями, угрожающими самому существованию человечества, ответственное отношение к морали, признание приоритета человеческих ценностей является выбором, не имеющим разумной альтернативы.
Этика - совокупность универсальных и специфических нравственных требований и правил поведения индивида, реализуемых в общественной жизни. Традиционная трактовка этики носит индивидуальный характер. Наши представления о нравственности и моральных ценностях, о том, что достойно похвалы и что заслуживает осуждения, сложились, главным образом, на основе восприятия человека как существа нравственного. Мы знаем, что значит назвать человека нравственным.
В глоссарии Европейского фонда управления качеством (EFQM) этика организации определена как нравственные устои, взятые на вооружение и соблюдаемые всеми работниками данной организации. Базируясь на общечеловеческих ценностях, этические нормы деловых отношений выступают одним из главных критериев оценки профессионализма, как отдельного сотрудника, так и организации в целом.
Мораль
и этика составляют основу деловой
культуры организации (называемой также
организационной или корпоративной культурой),
под которой понимаются принятые руководством
организации и поддерживаемые персоналом
духовные ценности. И хотя многие считают,
что деловая культура касается только
внутренней жизни коллектива, фактически
она формирует и внешнюю жизнь организации
(внешние отношения). Деловая культура
организации проявляется в поведении
сотрудников, в их восприятии себя, организации
в целом и окружающей среды.
2.4.
Этика и управленческие
решения
Принятие многих управленческих решений связано с морально-этическими дилеммами, к числу которых можно отнести:
Коммуникация, т. е. процесс двустороннего обмена сообщениями делового содержания между работниками, играет важную роль в функционировании организации. Специалисты различают следующие виды коммуникаций в организации:
В настоящее время коммуникация обладает большим арсеналом средств, но ни одно из них по своей действенности не может сравниться с непосредственным обращением к личности. Однако при использовании любого средства коммуникации его форма не должна главенствовать над содержанием (например, при устном общении не следует недостаток аргументации компенсировать громкостью речи).
Этический
уровень организации
Принципы и правила, провозглашенные в этических кодексах, могут активно использоваться в рекламных целях организации. Следует, однако, предостеречь от включения в кодексы слишком пафосных и расплывчатых формулировок, за которыми трудно разглядеть истинные этические ценности, исповедуемые организацией. Кроме того, важно, чтобы в этических кодексах закреплялась не только ответственность сотрудников перед организацией, но и обязательства организации перед сотрудниками и обществом в целом.
Для поддержания высокого этического уровня в мировой практике наряду с созданием кодексов используются следующие подходы:
2.5.Аргументы
в пользу социальной
ответственности
2.6.Аргументы
против социальной ответственности
Информация о работе Социальная ответственность и этиика менеджмента