Социально психологические основы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение трудового коллектива, порядок его формирования и развития в СПК «Володарский»
При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы формирования социально-психологического климата;
2. Рассмотреть организационно – экономическую характеристику СПК «Володарский» ;
3. Сделать анализ состава и особенностей коллективов внутрихозяйственных подразделений;
4. Рассмотреть методы изучения социально-психологического климата коллектива;
5. Выполнить результаты исследования социально-психологического климата, их практическая значимость и использование в совершенствовании межличностных отношений.

Содержание работы

Введение_________________________________________________
1. Теоретические основы формирования социально-психологического климата
2. Организационно – экономическая характеристика СПК «Володарский»
3. Анализ состава и особенностей коллективов внутрихозяйственных подразделений
4. Методы изучения социально-психологического климата коллектива
5. Результаты исследования социально-психологического климата, их практическая значимость и использование в совершенствовании межличностных отношений
Выводы.________________________________________________
Список литературы.______________________________________

Файлы: 1 файл

peredelka.doc

— 446.50 Кб (Скачать файл)

 

Из данной таблицы следует, что общее количество работников растениеводства составило 19 человек. Из них средне специальное образование имеют 9человека, а остальные 10 человек среднее образование. Возраст работников в основном после 30 лет. Также следует, что в хозяйстве не хватает молодых специалистов, это связано с низким уровнем заработной платы.

 

 

 

 

4. Методы изучения социально-психологического климата коллектива.

Для изучения взаимоотношений между членами коллектива используется метод социометрии. Этот метод позволяет дать  моментальный, быстрый, графически точный снимок с динамики  внутренних отношений в коллективе, которые существуют в настоящее время, установить близость взаимоотношений, группировки, авторитетность и пр. Социометрия – хороший, быстрый прием фотографирования отношений в коллективе, группе [9]. Она представляет собой социально-психологическую методику изучения межличностных отношений в группе.

« Социометрия  (то лат. Societas – общество, metreo – измеряю) – разработанная Дж. Морено психологическая теория и одновременно социально – психологический тест, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе» [11].

Основы социометрической системы и микросоциологии были им заложены в период 1908 – 1925гг. Он провел исследования психологических взаимоотношений между людьми в малых группах.

Принципы социометрии предполагают: во-первых, выявление внутренних влечений (притяжение и отталкивание) между людьми, взаимных или односторонних их симпатий, антипатий или индифферентных, безразличных отношений и, во- вторых, на основе этих психологических данных  подбор в некоторую совокупность наиболее подходящих индивидов, имея в виду достижение максимального сотрудничества, уменьшения конфликтов и психического напряжения.

Для анализа межличностных отношений необходимо провести социометрический опрос, представляющий собой одну из разновидностей анкетного опроса. Он направлен на изучение внутриколлективных и межколлективных связей путем выявления отношений между членами коллектива.

Проведение социометрического опроса должно удовлетворять определенным требованиям.

Опрос можно проводить только в коллективах, имеющих некоторый опыт совместной деятельности, на основе которой уже возникли чёткие устойчивые взаимоотношения между его членами. В противном случае исследователь рискует зафиксировать случайную структуру.

Размер коллектива должен предоставлять его членам возможность активного непосредственного общения. Поэтому оптимальной для изучения является группа численностью 8 - 9 человек. Большой размер коллектива снизит качество полученной информации.

Задаваемые вопросы должны представлять собой критерии, на основании которых опрашиваемый осуществляет личный выбор кого-либо из членов коллектива для участия в какой-то совместной деятельности.

Содержание выбранного критерия должно быть ясным и понятным для всех членов изучаемого коллектива.

Необходимо указать возможное число выборов. Когда требуется получить полную картину взаимоотношений между членами данного коллектива, разрешается делать неограниченное количество выборов. Процедура без ограничения выборов называется непараметрической.

Члены коллектива должны ясно представить себе его границы. Каждый член коллектива может выбирать себе партнеров для совместной деятельности только в пределах своего коллектива.

Опросы целесообразно проводить посторонним для этого коллектива лицом. Ни члены коллектива, ни руководство или представители администрации  не должны проводить сбор информации, так как это резко нарушит анонимность, являющуюся обязательным условием успешного проведения социометрического опроса.

Каждый член коллектива должен делать выбор самостоятельно, не советуясь с другими.

Процедура  социометрического опроса состоит из нескольких этапов (фаз).

Подготовительная фаза. Сначала определяется проблема, выбирается объект исследования. Исследователь знакомится с величиной и различными социально – демографическими характеристиками коллектива.

Исследователь входит в прямой контакт с членами коллектива, стремится внушить им доверие к себе. Поэтому предварительный контакт исследователя с членами коллектива повышает их психологическую готовность к предстоящему опросу.

Иногда встречаются коллективы, желающие незамедлительно узнать итоги опроса. Нецелесообразно сообщать такие результаты сразу в один сеанс, нужно подготовить мнение всех членов группы и тех, которые оказались в положении аутсайдеров. В таких случаях важно помнить, что, раскрывая перед сотрудниками систему их неформальный связей, исследователь замыкает массу новых информационных обратных связей, ранее не осознаваемых членами группы. Это может привести к нежелательным  напряжениям в структуре группы лил вылиться в инциденты и даже конфликты в общении. Лишь в специальном лабораторном социометрическом эксперименте вполне допустимо и оправдано раскрытие итогов социометрии перед всей исследуемой группой сразу после опыта.

Хорошая и добросовестная предварительная подготовка опроса, основанная на достаточном знании техники социометрии и личном предварительном знакомстве исследователя с участниками опроса, ка правило, дает надежную социометрическую информацию.

Вторая фаза. Проведение непосредственно опроса: инструктирование респондентов, раздача социометрических анкет.

При заполнении социометрических анкет каждому участнику должна быть предоставлена самостоятельность. Не должно быть ни каких подсказок со стороны, не разрешается брать анкету домой. Если участник опроса затрудняется вспомнить членов группы из списка, ему следует помочь установить фамилии тех, кого он хочет отметить в карточке. Условия заполнения должны быть по возможности равными для всех. Лучше всего опрашивать всех одновременно. Не следует посвящать участников в тонкости дела. Заполненные социометрические карточки возвращаются исследователю.

Фаза обработки. Обработка информации, представление ее в свернутом виде (сводных таблицах, социограммах и т. д.); проверка надежности полученных данных.

Завершающая фаза. Анализ и формулирование выводов и предложений.

Для анализа межличностных отношений необходимо провести социометрический опрос, представляющий собой одну из разновидностей анкетного опроса. Он направлен на изучение внутри коллективных и меж коллективных связей путем выявления отношений между членами коллектива.

Отношения между членами коллектива выясняются на основе выбора, отклонения или оставления без внимания опрашиваемым членом коллектива другого работника как участника совместной деятельности.

Выбор (положительный выбор) – выражение каким-либо индивидом желание сотрудничать с другим индивидом.

Отклонение (отрицательный выбор) – выражение каким –либо индивидом желание уклонятся от сотрудничества с другим индивидом.

Опускание (нейтральный, безразличный выбор) – оставление одним индивидом другого без внимания.

Существенным для социометрического опроса является то, что выбор, или опускание одним индивидом другого осуществляется по отношению к определенной содержательности деятельности.

Конкретная содержательная ситуация, характеризуемая контактом и представленная в качестве основы выбора или отстранения, называется социометрическим критерием. Социометрический критерий – это вопрос, который задается испытуемым с целью выяснения их взаимоотношений с другими членами группы.

Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. В основном критерии делятся на производственные и непроизводственные.

Производственные критерии позволяют исследователю выявить межличностные взаимоотношения на уровне структуры производственной деятельности. Они формируются в виде опроса, требующего выбора лиц для совместного выполнения работы.

Непроизводственные критерии являются показателем межличностных взаимоотношений в коллективе. В качестве такого критерия выделяется значимая ситуация, не связанная с производственной деятельностью коллектива. Она фиксируется в виде опроса, требующего выбора партнёра для проведения досуга. Выборы по непроизводственным критериям образуют так называемые психогруппы.

Прогностический критерий – критерий, позволяющий выяснить структуру ожидания формирующихся отношений членов коллектива согласно представлениям респондента.

Используя прогностический критерий, можно получить представление опрашиваемого о структуре коллектива, основанное на его психологических и социально-психологических особенностях.

Критерий считается положительным, если предполагает объединение партнеров для какой-либо совместной деятельности .Отрицательным критерием называется критерий, предполагающий выделение из коллектива лица, с которыми опрашиваемый не хотел бы заниматься одной деятельностью, в одном коллективе. Нейтральным критерием является критерий, предполагающий ответ на партнерство как безразличный.

Двойными критериями называются такие критерии, которые предполагают возможность взаимного равенства партнеров в случае их реального осуществления – выбор соседа по комнате, спутника в командировку и т. д.

Содержанием одинарных критериев является ситуация, при осуществлении которой возникает первенство выбирающего и выбранного.

Кроме того выделяются прямые и косвенные критерии.

Выбор того или иного способа конструирования критерия определяется как задачами исследования, так и характеристиками изучаемой совокупности.

При формулировке социометрического критерия важно учитывать следующие правила[12]:

  1. Социометрический критерий должен быть подобран таким образом, что бы в его содержании, прежде всего отражались взаимоотношения между членами коллектива. Только в этом случае он будет действительно инструментом социометрического исследования.
  2. Социометрический критерий должен воспроизводить ситуацию выбора партнера для совместной деятельности.
  3. Критерий не должен ограничивать возможности выбора. Опрашиваемый  должен четко представлять размеры и границы коллектива и знать, что он имеет право выбирать любого его члена.
  4. Критерий должен описывать конкретные ситуации, для того чтобы у респондента было конкретное основание для выбора или отклонения партнера.
  5. Используемые критерии должны интересовать  исследуемый коллектив и быть значимыми для него.

Метод социометрии относится к эффективным инструментам социально-психологического исследования структуры малых групп и коллективов. Кроме того, он выступает также и методом изучения личности как элемента группы.  Ценность социометрии повышается при ее сочетании с другими методами исследования личности и группы.

Для социометрического исследования важно, что любая структура неформального порядка всегда в тех или иных отношениях проецируется на формальную структуру, т. е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияет на сплоченность коллектива, его результативность.

Наибольшей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Социометрические исследования, проводимые в производственных коллективах бригад, ферм и других подразделениях предприятий, могут дать ценный материал для теоритической и практической разработки необходимых мероприятий социального развития производственных коллективов.

По полученным результатам социометрического опроса строят социоматрицу, социограмму и вычисляют так называемые социометрические индексы.

Первым этапом обработки и анализа результатов социометрического опроса является построение социоматрицы, т.е. сведение всех результатов опроса с индивидуальных социометрических карточек в общую таблицу.

Социоматрица представляет собой квадратную таблицу размера  n x n, где n – число людей в группе. Это матрица связей, с помощью которых анализируются внутриколлективистские  отношения.

Она строится по следующему принципу: в горизонтальных строках, которых столько же, сколько членов в изучаемом коллективе, указываются выборы j – членов (кто выбирает), а в вертикальных столбцах – число полученных выборов теми же лицами, но в роле выбираемых членов. Социограмма фиксирует отношения членов коллектива друг к другу. Из анкет данные опроса переносятся в социоматрицу (сводную таблицу). При этом обычно положительный выбор отмечается значком «+», отрицательный – «-», нейтральный – «0».

Социоматрица дает возможность произвести анализ существующих связей путем преобразования матрицы.

Наиболее наглядным способом представления структуры взаимоотношений является социограмма, впервые предложенная Морено в 1934 году [10].

Социограмма (от лат. societas – общество и греч. gramma – черта, линия)  это схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Она дает возможность более глубокого описания и наглядного представления структуры межличностных отношений в коллективе, позволят провести их сравнительный анализ в пространстве на некоторой плоскости с помощью специальных знаков. Социограмма – это рисунок на котором члены группы могут изображаться точками, а выборы линиями со стрелками.

Информация о работе Социально психологические основы управления