Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:08, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение трудового коллектива, порядок его формирования и развития в СПК «Володарский»
При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы формирования социально-психологического климата;
2. Рассмотреть организационно – экономическую характеристику СПК «Володарский» ;
3. Сделать анализ состава и особенностей коллективов внутрихозяйственных подразделений;
4. Рассмотреть методы изучения социально-психологического климата коллектива;
5. Выполнить результаты исследования социально-психологического климата, их практическая значимость и использование в совершенствовании межличностных отношений.
Введение_________________________________________________
1. Теоретические основы формирования социально-психологического климата
2. Организационно – экономическая характеристика СПК «Володарский»
3. Анализ состава и особенностей коллективов внутрихозяйственных подразделений
4. Методы изучения социально-психологического климата коллектива
5. Результаты исследования социально-психологического климата, их практическая значимость и использование в совершенствовании межличностных отношений
Выводы.________________________________________________
Список литературы.______________________________________
Это социограммы произвольного вида. Они показывают комбинацию связей с наиболее удобным расположением членов группы по результатам выборов. Используются социограммы так называемого локограммного вида: заранее располагают на плоскости членов группы так, чтобы это расположение моделировало их действительное местоположение в том помещении, где происходит основная деятельность группы.
Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в соцеометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более человек.
Однако социограмма обладает рядом недостатков. Наглядность ее быстро уменьшается с ростом числа людей в группе, кроме того, построение социограммы – это процесс нестандартизированный, субъективный, социограммы одной и той же группы, построенные разными исследователями, могут выглядеть очень похожими.
Социоматрицы обладают гораздо меньшей наглядностью, чем социограммы, однако использование социоматриц можно трактовать как обыкновенные матрицы и применять теорию матриц [10]. Удобство применения матриц во многом обусловлено тем, что для них определено возведение в степень, причем элементы матрицы n-й степени указывают на число путей длины n. С помощью возведения матрицы в степень можно найти подгруппу, все члены которой выбирают друг друга. Кроме того, по социоматрице удобно вычислять соцеометрические индексы.
Представление результатов соцеометрического опроса в количественном выражении осуществляется с помощью вычисления социометрических индексов (коэффициентов).
«Социометрические индексы представляют собой число выбора какого – либо определенного вида, пронормированное (для возможности сравнения с аналогичными индексами, полученными в результате экспериментов с другими коллективами) на общее количество возможных выборов данного типа» [12]. Это количественные показатели, характеризующие структуру группы в целом, либо положение отдельных членов в структуре группы.
Различают два типа соцеометрических индексов – персональные (индивидуальные) и групповые. Персональные делятся на объективные (содержащие информацию о числе выборов, сделанных данным членом коллектива от остальных), субьективные (содержащие информацию о числе выборов, полученных данным членом коллектива) и смешанные (сконструированные из сведений, характеризующих количество как отданных, так и полученных выборов). К числу социометрических коэффициентов (индексов) следует отнести коэффициенты сплоченности, психологической напряженности, нейтральности, групповой взаимной совместимости, эмоциональной положительной экспансивности, положительного и отрицательного статуса индивида и др.
5.Результаты исследования социально-психологического климата, их практическая значимость и использование в совершенствовании межличностных отношений.
Результаты труда первичного коллектива, его продуктивность во многом зависят от уровня его сплоченности, от характера сложившегося в нем социально – психологического климата.
Сплоченность коллектива как фактор его продуктивности может проявляться постепенно, отражая процессы роста, преодоления незрелости, разрешение конфликтов. Поэтому сплоченный коллектив – это залог того, что его продуктивность будет возрастать, даже если в данный момент она не высока.
Используя ранее изложенный метод социометрии, изучили структуру межличностных отношений по критерию совместной работы. В основе этого исследования была положена методика, суть которой состояла в том, что каждому из членов коллектива предлагается анкета, включающая соответствующие вопросы, на которые требовалось дать ответы, выражающие индивидуальную оценку отношений между членами коллектива.
Опрос проводился по критерию « С кем бы вы хотели работать, если бы коллектив формировался заново?». При этом предполагались три варианта ответов: «Хотел бы работать вместе» - положительный выбор (+), «Не хотел бы работать вместе» - отрицательный выбор (-), «Мог бы работать, мог бы и не работать, безразлично» - нейтральный выбор (0).
В качестве примера приведены данные по колхозу « Володарский» Быховского района. Объем связей и характер межличностных отношений по критерию совместной работы на основе наших исследований отражают данные таблицы 5.1.
Таблица 5.1. Объем связей и характер межличностных отношений в коллективах животноводческих ферм.
Виды связей между работниками ферм |
Ферма № 1 |
Ферма № 2 | ||||
Число связей |
% к итогу |
Число связей |
% к итогу | |||
Всего |
На 1 работника |
Всего |
На 1 работника | |||
Число работников на ферме |
9 |
- |
- |
10 |
-- |
- |
Объем связей в коллективе |
72 |
8 |
100 |
90 |
9 |
100 |
Количество положительных связей |
55 |
6,1 |
76,4 |
53 |
5,3 |
58,9 |
В том числе: взаимных |
44 |
4,9 |
61,1 |
48 |
4,8 |
53,3 |
Односторонних |
11 |
1,2 |
15,3 |
5 |
0,5 |
5,5 |
Количество отрицательных связей |
17 |
1,9 |
23,6 |
30 |
3,0 |
33,3 |
В том числе: взаимных |
6 |
0,7 |
8,3 |
24 |
2,4 |
26,7 |
Односторонних |
11 |
1,2 |
15,3 |
6 |
0,6 |
6,6 |
Количество безразличных связей |
- |
- |
- |
7 |
0,7 |
7,8 |
В том числе: взаимных |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
односторонних |
- |
- |
- |
1 |
0,7 |
7,8 |
Из двух обследованных
Данные опроса из социометрических карточек переносятся в социоматрицу по каждому коллективу.
Таблица 5.2 Матрица межличностных отношений в коллективе фермы № 1
Кто выбирает, j |
I, кого выбирают |
Всего | |||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
∑+ |
∑- |
0 | ||
1 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
6 |
3 |
- |
8 | |
2 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
1 |
- |
8 | |
3 |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
4 |
4 |
- |
8 | |
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
0 |
- |
8 | |
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
5 |
3 |
- |
8 | |
6 |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
4 |
4 |
- |
8 | |
7 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
5 |
3 |
- |
8 | |
8 |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
1 |
- |
8 | |
9 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
1 |
- |
8 | |
∑+ |
7 |
6 |
7 |
4 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
55 |
|||
∑- |
1 |
2 |
1 |
4 |
4 |
3 |
2 |
1 |
- |
17 |
|||
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
Всего |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
72 |
Таблица 5.3 Матрица межличностных отношений в коллективе фермы № 2
Кто выбирает, j |
I, кого выбирают |
Всего | ||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
∑+ |
∑- |
0 | ||
1 |
+ |
+ |
+ |
0 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
6 |
2 |
1 |
9 | |
2 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
6 |
4 |
- |
9 | |
3 |
+ |
- |
- |
+ |
- |
0 |
- |
+ |
- |
3 |
5 |
1 |
9 | |
4 |
- |
0 |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
6 |
1 |
1 |
9 |
5 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
7 |
3 |
- |
9 | |
6 |
0 |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
3 |
5 |
1 |
9 | |
7 |
- |
+ |
- |
+ |
- |
0 |
+ |
+ |
0 |
4 |
3 |
2 |
9 | |
8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
8 |
1 |
- |
9 | |
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
6 |
3 |
- |
9 | |
10 |
- |
0 |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
5 |
3 |
1 |
9 | |
∑+ |
5 |
5 |
7 |
5 |
6 |
5 |
5 |
5 |
6 |
5 |
53 |
|||
∑- |
3 |
2 |
2 |
4 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
30 |
|||
0 |
1 |
2 |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
7 |
|||
Всего |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
90 |
Анализ данных таблиц позволяет позволяет получить не только качественную, но и количественную информацию о внутри групповых взаимоотношениях. Так, число выборов, свидетельствует о степени и характере его влияния на других членов коллектива. Число выборов каким – либо человеком говорит о степени и характере его потребности в общении с людьми. Тот, кто получил более всего выборов, и является соцеометрическим лидером. На животноводческой ферме № 1 таким лицом является № 9, обладающий наибольшей притягательностью по критерию совместной работы, а. На животноводческой ферме № 1 таким лицом является № 9 . На животноводческой ферме № 2 таким лицом является № 3.
С целью большей наглядности изображения структуры межличностных отношений, данные срциоматриц представлены в виде социограмм (рис. 5.1; 5.2). Сплошные линии показывают положительный, пунктирные – отрицательный выбор.
1123
Рис. 5.1 Социограмма межличностных отношений
членов фермы № 1.
Рис. 5.2 Социограмма межличностных отношений членов фермы №2
На социограммах наглядно видна сложная неформальная структура отношений. В каждом коллективе сложилось по несколько неформальных групп, однако в каждом из них есть по одной главенствующей группе. Так, на ферме № 1 это группа 4 – 5 - 8 – 9, а на ферме № 2 это группа 1 – 2 – 3 – 8 – 9 – 10 .
Информация о работе Социально психологические основы управления