Социологическая диагностика социально-психологического климата организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
дать определение и раскрыть сущность социально-психологического климата коллектива
проанализировать проблемную ситуацию;
выбрать методику исследования и применить ее в исследовании социально-психологического климата;
разработать практические рекомендации по улучшению социально-психологического климата в коллективе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретические основы изучения социально-психологического климата коллектива в организации
1.1 Понятие социально-психологического климата
1.2 Факторы, формирующие социально-психологический климат коллектива
1.3 Пути регулирования социально – психологического климата в коллективе
1.4 Методы исследования социально – психологического климата
2. Анализ социально-психологического климата трудового коллектива на примере организации «Благотворительный фонд помощи матери и ребенку»
2.1 Общая характеристика организации
2.3 Проведение исследования социально-психологического климата в трудовом коллективе организации
2.4 Итоги исследования
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ОРГАНИЗАЦИИ «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ МАТЕРИ И РЕБЕНКА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ОРГАНИЗАЦИИ.doc

— 583.00 Кб (Скачать файл)

Субъективная удовлетворенность  климатом не может рассматриваться  в качестве единственного обобщающего показателя оптимальности социальных явлений и процессов, в том числе СПК. Социально-психологический климат коллектива зависит от целого ряда факторов и составляющих компонентов. Для определения направлений совершенствования СПК в организации необходимо провести научно - обоснованные и взвешенные исследования, в целях выявлении факторов, отрицательно влияющих на СПК.

Совершенствование условий  формирования СПК означает выработку  и практическую реализацию комплекса  технических, экономических и организационно обеспеченных мер по планомерному изменению факторов, имеющих неблагоприятную оценку. Причем оценки могут быть дифференцированы по подразделениям, категориям работающих, а также степени неблагоприятности.

Деятельность по улучшению  условий формирования СПК может осуществляться по нескольким направлениям в зависимости от отрицательно влияющих факторов.

1. Улучшение условий  труда. При исследовании условий  труда необходим их пофакторный  анализ применительно к конкретному  рабочему месту. Это важно,  так как условия труда не только формируют отношение к нему, но и объективно обусловливают конечный результат.

2. Совершенствование  организации и стимулирования  труда. Совершенствование организации  труда осуществляется по следующим  направлениям: совершенствование форм разделения и кооперации труда, улучшение, организации и обслуживания рабочих мест, совершенствование нормирования труда, подготовка и повышение квалификации работников, рационализация режимов труда и отдыха. По этому направлению нет четко определенных норм как в случае совершенствования условий труда.  Здесь требуется углубленная исследовательская работа с использованием специальных методик.

Сложным и противоречивым в своем влиянии на СПК является действующая система стимулирования. Материальные и моральные стимулы являются стержневым моментом в формировании социально-психологического статуса человека в коллективе. Кроме индивидуальных особенностей личности  на восприятие  стимулов влияют  групповое  мнение,  условия труда и быта,  традиции, нормы и ценности.

Общей идеей совершенствования  стимулирования труда является создание в организации модели "социальной справедливости". Первоначальными  условиями социально- психологически благоприятного восприятия системы  стимулирования работников являются:  понятность механизма связи усилий и вознаграждения, учет социально-демографических,  личностных,  индивидуальных особенностей работников и характеристик первичного коллектива (нормы, ценности, традиции). 

3. Совершенствование   социально-демографических  характеристик  коллектива.  Социально-психологическая структура коллектива  непосредственным образом влияет на процесс формирования СПК,  так как выражает сущностную  сторону  личностных черт работника. Совершенствование структуры коллектива необходимо связывать с его  производственными  целями,  кадровым потенциалом, общими условиями деятельности.

Необходимо соблюдение положения о достаточном  разнообразии  социально-демографических  характеристик  и положения о социально-демографических  ограничениях  на совместимость  и срабатываемость участников трудового процесса.  Так,  в смешанных по полу коллективах выше культура общения;  сочетание различных возрастных и образовательно-квалификационных групп создает лучшие предпосылки для сокращения сроков  адаптации; молодежные коллективы более мобильны к освоению новой техники.

4. Совершенствование   взаимоотношений и стиля управления. Взаимоотношения в коллективе - важнейший  индикатор, указывающий на состояние  СПК в коллективе. Часто о взаимоотношениях  судят по степени конфликтности на определенном отрезке времени.  При этом нежелательны не сами по себе конфликты,  без них не может быть жизненного процесса.  Главное, чтобы в результате их разрешения уходило все старое, мешающее развитию коллективов и росту людей как личностей.

Важно учитывать в практической работе по совершенствованию СПК стиль руководства. Любая работа по совершенствованию стиля руководства предполагает наличие его оценки, дифференцированной по подразделениям.  Очевидно, что стиль руководства должен определяться уровнем развития коллектива и изначально существующими в нем отношениями,  традициями, ценностями, нормами. В одних случаях наиболее эффективным оказывается директивный стиль руководства,  в других - либеральный, направленный на общее руководство и дающий возможность самоуправления и раскрытие потенциала каждого.

Таким образом,  регулирование  СПК имеет специфику в соответствии с уровнем формирования  и  проявления  климата.  На уровне организации  в целом наибольшую отдачу дают материально-вещественные факторы (условия,  организация, стимулирование труда),  в малой группе - те факторы,  которые связаны с социально-психологическим настроем,  межличностными  взаимодействиями. На личностном уровне главное условие благоприятного СПК - формирование устойчивой трудовой мотивации.

1.4 Методы исследования социально – психологического климата

 

Чаще всего сбор первичной  информации о коллективе начинается с анализа документов (различных  форм отчетности, положений, договоров  и др. документации предприятия).

Документом в социологии называется  специально  созданный человеком  предмет,  предназначенный для передачи и хранения информации.

Документы можно классифицировать по целому  ряду  оснований.  По форме изложения документы могут  быть статистические и вербальные.     Статистические документы  содержат  данные  и суждения  в числовой форме. Основными источниками статистических документов могут быть переписи населения,  выборочные опросы, проводимые органами государственной статистики, статистическая отчетность предприятий.

Вербальные документы описывают социальные явления, признаки и процессы в форме текста. В зависимости от статуса документы подразделяются на официальные и неофициальные.  Официальные документы носят "служебный"  характер.  Неофициальные документы - это личные материалы - дневники,  письма, мемуары.

По способу фиксации различают письменные документы (рукописные,  печатные),  в которых информация изложена в  форме буквенного текста, иконографические документы (картины, кино- и фотодокументы),  статистические  данные,  фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки).

В зависимости от источника  информации выделяют первичные и  вторичные документы. Первичные  документы составляют непосредственно  в ходе изучения объекта исследования, вторичные в результате обобщения, анализа первичной информации. Следует отметить,  что данные непосредственных исследований (первичные документы) более достоверны,  чем документы, полученные в ходе их обработки.

В социологическом исследовании изучение документов выполняется на основе  качественного и количественного методов анализа. Качественный (традиционный) анализ - это логическое исследование содержания документа. Качественный анализ предполагает  выявление авторства документа,  времени его создания,  целей,  обстановки,  вызвавшей появление документа.  В традиционном  анализе различают внешний и внутренний анализ. Внешний анализ предполагает изучение обстоятельств появления документа.  Внутренний анализ - это непосредственный анализ содержания документа.

Основной недостаток  традиционного  анализа - субъективность. Как бы добросовестно не изучался документ, на результаты анализа окажет влияние личность исследователя.  Классический анализ находит широкое применение при  изучении уникальных документов.

В практике исследований социально-психологического климата используются следующие методы: социометрический, ролевые игры, интервью, тестирование, наблюдение, эксперимент, анкетирование.

Наиболее распространенной методикой изучения межличностных  отношений является социометрический - метод, структурного анализа малых групп.

Социометрия означает измерение  межличностных отношений в группе. Самым известным представителем социометрического метода является американский психиатр, социальный психолог Якоб Морено. Основное внимание Я. Морено сконцентрировал на психологических взаимоотношениях людей в небольших группах. При разработке социометрической методики им были использованы экспериментальные, методы, некоторые постулаты психоанализа и теории ролей.

Система социометрии  Я. Морено основана на пяти теоретических положениях.

1. Распределение симпатии-антипатии  между людьми связано с существованием  «теле» невидимых нематериальных  сгустков эмоциональной энергии,  простейших единиц чувства, которые  направлены от индивида к индивиду. Эти "теле" подлежат измерению.

2. Человек не  может   существовать  без взаимодействия  с другими людьми,  которое   осуществляются  на двух  уровнях:  спонтанном и реальном. Спонтанным  является уровень, на котором  находятся лица, с которыми данный  индивид хотел бы вступить в контакт. Реальный представлен теми, кто действительно является  эмоциональными  партнерами.  Социальная  общность представляет собой социальный атом, а каждая личность - ядро этого атома,  где собираются  воедино  многочисленные  роли, связанные  с  существованием других участников.  Вскрыть эти структуры позволяет разработанные Я. Морено тест ролей, психодрама, социодрама.

3. Закон социальной  гравитации устанавливает,  что   сплочённость  группы прямо   пропорциональна влечению участников  друг к другу и обратно пропорциональна влечению пространственной дистанции между ними.

4. Социологический закон  - высшие формы коллективной ориентации  развиваются из простейших.

5. Социодинамический  закон отмечает,  что в любой  группе человеческие   привязанности"  распределяются  неравномерно; большая часть эмоциональных явлений приходится  на немногих индивидов (звезды),  большинство участников оказываются эмоционально обездоленными (социометрический пролетарий).  Увеличение размеров группы еще более усиливает эту непропорциональность.  Изменить это может только социометрическая революция.    

На основе изложенных принципов Я. Морено разработал социометрический  тест,  суть  которого  заключается  в измерении чувств симпатии-антипатии, проявляющихся в межличностных  отношениях.  Он  позволяет  дать количественную оценку выборов индивидов в отношении друг к другу в процессе  определенного вида деятельности.

Социометрический метод  применяется для исследования  межличностных и межгрупповых отношений  и для изучения структуры малых групп с целью их улучшений.

Многолетняя практика позволила  выработать систему требований к  проведению социометрического опроса.

1. Социометрический  опрос   можно проводить в коллективах  (малых группах),  члены которых  имеют опыт совместной работы

не менее 6 месяцев.

2. Размер исследуемой  группы не  должен превышать  12-15 человек.

3. Выбранный критерий,  по которому проводится опрос  дол­жен быть однозначно понимаемым  всеми членами группы.

4. Опрос должен проводиться  посторонним лицом.

Процедура социометрического  опроса состоит из следующих этапов:

1. Подготовительный,  -  на котором определяется  проблема, формулируются цели,  задачи  исследования,  определяется объект, изучаются его социально-демографические  характеристики.

2. Социометрическая разминка - установление прямого  кон­такта с членами группы,  определение содержания социометрического критерия.

3. Опрос, включающий  инструктаж респондентов, раздачу  социометрических карточек, их заполнение, сбор.

   4. Обработка и  анализ полученной  информации.

     Социометрический  тест является разновидностью  опроса,  в основе которого  лежит социометрический критерий.

Взаимоотношения, между  членами группы выясняются на основе следующих, процедур:

- выбор, - выраженное желание  сотрудничать с другими;

отклонение - отрицательный выбор - выраженное нежелание индивида сотрудничать с другими;

  - опускание - оставление  одним индивидом другого без  внимания.                             

        Социометрический критерий - это  вопрос, основным содержанием которого  является выражение отношения к члену группы  в какой-либо из ситуации.

При проведении социометрических опросов применяются самые различные  типы критериев.

Производственные критерии, используются  для  исследования межличностных отношений в производственной деятельности. Это вопрос типа:  "С кем бы Вы хотели выполнять производственное задание?"

Непроизводственные критерии.  К ним относятся, вопросы типа: "Кого бы Вы пригласили на свой день рождения?"

Прогностические критерии - это вопрос типа:  "Как Вы считаете, кто из членов группы выберет Вас в качестве напарника?»

Информация о работе Социологическая диагностика социально-психологического климата организации