Социологическая диагностика социально-психологического климата организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
дать определение и раскрыть сущность социально-психологического климата коллектива
проанализировать проблемную ситуацию;
выбрать методику исследования и применить ее в исследовании социально-психологического климата;
разработать практические рекомендации по улучшению социально-психологического климата в коллективе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретические основы изучения социально-психологического климата коллектива в организации
1.1 Понятие социально-психологического климата
1.2 Факторы, формирующие социально-психологический климат коллектива
1.3 Пути регулирования социально – психологического климата в коллективе
1.4 Методы исследования социально – психологического климата
2. Анализ социально-психологического климата трудового коллектива на примере организации «Благотворительный фонд помощи матери и ребенку»
2.1 Общая характеристика организации
2.3 Проведение исследования социально-психологического климата в трудовом коллективе организации
2.4 Итоги исследования
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ОРГАНИЗАЦИИ «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ МАТЕРИ И РЕБЕНКА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ОРГАНИЗАЦИИ.doc

— 583.00 Кб (Скачать файл)

2. Постарайтесь, чтобы на столе у вас всегда был порядок. Скопление ненужных бумаг, канцелярских принадлежностей, хаотично разбросанные личные вещи негативно влияют на развитие бизнеса. Ваша деловая жизнь станет такой же беспорядочной, дезорганизованной, как и ваше рабочее место.

3. Выработайте у себя привычку наводить порядок на столе в конце каждого рабочего дня. Во многих фирмах среди ряда правил, призванных наилучшим образом организовать деятельность персонала, есть и такое: все деловые бумаги и документы хранить только в специально отведенных для этих целей местах (папках, шкафах, сейфах).

4. Любая из вещей, вызывающая у вас приятные ассоциации, пробуждающая решимость, активность и настойчивость, заставляющая честно бороться за достойное место в мире конкуренции, фактически станет для вас немой сентенцией.

Рекомендации менеджеру  по улучшению социально-психологического климата в коллективе. Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к  следующим рекомендациям:

-чаще задумываться  над точностью оценки способностей  и склонностей ваших работников.

- не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.

- как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным.

- используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.

- при неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.

- не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.

- запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.

- если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.

- периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.

- выполнение руководителями этих несложных в принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе. Перечисленные выше рекомендации по предотвращению стрессов в рабочих группах поневоле носят достаточно общий характер. Конкретная же стрессовая ситуация всегда уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Кроме того, наша восприимчивость к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того, насколько успешно мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых обще-социальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы - это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая природа стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями.

Таким образом, один из ключей к успеху в преодолении служебных  стрессов заключен в общей жизненной  стратегии индивида, опирающейся  на избранные базовые ценности и учитывающей особенности его личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социально-психологический  климат - качественная сторона межличностных  отношений в организации, проявляющаяся  в виде совокупности психологических  условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и развитию личности в группе. Социально - психологический климат отражает характер взаимоотношений между сотрудниками, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами.

Благоприятный социально-психологический  климат характеризуют оптимизм, радость  общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.

Социально-психологический  климат – это интеграл более частных  групповых состояний. Он не возникает  спонтанно, а является результатом  усилий многих людей – менеджеров и членов группы. Большую помощь в оздоровлении социально-психологического климата могут оказать специалисты – психологи и конфликтологи.

Подводя итоги данной работы нужно отметить, что характер социально-психологического климата  в целом зависит от уровня группового развития. Установлено, что между  состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь. Оптимальное управление деятельностью и социально-психологического климата в любом (в том числе трудовом) коллективе требует специальных знаний и умений от руководящего состава. В качестве специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров; комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости; применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия. Руководитель оказывает влияние практически на все факторы, определяющие социально-психологический климат. От него зависят подбор кадров, поощрение и наказание членов коллектива, продвижение их по службе, организация труда работников. Многое зависит от его стиля руководства.

 Также, исходя из  результатов данной работы следует,  что склонность к поддержанию  традиций существует в каждом коллективе. В результате у него формируется свой комплекс представлений о своей значимости, превосходстве над другими, придающий ему дополнительную силу, устойчивость, сплоченность.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - М.: Изд. центр Академия, 2001.- 600 с.
  2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.- 224с.
  3. Анцупов А.Я.Управление персоналом организации. – М.: Изд: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.-352 с.
  4. Бойко В.В. и др. Социально-психологический климат коллектива и личность. – М.: Мысль, 1983.-207 с.
  5. Воробьев Н.Х. Управление персоналом организации. – М.: ЮНИТИ, 2004.-354 с.
  6. Галкина,Т.П. Социология управления: от группы к команде: уч.пос./Т.П.Галкина. – М.: Финансы и статистика, 2001.-224 с.
  7. Карелин А. А. Психологические тесты.– М.: Гуманит. Изд. Центр "Владос", т.2, 2002.  – 248 с.
  8. Королев И.Ю. Методика и техника социологических исследований. Практикум./И.Ю. Королев. – Вологда, 2006.- 187 с.
  9. Куницын В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное взаимодействие. – СПб.: "Питер", 2001. – 544 с.
  10. Липатов С.А. Методы социальной психологической диагностики организации // Введение в практическую социальную психологию. М.:Федра, 1994.- 448 с.
  11. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. – М.: Педагогика, 1984.- 200 с.
  12. Никольская Н. Анализ психологического климата//Практическая психология №3.-2001.-528 с.
  13. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: Пути и методы изучения/Под ред.В.А.Ядора.-Л.:Наука,1988.-192 с.
  14. Социальная психология. Учебник для высших уч. заведений. – М.: Аспект Пресс, 2004.-264 с.

 

 

 

 

Приложение 1

Уважаемый респондент!

Я, студентка 4 курса ВоГТУ, убедительно прошу  уделить немного внимания данной анкете, чтобы помочь моему исследованию. Пожалуйста, внимательно прочитайте вопрос и вариант ответа, который наиболее полно отражает Ваше мнение, отметьте галочкой. Прошу отвечать искренне. Анонимность гарантирую. Спасибо!

1. Нравится ли Вам  ваша работа?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

2. Хотели бы Вы поменять  Вашу работу?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

3. Если бы Вам сейчас  предстояло заняться поиском  работы, остановили бы Вы свой  выбор на Вашем настоящем месте? 

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

4. Достаточно ли Ваша работа для Вас интересна и разнообразна?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

5. Устраивают ли Вас  условия на Вашем рабочем месте?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

6. Устраивает ли Вас  объем работы, который Вам приходится  выполнять? 

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

7. Устраивает ли Вас работа в Вашем коллективе?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

8. Согласны ли Вы  с тем, что ресурсы подразделения,  в котором Вы трудитесь, достаточны  для эффективной работы?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

9. Бываете ли Вы раздражены на работе?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

10. Все ли вас устраивает  на вашей работе?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

11. Часто ли к Вам  обращаются за советом по рабочим  вопросам?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

12. Случаются ли в  Вашем коллективе конфликты, напряженность?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

 

Приложение 2

Варианты ответов

да

нет

не знаю

Вопросы

всего, чел.

в % к итогу

всего, чел.

в % к итогу

всего, чел.

в % к итогу

1. Нравится ли Вам ваша работа?

12

100

-

-

-

-

2. Хотели бы Вы поменять Вашу  работу?

1

8,3

9

75

2

16,7

3. Если бы Вам сейчас предстояло заняться поиском работы, остановили бы Вы свой выбор на Вашем настоящем месте?

9

75

-

-

3

25

4. Достаточно ли Ваша работа  для Вас интересна и разнообразна?

7

58,3

4

33,4

1

8,3

5. Устраивают ли Вас условия  на Вашем рабочем месте?

10

83,3

2

16,7

-

-

6. Устраивает ли Вас объем  работы, который Вам приходится  выполнять?

8

66,6

2

16,7

2

16,7

7. Устраивает ли Вас работа  в Вашем коллективе (бригаде)?

12

100

-

-

-

-

8. Согласны ли Вы с тем,  что ресурсы подразделения, в  котором Вы трудитесь, достаточны для эффективной работы?

3

25

9

75

-

-

9. Бываете ли Вы раздражены на работе?

9

75

3

25

-

-

10. Все ли вас устраивает на  вашей работе?

4

33,4

8

66,6

-

-

11. Часто ли к Вам обращаются  за советом по рабочим вопросам?

8

66,6

4

33,4

-

-

12. Случаются ли в Вашем коллективе конфликты, напряженность?

6

50

4

33,4

2

16,7

ИТОГО:

12

100


Приложение 3

Опросный лист

 

Суждения

Оценка

1

Свои слова подтверждают делом

2

Осуждают проявления индивидуализма

3

Имеют сходные убеждения

4

Радуются успехам друг друга

5

Оказывают помощь новичкам и членам других подразделений

6

Умело взаимодействуют  друг с другом

7

Знают задачи, стоящие  перед коллективом

8

Требовательны друг к  другу

9

Все вопросы решают сообща

10

Едины в оценках проблем, стоящих перед коллективом

11

Доверяют друг другу

12

Делятся опытом работы с  новичками и членами других подразделений

13

Бесконфликтно распределяют обязанности между собой

14

Знают итоги работы коллектива

15

Никогда и ни в чем  не ошибаются

16

Объективно оценивают  свои успехи и неудачи

17

Личные интересы подчиняют  интересам коллектива

18

Одному и тому же посвящают  свой досуг

19

Защищают друг друга

20

Учитывают интересы новичков и представителей других подразделений

21

Взаимно дополняют друг друга в работе

22

Знают положительные  и отрицательные стороны работы коллектива

23

Работают над решением задач и проблем с полной отдачей

24

Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива

25

Одинаково оценивают  правильность распределения обязанностей

26

Помогают друг другу

27

К новичкам, старым членам коллектива и представителям других подразделений предъявляют одинаково  справедливые требования

28

Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе

29

Знают правила поведения  в коллективе

30

Никогда и ни в чем  не сомневаются

31

Не бросают начатое  дело на полпути

32

Отстаивают принятые в коллективе нормы поведения

33

Одинаково оценивают  интересы коллектива

34

Искренне огорчаются при неудачах коллег

35

Одинаково объективно оценивают  работу старых, новых членов коллектива и представителей других подразделений

36

Быстро разрешают конфликты  и противоречия, возникающие в  процессе взаимодействия друг с другом при решении коллективных задач

37

Хорошо знают свои обязанности

38

Сознательно подчиняются  дисциплине

39

Верят в свой коллектив

40

Одинаково оценивают  неудачи коллектива

41

Тактично ведут себя в отношении друг друга

42

Не подчеркивают своих  преимуществ перед новичками  и представителями других подразделений

43

Быстро находят между собой общий язык

44

Хорошо знают приемы и методы совместной работы

45

Всегда и во всем правы

46

Общественные интересы ставят выше личных

47

Поддерживают полезные для коллектива начинания

48

Имеют одинаковые представления  о нормах нравственности

49

Доброжелательно относятся  друг к другу

50

Тактично ведут себя по отношеYию к новичкам и членам других подразделений

51

Берут на себя руководство  коллективом, если потребуется

52

Хорошо знают работу товарищей по коллективу

53

По-хозяйски относятся  к имуществу фирмы

54

Поддерживают сложившиеся  в коллективе традиции

55

Дают одинаковые оценки социально значимым качествам личности

56

Уважают друг друга

57

Тесно сотрудничают с  новичками и членами других коллективов

58

Принимают на себя обязанности  других членов коллектива при необходимости

59

Знают черты характера  друг друга

60

Все умеют делать

61

Ответственно выполняют  любую работу

62

Оказывают активное сопротивление  силам, разобщающим коллектив

63

Одинаково оценивают  правильность распределения поощрений

64

Поддерживают друг друга  в трудные минуты

65

Радуются успехам новичков и представителей других подразделений

66

Действуют слаженно и  организованно в сложных ситуациях

67

Хорошо знают привычки и склонности друг друга

68

Активно участвуют в  общественной работе

69

Постоянно заботятся  об успехах коллектива

70

Одинаково оценивают  справедливость наказаний

71

Взаимно относятся друг к другу

72

Искренне сопереживают неудачам новичков и членов других подразделений

73

Быстро находят вариант  распределения обязанностей, который  устраивает всех

74

Хорошо знают, как обстоят  дела друг у друга

 

Информация о работе Социологическая диагностика социально-психологического климата организации