Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 07:19, курсовая работа
Продвижение к цивилизованному рынку имеет целью экономическую стабилизацию, появление совершенного законодательства, нормальной конкурентной среды, изобилие материальных факторов производства, доступность предметов потребления. По опыту стран с развитым рынком, основным фактором конкурентоспособности фирмы, ее выживаемости и процветания становится качество персонала и его отношение к труду, профессионализм и творчество работников.
ВВЕДЕНИЕ
. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
1.1 Лидерство, влияние и власть как социально-психологические аспекты управления персоналом
1.2 Стили управления
1.3 Социально-психологические методы повышения эффективности работы персонала
. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО ХК «ЯКУТУГОЛЬ» РАЗРЕЗ «НЕРЮНГРИНСКИЙ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
.2 Оценка уровня социального развития организации
.3 Анализ социально-психологического климата на предприятии
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА ОАО ХК «ЯКУТУГОЛЬ» РАЗРЕЗ «НЕРЮНГРИНСКИЙ»
.1 Выявление проблем социально-психологической направленности в кадровой политике ОАО ХК «Якутуголь»
.2 Пути повышения эффективности социально-психологической сферы деятельности организации
.3 Внедрение мероприятия по повышению эффективности общения сотрудников и руководителей и расчет его целесообразности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Задачи определяют деятельность группы и требования к лидеру. Они являются настолько важной характеристикой деловой ситуации, что их можно рассматривать в качестве самостоятельного элемента лидерства. Разные задачи устанавливают разные требования к качествам лидера. Если меняются задачи, то меняются и требования к нему. В этом случае может произойти смена лидера или некоторым членам группы предоставляется возможность оказывать влияние на всю группу.
Человек становится лидером
чаще всего благодаря не определенным
чертам характера, а его активной
адаптации к хозяйственной
Лидерство нельзя формализовать,
свести к определенному каталогу
деловых качеств или
Под группой понимается персонал одного из подразделений организации или же часть этого персонала со своей структурой формальных и неформальных отношений. Группа является необходимым условием лидерства, его синтезированным элементом. В науке управления персоналом синонимом «группы» является «коллектив», поэтому характеристики трудового коллектива - это одновременно и характеристики группы. К их числу относятся взаимоотношения в коллективе, организация труда, коммуникационный климат, удовлетворенность трудом, трудовая дисциплина, половозрастная структура группы.
Состав группы и ее состояние решающим образом влияют на характер лидерства, характеристики лидеров и устойчивость их положения.
Оценка значимости для лидерства ситуации, задач, качеств лидера неоднозначна. Она зависит от подходов к самому лидерству и теорий, лежащих в основе этих подходов, основные из которых можно представить в таблице 1.2.
Основные теории лидерства
Таблица 1.2
Теория
Практически каждая функция менеджмента одновременно является и лидерской: планирование, организация системы управления, мотивация, регулирование, контроль. Но прежде всего лидерство обусловлено так называемыми связующими процессами, которые обеспечивают взаимодействие функций. К ним относятся процессы принятия управленческих решений и коммуникаций, а также технологии управления персоналом.
Наиболее важным критерием
формирования и развития типологии
лидеров в последние
Французский ученый Э. де Боне выделяет следующие типы лидерства (таблица 1.3).
Типы лидеров и их характеристика
Таблица 1.3
Тип лидераХарактеристика лидераВедущие
за собойНаиболее распространенный
тип. К нему относятся те, кто любит
принимать решения
Приведенные типы лидерства являются идеальными моделями. Классифицировать типы лидерства можно не только по выполняемой роли, но и по другим признакам, например, уровню этики. Реальные модели лидерства - это сами лидеры со своими системами инструментов лидерства, этических норм и деловых качеств.
Каждый лидер отличается:
особенностями структуры своей власти (власть авторитета, должности, поведения в обществе, компетентности), т.е. сочетанием статусной, экономической и духовной власти;
своими особенными чертами характера, т.е. неповторимыми личными качествами;
взаимодействием между собой и последователями, т.е. возможностью увеличения «количества» власти на основе успешного взаимодействия с группой;
особенностями управления персоналом в группе, т.е. техникой группового менеджмента.
До XIX века преобладала статусная
и духовная власть лидера, основанная
на положении в обществе. Лидерство
было персонифицировано и связано
с качествами лидеров-правителей. Промышленные
революции и возникновение
Концепции власти
Таблица 1.4
Концепция властиХарактеристика
властиПоведенческаяВ основе власти -
отношения между группами. Эти
отношения позволяют одной
Власть как основа лидерства,
синтезирующая все его
Характеристика качества власти
Таблица 1.5
Уровни качества властиХарактеристика властиПервичныйВласть, основанная на силе, как средство принуждения. Она ограничена видом деятельности лидера, лишена гибкости. Это власть занимаемой должностиСреднийВласть на основе материального богатства, которое дает как положительные, так и отрицательные качества властиВысшийВласть на основе знаний, которые подчиняют себе силу и богатство. В эпоху информационных технологий капитал уступает место владению информацией. Власть имеет тот, кто владеет информацией
Система взглядов на качество
власти зависит от того, какой стиль
лидерства доминирует в организации.
Новые стили лидерства
.2 Стили управления
Стили управления персоналом - совокупность типичных черт, приемов, способов работы руководителя для оказания воздействия на подчиненных.
Каждый руководитель в
процессе управленческой деятельности
выполняет свои обязанности в
свойственном только ему стиле. Привычная
манера поведения руководителя по отношению
к подчиненным, чтобы оказать
на них влияние и побудить их к
достижению целей организации определяется
как стиль руководства. Стиль
руководства выражается в том, какими
приемами руководитель побуждает коллектив
к инициативному и творческому
подходу к выполнению возложенных
на него обязанностей, как контролирует
результаты деятельности подчиненных.
Принятый стиль руководства может
служить характеристикой
Стили управления персоналом определяются рядом факторов: тип личности руководителя, уровень его воспитания, накопленный опыт, условия работы предприятия, стадия развития коллектива. Эффективность стилей управления определяется показателями деятельности организации, психологическим климатом в коллективе, текучестью кадров, уровнем конфликтности в коллективе, исполнительской дисциплиной.
Четко классифицировать стили управления весьма трудно, так как каждая организация имеет свои неповторимые специфические особенности, и каждый руководитель уникален, наделен своими неповторимыми способностями, талантами.
Традиционно различают следующие стили управления: авторитарный (он же автократический, административный, волевой, директивный), сосредоточенный исключительно на работе (одна крайность), демократический (он же коллегиальный, товарищеский) и пассивный (свободный, нейтральный, анархический, попустительский, невмешивающийся, разрешительный, формальный, номинальный), сосредоточенный на человеке (другая крайность). Эта классификация разработана американским ученым К. Левиным.
Рассмотрим стили управления по трем характеристикам: природа стиля, сильные и слабые стороны.
Авторитарный стиль.
Природа стиля. Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера. Цели и средства определяет руководитель. Потоки информации идут преимущественно сверху, обратная связь работает слабо.
Сильные стороны. Возможность
предсказания результатов. Основное внимание
уделяется порядку и
Слабые стороны. Сдерживание индивидуальной инициативы, большая загрузка руководителя, частые «авралы».
Демократический стиль.
Природа стиля. Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера. Принятие решений разделено по уровням на основе участия. Потоки информации идут активно в двух направлениях.
Сильные стороны. Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении.
Слабые стороны. Требуется много времени для принятия решений. Необходимы грамотный лидер и обученные подчиненные.
Пассивный стиль.
Природа стиля. Снятие лидером с себя ответственности в пользу группы (организации). Предоставление возможности самоуправления в желаемом для группы режиме. Потоки информации строятся на «горизонтальной» основе.
Сильные стороны. Позволяет
начать дело так, как это видится
и без вмешательства лидера. Подразумевается
высокая степень
Слабые стороны. Группа может потерять контроль за выполнением решений без лидерского вмешательства.
Применение того или иного стиля, а также его результаты зависят от многих факторов. Это, прежде всего полное овладение одним из стилей руководства, предрасположенность коллектива к восприятию порой навязанного ему сверху стиля управления и руководства. При освоении науки управления очень важно избежать ошибок. Анализ деятельности руководителей разного уровня и различных предприятий позволил специалистам выявить наиболее частые ошибки, допускаемые менеджерами.
1.3 Социально-психологические
методы повышения
В России развитие личности,
поддержка и повышение ее потенциала,
расширение социального и
В экономическом отношении
эффективное развитие человеческого
потенциала в современном обществе
предполагает долгосрочное и материально
затратное инвестирование. В современных
условиях в России и ее регионах
отсутствуют такие возможности,
поэтому существует необходимость
определения приоритетов и
Информация о работе Социально-психологические аспекты управления персоналом