Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 00:12, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
дать определение и раскрыть сущность социально-психологического климата коллектива
проанализировать проблемную ситуацию;
выбрать методику исследования и применить ее в исследовании социально-психологического климата;
разработать практические рекомендации по улучшению социально-психологического климата в коллективе.
ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретические основы изучения социально-психологического климата коллектива в организации
1.1 Понятие социально-психологического климата
1.2 Факторы, формирующие социально-психологический климат коллектива
1.3 Пути регулирования социально – психологического климата в коллективе
1.4 Методы исследования социально – психологического климата
2. Анализ социально-психологического климата трудового коллектива на примере организации «Благотворительный фонд помощи матери и ребенку»
2.1 Общая характеристика организации
2.3 Проведение исследования социально-психологического климата в трудовом коллективе организации
2.4 Итоги исследования
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ОРГАНИЗАЦИИ «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ МАТЕРИ И РЕБЕНКА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
2. Постарайтесь, чтобы на столе у вас всегда был порядок. Скопление ненужных бумаг, канцелярских принадлежностей, хаотично разбросанные личные вещи негативно влияют на развитие бизнеса. Ваша деловая жизнь станет такой же беспорядочной, дезорганизованной, как и ваше рабочее место.
3. Выработайте у себя привычку наводить порядок на столе в конце каждого рабочего дня. Во многих фирмах среди ряда правил, призванных наилучшим образом организовать деятельность персонала, есть и такое: все деловые бумаги и документы хранить только в специально отведенных для этих целей местах (папках, шкафах, сейфах).
4. Любая из вещей, вызывающая у вас приятные ассоциации, пробуждающая решимость, активность и настойчивость, заставляющая честно бороться за достойное место в мире конкуренции, фактически станет для вас немой сентенцией.
Рекомендации менеджеру
по улучшению социально-
-чаще задумываться
над точностью оценки
- не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.
- как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным.
- используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.
- при неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.
- не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.
- запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.
- если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.
- периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.
- выполнение руководителями этих несложных в принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе. Перечисленные выше рекомендации по предотвращению стрессов в рабочих группах поневоле носят достаточно общий характер. Конкретная же стрессовая ситуация всегда уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Кроме того, наша восприимчивость к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того, насколько успешно мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых обще-социальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы - это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая природа стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями.
Таким образом, один из ключей к успеху в преодолении служебных стрессов заключен в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей особенности его личности.
Социально-психологический климат - качественная сторона межличностных отношений в организации, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и развитию личности в группе. Социально - психологический климат отражает характер взаимоотношений между сотрудниками, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами.
Благоприятный социально-психологический климат характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.
Социально-психологический климат – это интеграл более частных групповых состояний. Он не возникает спонтанно, а является результатом усилий многих людей – менеджеров и членов группы. Большую помощь в оздоровлении социально-психологического климата могут оказать специалисты – психологи и конфликтологи.
Подводя итоги данной работы нужно отметить, что характер социально-психологического климата в целом зависит от уровня группового развития. Установлено, что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь. Оптимальное управление деятельностью и социально-психологического климата в любом (в том числе трудовом) коллективе требует специальных знаний и умений от руководящего состава. В качестве специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров; комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости; применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия. Руководитель оказывает влияние практически на все факторы, определяющие социально-психологический климат. От него зависят подбор кадров, поощрение и наказание членов коллектива, продвижение их по службе, организация труда работников. Многое зависит от его стиля руководства.
Также, исходя из
результатов данной работы
Уважаемый респондент!
Я, студентка 4 курса ВоГТУ, убедительно прошу уделить немного внимания данной анкете, чтобы помочь моему исследованию. Пожалуйста, внимательно прочитайте вопрос и вариант ответа, который наиболее полно отражает Ваше мнение, отметьте галочкой. Прошу отвечать искренне. Анонимность гарантирую. Спасибо!
1. Нравится ли Вам ваша работа?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
2. Хотели бы Вы поменять Вашу работу?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
3. Если бы Вам сейчас
предстояло заняться поиском
работы, остановили бы Вы свой
выбор на Вашем настоящем
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
4. Достаточно ли Ваша работа для Вас интересна и разнообразна?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
5. Устраивают ли Вас
условия на Вашем рабочем
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
6. Устраивает ли Вас объем работы, который Вам приходится выполнять?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
7. Устраивает ли Вас работа в Вашем коллективе?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
8. Согласны ли Вы
с тем, что ресурсы
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
9. Бываете ли Вы раздражены на работе?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
10. Все ли вас устраивает на вашей работе?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
11. Часто ли к Вам
обращаются за советом по
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
12. Случаются ли в
Вашем коллективе конфликты,
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
Варианты ответов |
да |
нет |
не знаю | |||
Вопросы |
всего, чел. |
в % к итогу |
всего, чел. |
в % к итогу |
всего, чел. |
в % к итогу |
1. Нравится ли Вам ваша работа? |
12 |
100 |
- |
- |
- |
- |
2. Хотели бы Вы поменять Вашу работу? |
1 |
8,3 |
9 |
75 |
2 |
16,7 |
3. Если бы Вам сейчас предстояло заняться поиском работы, остановили бы Вы свой выбор на Вашем настоящем месте? |
9 |
75 |
- |
- |
3 |
25 |
4. Достаточно ли Ваша работа
для Вас интересна и |
7 |
58,3 |
4 |
33,4 |
1 |
8,3 |
5. Устраивают ли Вас условия на Вашем рабочем месте? |
10 |
83,3 |
2 |
16,7 |
- |
- |
6. Устраивает ли Вас объем работы, который Вам приходится выполнять? |
8 |
66,6 |
2 |
16,7 |
2 |
16,7 |
7. Устраивает ли Вас работа в Вашем коллективе (бригаде)? |
12 |
100 |
- |
- |
- |
- |
8. Согласны ли Вы с тем,
что ресурсы подразделения, в
котором Вы трудитесь, достаточ |
3 |
25 |
9 |
75 |
- |
- |
9. Бываете ли Вы раздражены на работе? |
9 |
75 |
3 |
25 |
- |
- |
10. Все ли вас устраивает на вашей работе? |
4 |
33,4 |
8 |
66,6 |
- |
- |
11. Часто ли к Вам обращаются
за советом по рабочим |
8 |
66,6 |
4 |
33,4 |
- |
- |
12. Случаются ли в Вашем коллективе конфликты, напряженность? |
6 |
50 |
4 |
33,4 |
2 |
16,7 |
ИТОГО: |
12 |
100 |
Опросный лист
№ |
Суждения |
Оценка |
1 |
Свои слова подтверждают делом |
|
2 |
Осуждают проявления индивидуализма |
|
3 |
Имеют сходные убеждения |
|
4 |
Радуются успехам друг друга |
|
5 |
Оказывают помощь новичкам и членам других подразделений |
|
6 |
Умело взаимодействуют друг с другом |
|
7 |
Знают задачи, стоящие перед коллективом |
|
8 |
Требовательны друг к другу |
|
9 |
Все вопросы решают сообща |
|
10 |
Едины в оценках проблем, стоящих перед коллективом |
|
11 |
Доверяют друг другу |
|
12 |
Делятся опытом работы с новичками и членами других подразделений |
|
13 |
Бесконфликтно распределяют обязанности между собой |
|
14 |
Знают итоги работы коллектива |
|
15 |
Никогда и ни в чем не ошибаются |
|
16 |
Объективно оценивают свои успехи и неудачи |
|
17 |
Личные интересы подчиняют интересам коллектива |
|
18 |
Одному и тому же посвящают свой досуг |
|
19 |
Защищают друг друга |
|
20 |
Учитывают интересы новичков и представителей других подразделений |
|
21 |
Взаимно дополняют друг друга в работе |
|
22 |
Знают положительные и отрицательные стороны работы коллектива |
|
23 |
Работают над решением задач и проблем с полной отдачей |
|
24 |
Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива |
|
25 |
Одинаково оценивают правильность распределения обязанностей |
|
26 |
Помогают друг другу |
|
27 |
К новичкам, старым членам
коллектива и представителям других
подразделений предъявляют |
|
28 |
Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе |
|
29 |
Знают правила поведения в коллективе |
|
30 |
Никогда и ни в чем не сомневаются |
|
31 |
Не бросают начатое дело на полпути |
|
32 |
Отстаивают принятые в коллективе нормы поведения |
|
33 |
Одинаково оценивают интересы коллектива |
|
34 |
Искренне огорчаются при неудачах коллег |
|
35 |
Одинаково объективно оценивают работу старых, новых членов коллектива и представителей других подразделений |
|
36 |
Быстро разрешают конфликты и противоречия, возникающие в процессе взаимодействия друг с другом при решении коллективных задач |
|
37 |
Хорошо знают свои обязанности |
|
38 |
Сознательно подчиняются дисциплине |
|
39 |
Верят в свой коллектив |
|
40 |
Одинаково оценивают неудачи коллектива |
|
41 |
Тактично ведут себя в отношении друг друга |
|
42 |
Не подчеркивают своих преимуществ перед новичками и представителями других подразделений |
|
43 |
Быстро находят между собой общий язык |
|
44 |
Хорошо знают приемы и методы совместной работы |
|
45 |
Всегда и во всем правы |
|
46 |
Общественные интересы ставят выше личных |
|
47 |
Поддерживают полезные для коллектива начинания |
|
48 |
Имеют одинаковые представления о нормах нравственности |
|
49 |
Доброжелательно относятся друг к другу |
|
50 |
Тактично ведут себя по отношеYию к новичкам и членам других подразделений |
|
51 |
Берут на себя руководство коллективом, если потребуется |
|
52 |
Хорошо знают работу товарищей по коллективу |
|
53 |
По-хозяйски относятся к имуществу фирмы |
|
54 |
Поддерживают сложившиеся в коллективе традиции |
|
55 |
Дают одинаковые оценки социально значимым качествам личности |
|
56 |
Уважают друг друга |
|
57 |
Тесно сотрудничают с новичками и членами других коллективов |
|
58 |
Принимают на себя обязанности других членов коллектива при необходимости |
|
59 |
Знают черты характера друг друга |
|
60 |
Все умеют делать |
|
61 |
Ответственно выполняют любую работу |
|
62 |
Оказывают активное сопротивление силам, разобщающим коллектив |
|
63 |
Одинаково оценивают правильность распределения поощрений |
|
64 |
Поддерживают друг друга в трудные минуты |
|
65 |
Радуются успехам новичков и представителей других подразделений |
|
66 |
Действуют слаженно и
организованно в сложных |
|
67 |
Хорошо знают привычки и склонности друг друга |
|
68 |
Активно участвуют в общественной работе |
|
69 |
Постоянно заботятся об успехах коллектива |
|
70 |
Одинаково оценивают справедливость наказаний |
|
71 |
Взаимно относятся друг к другу |
|
72 |
Искренне сопереживают неудачам новичков и членов других подразделений |
|
73 |
Быстро находят вариант распределения обязанностей, который устраивает всех |
|
74 |
Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга |
Информация о работе Социологическая диагностика социально-психологического климата организации