Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 00:12, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
дать определение и раскрыть сущность социально-психологического климата коллектива
проанализировать проблемную ситуацию;
выбрать методику исследования и применить ее в исследовании социально-психологического климата;
разработать практические рекомендации по улучшению социально-психологического климата в коллективе.
ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретические основы изучения социально-психологического климата коллектива в организации
1.1 Понятие социально-психологического климата
1.2 Факторы, формирующие социально-психологический климат коллектива
1.3 Пути регулирования социально – психологического климата в коллективе
1.4 Методы исследования социально – психологического климата
2. Анализ социально-психологического климата трудового коллектива на примере организации «Благотворительный фонд помощи матери и ребенку»
2.1 Общая характеристика организации
2.3 Проведение исследования социально-психологического климата в трудовом коллективе организации
2.4 Итоги исследования
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ОРГАНИЗАЦИИ «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ МАТЕРИ И РЕБЕНКА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Кроме того, критерии бывают прямые и косвенные, положительные и отрицательные, двойные и ординарные. Правила выработки критериев следующие.
1. В содержании критерия должны отражаться взаимоотношения между членами коллектива.
2. В социометрическом критерии
должна отражаться ситуация
3. Критерий не должен
4. Критерии должны быть
Одним из самых распространенных в социологических исследованиях является метод опроса.
Опрос - это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Ведущее положение опроса среди других методов сбора первичной социологической информации объясняется тем, что вербальная информация богаче, образней других видов информации и позволяет выяснить не только факты, но и мнения, чувства, мотивы, относящиеся как к настоящему; так и к прошлому, и к будущему. Информация, полученная при опросе, более надежна, легче поддается формализации. Опросы классифицируются по самым различным основаниям.
По характеру взаимосвязей социолога и респондента опросы различают на заочные (анкетные) и очные (интервью). По степени формализации - на стандартизированные (проводятся по заранее подготовленному плану) и нестандартизированные (свободные). По частоте проведения опросы делятся на одноразовые и многоразовые. Специфическим видами опроса являются социометрический и экспертный опрос.
Широко распространенным методом исследования, позволяющим в короткие сроки получить значительную по объему информацию, является анкетный опрос.
Рассмотрим еще один наиболее распространенный метод выявления мнений, суждений, оценок членов коллектива - метод анкетного опроса.
Анкетный опрос - это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкет или опросных листов.
Основными компонентами анкетного опроса являются: социолог, анкета и респондент.
Анкетный опрос имеет своей основной целью получение определенных количественных показателей, совокупно характеризующих составляющие социально-психологического климата производственной группы в основных его проявлениях в сфере группового сознания. При этом каждую из этих составляющих можно выразить следующими показателями.
1. С помощью групповой оценки состояния данной характеристики (например, оценки отношения руководителя к подчиненным и оценки отношения подчиненных к руководителю), полученной на основе индивидуальных оценок.
2. С помощью групповой
оценки удовлетворенности
Анкета - это определенная система вопросов, связанных с задачами исследования. Анкета состоит из нескольких частей. На первом месте стоит вводная часть. В ней указывается, кто проводит опрос, с какой целью, дается инструкция по заполнению анкеты, указывается способ возврата заполненных анкет. Вводная часть анкеты чаще всего располагается на титульном листе.
На втором месте стоит паспортичка в которой содержатся вопросы для выяснения социально-демографических характеристик респондентов (пол, возраст, образование, профессия, семейное положение). Часто паспортичка дается в конце анкеты. Затем следуют контактные вопросы. Их цель - заинтересовать респондента. После контактных вопросов идут основные. Их содержание определяется целями исследования. На последнем месте стоят заключительные вопросы. Эти вопросы должны снимать психологическое напряжение. В начале анкеты помещаются наиболее простые вопросы, не вызывающие затруднений у респондентов и создающие желание участвовать в исследовании. Этим задачам в наибольшей степени соответствуют вопросы о фактах.
К середине анкеты сложность вопросов постепенно нарастает. В среднюю часть включают вопросы, которые обеспечивают получение информации по теме исследования. Завершают основную часть более легкие вопросы, которые преследуют цель уточнить информацию, проконтролировать ответы на наиболее важные вопросы.
Наибольшее распространение получили следующие виды анкетирования: почтовое, прессовое, раздаточное.
Раздаточное анкетирование предполагает раздачу анкет непосредственно респондентам и сбор их после заполнения. Этот вид анкетирования гарантирует добросовестное заполнение анкеты, почти полный их возврат.
Почтовое анкетирование - распространение анкет путем почтовой рассылки. К достоинствам этого вида анкетирования относятся его дешевизна, большой охват респондентов, простота организации. Недостатком этого вида анкетного опроса является низкий процент возврата анкет. В среднем он составляет около 5 процентов.
Прессовое анкетирование
- вид анкетирования, при котором
анкеты публикуются в печати. Для
прессовых анкет также
При составлении анкеты применяются различные виды вопросов. Вопросы классифицируются по ряду важнейших признаков: содержание, функции, структура, форма.
По содержанию вопросы подразделяются на две большие группы: вопросы о фактах и событиях и вопросы об оценках и мнениях.
По функциям различают четыре типа вопросов: основные, фильтрующие, контактные, контрольные.
Основные вопросы
В зависимости от структуры вопросы бывают открытые и закрытые. В открытых вопросах респондент сам формулирует ответ. В закрытых опросах содержится перечень вариантов ответов, и опрашиваемый выбирает тот ответ, который для него приемлем. Выделяют три разновидности закрытых вопросов: 1) "да - нет", 2) альтернативные, предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных, 3) вопросы-меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько ответов.
По форме различают вопросы прямые и прожективные (косвенные). Прямые вопросы касаются существующей ситуации. В прожективных вопросах ситуация предполагается.
Существует множество методик, измеряющих состояние психологического климата в коллективе.
К примеру, методика цветописи заключается в изучении эмоциональных состояний человека, которым соответствуют определенные цветовые оттенки. По оценке цветов, выбранных испытуемыми, определяется эмоциональное состояние работника и эмоциональная атмосфера коллектива в целом.
Сущность методики анализа значимых ситуаций заключается в изучении реакции членов группы, преобладающей в той или иной ситуации. Исследователь ежедневно регистрирует в дневнике произошедшие события и поведение в коллективе, берет интервью, проводит беседы.
Существуют также различные методики исследования психологической атмосферы коллектива: методика А.А. Русалиновой, методика А.Ф. Фидлера, методика измерения взаимоотношений в первичном коллективе, методика измерения согласованности групповых оценок личности и мнений, и др.
Благотворительный фонд поддержки матери и ребёнка работает с 2006 года.
За это время фонд успешно реализовал немало проектов. Многие из них до сих пор реализуются и расширяются, другие - успешно завершены.
Благодаря нашему фонду у детей из детских домов появились новые ориентиры, новые знания, знакомства. Мы также активно поддерживаем молодых матерей и помогаем нуждающимся семьям.
Фонд активно сотрудничает с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и «Фондом помощи обездоленным детям и детям, лишенным родительской ласки – Детским фондом «Виктория».
В 2007 году состоялось первое собрание учредителей, на котором было выбрано правление фонда и общим голосованием выбран президент Благотворительного фонда поддержки матери и ребенка.
Правление:
Татьяна Николаевна Панькова
Александр Николаевич Паньков
Татьяна Валентиновна Петрова
Президент фонда - Татьяна Николаевна Панькова.
Рис.2.1 Структура организации «Благотворительный фонд поддержки матери и ребенка»
Миссия организации – создание благоприятных условий для роста, развития и становления личности каждого ребенка. Мы работаем ради счастливого детства наполненного радостным смехом, родительской любовью, искренней заботой и душевным теплом; ради благополучного материнства, семейного счастья.
Цель фонда - создание Благотворительного фонда поддержки матери и ребёнка, проекты которого будут частью социальной политики Вологодской области.
Задачи Благотворительного фонда поддержки матери и ребёнка:
• разработать и реализовать проекты, направленные на профессиональное и личностное развитие ребенка;
• разработать и реализовать проекты, направленные на поддержку женщин, матерей, семей;
• построить систему взаимодействия с другими некоммерческими организациями для привлечения нового социального опыта;
• создать дополнительные
условия для развития воспитанников
детских домов и домов-
• создать дополнительные
условия для семейного благопол
• разработать
и реализовать проекты и
• внедрить систему дополнительной поддержки неблагополучных семей, через реализацию краткосрочных и долгосрочных целевых программ ради счастья и здоровья наших матерей и детей.
Благотворительный фонд поддержки матери и ребёнка реализует проекты благодаря поддержке:
- Департамента труда и социального развития вологодской области;
- Департамента образования Вологодской области;
- Департамента здравоохранения Вологодской области;
- Администрации города Вологды;
- Вологодского совета женщин;
- Вологодской общественной палаты.
Особое значение в развитии программ имеет сотрудничество с: «Фондом помощи обездоленным детям и детям, лишенным родительской ласки – Детским фондом «Виктория», Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2.2 Обоснование методики и техники исследования социально- психологического климата коллектива «Благотворительный фонд поддержки матери и ребенка»
Способами получения информации в моем исследовании были выбраны анализ документов, анкетирование, СПСК - социально-психологическая самооценка коллектива по методике О. Немова.
Анализ документов – метод систематического анализа документов, направленный на получение информации, значимой для всего исследования. Основное назначение заключается в извлечении содержащейся в документе информации об изучаемом объекте, зафиксировать ее в виде признаков, определить надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса.
Вопрос – письменное или устное обращение к респонденту с целью выявления его мнений, которые могут служить в качестве данных, относящихся к предметному содержанию исследования. Вопрос к респонденту – это результат эмпирической интерпретации задачи опорных понятий исследования, его гипотез.
Анкета – структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами исследования. Это основной инструмент сбора информации в ходе опроса, фиксируемый в виде устных или письменных ответов респондента.
Анкета для данного исследовани
В ходе опроса анкетер, т.е. я, представлялась студенткой Вологодского государственного технического университета и просила респондентов заполнить составленные мной анкеты с вопросами открытого и закрытого типа. Результаты анкетирования представлены в приложении 2.
По методике «СПСК» — социально-психологическая самооценка коллектива» О. Немова, ознакомившись со списком суждений, нужно оценить, какое количество ваших коллег проявляет отношения и формы поведения, зафиксированные в содержании суждений (представлены в приложении 3).
Варианты ответов:
«все» — 6 баллов;
«почти все» — 5 баллов;
«большинство» — 4 балла;
«половина» — 3 балла;
Информация о работе Социологическая диагностика социально-психологического климата организации