Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:44, курсовая работа
Основой любой организации являются люди (коллектив), и без них функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив – формальная (формализированная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания). Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические особенности социальных ролей личности и понятийная схема конфликта…………………………………………………….6
1.1. Социальные роли и ролевое поведение личности…………………..6
1.2. Практические подходы к изучению конфликта…………………….10
1.3. Причины и функции конфликтов……………………………………12
1.4. Классификации конфликта…………………………………………..17
1.5. Подход К. Томаса к изучению конфликтных явлений……………...20
Выводы по главе 1……………………………………………………………….24
Глава 2.Экспериментальное исследование психологических причин конфликтности личности в организации……………………………………….25
2.1. Формирование выборки и описание этапов исследования…………25
2.2.Описание используемых методов и методик…………………………26
2.3. Обработка и интерпретация полученных данных…………………...28
Выводы по главе 2……………………………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………………32
Список используемой литературы…………………………………………….34
2.2.Описание используемых методов и методик
Гипотеза: существует взаимосвязь между социальными ролями (по К. Томасу) и конфликтностью личности в коллективе.
Для проверки выдвинутой гипотезы были применены: метод наблюдения (стороннее (автор) и включенное (эксперты)), метод тестирования. В рамках метода тестирования были применены три методики: методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и методика самооценки степени конфликтности личности и оценки экспертом степени конфликтности личности, социометрия группы. A. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению.
Тест адаптирован Гришиной Н.В. для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, а на управление ими. В соответствии с этим, К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: соперничество, приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Оптимальным поведением в конфликтах считается такое, когда применяются все стратегии и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов (минимум – 0 баллов, максимум – 12 баллов). Бланк и ключ методики представлены в Приложении 1.
Методика диагностики самооценки степени конфликтности личности, а также оценки экспертом степени конфликтности личности (Ладанов И.Д.)
Шкала используется для самооценки и для оценки степени конфликтности других лиц. Сумма в 70 баллов указывает на очень высокую степень конфликтности; 60 баллов – на высокую; 50 – на выраженную конфликтность. Сумма 11-15 баллов свидетельствует о склонности избегать конфликтных ситуаций (Приложении 2).
Социометрия: Сущность
методики сводится к выявлению
системы «симпатий» и
«антипатий» между членами
2.3. Обработка
и интерпретация полученных
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе путем
На втором этапе было
На третьем этапе, после тестирования работников к работе были привлечен эксперт. Он оценил степень конфликтности каждого сотрудника, каждому из которых было присвоено определенное количество баллов (от 1 до 10), чем выше был балл, тем выше оценка конфликтности данного человека. Также эксперт оценил уровень конфликтности личности (по методике И. Д. Ладанова).
Результаты тестов и оценки экспертов.
Группа №1 повышенная конфликтность
№ |
Ранг экспер-тов |
Диагностика стратегий в конфликте К. Томаса |
Самооценка уровня конфликт-ности |
Оценка экспертом конфликтности сотрудников |
Сопер-ничество |
Сотруд-ничество |
Приспособление |
Компромисс |
Избегание |
1 |
6 |
10 |
6 |
4 |
5 |
8 |
4 |
40 |
56 |
2 |
8 |
9 |
6 |
6 |
6 |
5 |
7 |
36 |
52 |
3 |
4 |
8 |
6 |
5 |
7 |
5 |
5 |
49 |
50 |
4 |
7 |
7 |
0 |
3 |
3 |
9 |
9 |
50 |
58 |
5 |
12 |
6 |
2 |
6 |
9 |
6 |
8 |
27 |
60 |
Группа № 2 пониженная конфликтность |
№ |
Ранг экспер-тов |
Диагностика стратегий в конфликте К. Томаса |
Самооценка уровня конфликт-ности |
Оценка экспертом |
Сопер-ничество |
Сотруд-ничество |
Приспособление |
Компромисс |
Избегание |
1 |
1 |
5 |
4 |
9 |
1 |
7 |
9 |
45 |
53 |
2 |
13 |
4 |
3 |
9 |
5 |
12 |
8 |
30 |
46 |
3 |
10 |
3 |
3 |
8 |
5 |
4 |
8 |
30 |
49 |
4 |
9 |
2 |
2 |
9 |
10 |
5 |
10 |
30 |
40 |
5 |
3 |
1 |
2 |
7 |
5 |
7 |
9 |
21 |
21 |
Достоверность различий между выборками доказана с помощью U- критерия Манна – Уитни.
На основе оценок эксперта были выделены две подгруппы (повышенная или пониженная конфликтность). Достоверность различий групп по этому показателю и по данным тестов была доказана с помощью U – критерия Манна – Уитни (критическое значение для выборки 5/5 равно 2 при p ( 0,05).
По результатам социометрии менее конфликтные люди получили больше положительных выборов, т. е. с ними предпочли бы иметь профессиональные отношения.
Следующим этапом исследования было проведение корреляции с помощью программы Microsoft Excel. (Приложение 4). Корреляция проведена для выяснения влияния одних факторов на другие.
В результате исследования установлено наличие связи между стратегиями поведения и конфликтностью личности. Коэффициент корреляции Пирсона (r=- 0,638) показывает, что большим значениям стратегии соперничества по тесту К. Томаса отвечают большие значения по шкале рангов, введенной и описанной нам выше. Кроме того, меньшие значения по шкале избегания теста К. Томаса коррелируют с большим значением по шкале рангов(r=-0, 7868). На практике это означает, что конфликтные личности могут выбирают соперничество в качестве стратегии поведения в конфликтной ситуации. Это подтверждает корреляция между стратегией избегания ( по К. Томасу) и степенью конфликтности личности (по нашей шкале рангов) – неконфликтные люди в группе испытуемых предпочитают уход от конфликта.
Помимо этого было выявлено, что личности, у которых наименьшие значения по шкале рангов (конфликтности) выбирают в качестве способа взаимодействия сотрудничество (r=-0,782). Нами также была обнаружена связь между стратегией сотрудничества и самооценкой уровня конфликтности, т.е. люди, считающие себя неконфликтными, склонны к сотрудничеству в конфликтной ситуации (r=-0, 72118).
Была обнаружена положительная корреляция между оценками независимого эксперта и количеством положительных выборов по результатам социометрии (r = - 0, 726), т. е. оценки независимого эксперта отражают то, что в отношениях предпочтение отдается неконфликтным членам коллектива. Менее привлекательными для построения отношений в группе испытуемых являются более конфликтные личности. Мы утверждаем, что более конфликтные личности отдают предпочтение стратегии соперничества. Однако в данной выборке более конфликтные сотрудники оценили свой уровень соперничества как средний и ниже среднего. Можно предположить, что данные сотрудники не до конца осознают собственную потребность в соперничестве, могут бороться за собственные интересы на уровне скрытых мотивов, т. е. демонстрировать одно поведение, а на скрытом уровне соперничать и ущемлять интересы других.
Выводы по главе 2
Таким образом, из результатов исследования в компании ООО "Булгар-нефть" можно сделать следующие выводы:
1.Существует взаимосвязь между самооценкой уровня конфликтности и предпочитаемой стратегией поведения в конфликте, которую можно проиллюстрировать корреляцией низкой самооценки уровня конфликтности личности и выбором стратегии сотрудничества в конфликте (по методик К. Томаса);
2.Сотрудники, которых воспринимают неконфликтными, предпочитают стратегию избегания (по методики К. Томаса);
3.Причиной конфликтности сотрудников в организации на психологическом уровне может являться неосознаваемая потребность в соперничестве, т. е. желание удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других сотрудников на уровне скрытых мотивов.
Заключение
Изучение социальных процессов, происходящих в обществе, показывает, что конфликт является одной из важнейших социальных проблем. В данной работе была предпринята попытка дать краткий аналитический обзор некоторых психологических теорий и исследований, рассматривавших конфликт и провести теоретический анализ понятия конфликта в организации.
Трудовой коллектив –
Конфликт в организации - это
осознанное противоречие между
общающимися членами этого
Было проведено
В результате проведенного корреляционного анализа была обнаружена взаимосвязь между стратегией избегания (по К. Томасу) и степенью конфликтности личности (по нашей шкале рангов). Неконфликтные люди в группе испытуемых предпочитают уход от конфликта. Была обнаружена положительная корреляция между оценками независимого эксперта и количеством положительных выборов по результатам социометрии (r= - 0, 726), т. е. оценки независимого эксперта отражают то, что в отношениях предпочтение отдается неконфликтным членам коллектива. Менее привлекательными для построения отношений в группе испытуемых являются более конфликтные личности.
Информация о работе Социальные роли личности и конфликтное поведени