Социологическая диагностика социально-психологического климата организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
дать определение и раскрыть сущность социально-психологического климата коллектива
проанализировать проблемную ситуацию;
выбрать методику исследования и применить ее в исследовании социально-психологического климата;
разработать практические рекомендации по улучшению социально-психологического климата в коллективе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретические основы изучения социально-психологического климата коллектива в организации
1.1 Понятие социально-психологического климата
1.2 Факторы, формирующие социально-психологический климат коллектива
1.3 Пути регулирования социально – психологического климата в коллективе
1.4 Методы исследования социально – психологического климата
2. Анализ социально-психологического климата трудового коллектива на примере организации «Благотворительный фонд помощи матери и ребенку»
2.1 Общая характеристика организации
2.3 Проведение исследования социально-психологического климата в трудовом коллективе организации
2.4 Итоги исследования
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ОРГАНИЗАЦИИ «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ МАТЕРИ И РЕБЕНКА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ОРГАНИЗАЦИИ.doc

— 583.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования продиктована возросшим в настоящее  время интересом к изучению социально-психологических  аспектов управленческой деятельности. Оценка социально-психологической  ситуации на предприятии (в подразделении) представляет собой практическую реализацию концепции психологического обеспечения системы управления и профессиональной деятельности сотрудников подразделений.

В условиях научно-технического прогресса характер труда предъявляет более высокие требования к психологическим особенностям человека — к его мышлению, быстроте реакции и др. Усложнение техники и технологии позволило сократить долю физического и увеличить долю умственного труда работника. С другой стороны, большую часть своей жизни работающий человек проводит именно в трудовом коллективе, и этот коллектив дает ему психологическую поддержку, помогая ощутить свою принадлежность, наполнить содержанием свой образ «я». В силу указанных причин результаты труда теперь в значительной степени зависят от психического состояния работника.

Задача руководителя в этой ситуации состоит в том, чтобы использовать индивидуальные свойства личности (особенности психики, характера, способностей и др.) и  регулировать оптимальным образом  отношения между людьми в коллективе. Чем больше люди расположены друг к другу, тем более комфортными являются условия их труда, тем выше его производительность. Верно и обратное. Контакты между людьми и их эмоциональное насыщение формируют социально-психологический климат коллектива.

Социально-психологический  климат определяют как преобладающий  в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его  работников, проявляющийся в многообразных  формах их деятельности. Формируясь на основе эмоциональных и трудовых отношений в группе, индивидуальных ценностных ориентации, социально-психологический климат, в свою очередь, и сам определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к своему труду, ко всем другим формам жизнедеятельности (к быту, досугу и др.).

Важнейшая особенность  социально-психологического климата  состоит в том, что он дает обобщенную, интегральную характеристику психологического состояния всех проявлений жизни  коллектива, так как объединяет в  себе взаимодействие всего многообразия социальных, групповых и личностных факторов как условий трудовой деятельности.

Каждый человек, сталкиваясь  с каким-либо социальным явлением, прежде всего, судит о нем в оценочных  категориях: хорошо-плохо, нужно- не нужно, комфортно-опасно и т. д. Затем указанные дихотомии распадаются на более тонкую оценочную шкалу: если хорошо, то в какой степени, и стоит ли стремиться к этому «хорошо», если «опасно», то на какой риск можно пойти, чтобы добиться своей цели. Данные оценки оказывают влияние на мотивы поведения человека, на стиль его общения с коллегами.

Отношение одного человека оказывает влияние на отношение  общающегося с ним другого. Таким  образом, формируется эмоциональная  взаимозависимость, которая включает в себя чувства, эмоции, мнения, настроения людей. Социально-психологический климат воздействует на трудовой настрой каждого работника и всего коллектива в целом. Положительный, здоровый социально-психологический климат способствует стремлению трудиться с желанием и высокой самоотдачей, а нездоровый, отрицательный — резко снижает трудовую мотивацию.

Многие руководители считают, что социально-психологический  климат это нечто трудно осязаемое: с одной стороны, он вроде бы и  есть, а с другой — его довольно трудно почувствовать. В таком случае следует обратиться к мнению особо чуткой категории работников, достаточно долго проработавших на предприятии, чтобы суметь оценить особенности отношений, и недостаточно долго, чтобы притерпеться, махнуть на эти отношения рукой. По данным психологов, это люди, которые проработали в коллективе 10-15 лет.

Состояние социально-психологического климата — один из ведущих показателей  работы руководителя. Он зависит от хороших, доброжелательных отношений, усиливается положительной мотивацией, взаимоуважением, успешным руководством, хорошими коммуникациями, сотрудничеством, взаимопомощью. Достижение высокого уровня социально-психологического климата это длительный процесс, реализовать который в короткий срок на основе призывов и лозунгов практически невозможно.

Здоровый социально-психологический климат в коллективе медленно вызревает и трудно поддерживается на необходимом уровне. Состояние микроклимата в коллективе, как погода, может изменяться изо дня в день. Колебания настроений, состояний людей могут быстро изменяться под влиянием неожиданных, как благоприятных, так и неблагоприятных условий. К сожалению, природа человеческой памяти такова, что он часто забывает хорошее и долго помнит плохое, а поэтому негативные, отрицательные эмоции могут резко ухудшить положительный настрой работника и длительное время влиять на выполнение им производственных задач.

Чтобы определить качество социально-психологического климата, нужно проанализировать все его  структурные составляющие. В структуре  социально-психологического климата можно выделить 2 основных подразделения — отношения людей к труду и их отношения друг к другу. Все многообразие этих отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя — эмоционального и предметного.

Так же социально-психологический  климат определяет отношение людей к миру в целом и восприятию себя в нем. А это, в свою очередь, может проявиться во всей системе ценностных ориентации личности, являющейся членом данного коллектива. Климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Таким образом, структура проявлений социально-психологического климата состоит в отношении людей друг к другу, к общему делу, к миру и к самому себе.

Важнейшими признаками благоприятного социально-психологического климата являются:

— доверие и высокая  требовательность членов .группы друг к другу;

— доброжелательная и  деловая критика;

—свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

— отсутствие давления руководителей  на подчиненных и признание за ними права принимать отдельные значимые для группы решения;

— удовлетворенность  принадлежностью к коллективу;

— высокая степень  эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние  фрустрации у кого-либо из членов коллектива;

— принятие на себя ответственности  за состояние дел в группе каждым из ее членов.

Таким образом, социально-психологический  климат как качественная сторона  межличностных отношений проявляется  в виде совокупности психологических  условий, способствующих или препятствующих продуктивной деятельности и развитию личности в группе.

     Целью данного исследования является изучение социально-психологического климата в трудовом коллективе.

 Для достижения  поставленной цели были поставлены  следующие задачи:

  • дать определение и раскрыть сущность социально-психологического климата коллектива
  • проанализировать проблемную ситуацию;
  • выбрать методику исследования и применить ее в исследовании социально-психологического климата;
  • разработать практические рекомендации по улучшению социально-психологического климата в коллективе.

Объект исследования - персонал организации «Благотворительный фонд поддержки матери и ребенка».

Предмет исследования - социально-психологический  климат коллектива организации «Благотворительный фонд поддержки матери и ребенка».

Были выдвинуты гипотезы:

  1. существует взаимосвязь социально-психологического климата с индивидуально-психологическими особенностями личности сотрудников коллектива;
  2. на формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе влияют взаимоотношения членов трудового коллектива;
  3. в коллективе существует нездоровый социально-психологический климат.

Для решения поставленных задач используются такие социологические  методы, как анализ документов, анкетирование  и СПСК - социально-психологическая самооценка коллектива по методике О. Немова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические основы изучения социально-психологического климата коллектива в организации

1.1 Понятие социально-психологического климата

 

Условия, в которых  происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение. Для обозначения психологического состояния группы используются такие понятия как «социально-психологический климат», «психологическая атмосфера», «социальная атмосфера», «климат организации», «микроклимат» и др. Когда ведут речь о социально-психологическом климате (СПК) коллектива, подразумевают следующее:

• совокупность социально-психологических характеристик группы;

• преобладающий и  устойчивый психологический настрой  коллектива;

• характер взаимоотношений  в коллективе;

• интегральная характеристика состояния коллектива.

Благоприятный СПК характеризуют  оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д. Неблагоприятный СПК характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д. Социально-психологический климат коллектива связан с определенной эмоциональной окраской психологических связей коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей. Ученые отмечают двойственную природу социально-психологического климата коллектива. С одной стороны, он представляет собой некоторое субъективное отражение в групповом сознании всей совокупности элементов социальной обстановки, всей окружающей среды. С другой — возникнув как результат непосредственного и опосредованного воздействия на групповое сознание объективных и субъективных факторов, социально-психологический климат приобретает относительную самостоятельность, становится объективной характеристикой коллектива и начинает оказывать обратное влияние на коллективную деятельность и отдельные личности. Социально-психологический климат — это не статичное, а весьма динамичное образование. Эта динамика проявляется как в процессе коллективообразования, так и в условиях функционирования коллектива. Ученые зафиксировали два основных этапа процесса коллективообразования. На первом этапе главную роль играет эмоциональный фактор. В этот период идет интенсивный процесс психологической ориентации, установления связей и позитивных отношений. На втором этапе все большее значение приобретают когнитивные процессы. В этот период каждая личность выступает не только как потенциальный или реальный объект эмоционального общения, но и как носитель определенных личностных качеств, социальных норм и установок. Именно на этом этапе происходит формирование общих взглядов, ценностных ориентации, норм и символов. Другой стороной, характеризующей динамику социально-психологического климата коллектива, являются так называемые «климатические возмущения». К «климатическим возмущениям» относят естественные колебания эмоционального состояния в коллективе, периодически возникающие подъемы и спады настроения у большинства его членов, которые могут происходить как в течение одного дня, так и на протяжении более длительного периода. Они связаны с изменением условий взаимодействия внутри группы или изменением окружающей среды. Термин «климатические возмущения» несет в себе как негативную, так и позитивную окраску, поскольку эти возмущения могут мешать, а могут и благоприятствовать жизнедеятельности коллектива.

Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним  относят:

• уровень текучести  кадров;

• производительность труда;

• качество продукции;

• количество прогулов и  опозданий;

• количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов;

• выполнение работы в  срок или с опозданием;

• аккуратность или небрежность  в обращении с оборудованием;

• частота перерывов в работе.

Руководитель может целенаправленно  регулировать характер отношений в  группе и влиять на СПК. Для этого необходимо знать закономерности его формирования и осуществлять управленческую деятельность с учетом факторов, влияющих на СПК. Остановимся на их характеристике более подробно.

Этот термин, ныне широко употребляемый, часто принято ставить в один ряд с понятиями духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения.

СПК коллектива всегда характеризуется  специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и  эмоционального состояния каждого  его участника, индивида и несомненно зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т.д.

Не только в социологии, но и  в психологии утвердилась точка  зрения, согласно которой главной  структурой образующей СПК является настроение. Сошлемся, в частности, на высказывание известного советского психолога К.К. Платонова, по мнению которого социально-психологический климат (как свойство группы) является одним (хотя и важнейшим) из компонентов внутренней структуры группы, определяется межличностными отношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит степень активности в достижении целей.

Климат коллектива представляет собой  преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные  формы проявления во всей его жизнедеятельности.

Существенным элементом в общей  концепции социально-психологического климата является характеристика его  структуры. Это предполагает вычленение основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре СПК становится очевидным наличие двух основных подразделений — отношения людей к труду и их отношения друг к другу.

Информация о работе Социологическая диагностика социально-психологического климата организации