Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:27, курсовая работа
Цель курсовой работы – систематизирование теоретических знаний и применение их при составлении плана стратегического развития на примере ООО «Поморское гостеприимство».
При выполнении курсовой работы необходимо последовательно решить ряд задач:
Провести обоснование выбора объекта исследования;
Выполнить комплексную диагностику организации и оценку изменений внешней конкурентной среды;
Разработать проблемную матрицу и сформулировать стратегические проблемы;
Определить миссию, цели и целевые приоритеты;
Сформулировать стратегии организации и провести оценку уровня ресурсного обеспечения;
Выполнить анализ заинтересованных сторон;
Разработать этапы стратегического контроля и стратегический бюджет.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 5
2 КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЙ ВНЕШНЕЙ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ 8
2.1 Анализ жизненного цикла отрасли 8
2.2 Анализ рынка присутствия 10
2.3 PEST-анализ дальней внешней среды 14
2.4 Анализ пяти сил Портера 15
2.5 Карта стратегических групп 17
3 РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМНОЙ МАТРИЦЫ И ФОРМУЛИРОВКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ 21
4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИССИИ, ЦЕЛЕЙ, СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ И ИХ ОЦЕНКА 27
4.1 Определение миссии ООО «Поморское гостеприимство» 27
4.2 Определение целей и целевых приоритетов ООО «Поморское гостеприимство» 27
4.3 Определение стратегических альтернатив и их оценка 29
5 ФОРМУЛИРОВКА СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОЦЕНКА УРОВНЯ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 30
6 КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ 38
6.1 Нормативно – правовая база стратегических мероприятий 38
6.2 Матрица ответственности 38
6.3 Календарный план 38
7 АНАЛИЗ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН 40
8 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БЮДЖЕТ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
У компании сложились
хорошие отношения с
Приведем основные проблемы отрасли гостеприимства региона (табл.2.3).
Таблица 2.3 - Проблемы развития рынка гостеприимства (туризма) в Архангельской области (по видам)
Вид туризма |
описание |
Ресурсная база |
Проблемы развития |
Бальнеологический
|
Все связанные с лечением туристские поездки. Основной целью туристов является лечение, оздоровление, профилактика заболеваний.
|
Развивается на собственной уникальной гидроминеральной и грязевой базе. Двенадцать санаториев и профилакториев области способны единовременно принять 1800 человек. Бальнеогрязевой курорт «Солониха» в Красноборском районе – один из самых популярных. Город-музей Сольвычегодск В хвойном лесу, на берегу живописного озера в 40 км от Архангельска расположен бальнеогрязевой равнинный курорт «Беломорье». Визитной карточкой санатория «Сосновка» в городе Вельск является минеральная вода, которая поступает из скважины глубиной 350,3 м и относится к хлоридо-натриевым рассолам с повышенным содержанием брома. Новой формой организации оздоровительного отдыха являются детские экологические лагеря в Пинежье, Онеге и Кенозерском национальном парке, которые ежегодно принимают до 1 000 детей. |
Используемые бальнеоресурсы составляют лишь малую часть от разведанных месторождений. Недостаточное использование современных методик в лечения в оказании услуг. |
Спортивный
|
Вид активного отдыха; активные и целенаправленные виды физической подготовки и упражнений, тренировки. |
Уникальные природные условия и географическое положение дает возможности для развития летнего и зимнего спортивного туризма. |
Недостаток качественной инфраструктуры для занятия спортом, школ инструкторов, пунктов проката оборудования. Недостаточная безопасность на маршрутах. |
Природно-экологический |
Туризм, включающий путешествия в места с относительно нетронутой природой, согласуется с принципами устойчивого развития. |
Регион располагает богатыми водными ресурсами. Здесь насчитывается 70 тысяч больших и малых рек, более 200 тысяч озер. Самые полноводные реки Северная Двина и Печора по водоносности уступают только Волге. Площадь особо охраняемых территорий Архангельской области превышает 3,4 миллиона гектаров, что составляет 8,7% территории области. В регионе сохранились живописнейшие природные зоны с великолепными ландшафтами, богатой и своеобразной флорой и фауной. |
Недостаток маршрутов и специализированной инфраструктуры. Отсутствие мероприятий по популяризации экологического туризма. |
Познавательный |
Туристские поездки, в ходе которых происходит знакомство с историческим и культурным наследием, национальными традициями и т.п. |
Архангельский край славен богатой историей, великими земляками и большими делами. Отсюда шагнули в вечность ученый-реформатор Михайло Ломоносов и скульптор Федот Шубин, «певец» Арктики художник Александр Борисов, первый правитель русских колоний на Аляске Александр Баранов, отважные полярные мореплаватели - покорители Груманта (Шпицбергена) и Новой Земли, землепроходцы Семен Дежнев, Василий Поярков, Владимир Атласов, Ерофей Хабаров, жившие в глубинке. |
Недостаток туристских маршрутов и профессиональных экскурсоводов. |
Развлекательный, событийный |
Вид туристской поездки, целью которой является посещение каких-либо мероприятий (карнавал, фестиваль, футбольный матч и т.п.). |
Архангельск – это фейерверк красок и калейдоскоп фестивалей! Город принимал Международный кинофестиваль «Созвездие» и фестиваль телевизионных фильмов «Сполохи», фольклорный фестиваль «Жемчужина Севера» и музыкально-театральный фестиваль «Европейская Поморское гостеприимство», фестивали джаза и классической музыки, чемпионаты мира по хоккею с мячом и таэквон-до. Важную роль в развитии событийного туризма играют: Фестиваль народного творчества «Кириллов День» в Вельске, Праздник народных мастеров России и фестиваль ледовых скульптур в Каргополе, Фестиваль юмора Козьмы Пруткова в Сольвычегодске, литературные дни памяти писателя Ф. Абрамова в Верколе, Ломоносовские чтения в Архангельске. |
Недостаток рекламных мероприятий, небольшой выбор и разнообразие событийных мероприятий. |
Сельский, Этнотуризм |
Туристские поездки, в ходе которых происходит знакомство с культурными традициями и образом жизни местного населения. _ |
Большое количество районов, где население занято сельским хозяйством. Поморские деревни северных районов Архангельской области – Мезенского, Пинежского, Онежского, Лешуконского – это самобытные центры живой народной культуры, сохранившие вековой уклад жизни, планировку и застройку поселений, обрядность, фольклор, хоровую песенную культуру, промыслы и ремесла поморов. Такие историко-культурные поселения как Кимжа, Кеврола, Веркола, Уфтюга давно стали местом паломничества фольклорных и этнографических экспедиций, а теперь привлекают любителей активного отдыха в сельской глубинке. |
Отсутствие информационной осведомленности об объектах этнотуризма. |
Деловой |
Деловые поездки руководителей и сотрудников, включает участие в съездах, конференциях, семинарах, обучающих семинарах и т.п. |
Архангельск – деловая столица Поморья. Планируется организация штаб-квартиры Северного морского пути в Архангельске |
Уменьшение деловых поездок в связи с кризисом |
Паломнический |
Посещение святых мест, исстари привлекающих православных паломников, монастырей, церквей и др. |
К XVII веку в Поморье действовали более 60 монастырей, которые стали центрами духовной и культурной жизни, надежной защитой северных рубежей государства. В мастерских обителей трудились сотни талантливых иконописцев, золотошвеек, переписчиков книг, ювелиров, кузнецов. Важную роль в развитии древнерусского музыкального искусства играли северные «дидаскалы», распевщики и композиторы, особо славилась Усольская школа мастеропения. Крупнейшие библиотечные собрания рукописных и печатных книг имели Соловецкий и Антониево-Сийский монастыри. Среди святых мест, исстари привлекающих православных паломников, четыре действующих монастыря: Соловецкий Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь (XV в.), Антониево-Сийский мужской монастырь (XVI в.), Свято-Артемиево-Веркольский мужской монастырь (XVII в.), Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь (XIX в.), а также сотни культовых памятников русского деревянного зодчества, наибольшая концентрация которых в Кенозерском национальном парке, Каргопольском и Красноборском районах. |
Отсутствие четко |
Гастрономический |
Вид туристской поездки, целью которой является знакомство с особенностями местной кухни, кулинарными традициями. |
На территории Архангельской области
функционирует несколько |
Высокий уровень конкуренции с соседними субъектами и зарубежными странами |
В результате анализа проблем развития рынка гостеприимства в Архангельской области можно сделать вывод, что предпосылки развития внутрирегионального туризма в Архангельской области обусловлены следующими обстоятельствами: природно-климатические условия региона способствуют развитию экстремального и природно-экологического туризма; исторические особенности региона способствуют развитию познавательного туризма; темпы роста региональной экономики и выход в мировой океан дают возможность развития в области делового туризма.
При проведении системного
анализа внешней среды
Политика.
Политические факторы риска заключаются в настоящее время в несовершенстве законодательной базы, регулирующей экономические отношения; недостаточной эффективности работы арбитражных судов по разрешению хозяйственных споров.
Экономика.
Существуют экономические риски, связанные с несовершенством системы налогообложения и государственных гарантий, снижением деловой активности в национальной экономике, нестабильностью ситуации на финансовых и товарных рынках, инфляции, изменении банковских процентов, налоговых ставок. Макроэкономические риски для общества обусловлены изменением уровня следующих групп экономических показателей: уровень инфляции, объем и структура ВВП, уровень оплаты труда, уровень безработицы. Основным риском Общества, связанным с инфляцией, является повышение себестоимости. Кроме того, рост инфляции приведет к увеличению стоимости заемных средств для Общества, что может привести к нехватке оборотных средств предприятия. Рост инфляции оказывает влияние на деятельность ООО «Поморское гостеприимство», хотя в целом ее влияние на финансовую устойчивость предприятия не представляется значительным (и прогнозируется при составлении финансовых планов). В настоящее время инфляция существенно не отражается на деятельности ООО «Поморское гостеприимство».
Ухудшение ситуации в туристической отрасли может быть связано с замедлением темпов роста с одновременным усилением конкуренции.
Дальнейшее усиление конкуренции может сократить долю рынка, занимаемую компанией и, соответственно, доходы и прибыль.
Общество.
Существуют риски сокращения спроса в связи со снижением потребления туристических услуг, изменения структуры отрасли питания и уменьшение емкости рынка в связи с уменьшением численности населения; уменьшением потребления и ограниченностью географии продаж туристических услуг и сервиса в общественном питании.
Техника и технологии.
Технических факторов риска нет, т.к. для механизации работ, связанных с производством ресторанного бизнеса используется надежная техника, испытанная десятилетиями.
Экологические факторы риска на финансовую стабильность Общества не влияют, и в близком будущем влиять не будут, т.к. предприятие не имеет экологически вредных производств.
Знание конкурентов и их действий дает ряд преимуществ.
Во-первых, изучение стратегически сильных и слабых сторон актуального соперника может помочь идентифицировать требующие оперативного вмешательства возможности и угрозы.
Во-вторых, прогнозирование будущих стратегий конкурентов позволяет определить и оценить потенциальные угрозы и возможности.
В-третьих, от способности предсказать вероятные реакции главных соперников может зависеть само решение о выборе стратегической альтернативы. Наконец, анализ конкурентов может привести к определению требующих постоянного мониторинга стратегических неопределенностей.
Многие фирмы не уделяют должного внимания возможной угрозе, со стороны вновь пришедших на их рынок и поэтому проигрывают в конкурентной борьбе именно им.
Компания «Поморское Гостеприимство» следит за состоянием конкурентов, их ценами и развитием.
Проведем анализ конкуренции с помощью метода «5 сил Портера». Суть данного метода сводится к тому, что конкуренцию в любой сфере экономики характеризует взаимодействие пяти основных сил.
Рисунок 2.3 - Пять сил Портера
Подробнее остановимся на каждой из них:
М.Портер отмечает ряд следующих факторов, определяющих интенсивность конкуренции:
В настоящее время появление новых конкурентов на данном рынке для компании «Поморское Гостеприимство» является существенной угрозой. Рынок условно поделен между несколькими крупными компаниями, и множеством мелких, и выжить, и реально конкурировать является сложной задачей для фирмы. Поэтому компании необходимо постоянно отслеживать ситуацию на рынке, при этом совершенствоваться самой.
Конкуренты компании «Поморское Гостеприимство»:
1) на туристическом рынке: туристическое агентство «Индиго-Архангельск»; Discovery, туристическое агентство; Магазин горящих путевок, туристическое агентство; Общество с ограниченной ответственностью «Кавс»; Архангельское бюро путешествий и экскурсий; West travel, туристическое агентство; Гермес-Тур, туристическое агентство; Архангельское туристическое агентство; Глобал трэвел, туристическое агентство; «Клуб путешествий»; Герми; Баренц-тур; Гостиница «Беломорская»; Меридиан; Заветный берег; Северный Берег; Пилигрим – А; Арабеска; ПБОЮЛ Колесникова; Гарантия-тур; А-Турс; Помор-тур; Двина –тур; Север-тур; Селена; АТ Компании; Визит; Бореал крузинг; Вояж; Голден-Тур; Кругозор; Икстрим клуб; Интурист-Архангельск; Грос-Тур; Дюла-Тур; Евротур; «Клуб «Живая природа»; Пять звезд плюс и др.
2) На рынке сервисных
услуг и общественного питания:
Поставщики - это предприятия, фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию «Поморское Гостеприимство» различными видами ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг.
События на рынках материальных, трудовых и финансовых ресурсов могут серьезно повлиять на деятельность фирмы. Менеджеры по маркетингу должны внимательно следить за ценами на все виды ресурсов, забастовками, политическими и экономическими акциями и прочими событиями, способными нарушить регулярность поставок и график отгрузки продукции. Названные события могут в краткосрочном плане привести к упущению возможности сбыта, а в долгосрочном - подорвать расположение к предприятию со стороны клиентов.
Географические границы товарного рынка представляют собой территорию, на которой покупатели приобретают или могут приобрести товары и услуги предприятия и не имеют такой возможности за её пределами. Для ООО «Поморское гостеприимство» товарный рынок очерчен границами МО «Город Архангельск».
Определим состав субъектов контактирующих с ООО «Поморское гостеприимство» и действующих на рынке:
1. Состав покупателей.
Покупателями услуг
Жители МО «Архангельск» в качестве покупателей на рассматриваемом рынке не разделены на группы в зависимости от уровня дохода. При определении продуктовых границ рынка, ассортимент любого магазина рассчитан на покупателей с различным уровнем дохода.
Общая численность населения Архангел
2. Состав продавцов.
Продавцами на рынке гостеприимства Архангельска являются юридические и физические лица, получившие лицензии для занятия соответствующей деятельностью.
К середине 2012 года на рынке гостеприимства в качестве продавцов работает около 300 хозяйствующих субъектов (туристический сегмент и общественное питание).
Основными конкурентами ООО «Поморское гостеприимство» являются сетевые предпринимательские структуры аналогичного профиля присутствующие на рынке и расположенные вблизи точек ООО «Поморское гостеприимство»: сеть пицеерий «Престо», «Фламинго», заведения общественного питания НП «Панорама ритейл» (Идиллия, Блин-Хауз), кафе-бары г Архангельска (Жеглов, Бархат, Кают Кампания) и др.
Соперничество проявляется
в использовании средств
– уровень цен (у конкурентов есть выгодные предложения для покупателей в виде различных акций);
- способы продвижения товаров на рынок (у пиццерий развита рекламная деятельность, выходят газеты со списком товаров по акции, от потребительских обществ выходят регулярно статьи в местных газетах, с рассказом о выгодных предложениях и социальной деятельности).
- более высокий уровень обслуживания покупателей;
- выпуск новых товаров собственного производства.
Основными принципами ООО «Поморское гостеприимство» являются приоритеты потребления, поэтому содержание и уровень сервиса, предлагаемого клиенту, руководители компании выдвигают на передний план, а сокращение времени и повышение сервиса утверждаются главной целью управления.
В рамках исследования выделим ее основных конкурентов на рынке (таблица 2.5).
Таблица 2.5 - Основные конкуренты ООО «Поморское Гостеприимство» на рынке въездного туризма