Социально- психологические методы управления сельскохозяйственным предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение сущности социально-психологических методов управления и разработка основных мер по совершенствованию социально-психологических методов управления на предприятии.
Задачи:
1. Изучение сущности и основных этапов развития трудового коллектива как социально-психологической среды деятельности руководителя.
2. Установление значения и роли социально-психологических методов управления в деятельности трудового коллектива.

Содержание работы

Введение
Глава 1
Организационно-экономическая характеристика предприятия.
Глава 2
Социально-психологические методы управления сельскохозяйственным предприятием.
2.1 Трудовой коллектив как социально-психологическая среда деятельности руководителя.
2.2 Значение и роль социально-психологических методов управления в деятельности трудового коллектива.
2.3 Использование социально-психологических методов управления в повышении эффективности производства сельскохозяйственного предприятия.
2.4 Разработка и внедрение мер по совершенствованию социально-психологических методов управления на предприятии.
Заключение
Перечень использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 83.54 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2 Значение и  роль социально-психологических  методов управления в деятельности  трудового коллектива.

Значение социально-психологических методов заключается в том, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний, то на 85% - от умения работать с людьми.

Зная особенности поведения, характера каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение  в нужном для коллектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойствен свой психологический  климат. Поэтому существенным условием образования и развития трудовых коллективов является соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Японские социологи утверждают, что  от настроения, желания человека работать и от того, какая морально-психологическая  обстановка в коллективе, производительность труда примерно в 1,5 раза может увеличиться  или в несколько раз уменьшиться.

Недостаточное внимание к  социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения  в коллективе, что снижает производительность труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более  активно идет в коллективах рыночного  типа. Так, 91% опрошенных считают, что  среди членов трудовых коллективов  стала складываться атмосфера взаимной требовательности и ответственности., изменилось ( в лучшую сторону) отношение  к труду и к распределению  его оплаты, 82% опрошенных работников массовых профессий интересуются и  «болеют» за успехи своих коллег. Таким  образом, чтобы взаимодействие на коллектив  было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические  особенности отдельных исполнителей, социально психологические характеристики отдельных групп и коллективов,  но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические  методы, которые представляют собой  совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения  и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они  основаны на использовании моральных  стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов  в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер ( личный пример, авторитет и т.д.)

Главная цель применения этих методов  -  формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические  задачи. Другими словами, поставленные перед коллективом цели могут  быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности  и качества работы – человеческого  фактора. Умение учитывать это обстоятельство позволит руководителю целенаправленно  воздействовать на коллектив, создавать  благоприятные условия труда  и в конечном счете формировать  коллектив с едиными целями и  задачами.

Основное средство воздействия  на коллектив – убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно  учитывать природу человеческого  поведения и человеческих отношений  в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем биологической  природы и внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения  и активизации коллектива. Объектом же социально-психологического руководства  в трудовом коллективе являются взаимоотношения  работников, их отношение к средствам  труда и окружающей среде.

Необходимость использования  в практике управления организацией социально-психологических методов  руководства очевидна, так как  они позволяют своевременно учитывать  мотивы деятельности и потребности  работников, видеть перспективы изменения  конкретной ситуации, принимать оптимальные  управленческие решения.

Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его  компетентностью, организаторскими способностями  и знаниями в области социальной психологии.

Социально-психологические  методы руководства требуют, чтобы  во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные  аспекты управления. Успех деятельности руководителя в этом направлении  зависит от того, насколько правильно  применяет он различные формы  социально-психологического воздействия, которые в конечном счете сформируют здоровые межличностные отношения. В качестве основных форм такого воздействия  можно рекомендовать: планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое  соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как  метод управления и как форма  участия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды.

Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его  компетентностью, организаторскими способностями  и знаниями в области социальной психологии. Социально-психологические методы руководства требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные аспекты управления. Успех деятельности руководителя в этом направлении зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые, в конечном счете, сформируют здоровые межличностные отношения. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы:

  1. социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека);
  2. психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).

Такое разделение достаточно условно, т.к. в современном общественном производстве человек всегда действует  не в изолированном мире, а в  группе разных по психологии людей.

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию  людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные  коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Объектами изучения и воздействия  социологических методов управления являются: личные качества работников, мораль, партнерство, соревнование, общение, переговоры, конфликты.

Знание социологических  методов управления позволяет руководителю коллектива объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологический  климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру. Для этого  целесообразно систематически (не реже одного раза в год) проводить социологические  исследования в коллективе; особенно полезно знать мнение членов коллектива о руководителе.

Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т.к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как  правило, строго персонифицированы  и индивидуальны.

Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению  с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия.

Способы психологического воздействия  относят к числу важнейших  элементов психологических методов  управления. Они концентрируют все  необходимые и разрешенные законом  приемы воздействия на людей для  координации в процессе совместной трудовой деятельности. К способам психологического воздействия относят: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение, осуждение, требование, запрещение, плацебо, порицание, командование, обманутое ожидание, «взрыв», метод Сократа, намек, комплимент, похвала, просьба, совет.

Внушение представляет психологическое  целенаправленное воздействие на личность подчиненного со стороны руководителя при помощи его апелляции к  групповым ожиданиям и мотивам  побуждения к труду. Внушение может  вызвать у человека, иногда помимо его воли и сознания, определенное состояние чувств и привести к  совершению человеком определенного  поступка.

Убеждение базируется на аргументированном  и логическом воздействии на психику  человека для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе.

Подражание является способом воздействия на отдельного работника  или социальную группу путем личного  примера руководителя или новатора производства, образцы поведения  которого являются примером для других.

Вовлечение является психологическим  приемом, при помощи которого работники  становятся соучастниками трудового  или общественного процесса.

Побуждение — позитивная форма морального воздействия на человека, когда подчеркиваются положительные  качества работника, его квалификация и опыт, уверенность в успешном выполнении порученной работы, что  позволяет повысить моральную значимость сотрудника на предприятии.

Принуждение - крайняя форма  морального воздействия, когда другие приемы воздействия на личность не дали результатов и работника  заставляют, возможно, даже против его  воли и желания, выполнять определенную работу

Осуждение - прием психологического воздействия на человека, который  допускает большие отклонения от моральных норм в коллективе или  результаты труда и качество работы которого крайне неудовлетворительны.

 Требование имеет силу  распоряжения. В связи с этим  оно может быть эффективным  только в том случае, когда  руководитель обладает большой  властью или пользуется непререкаемым  авторитетом. В других случаях  этот прием может оказаться  бесполезным или даже вредным

Запрещение предполагает тормозящее воздействие на личность. К нему мы относим запрещение импульсивных действий неустойчивого характера, что, в сущности, является вариантом  внушения, а также запрещение недозволенного поведения (выпивка, бездеятельность, попытка хищения или брака).

Плацебо давно используется в медицине как прием внушения. Суть его заключается в том, что  врач, прописывая больному какое-нибудь индифферентное средство, утверждает, что именно оно даст нужный эффект. Психологический настрой больного на благоприятное воздействие прописанного лекарства часто приводит к положительному результату. На производстве плацебо — это пример поведения авторитетного лица, когда работникам с легкостью демонстрируют какие-либо действия, превозмогая боль, чрезмерную усталость, страх высоты и т. п. Видя это, работники могут с такой же легкостью повторить показанные действия, не испытывая при этом неприятных ощущений

Порицание обладает убеждающей силой только в условиях, когда  собеседник идентифицирует себя с руководителем: "он один из нас". В других случаях  порицание воспринимается как менторское назидание, которое можно выслушать, но которому не нужно следовать. В  силу того, что человек довольно активно защищает свое "Я", он часто  рассматривает этот прием как  покушение на свою самостоятельность.

Командование применяется  тогда, когда требуется быстрое  и точное исполнение без каких  бы, то ни было критических реакций.

Обманутое ожидание эффективно в ситуации напряженного ожидания. Предшествующие события должны сформировать у собеседника строго направленный ход мыслей. Если вдруг обнаруживается несостоятельность этой направленности, то собеседник оказывается в растерянности  и без возражений воспринимает предлагаемую ему идею.

"Взрыв" - прием, известный  как мгновенная перестройка личности  под влиянием сильных эмоциональных  переживаний

Метод Сократа основан  на стремлении оградить собеседника  от того, чтобы тот сказал "нет". Как только собеседник скажет "нет", его очень трудно повернуть в  обратную сторону

Намек - прием косвенного убеждения посредством шутки, иронии и аналогии. В некотором смысле формой намека может быть совет. Сущность намека состоит в том, что он апеллирует не к сознанию, не к логическому  рассуждению, а к эмоциям

Комплимент нередко смешивают  с лестью. Если сказать человеку: "Как складно вы говорите!", то это польстит ему. Лесть приятна  далеко не каждому, хотя часто люди не отмахиваются от нее. Комплимент никого не обижает, он всех возвышает. Лесть  проста и понятна. Комплимент же наталкивает  человека на размышления, на догадку. Предметом  лести являются люди и их качества, а предметом комплимента —  вещи, дела, идеи и т.д., косвенно относящиеся  к людям

Похвала является позитивным психологическим приемом воздействия  на человека и оказывает более  сильное действие, чем осуждение.

Просьба является весьма распространенной формой общения между коллегами, молодыми и опытными работниками и реже применяется во взаимоотношениях руководителя с подчиненными..

Совет - психологический  метод, основанный на сочетании просьбы  и убеждения, часто применяемый  во взаимоотношениях коллег, наставников  молодых рабочих и опытных  руководителей.

 

 

Социально-психологические  методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека.

Искусство управления людьми заключается в дозированном и  дифференцированном применении тех  или иных приёмов из перечисленных  выше.

Нестабильность экономического состояния предприятия, финансовые трудности, несвоевременная выплата  заработной платы, длительные простои, конечно, не способствуют поддержанию  хорошего социально-психологического климата, т.к. руководитель значительно  больше времени вынужден уделять  не человеческому общению и функциям управления персоналом, а непосредственно  производству, маркетингу, финансам, т.е. другим функциям.

Информация о работе Социально- психологические методы управления сельскохозяйственным предприятием