Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:44, курсовая работа
Основой любой организации являются люди (коллектив), и без них функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив – формальная (формализированная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания). Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические особенности социальных ролей личности и понятийная схема конфликта…………………………………………………….6
1.1. Социальные роли и ролевое поведение личности…………………..6
1.2. Практические подходы к изучению конфликта…………………….10
1.3. Причины и функции конфликтов……………………………………12
1.4. Классификации конфликта…………………………………………..17
1.5. Подход К. Томаса к изучению конфликтных явлений……………...20
Выводы по главе 1……………………………………………………………….24
Глава 2.Экспериментальное исследование психологических причин конфликтности личности в организации……………………………………….25
2.1. Формирование выборки и описание этапов исследования…………25
2.2.Описание используемых методов и методик…………………………26
2.3. Обработка и интерпретация полученных данных…………………...28
Выводы по главе 2……………………………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………………32
Список используемой литературы…………………………………………….34
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоретические особенности
социальных ролей личности и понятийная
схема конфликта…………………………………………………….
1.1. Социальные
роли и ролевое поведение
1.2. Практические подходы к изучению конфликта…………………….10
1.3. Причины и
функции конфликтов………………………………
1.4. Классификации конфликта…………………………………………..17
1.5. Подход К. Томаса к изучению конфликтных явлений……………...20
Выводы по главе 1……………………………………………………………….24
Глава 2.Экспериментальное исследование психологических причин конфликтности личности в организации……………………………………….25
2.1. Формирование выборки и описание этапов исследования…………25
2.2.Описание
используемых методов и методик
2.3. Обработка
и интерпретация полученных дан
Выводы по главе 2……………………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….34
Введение
Основой любой организации являются люди (коллектив), и без них функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив – формальная (формализированная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания). Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам.
Конфликт в организации – это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений в рамках организации или в междуорганизационном пространстве. В психологии пока не сложилось общепринятого понимания сущности конфликта. Одни авторы трактуют его как столкновение, противодействие, противоречие. Другие понимают конфликт как вид общения, ситуационную несовместимость, ситуацию ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. Среди сущностных черт конфликта выделяют: наличие противоречия между субъектами, их противодействие, негативные эмоции по отношению друг к другу. Конфликты происходят и в больших компаниях, и в маленьких фирмах, они могут привести к закрытию организации. Поэтому изучение конфликтов в организации - актуальная тема.
Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания, развившегося на стыке многих наук, прежде всего – социологии и психологии.
Конфликтология выделилась как относительно самостоятельное направление в социологии в конце 50-х годов XX века и изначально получила название «социология конфликта». Это событие связывается с работами Р. Дарендорфа (Германия) «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе», а также А. Козера (США) – «Функции социальных конфликтов».
В этот период аналогичная ситуация наблюдается и в психологии. Благодаря исследованиям М. Шерифа, Д. Рапопорта, Р. Доза, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотт психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление.
Актуальность - в настоящее время исследование конфликтов относится к наиболее динамично развивающейся области психологии. Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми, наконец, в жизни общества в целом.
Целью данной работы является рассмотрение конфликта как социально-психологического процесса, характеризующегося определенными стадиями протекания и выполняющего специфические функции в отношении между людьми.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1. ознакомиться с социальными ролями и поведением личности;
2. рассмотреть сущность, классификацию конфликтов;
3.провести
исследовательскую часть
4. получить
и представить результаты
Объект - личность, как объект проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций
Предмет – социальные роли и конфликтное поведение личности в условиях организации ООО «Булгар-нефть»
Гипотеза работы: существует взаимосвязь между социальными ролями личности и конфликтным поведением.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.
Первая глава посвящена изучению теоретических особенностей социальных ролей личности и анализа понятийной схемы изучения конфликта: сущность, классификация, структура, функции, информация в конфликте, личностные опросники и тесты.
Во второй главе приводятся данные об исследовании, проведенному по ООО «Булгар-нефть» (г. Альметьевск).
Целью теоретической части анализ теоретического материала рассматриваемой темы. Проводится исследование понятийной схемы
конфликта: сущность, классификация, структура, функции, информация в конфликте, его динамика, а также рассматриваются социальные роли и их взаимодействие с конфликтным поведением.
Целью практической части было исследование психологических причин конфликтности персонала ООО « Булгар-нефть». Для этого были использованы три методики: диагностика стратегий поведения в конфликте К. Томаса, диагностика самооценки и оценки другими конфликтности личности, социограмма. Полученные результаты были подвергнуты статистическому анализу, что позволяет говорить об их достоверности. В результате проведенного исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Глава 1. Теоретические особенности социальных ролей личности и понятийная схема конфликта
1.1. Социальные
роли и ролевое поведение
Это механизмы социализации. Выделяют понятия социальный статус, роль и ролевое поведение.
Социальный статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его обязанности, права и привилегии. Его устанавливает общество. Социальные взаимоотношения запутаны.
Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека, занимающего определенный статус.
Ролевое поведение – это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.
Предложил понятие социальной роли Мид в конце XIX – XX вв. Человек становится Личностью, когда научаются входить в роль другого человека.
Любая роль имеет структуру:
* модель поведения человека со стороны общества;
* система представления человека как он должен вести себя;
* реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.
В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт:
1. Межролевой
конфликт. Человек является исполнителем
множества ролей, требования
2. Внутриролевой
конфликт. Когда к исполнению
одной роли предъявляются
Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (Кон). Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности. Социальная роль есть «общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности» (Буева). Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.
В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе роль не определяет деятельности и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли».
Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека. Поведение личности объясняется социальным неравенством в обществе. На него влияют:
- социальное происхождение;
- этническая принадлежность;
- уровень образования;
- должность;
- проф. принадлежность;
- власть;
- доход и богатство;
- образ жизни и т.д.
Исполнение роли носит индивидуальный характер. Линтон доказал, что роль имеет социо-культурную обусловленность. Есть еще определение, что социальная роль – это социальная функция личности.
Разновидности ролей:
- психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;
- социальные (в
системе объективных
- активные или актуальные – исполняемые в данный момент;
- латентные (скрытые) – человек потенциально является носителем, но не в данный момент
- конвенциональные (официальные);
- стихийные,
спонтанные – возникают в
Связь роли и поведения:
Ф. Зимбардо (1971) провел эксперимент (студенты и тюрьма) и установил, что роль сильно влияет на поведение человека. Феномен поглощения Личности человека ролью. Ролевые предписания формируют поведение человека. Явление деиндивидуализации – поглощение Личности социальной ролью, Личность теряет контроль над своей индивидуальностью (пример – тюремщики).
Ролевое поведение – индивидуальное исполнение социальной роли – общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации Личности, непременное условие «возрастания» Личности в обществе себе подобных. В ролевом поведении могут возникнуть ролевые конфликты: межролевые (человек вынужден выполнять одновременно несколько ролей, иногда противоречивых), внутриролевой (возникают тогда, когда к носителю одной роли предъявляются разные требования со стороны разных социальных групп). Половые роли: мужская, женская. Профессиональные роли: начальник, подчиненный и т.д.
Юнг: Персона – роль (эго, тени, самость). Не слиться с «персоной», чтобы не потерять личностное ядро (самость).
Андреева: Социальная роль – есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Ряд ролей предписан от рождения (быть женой/мужем). Социальная роль всегда имеет некоторый диапазон возможностей для своего исполнителя – «стиль исполнения ролей». Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Личность выступает (является) тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место в жизни. Необходимо использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям.
Информация о работе Социальные роли личности и конфликтное поведени