Социально психологические основы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение трудового коллектива, порядок его формирования и развития в СПК «Володарский»
При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы формирования социально-психологического климата;
2. Рассмотреть организационно – экономическую характеристику СПК «Володарский» ;
3. Сделать анализ состава и особенностей коллективов внутрихозяйственных подразделений;
4. Рассмотреть методы изучения социально-психологического климата коллектива;
5. Выполнить результаты исследования социально-психологического климата, их практическая значимость и использование в совершенствовании межличностных отношений.

Содержание работы

Введение_________________________________________________
1. Теоретические основы формирования социально-психологического климата
2. Организационно – экономическая характеристика СПК «Володарский»
3. Анализ состава и особенностей коллективов внутрихозяйственных подразделений
4. Методы изучения социально-психологического климата коллектива
5. Результаты исследования социально-психологического климата, их практическая значимость и использование в совершенствовании межличностных отношений
Выводы.________________________________________________
Список литературы.______________________________________

Файлы: 1 файл

peredelka.doc

— 446.50 Кб (Скачать файл)

Это социограммы произвольного вида. Они показывают комбинацию связей с наиболее удобным расположением членов группы по результатам выборов. Используются социограммы так называемого локограммного вида: заранее располагают на плоскости членов группы так,  чтобы это расположение моделировало их действительное местоположение в том помещении, где происходит основная деятельность группы.

Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в соцеометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более человек.

Однако социограмма обладает рядом недостатков. Наглядность ее быстро уменьшается с ростом числа людей в группе, кроме того, построение социограммы – это процесс нестандартизированный, субъективный, социограммы одной и той же группы, построенные разными исследователями, могут выглядеть очень похожими.

Социоматрицы обладают гораздо меньшей наглядностью, чем социограммы, однако использование социоматриц можно трактовать как обыкновенные матрицы и применять теорию матриц [10]. Удобство применения матриц во многом обусловлено тем, что для них определено возведение в степень, причем элементы матрицы n-й степени указывают на число путей длины n. С помощью возведения матрицы в степень можно найти подгруппу, все члены которой выбирают друг друга. Кроме того, по социоматрице удобно вычислять  соцеометрические индексы.

Представление результатов соцеометрического опроса в количественном выражении осуществляется с помощью вычисления социометрических индексов (коэффициентов).

«Социометрические индексы представляют собой число выбора  какого – либо определенного вида, пронормированное  (для возможности сравнения с аналогичными индексами, полученными в результате экспериментов с другими коллективами) на общее количество возможных выборов данного типа» [12]. Это количественные показатели, характеризующие структуру группы в целом, либо положение отдельных членов в структуре группы.

Различают два типа соцеометрических индексов – персональные (индивидуальные) и групповые. Персональные делятся на объективные (содержащие информацию о числе выборов, сделанных данным членом коллектива от остальных), субьективные (содержащие  информацию о числе выборов, полученных данным членом коллектива) и смешанные (сконструированные из сведений, характеризующих количество как отданных, так и полученных выборов). К числу социометрических коэффициентов (индексов) следует отнести коэффициенты сплоченности, психологической напряженности, нейтральности, групповой взаимной совместимости, эмоциональной положительной экспансивности, положительного и отрицательного статуса индивида и др.

 

 

5.Результаты исследования социально-психологического климата, их практическая значимость и использование в совершенствовании межличностных отношений.

Результаты труда первичного коллектива, его продуктивность во многом зависят от уровня его сплоченности, от характера сложившегося в нем социально – психологического климата.

Сплоченность коллектива как фактор его продуктивности может проявляться постепенно, отражая процессы роста, преодоления незрелости, разрешение конфликтов. Поэтому сплоченный коллектив – это  залог того, что его продуктивность будет возрастать, даже если в данный момент она не высока.

Используя ранее изложенный метод социометрии, изучили структуру межличностных отношений по критерию совместной работы. В основе этого исследования была положена методика, суть которой состояла в том, что каждому из членов коллектива предлагается анкета, включающая соответствующие вопросы, на которые требовалось дать ответы, выражающие индивидуальную оценку отношений между членами коллектива.

Опрос проводился по критерию « С кем бы вы хотели работать, если бы коллектив формировался заново?». При этом предполагались  три варианта ответов: «Хотел бы работать вместе» - положительный выбор (+), «Не хотел бы работать вместе» - отрицательный выбор (-), «Мог бы работать, мог бы и не работать, безразлично» - нейтральный выбор (0).

В качестве примера приведены данные по колхозу « Володарский» Быховского района. Объем связей и характер межличностных отношений по критерию совместной работы на основе наших исследований отражают данные таблицы 5.1.

 

 

Таблица 5.1. Объем связей и характер межличностных отношений  в коллективах животноводческих ферм.

Виды связей между работниками ферм

Ферма № 1

Ферма № 2

Число связей

% к итогу

Число связей

% к итогу

Всего

На 1 работника

Всего

На 1 работника

Число работников на ферме

9

-

-

10

--

-

Объем связей в коллективе

72

8

100

90

9

100

Количество положительных связей

55

6,1

76,4

53

5,3

58,9

В том числе: взаимных

44

4,9

61,1

48

4,8

53,3

Односторонних

11

1,2

15,3

5

0,5

5,5

Количество отрицательных связей

17

1,9

23,6

30

3,0

33,3

В том числе: взаимных

6

0,7

8,3

24

2,4

26,7

Односторонних

11

1,2

15,3

6

0,6

6,6

Количество безразличных связей

-

-

-

7

0,7

7,8

В том числе: взаимных

-

-

-

-

-

-

односторонних

-

-

-

1

0,7

7,8


 

 Из двух обследованных коллективов  животноводческих ферм взаимную  симпатию испытывают на первой  ферме 61,1% и на второй ферме 53,3 % животноводов. Взаимные нейтральные, безразличные отношения в коллективах отсутствуют. Выявились лица, испытывающие друг к другу взаимную антипатию, таких работников было от 8,3 % (ферма № 1) до 26,7 % (ферма № 2).

Данные опроса из социометрических карточек переносятся в социоматрицу по каждому коллективу.

 

 

 

 

 

Таблица 5.2 Матрица межличностных отношений в коллективе фермы № 1

Кто выбирает, j

I, кого выбирают

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

∑+

∑-

0

1

 

+

-

+

-

-

+

+

+

6

3

-

8

2

+

 

+

+

-

+

+

+

+

7

1

-

8

3

+

-

 

-

+

-

-

+

+

4

4

-

8

4

+

+

+

 

+

+

+

+

+

8

0

-

8

5

+

+

+

+

 

-

+

+

+

5

3

-

8

6

-

+

+

-

-

 

-

+

+

4

4

-

8

7

+

+

+

-

-

+

 

-

+

5

3

-

8

8

+

-

+

+

+

+

+

 

+

8

1

-

8

9

+

+

+

-

+

+

+

+

 

7

1

-

8

∑+

7

6

7

4

4

5

6

7

8

55

     

∑-

1

2

1

4

4

3

2

1

-

 

17

   

0

-

-

-

-

-

-

-

-

-

   

-

 

Всего

8

8

8

8

8

8

8

8

8

     

72


 

Таблица 5.3 Матрица межличностных отношений в коллективе фермы № 2

Кто выбирает, j

I, кого выбирают

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

∑+

∑-

0

1

 

+

+

+

0

+

+

-

+

-

6

2

1

9

2

+

 

+

-

+

-

-

+

  +

   +

6

4

-

9

3

+

-

 

-

+

-

0

-

  +

-

3

5

1

9

4

-

0

+

 

 

+

+

+

+

-

+

6

1

1

9

5

+

+

+

-

 

+

-

+

+

+

  7

3

-

9

6

0

-

-

+

+

 

+

-

-

-

3

5

1

9

7

-

+

-

+

-

0

 

+

+

0

4

3

2

9

8

+

+

+

+

+

+

+

 

-

+

8

  1

-

9

9

+

+

+

+

-

-

+

-

 

+

6

  3

-

    9

10

-

0

+

-

+

+

-

+

+

 

5

3

1

   9

∑+

5

5

7

5

6

5

5

5

6

5

53

     

∑-

3

2

2

4

2

3

3

4

3

3

 

30

   

0

1

2

-

-

1

1

1

-

-

1

   

7

 

Всего

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

     

90


 

Анализ данных таблиц позволяет позволяет получить не только качественную, но и количественную информацию о внутри групповых взаимоотношениях. Так, число выборов, свидетельствует о степени и характере его влияния на других членов коллектива. Число выборов каким – либо человеком говорит о степени и характере его потребности в общении с людьми. Тот, кто получил более всего выборов, и является соцеометрическим лидером. На животноводческой ферме № 1 таким лицом является № 9, обладающий наибольшей притягательностью по критерию совместной работы, а. На животноводческой ферме № 1 таким лицом является № 9 . На животноводческой ферме № 2 таким лицом является № 3.

С целью большей наглядности изображения структуры межличностных отношений, данные срциоматриц представлены в виде социограмм (рис. 5.1; 5.2). Сплошные линии показывают положительный, пунктирные – отрицательный выбор.

                                     


                                                                         


1123


 


                                                                                                    




                                                                                                          





                         


   


   Рис. 5.1 Социограмма межличностных отношений членов фермы № 1.                                                    

 

                                                       



                                                                                                     




                                                                                                                 




 





                                                                                                                           




                                                                                                     


 

                                                        

Рис. 5.2 Социограмма межличностных отношений членов фермы №2

На социограммах наглядно видна сложная неформальная структура отношений. В каждом коллективе сложилось по несколько неформальных групп, однако в каждом из них есть по одной главенствующей группе. Так, на ферме № 1 это группа 4 – 5 - 8 – 9, а на ферме № 2 это группа 1 – 2 – 3 – 8 – 9 – 10 .

Информация о работе Социально психологические основы управления