Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 00:12, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
дать определение и раскрыть сущность социально-психологического климата коллектива
проанализировать проблемную ситуацию;
выбрать методику исследования и применить ее в исследовании социально-психологического климата;
разработать практические рекомендации по улучшению социально-психологического климата в коллективе.
ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретические основы изучения социально-психологического климата коллектива в организации
1.1 Понятие социально-психологического климата
1.2 Факторы, формирующие социально-психологический климат коллектива
1.3 Пути регулирования социально – психологического климата в коллективе
1.4 Методы исследования социально – психологического климата
2. Анализ социально-психологического климата трудового коллектива на примере организации «Благотворительный фонд помощи матери и ребенку»
2.1 Общая характеристика организации
2.3 Проведение исследования социально-психологического климата в трудовом коллективе организации
2.4 Итоги исследования
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ОРГАНИЗАЦИИ «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ МАТЕРИ И РЕБЕНКА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Субъективная
Совершенствование условий формирования СПК означает выработку и практическую реализацию комплекса технических, экономических и организационно обеспеченных мер по планомерному изменению факторов, имеющих неблагоприятную оценку. Причем оценки могут быть дифференцированы по подразделениям, категориям работающих, а также степени неблагоприятности.
Деятельность по улучшению условий формирования СПК может осуществляться по нескольким направлениям в зависимости от отрицательно влияющих факторов.
1. Улучшение условий
труда. При исследовании
2. Совершенствование
организации и стимулирования
труда. Совершенствование
Сложным и противоречивым
в своем влиянии на СПК является
действующая система
Общей идеей совершенствования стимулирования труда является создание в организации модели "социальной справедливости". Первоначальными условиями социально- психологически благоприятного восприятия системы стимулирования работников являются: понятность механизма связи усилий и вознаграждения, учет социально-демографических, личностных, индивидуальных особенностей работников и характеристик первичного коллектива (нормы, ценности, традиции).
3. Совершенствование
социально-демографических
Необходимо соблюдение
положения о достаточном разнообразии
социально-демографических характеристик
и положения о социально-
4. Совершенствование
взаимоотношений и стиля
Важно учитывать в практической работе по совершенствованию СПК стиль руководства. Любая работа по совершенствованию стиля руководства предполагает наличие его оценки, дифференцированной по подразделениям. Очевидно, что стиль руководства должен определяться уровнем развития коллектива и изначально существующими в нем отношениями, традициями, ценностями, нормами. В одних случаях наиболее эффективным оказывается директивный стиль руководства, в других - либеральный, направленный на общее руководство и дающий возможность самоуправления и раскрытие потенциала каждого.
Таким образом, регулирование
СПК имеет специфику в
Чаще всего сбор первичной информации о коллективе начинается с анализа документов (различных форм отчетности, положений, договоров и др. документации предприятия).
Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации.
Документы можно классифицировать
по целому ряду оснований. По
форме изложения документы
Вербальные документы описывают социальные явления, признаки и процессы в форме текста. В зависимости от статуса документы подразделяются на официальные и неофициальные. Официальные документы носят "служебный" характер. Неофициальные документы - это личные материалы - дневники, письма, мемуары.
По способу фиксации различают письменные документы (рукописные, печатные), в которых информация изложена в форме буквенного текста, иконографические документы (картины, кино- и фотодокументы), статистические данные, фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки).
В зависимости от источника информации выделяют первичные и вторичные документы. Первичные документы составляют непосредственно в ходе изучения объекта исследования, вторичные в результате обобщения, анализа первичной информации. Следует отметить, что данные непосредственных исследований (первичные документы) более достоверны, чем документы, полученные в ходе их обработки.
В социологическом исследовании изучение документов выполняется на основе качественного и количественного методов анализа. Качественный (традиционный) анализ - это логическое исследование содержания документа. Качественный анализ предполагает выявление авторства документа, времени его создания, целей, обстановки, вызвавшей появление документа. В традиционном анализе различают внешний и внутренний анализ. Внешний анализ предполагает изучение обстоятельств появления документа. Внутренний анализ - это непосредственный анализ содержания документа.
Основной недостаток традиционного анализа - субъективность. Как бы добросовестно не изучался документ, на результаты анализа окажет влияние личность исследователя. Классический анализ находит широкое применение при изучении уникальных документов.
В практике исследований социально-психологического климата используются следующие методы: социометрический, ролевые игры, интервью, тестирование, наблюдение, эксперимент, анкетирование.
Наиболее распространенной методикой изучения межличностных отношений является социометрический - метод, структурного анализа малых групп.
Социометрия означает измерение
межличностных отношений в
Система социометрии Я. Морено основана на пяти теоретических положениях.
1. Распределение симпатии-
2. Человек не может существовать без взаимодействия с другими людьми, которое осуществляются на двух уровнях: спонтанном и реальном. Спонтанным является уровень, на котором находятся лица, с которыми данный индивид хотел бы вступить в контакт. Реальный представлен теми, кто действительно является эмоциональными партнерами. Социальная общность представляет собой социальный атом, а каждая личность - ядро этого атома, где собираются воедино многочисленные роли, связанные с существованием других участников. Вскрыть эти структуры позволяет разработанные Я. Морено тест ролей, психодрама, социодрама.
3. Закон социальной
гравитации устанавливает, что
сплочённость группы прямо
пропорциональна влечению
4. Социологический закон
- высшие формы коллективной
5. Социодинамический закон отмечает, что в любой группе человеческие привязанности" распределяются неравномерно; большая часть эмоциональных явлений приходится на немногих индивидов (звезды), большинство участников оказываются эмоционально обездоленными (социометрический пролетарий). Увеличение размеров группы еще более усиливает эту непропорциональность. Изменить это может только социометрическая революция.
На основе изложенных принципов Я. Морено разработал социометрический тест, суть которого заключается в измерении чувств симпатии-антипатии, проявляющихся в межличностных отношениях. Он позволяет дать количественную оценку выборов индивидов в отношении друг к другу в процессе определенного вида деятельности.
Социометрический метод применяется для исследования межличностных и межгрупповых отношений и для изучения структуры малых групп с целью их улучшений.
Многолетняя практика позволила выработать систему требований к проведению социометрического опроса.
1. Социометрический опрос можно проводить в коллективах (малых группах), члены которых имеют опыт совместной работы
не менее 6 месяцев.
2. Размер исследуемой группы не должен превышать 12-15 человек.
3. Выбранный критерий,
по которому проводится опрос
должен быть однозначно
4. Опрос должен проводиться посторонним лицом.
Процедура социометрического опроса состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный,
- на котором определяется
проблема, формулируются цели, задачи
исследования, определяется объект,
изучаются его социально-
2. Социометрическая разминка - установление прямого контакта с членами группы, определение содержания социометрического критерия.
3. Опрос, включающий инструктаж респондентов, раздачу социометрических карточек, их заполнение, сбор.
4. Обработка и анализ полученной информации.
Социометрический
тест является разновидностью
опроса, в основе которого
лежит социометрический
Взаимоотношения, между членами группы выясняются на основе следующих, процедур:
- выбор, - выраженное желание сотрудничать с другими;
отклонение - отрицательный выбор - выраженное нежелание индивида сотрудничать с другими;
- опускание - оставление
одним индивидом другого без
внимания.
Социометрический критерий - это вопрос, основным содержанием которого является выражение отношения к члену группы в какой-либо из ситуации.
При проведении социометрических
опросов применяются самые
Производственные критерии,
используются для исследования
межличностных отношений в
Непроизводственные критерии. К ним относятся, вопросы типа: "Кого бы Вы пригласили на свой день рождения?"
Прогностические критерии - это вопрос типа: "Как Вы считаете, кто из членов группы выберет Вас в качестве напарника?»
Информация о работе Социологическая диагностика социально-психологического климата организации