Социально-психологические аспекты управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 07:19, курсовая работа

Описание работы

Продвижение к цивилизованному рынку имеет целью экономическую стабилизацию, появление совершенного законодательства, нормальной конкурентной среды, изобилие материальных факторов производства, доступность предметов потребления. По опыту стран с развитым рынком, основным фактором конкурентоспособности фирмы, ее выживаемости и процветания становится качество персонала и его отношение к труду, профессионализм и творчество работников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
1.1 Лидерство, влияние и власть как социально-психологические аспекты управления персоналом
1.2 Стили управления
1.3 Социально-психологические методы повышения эффективности работы персонала
. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО ХК «ЯКУТУГОЛЬ» РАЗРЕЗ «НЕРЮНГРИНСКИЙ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
.2 Оценка уровня социального развития организации
.3 Анализ социально-психологического климата на предприятии
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА ОАО ХК «ЯКУТУГОЛЬ» РАЗРЕЗ «НЕРЮНГРИНСКИЙ»
.1 Выявление проблем социально-психологической направленности в кадровой политике ОАО ХК «Якутуголь»
.2 Пути повышения эффективности социально-психологической сферы деятельности организации
.3 Внедрение мероприятия по повышению эффективности общения сотрудников и руководителей и расчет его целесообразности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ.docx

— 60.54 Кб (Скачать файл)

 

Задачи определяют деятельность группы и требования к лидеру. Они  являются настолько важной характеристикой  деловой ситуации, что их можно  рассматривать в качестве самостоятельного элемента лидерства. Разные задачи устанавливают  разные требования к качествам лидера. Если меняются задачи, то меняются и  требования к нему. В этом случае может произойти смена лидера или некоторым членам группы предоставляется  возможность оказывать влияние  на всю группу.

Человек становится лидером  чаще всего благодаря не определенным чертам характера, а его активной адаптации к хозяйственной ситуации, способности настроить структуру  своих качеств на характеристики сложившейся ситуации и установить межличностные отношения типа ситуация - лидер - последователи.

Лидерство нельзя формализовать, свести к определенному каталогу деловых качеств или способностей человека. Оно может быть присуще  человеку не постоянно, а только в  определенной ситуации, даже в отдельной  роли человека, которую он выполняет  в группе. Лидерство динамично, как  и само межличностное поведение, и не обязательно связано с  управлением этим поведением. Иногда для лидерства достаточно целенаправленного  преднамеренного влияния.

Под группой понимается персонал одного из подразделений организации  или же часть этого персонала  со своей структурой формальных и  неформальных отношений. Группа является необходимым условием лидерства, его  синтезированным элементом. В науке  управления персоналом синонимом «группы» является «коллектив», поэтому характеристики трудового коллектива - это одновременно и характеристики группы. К их числу  относятся взаимоотношения в  коллективе, организация труда, коммуникационный климат, удовлетворенность трудом, трудовая дисциплина, половозрастная структура группы.

Состав группы и ее состояние  решающим образом влияют на характер лидерства, характеристики лидеров  и устойчивость их положения.

Оценка значимости для  лидерства ситуации, задач, качеств  лидера неоднозначна. Она зависит  от подходов к самому лидерству и  теорий, лежащих в основе этих подходов, основные из которых можно представить  в таблице 1.2.

 

Основные теории лидерства

Таблица 1.2

Теория лидерстваХарактеристика  теорииВажнейший элемент лидерстваКачеств лидераРоль личности, одаренной лидерскими чертами, например, активностью, интеллектом, ответственностью, влиянием на сотрудниковЛидерСитуационнаяЛидерство  развивается согласно природе группы и ее задачам. Ситуация дает возможность  выдвижения людей на лидерские позиции. Качества лидера производны от ситуацииСитуация, задача, группаЛичностно-ситуационнаяЛидерство  является результатом взаимодействия между личностями, а группа - условием и механизмом достижения личностных и общих целей. Группа - это система взаимоотношений, которые выделяют лидера. Каждый оценивается другими по его способности удовлетворить потребности группыГруппа «Кредита доверия»В основе - личностно-ситуационная концепция, определение степени выбора свободы лидера. Кредит доверия - это неформальное право лидера на нестандартное поведение. Лидерство на основе соответствия ожиданий группы и социального статуса лидера. Периодическое смещение лидера по мере изменения ситуации и потери уважения последователейСитуация, последователиСлучайностейОснована на соответствии качеств потенциального лидера особенностям ситуацииЗадача

Практически каждая функция  менеджмента одновременно является и лидерской: планирование, организация  системы управления, мотивация, регулирование, контроль. Но прежде всего лидерство  обусловлено так называемыми  связующими процессами, которые обеспечивают взаимодействие функций. К ним относятся  процессы принятия управленческих решений  и коммуникаций, а также технологии управления персоналом.

Наиболее важным критерием  формирования и развития типологии  лидеров в последние десятилетия  стал стиль.

Французский ученый Э. де Боне выделяет следующие типы лидерства (таблица 1.3).

 

Типы лидеров и их характеристика

Таблица 1.3

Тип лидераХарактеристика лидераВедущие  за собойНаиболее распространенный тип. К нему относятся те, кто любит  принимать решения самостоятельно под личную ответственность. Лидерство - их естественное состояние. Но это  не лидеры от рождения, лидерские качества приходят к ним с опытомОрганизаторы группОсновное качество - знание психологии своих последователей. Они лучше  всего подходят для управления людьми в малых группахИсполнителиСамый  рациональный и значимый тип лидеров. Их отличает собственная энергичная деятельность, личный пример, целеустремленность, умение преодолевать барьеры, создавать  сплоченный коллективДипломатыХорошо относятся к сотрудникам, могут  отстоять свое мнение, используют диалоги  и умеют разрешать проблемы с  глазу на глазГенераторы идейОриентация на новые задачи, содействие передовому, интуиция, синтез знаний, самокритичностьПродавцы  идейПредприимчивость, свежий взгляд на уже знакомые факты. Контроль своих  и чужих эмоцийСинтезаторыУмеют выделить самое главное даже из очень  большого объема информации, что позволяет  им открыть нечто новоеРазъяснителиУмеют ясно объяснить последователям суть даже самой запутанной ситуации

Приведенные типы лидерства  являются идеальными моделями. Классифицировать типы лидерства можно не только по выполняемой роли, но и по другим признакам, например, уровню этики. Реальные модели лидерства - это сами лидеры со своими системами инструментов лидерства, этических норм и деловых качеств.

Каждый лидер отличается:

особенностями структуры  своей власти (власть авторитета, должности, поведения в обществе, компетентности), т.е. сочетанием статусной, экономической  и духовной власти;

своими особенными чертами  характера, т.е. неповторимыми личными  качествами;

взаимодействием между собой  и последователями, т.е. возможностью увеличения «количества» власти на основе успешного взаимодействия с группой;

особенностями управления персоналом в группе, т.е. техникой группового менеджмента.

До XIX века преобладала статусная  и духовная власть лидера, основанная на положении в обществе. Лидерство  было персонифицировано и связано  с качествами лидеров-правителей. Промышленные революции и возникновение капитализма  в XIX в. привели к возникновению  власти на основе конституций, должностей, капитала, денег, а также законов, устанавливающих границы персонифицированного влияния и лидерства. Появились  слагаемые лидерства, его структура  усложнилась, добавилась власть должности. Само понятие власти (кратологии) получило новое развитие. Для науки о  власти стало характерным многообразие концепций власти (таблица 1.4).

 

Концепции власти

Таблица 1.4

Концепция властиХарактеристика властиПоведенческаяВ основе власти - отношения между группами. Эти  отношения позволяют одной группе управлять поведением другой. Средством  регулирования этого поведения выступает властьФункциональнаяВ основе власти - ресурсы, с помощью которых можно влиять на процессы, происходящие в группе, и на ее деятельность для достижения целей организацииСоциальнаяВ основе власти - силы воздействия на сознание последователей лидера. Основная из них - общественное мнение, мнение группы. Если такая власть у руководителя не складывается, то вместо нее приходят силы принуждения.ИнформационнаяВ основе власти - информация, которая наиболее значима для формального лидера, а также контроль за информацией

Власть как основа лидерства, синтезирующая все его элементы, имеет различное качество. Под  качеством власти понимается степень  соответствия ее своему назначению. Качество власти зависит от того лидера, который  ею пользуется в конкретной хозяйственной  ситуации. Но можно выделить, по крайней  мере, три уровня качества власти в  зависимости от особенностей тех  источников, которые определяют эту  власть (таблица 1.5).

 

Характеристика качества власти

Таблица 1.5

Уровни качества властиХарактеристика властиПервичныйВласть, основанная на силе, как средство принуждения. Она  ограничена видом деятельности лидера, лишена гибкости. Это власть занимаемой должностиСреднийВласть на основе материального  богатства, которое дает как положительные, так и отрицательные качества властиВысшийВласть на основе знаний, которые подчиняют себе силу и  богатство. В эпоху информационных технологий капитал уступает место  владению информацией. Власть имеет  тот, кто владеет информацией

Система взглядов на качество власти зависит от того, какой стиль  лидерства доминирует в организации. Новые стили лидерства возникают  в результате взаимодействия с группой  как следствие не только личностных черт лидера, но и в результате принадлежности к определенной группе и ситуации. В следующем параграфе будут  рассмотрены основные стили управления организацией с позиций концепции  лидерства и лидеров.

 

.2 Стили управления

 

Стили управления персоналом - совокупность типичных черт, приемов, способов работы руководителя для оказания воздействия на подчиненных.

Каждый руководитель в  процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в  свойственном только ему стиле. Привычная  манера поведения руководителя по отношению  к подчиненным, чтобы оказать  на них влияние и побудить их к  достижению целей организации определяется как стиль руководства. Стиль  руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив  к инициативному и творческому  подходу к выполнению возложенных  на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может  служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности  обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать  в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений  и поведения. Правильно выработанный стиль руководства, соответствующий  сложившийся ситуации, способен преодолеть трудности и привести систему  к неожиданно высоким конечным результатам.

Стили управления персоналом определяются рядом факторов: тип  личности руководителя, уровень его  воспитания, накопленный опыт, условия  работы предприятия, стадия развития коллектива. Эффективность стилей управления определяется показателями деятельности организации, психологическим климатом в коллективе, текучестью кадров, уровнем конфликтности  в коллективе, исполнительской дисциплиной.

Четко классифицировать стили  управления весьма трудно, так как  каждая организация имеет свои неповторимые специфические особенности, и каждый руководитель уникален, наделен своими неповторимыми способностями, талантами.

Традиционно различают следующие  стили управления: авторитарный (он же автократический, административный, волевой, директивный), сосредоточенный  исключительно на работе (одна крайность), демократический (он же коллегиальный, товарищеский) и пассивный (свободный, нейтральный, анархический, попустительский, невмешивающийся, разрешительный, формальный, номинальный), сосредоточенный на человеке (другая крайность). Эта классификация  разработана американским ученым К. Левиным.

Рассмотрим стили управления по трем характеристикам: природа стиля, сильные и слабые стороны.

Авторитарный стиль.

Природа стиля. Сосредоточение всей власти и ответственности в  руках лидера. Цели и средства определяет руководитель. Потоки информации идут преимущественно сверху, обратная связь  работает слабо.

Сильные стороны. Возможность  предсказания результатов. Основное внимание уделяется порядку и результату. Применяется только при грамотном  руководителе.

Слабые стороны. Сдерживание  индивидуальной инициативы, большая  загрузка руководителя, частые «авралы».

Демократический стиль.

Природа стиля. Делегирование  полномочий с удержанием ключевых позиций  у лидера. Принятие решений разделено  по уровням на основе участия. Потоки информации идут активно в двух направлениях.

Сильные стороны. Усиление личных обязательств по выполнению работы через  участие в управлении.

Слабые стороны. Требуется  много времени для принятия решений. Необходимы грамотный лидер и  обученные подчиненные.

Пассивный стиль.

Природа стиля. Снятие лидером  с себя ответственности в пользу группы (организации). Предоставление возможности самоуправления в желаемом для группы режиме. Потоки информации строятся на «горизонтальной» основе.

Сильные стороны. Позволяет  начать дело так, как это видится  и без вмешательства лидера. Подразумевается  высокая степень самостоятельности  и квалификации подчиненных.

Слабые стороны. Группа может  потерять контроль за выполнением решений  без лидерского вмешательства.

Применение того или иного  стиля, а также его результаты зависят от многих факторов. Это, прежде всего полное овладение одним  из стилей руководства, предрасположенность  коллектива к восприятию порой навязанного  ему сверху стиля управления и  руководства. При освоении науки  управления очень важно избежать ошибок. Анализ деятельности руководителей  разного уровня и различных предприятий  позволил специалистам выявить наиболее частые ошибки, допускаемые менеджерами.

 

1.3 Социально-психологические  методы повышения эффективности  работы персонала

 

В России развитие личности, поддержка и повышение ее потенциала, расширение социального и интеллектуального  выбора невозможны вне динамического  развития экономики, ее глубокой структурной, институциональной и технологической  модернизации, что предполагает сокращение государственной поддержки убыточных  предприятий, производств и отраслей; концентрации усилий, ресурсов и привлечения  инвестиций для стимулирования конкурентоспособного сегмента экономики. Каждый регион России станет уникальным в переходе на новую  модель развития. Успешность перехода сопряжена с административно-территориальными реалиями федеративного устройства государства, разнообразием природно-ресурсного потенциала и экологических условий, уровней и возможностей социально-экономического развития, политических сил в регионе.

В экономическом отношении  эффективное развитие человеческого  потенциала в современном обществе предполагает долгосрочное и материально  затратное инвестирование. В современных  условиях в России и ее регионах отсутствуют такие возможности, поэтому существует необходимость  определения приоритетов и поиска источников их финансирования.

Информация о работе Социально-психологические аспекты управления персоналом