Составление плана стратегического развития на примере ООО «Поморское гостеприимство»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – систематизирование теоретических знаний и применение их при составлении плана стратегического развития на примере ООО «Поморское гостеприимство».
При выполнении курсовой работы необходимо последовательно решить ряд задач:
Провести обоснование выбора объекта исследования;
Выполнить комплексную диагностику организации и оценку изменений внешней конкурентной среды;
Разработать проблемную матрицу и сформулировать стратегические проблемы;
Определить миссию, цели и целевые приоритеты;
Сформулировать стратегии организации и провести оценку уровня ресурсного обеспечения;
Выполнить анализ заинтересованных сторон;
Разработать этапы стратегического контроля и стратегический бюджет.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 5
2 КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЙ ВНЕШНЕЙ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ 8
2.1 Анализ жизненного цикла отрасли 8
2.2 Анализ рынка присутствия 10
2.3 PEST-анализ дальней внешней среды 14
2.4 Анализ пяти сил Портера 15
2.5 Карта стратегических групп 17
3 РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМНОЙ МАТРИЦЫ И ФОРМУЛИРОВКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ 21
4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИССИИ, ЦЕЛЕЙ, СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ И ИХ ОЦЕНКА 27
4.1 Определение миссии ООО «Поморское гостеприимство» 27
4.2 Определение целей и целевых приоритетов ООО «Поморское гостеприимство» 27
4.3 Определение стратегических альтернатив и их оценка 29
5 ФОРМУЛИРОВКА СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОЦЕНКА УРОВНЯ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 30
6 КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ 38
6.1 Нормативно – правовая база стратегических мероприятий 38
6.2 Матрица ответственности 38
6.3 Календарный план 38
7 АНАЛИЗ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН 40
8 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БЮДЖЕТ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Файлы: 1 файл

Стратегический менеджмент Поморское гостеприимство.doc

— 448.50 Кб (Скачать файл)

 

У компании сложились  хорошие отношения с партнерами. Налажены  коммуникации между компанией и туроператорами в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, которые эффективно продвигают сервисные продукты Архангельской области. Каналы сбыта, используемые компанией «Поморское Гостеприимство», в основном одноуровневые (производитель - потребитель).

Приведем основные проблемы отрасли гостеприимства региона (табл.2.3).

Таблица 2.3 - Проблемы развития рынка гостеприимства (туризма) в Архангельской области (по видам)

Вид туризма

описание

Ресурсная база

Проблемы развития

 

 

 

Бальнеологический

 

Все связанные с лечением туристские поездки. Основной целью туристов является лечение, оздоровление, профилактика заболеваний.

 

Развивается на собственной уникальной гидроминеральной и грязевой базе. Двенадцать санаториев и профилакториев области способны единовременно принять 1800 человек.

Бальнеогрязевой курорт «Солониха» в Красноборском районе – один из самых популярных.

Город-музей Сольвычегодск известен как бальнеологический курорт, прославившийся чудодейственными свойствами минеральных вод и лечебных грязей.

В хвойном лесу, на берегу живописного  озера в 40 км от Архангельска расположен бальнеогрязевой равнинный курорт «Беломорье».

Визитной карточкой санатория  «Сосновка» в городе Вельск является минеральная вода, которая поступает из скважины глубиной 350,3 м и относится к хлоридо-натриевым рассолам с повышенным содержанием брома.

Новой формой организации оздоровительного отдыха являются детские экологические лагеря в Пинежье, Онеге и Кенозерском национальном парке, которые ежегодно принимают до 1 000 детей.

Используемые бальнеоресурсы составляют лишь малую часть от разведанных месторождений. Недостаточное использование современных методик в лечения в оказании услуг.

 

Спортивный

 

Вид активного отдыха; активные и целенаправленные виды физической подготовки и упражнений, тренировки.

 

 

Уникальные природные условия  и географическое положение дает возможности для развития летнего и зимнего спортивного туризма.

Недостаток качественной инфраструктуры для занятия спортом, школ инструкторов, пунктов проката оборудования. Недостаточная безопасность на маршрутах.

Природно-экологический

Туризм, включающий путешествия в места с относительно нетронутой природой, согласуется с принципами устойчивого развития.

Регион располагает богатыми водными  ресурсами. Здесь насчитывается 70 тысяч больших и малых рек, более 200 тысяч озер. Самые полноводные реки Северная Двина и Печора по водоносности уступают только Волге. Площадь особо охраняемых территорий Архангельской области превышает 3,4 миллиона гектаров, что составляет 8,7% территории области. В регионе сохранились живописнейшие природные зоны с великолепными ландшафтами, богатой и своеобразной флорой и фауной.

Недостаток маршрутов и специализированной инфраструктуры. Отсутствие мероприятий по популяризации экологического туризма.

Познавательный

Туристские поездки, в ходе которых происходит знакомство с историческим и культурным наследием, национальными традициями и т.п.

Архангельский край славен богатой  историей, великими земляками и большими делами. Отсюда шагнули в вечность ученый-реформатор Михайло Ломоносов и скульптор Федот Шубин, «певец» Арктики художник Александр Борисов, первый правитель русских колоний на Аляске Александр Баранов, отважные полярные мореплаватели - покорители Груманта (Шпицбергена) и Новой Земли, землепроходцы Семен Дежнев, Василий Поярков, Владимир Атласов, Ерофей Хабаров, жившие в глубинке.

Недостаток туристских маршрутов и профессиональных экскурсоводов.

Развлекательный, событийный

Вид туристской поездки, целью которой является посещение каких-либо мероприятий (карнавал, фестиваль, футбольный матч и т.п.).

Архангельск – это фейерверк красок и калейдоскоп фестивалей! Город принимал Международный кинофестиваль «Созвездие» и фестиваль телевизионных фильмов «Сполохи», фольклорный фестиваль «Жемчужина Севера» и музыкально-театральный фестиваль «Европейская Поморское гостеприимство», фестивали джаза и классической музыки, чемпионаты мира по хоккею с мячом и таэквон-до.

Важную роль в развитии событийного  туризма играют: Фестиваль народного  творчества «Кириллов День» в Вельске, Праздник народных мастеров России и фестиваль ледовых скульптур в Каргополе, Фестиваль юмора Козьмы Пруткова в Сольвычегодске, литературные дни памяти писателя Ф. Абрамова в Верколе, Ломоносовские чтения в Архангельске.

Недостаток рекламных мероприятий, небольшой выбор и разнообразие событийных мероприятий.

Сельский, Этнотуризм

Туристские поездки, в ходе которых происходит знакомство с культурными традициями и образом жизни местного населения. _

Большое количество районов, где население занято сельским хозяйством.

Поморские деревни северных районов  Архангельской области – Мезенского, Пинежского, Онежского, Лешуконского – это самобытные центры живой народной культуры, сохранившие вековой уклад жизни, планировку и застройку поселений, обрядность, фольклор, хоровую песенную культуру, промыслы и ремесла поморов. Такие историко-культурные поселения как Кимжа, Кеврола, Веркола, Уфтюга давно стали местом паломничества фольклорных и этнографических экспедиций, а теперь привлекают любителей активного отдыха в сельской глубинке.

Отсутствие информационной осведомленности об объектах этнотуризма.

Деловой

Деловые поездки руководителей  и сотрудников, включает участие в съездах, конференциях, семинарах, обучающих семинарах и т.п.

Архангельск – деловая столица  Поморья. Планируется организация штаб-квартиры Северного морского пути в Архангельске

Уменьшение деловых поездок  в связи с кризисом

Паломнический

Посещение святых мест, исстари привлекающих православных паломников, монастырей, церквей и др.

К XVII веку в Поморье действовали  более 60 монастырей, которые стали центрами духовной и культурной жизни, надежной защитой северных рубежей государства. В мастерских обителей трудились сотни талантливых иконописцев, золотошвеек, переписчиков книг, ювелиров, кузнецов.

Важную роль в развитии древнерусского музыкального искусства играли северные «дидаскалы», распевщики и композиторы, особо славилась Усольская школа мастеропения. Крупнейшие библиотечные собрания рукописных и печатных книг имели Соловецкий и Антониево-Сийский монастыри.

Среди святых мест, исстари привлекающих православных паломников, четыре действующих монастыря: Соловецкий Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь (XV в.), Антониево-Сийский мужской монастырь (XVI в.), Свято-Артемиево-Веркольский мужской монастырь (XVII в.), Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь (XIX в.), а также сотни культовых памятников русского деревянного зодчества, наибольшая концентрация которых в Кенозерском национальном парке, Каргопольском и Красноборском районах.

Отсутствие четко законодательного разграничения деятельности Паломнических служб и турфирм. Турфирмы ни в коей мере не должны заниматься паломничеством, а Церковь, не должна заниматься религиозным туризмом. Потому что туристы, которые первый раз приехали в святые места, может быть, первый раз услышат свидетельство о Спасителе, и от сопровождающего их сотрудника Паломнической службы зависит, кем они уедут: всегдашними туристами или уже настоящими паломниками. Это зависит от сотрудников Паломнической службы, поэтому церкви должны принимать туристов и работать с ними.

Гастрономический

Вид туристской поездки, целью которой  является знакомство с особенностями местной кухни, кулинарными традициями.

На территории Архангельской области  функционирует несколько местных  производств (ОАО АТФ, Алвиз, Боброфф, ОАО Молоко, Меньшиков и мн.др.). В настоящее время в них проводятся экскурсии, существует дегустационные залы, но в полной мере сектор гастрономического туризма не развивается, отсутствуют предложения туров или более детальных продолжительных экскурсий.

Высокий уровень конкуренции с соседними субъектами и зарубежными странами


 

В результате анализа  проблем развития рынка гостеприимства в Архангельской области можно сделать вывод, что предпосылки развития внутрирегионального туризма в Архангельской области обусловлены следующими обстоятельствами: природно-климатические условия региона способствуют развитию экстремального и природно-экологического туризма; исторические особенности региона способствуют развитию познавательного туризма; темпы роста региональной экономики  и выход в мировой океан дают возможность развития в области делового туризма.

 

2.3 PEST-анализ дальней внешней среды

 

При проведении системного анализа внешней среды организации  различают дальнюю и ближнюю  внешние среды. Конкретным инструментом анализа дальней внешней среды организации является PEST-анализ. Деятельность ООО «Поморское гостеприимство» подвержена влиянию различных рисков, которые могут оказать негативное воздействие на достижение поставленных целей.

Политика.

Политические факторы  риска заключаются в настоящее время в несовершенстве законодательной базы, регулирующей экономические отношения; недостаточной эффективности работы арбитражных судов по разрешению хозяйственных споров.

Экономика.

Существуют экономические риски, связанные с несовершенством системы налогообложения и государственных гарантий, снижением деловой активности в национальной экономике, нестабильностью ситуации на финансовых и товарных рынках, инфляции, изменении банковских процентов, налоговых ставок. Макроэкономические риски для общества обусловлены изменением уровня следующих групп экономических показателей: уровень инфляции, объем и структура ВВП, уровень оплаты труда, уровень безработицы. Основным риском Общества, связанным с инфляцией, является повышение себестоимости. Кроме того, рост инфляции приведет к увеличению стоимости заемных средств для Общества, что может привести  к нехватке оборотных средств предприятия. Рост инфляции оказывает влияние на деятельность ООО «Поморское гостеприимство», хотя в целом ее влияние на финансовую устойчивость предприятия не представляется значительным (и прогнозируется при составлении финансовых планов).  В настоящее время инфляция существенно не отражается на деятельности ООО «Поморское гостеприимство».

Ухудшение ситуации в туристической отрасли может быть связано с замедлением темпов роста с одновременным усилением конкуренции.

Дальнейшее усиление конкуренции может сократить  долю рынка, занимаемую компанией и, соответственно, доходы и прибыль.

Общество.

Существуют риски сокращения спроса в связи со  снижением потребления туристических услуг, изменения структуры отрасли питания и уменьшение емкости рынка в связи с уменьшением численности населения; уменьшением потребления и ограниченностью географии продаж туристических услуг и сервиса в общественном питании.

Техника и технологии.

Технических факторов риска  нет, т.к. для механизации работ, связанных  с производством ресторанного бизнеса используется надежная техника, испытанная десятилетиями.

Экологические факторы  риска на финансовую стабильность Общества не влияют, и в близком будущем влиять не будут, т.к. предприятие не имеет экологически вредных производств.

2.4 Анализ пяти сил Портера

 

Знание конкурентов  и их действий дает ряд преимуществ.

Во-первых, изучение стратегически  сильных и слабых сторон актуального соперника может помочь идентифицировать требующие оперативного вмешательства возможности и угрозы.

Во-вторых, прогнозирование  будущих стратегий конкурентов позволяет определить и оценить потенциальные угрозы и возможности.

В-третьих, от способности предсказать вероятные реакции главных соперников может зависеть само решение о выборе стратегической альтернативы. Наконец, анализ конкурентов может привести к определению требующих постоянного мониторинга стратегических неопределенностей.

Многие фирмы не уделяют  должного внимания возможной угрозе, со стороны вновь пришедших на их рынок и поэтому проигрывают  в конкурентной борьбе именно им.

Компания «Поморское Гостеприимство» следит за состоянием конкурентов, их ценами и развитием.

Проведем анализ конкуренции с помощью метода «5 сил Портера». Суть данного метода сводится к тому, что конкуренцию в любой сфере экономики характеризует взаимодействие пяти основных сил.


 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.3 - Пять сил Портера

Подробнее остановимся  на каждой из них:

М.Портер отмечает ряд  следующих факторов, определяющих интенсивность конкуренции:

      • большое число конкурентов или примерное равенство их сил;
      • медленный рост отрасли;
      • высокий уровень постоянных издержек в виде накладных расходов или стоимости товарно-материальных запасов;
      • различного рода конкуренты;
      • высокая стратегическая значимость;
      • высокие выходные барьеры.

В настоящее время  появление новых конкурентов  на данном рынке для компании «Поморское Гостеприимство» является существенной угрозой. Рынок условно поделен между несколькими крупными компаниями, и множеством мелких, и выжить, и реально конкурировать является сложной задачей для фирмы. Поэтому компании необходимо постоянно отслеживать ситуацию на рынке, при этом совершенствоваться самой.

Конкуренты компании «Поморское Гостеприимство»:

1) на туристическом  рынке: туристическое агентство «Индиго-Архангельск»; Discovery, туристическое агентство; Магазин горящих путевок, туристическое агентство; Общество с ограниченной ответственностью «Кавс»; Архангельское бюро путешествий и экскурсий; West travel, туристическое агентство; Гермес-Тур, туристическое агентство; Архангельское туристическое агентство; Глобал трэвел, туристическое агентство; «Клуб путешествий»; Герми; Баренц-тур; Гостиница «Беломорская»; Меридиан; Заветный берег; Северный Берег; Пилигрим – А; Арабеска; ПБОЮЛ Колесникова; Гарантия-тур; А-Турс; Помор-тур; Двина –тур; Север-тур; Селена; АТ Компании; Визит; Бореал крузинг; Вояж; Голден-Тур; Кругозор; Икстрим клуб; Интурист-Архангельск; Грос-Тур; Дюла-Тур; Евротур; «Клуб «Живая природа»; Пять звезд плюс и др.

2) На рынке сервисных  услуг и общественного питания: Бары, Кафе, Кофейни, Пабы, Пиццерии, Рестораны, Столовые, Суши-Бары, Чайные, Блинные г.Архангельска и Архангельской области, такие как «Пиццерия престо», «Фигаро», «Трескоед», «Шелк», «Соломбала», «Жеглов» и др.

Поставщики - это предприятия, фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию «Поморское Гостеприимство» различными видами ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг.

События на рынках материальных, трудовых и финансовых ресурсов могут  серьезно повлиять на деятельность фирмы. Менеджеры по маркетингу должны внимательно следить за ценами на все виды ресурсов, забастовками, политическими и экономическими акциями и прочими событиями, способными нарушить регулярность поставок и график отгрузки продукции. Названные события могут в краткосрочном плане привести к упущению возможности сбыта, а в долгосрочном - подорвать расположение к предприятию со стороны клиентов.

2.5 Карта стратегических групп

 

Географические границы  товарного рынка представляют собой территорию, на которой покупатели приобретают или могут приобрести товары и услуги предприятия и не имеют такой возможности за её пределами. Для ООО «Поморское гостеприимство» товарный рынок очерчен границами МО «Город Архангельск».

Определим состав субъектов контактирующих с ООО «Поморское гостеприимство» и действующих на рынке:

1. Состав покупателей.  Покупателями услуг общественного  питания и туристических услуг, реализуемых подразделениями компании, осуществляющими свою деятельность на территории присутствия ООО «Поморское гостеприимство», являются жители города Архангельск а также туристический сегмент неограниченный территориальными рамками.

Жители МО «Архангельск» в качестве покупателей на рассматриваемом рынке не разделены на группы в зависимости от уровня дохода. При определении продуктовых границ рынка, ассортимент любого магазина рассчитан на покупателей с различным уровнем дохода.

Общая численность населения Архангельска на 01.01.2012г. составляет 355 тысяч человек.

2. Состав продавцов.

 Продавцами на рынке гостеприимства Архангельска являются юридические и физические лица, получившие лицензии для занятия соответствующей деятельностью.

 К середине 2012 года  на рынке гостеприимства в качестве продавцов работает около 300 хозяйствующих субъектов (туристический сегмент и общественное питание).

Основными конкурентами ООО «Поморское гостеприимство» являются сетевые предпринимательские структуры аналогичного профиля присутствующие на рынке и расположенные вблизи точек ООО «Поморское гостеприимство»: сеть пицеерий «Престо», «Фламинго», заведения общественного питания НП «Панорама ритейл» (Идиллия, Блин-Хауз), кафе-бары г Архангельска (Жеглов, Бархат, Кают Кампания) и др.

Соперничество проявляется  в использовании средств конкурентной борьбы:

– уровень цен (у конкурентов есть выгодные предложения для покупателей в виде различных акций);

- способы продвижения  товаров на рынок (у пиццерий развита рекламная деятельность, выходят газеты со списком товаров по акции, от потребительских обществ выходят регулярно статьи в местных газетах, с рассказом о выгодных предложениях и социальной деятельности).

- более высокий уровень  обслуживания покупателей;

- выпуск новых товаров  собственного производства.

Основными принципами ООО «Поморское гостеприимство» являются приоритеты потребления, поэтому содержание и уровень сервиса, предлагаемого клиенту, руководители компании выдвигают на передний план, а сокращение времени и повышение сервиса  утверждаются главной целью управления.

В рамках исследования выделим ее основных конкурентов на рынке (таблица 2.5).

Таблица 2.5 - Основные конкуренты ООО «Поморское Гостеприимство» на рынке въездного туризма

Информация о работе Составление плана стратегического развития на примере ООО «Поморское гостеприимство»