Социально психологические основы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение трудового коллектива, порядок его формирования и развития в СПК «Володарский»
При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы формирования социально-психологического климата;
2. Рассмотреть организационно – экономическую характеристику СПК «Володарский» ;
3. Сделать анализ состава и особенностей коллективов внутрихозяйственных подразделений;
4. Рассмотреть методы изучения социально-психологического климата коллектива;
5. Выполнить результаты исследования социально-психологического климата, их практическая значимость и использование в совершенствовании межличностных отношений.

Содержание работы

Введение_________________________________________________
1. Теоретические основы формирования социально-психологического климата
2. Организационно – экономическая характеристика СПК «Володарский»
3. Анализ состава и особенностей коллективов внутрихозяйственных подразделений
4. Методы изучения социально-психологического климата коллектива
5. Результаты исследования социально-психологического климата, их практическая значимость и использование в совершенствовании межличностных отношений
Выводы.________________________________________________
Список литературы.______________________________________

Файлы: 1 файл

peredelka.doc

— 446.50 Кб (Скачать файл)

В свою очередь отношения друг к другу дифференцируются на отношения между товарищами по работе и отношения в системе руководства и подчинения. А в конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя - эмоционального и предметного.

Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под тональным - его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.

Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуацию - общественную форму самоотношения и самосознания личности.

В результате создается определенная структура ближайших и последующих, более непосредственных и более опосредованных проявлений социально-психологического климата. То обстоятельство, что отношение к миру (система ценностных ориентаций личности) и отношение к самому себе (самосознание, самоотношение и самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой - сугубо личностных.

Действительно, отношения человека к миру формируются в рамках его образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается предметами того или иного, даже самого значимого для него коллектива.

Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе. Каждый из членов коллектива вырабатывает соответствующее социально-психологическому климату стиль поведения, оценку деятельности, отношение к труду и т.п. [12]. Самосознание человека складывается в течение всей его жизни, а самочувствие находится в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе, но нередко в еще большей мере от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида. Это, разумеется, не снимает возможности рассмотрения самооценки и самочувствия индивида в данном конкретном коллективе и в зависимости от него. На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения личности к определенной группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в группе. Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей. Самочувствие личности в определенной мере может служить и известным показателем степени развернутости ее духовного потенциала. В данном случае подразумевается психическое состояние, определяемое во многом атмосферой производственного коллектива. С этой точки зрения само самочувствие личности может рассматриваться как один из наиболее общих показателей социально - психологического климата. Вместе с тем он не может считаться вполне основательным для того, чтобы конкретно судить о всех аспектах социально - психологического климата в коллективе, о мере эффективности его деятельности.

Следовательно, можно сделать вывод, что психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими [4]. Коллектив - это высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали, обладает повышенной эффективностью в работе, проявляющейся в форме сверхаддитивного эффекта. Эффективность работы коллектива во многом зависит от его социально - психологического климата .

В зависимости от характера социально - психологического климата его воздействие на личность будет различным - стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям [3].

Характеристика структуры предполагает вычисление основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре социально-психологического климата становится очевидным наличие двух основных подразделений - отношения людей к труду и их отношения друг к другу.

 

 

 

 

2.Организационно – экономическая характеристика СПК «Володарский».

 

Сельскохозяйственный  производственный кооператив «Володарский» является коммерческой организацией, созданной на основе добровольного членства  для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции, а также иной не запрещенной законодательством деятельности. Основной отраслью хозяйства является мясомолочное животноводство с развитыми посевами зерновых.

СПК «Володарский» был реорганизован 29 мая 2003 года путем присоединения к нему СПК « Ямное». На территории хозяйства расположено 14 населенных пункта, которые входят в состав Ямницкого и Лудческого сельских Советов. СПК « Володарский» расположен в северно-восточной части Могилевской области. На территории кооператива проживает 2497 человек.

В кооперативе имеется жилье общей площадью 5469 кв. м. На территории хозяйства имеется одна  базовая, две средней школы, одна амбулатория, два фельдшерско-акушерских пункта, восемь магазинов, комплексно-приемный пункт. Общее количество земли составляет 8265 га по состоянию на 1.01.2010г.

Сенокосы занимают 28% и 19% пастбища от всей земли кооператива это связано с основным направлением хозяйства, а именно молочно-мясное с производством зерна.  На территории хозяйства также имеются пруды и водоемы, которые занимают незначительную территорию – 2%.

Местонахождение кооператива:  213352 улица Дорохова, дом 86, г. Быхов, Могилевской области, Республика Беларусь.

Кооператив является юридическим лицом, имеет расчетный счет и другие счета в  РЦК №8 Могилевское отделение г. Быхов, самостоятельный баланс, печать, штамп со своим наименованием.

Управление кооператива осуществляется общим собранием ( собранием уполномоченных), членов кооператива.

Высшим органом управления кооператива является общее собрание, которое правомочно решать любые вопросы, касающиеся деятельности кооператива.

Таблица 1. Основные показатели специализации (2012г.)

Вид продукции

2010 год

2011 год

2012 год

Товарная продукция

Товарная продукция, млн. руб

Товарная продукция, млн. руб.

Сумма

В % к итогу

Сумма

В % к итогу

Сумма, млн. руб.

В % к итогу

Зерно

665

10,2

2277

19,5

3750

22,2

Картофель

88

1,3

88

0,8

41

0,2

Рапс

528

8

726

6,2

1290

7,6

Др. продукция растениеводства

2

0,1

226

1,9

130

0,8

Молоко

3842

58,6

6269

53,7

7737

45,7

КРС

671

10,2

985

8,4

2756

16,3

Свиньи

402

6,2

515

4,4

1010

6

Др. продукция животноводства

367

5,1

597

5,1

200

1,2

Итого

6565

100

11683

100

16914

100


 

Из таблицы 1 видно, что основной специализацией является молоко и составляет 58,6 % товарной продукции СПК «Володарского», реализация составила 3842 млн. руб. в 2010 году. За счет роста цен сумма за реализованную продукцию выросла до 7737 млн. руб. в 2012 году, однако в процентном соотношении реализация снизилась с 58,6% до 45,7%. Мясо является одной из ведущих отраслей и реализация составила 2756 млн. руб в 2012 году. Свиноводство в хозяйстве развито не сильно и составляет 6% от реализации на протяжении 3-х лет. Другая продукция животноводства реализуется в малой степени и составляет 200 млн. руб. Производство зерна в хозяйстве занимает второе место и в 2012 году составила 22,2 % от товарной продукции, что составляет 3750 млн. руб,. Так же в хозяйстве выращивают рапс, однако  рапс составляет не большой процент в получении прибыли от6 до 8 %.  Другая продукция растениеводства реализуется лишь на 130 млн. руб.

            В сельском хозяйстве главным  средством производства является  земля. От  обеспеченности земельными ресурсами во многом зависят результаты производственно-финансовой деятельности предприятия. Основной экономический потенциал – это основные и оборотные средства. А также земельные угодья. Данные о земельных угодьях приведены в таблице 2

 

Таблица 2. Землепользование хозяйства (на 1 ноября)

Вид угодий

Годы

Структура землепользования за 2012 год, %

Структура с/х угодий за 2012 год, %

2010

2011

2012

1

2

3

4

5

6

Всего закреплено  земли, га

8381

8395

8409

100

х

          В т.ч. пашня

3326

3349

3362

40

46

         Сенокосы 

2021

2020

2411

29

33

          Пастбища

1858

1858

1468

17

21

Всего с/х угодий

7223

7237

7251

86

100

Прочие земли

1158

1158

1158

14

Х

          В т.ч. леса пруды и водоемы 

38

38

172

2

Х


 

      По данным таблицы 2.  можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в структуре землепользования в СПК « Володорский» занимают сельхозземли, в среднем 86%. Пахотные земли занимают 40 % от общей площади и 46 % от площади сельскохозяйственных угодий, что составляет 3362 га в 2012 году. Луговые земли, то есть земли отведенные под сенокосы и пастбища занимают 46 % от общей площади земель, прочие земли в хозяйстве оставались неименными в течении трех лет 1158 га. Средний  балл сельхозземель в хозяйстве 28,4. Средний балл пахотных земель равен 31,7.

       Важным фактором, от которого  зависят результаты хозяйствования, в частности, качества, полнота и своевременность выполнения сельскохозяйственных работ, а значит и объем производства продукции, ее себестоимость и финансовое состояние предприятия, является обеспеченность хозяйства основными средствами производства и эффективность их использования.    Рассмотрим    состав   и   структуру основных фондов   «Володарский» в таблице 3.

Таблица 3. Основные средства производства

Вид основных средств

Стоимость основных средств, млн. руб.

2010 г.

2011г.

2012г.

1

 

2

3

Здания и сооружения

27516

48628

68701

Передаточные устройства

771

1064

1261

Машины и оборудование

14154

18701

28500

Транспортные средства

1722

1245

1607

Рабочий скот

2615

2970

4565

Другие виды основных средств

120

120

120

ИТОГО

46898

72728

104754

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

44082

59813

88741

Износ основных средств, млн. руб.

15451

25156

37240

Приходится основных средств, млн. руб.

     

          На 100 га с/х угодий

660

826

1224

          На 100 га пашни

1461

1786

2640

          На 1 среднегодового работника

256

338

493

Энерговооруженность, тыс. л. с.

9,0

10,2

11

Фондоотдача, руб.

0,19

0,2

0,15

Фондоемкость, млн. руб

5,1

5,0

3,5

Информация о работе Социально психологические основы управления