Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 13:21, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является анализ состояния персонала на предприятии и совершенствование его с использованием комплексного подхода к управлению персоналом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить организационно–экономические условия хозяйства;
– изучить состояние персонала на предприятии;
– выявить пути совершенствования процесса управления персоналом.
Продолжение таблицы 10
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Формальное увольнение по собственному желанию, фактическая причина - инициатива работодателя |
- |
- |
12 |
11,9 |
9 |
13,8 |
9 |
Неудовлетворительные условия труда |
2 |
2,2 |
3 |
3,0 |
4 |
6,2 |
1 |
В связи с уходом на пенсию |
4 |
4,3 |
3 |
3,0 |
6 |
9,2 |
2 |
В связи со смертью |
- |
- |
2 |
2,0 |
2 |
3,1 |
2 |
Непродление трудового договора |
10 |
10,8 |
19 |
18,8 |
7 |
10,8 |
-3 |
Другие причины |
- |
- |
- |
- |
8 |
12,3 |
8 |
В связи с переходом к другому работодателю |
3 |
3,2 |
- |
- |
1 |
1,5 |
-2 |
Уход за больным членом семьи |
- |
- |
2 |
2,0 |
1 |
1,5 |
1 |
Соглашение сторон |
4 |
4,3 |
1 |
1,0 |
- |
- |
-4 |
Отношение с руководителем |
3 |
3,2 |
3 |
3,0 |
- |
- |
-3 |
Ненадлежащее исполнение должностных обязанностей |
1 |
1,1 |
4 |
4,0 |
- |
- |
-1 |
Нарушение трудовой дисциплины |
8 |
8,6 |
3 |
3,0 |
- |
- |
-8 |
Отсутствие перспективы |
- |
- |
2 |
2,0 |
3 |
4,6 |
3 |
В связи с призывом в армию |
2 |
2,2 |
1 |
1,0 |
- |
- |
-2 |
Фактическое увольнение по инициативе работодателя с соответствующим занесением в трудовую книжку |
- |
- |
2 |
2,0 |
- |
- |
0 |
Сокращение |
- |
- |
1 |
1,0 |
- |
- |
0 |
Итого |
93 |
100 |
101 |
100 |
65 |
100 |
69,9 |
Основными причинами текучести кадров в ЗАО «Агрофирма Боровская» являются: переход в другую сферу (в динамике трех лет сократился на 39% и составил в 2011г. 15,4%), формальное увольнение по собственному желанию (13,8% на 2011г.) и непродление трудового договора (10,8%).
Количество работников, которых не удовлетворяет оплата, условия труда и перспективы работы, колеблется в пределах от 2 до 4 человек в динамике трех лет.
2.2 Набор и отбор персонала
Кадровое планирование служит ряду целей, самая обширная из которых - это обеспечение организации квалифицированными сотрудниками. На основании сравнения плана по человеческим ресурсам с численностью имеющегося персонала в агрофирме определяются вакантные рабочие места (рисунок 4).
Оценка
Рисунок 4 – Планирование потребности в персонале
Набор персонала проводится из различных источников: по рекомендации своих сотрудников, а также бывших сотрудников организации; люди, занимающиеся поиском работы самостоятельно; также агрофирма размещает свободные вакансии на своем официальном сайте - agrofirmaborovskaya.ru (рисунок 5).
Рисунок 5 – Источники набора персонала
Следует отметить, что на предприятии присутствует разнонаправленность при наборе персонала. Так, для управленческого персонала и ряда специалистов таких, как агроном, зоотехник, инженер и других, важны квалификация, опыт работы, знания в области птицеводства. Тогда как для простых рабочих, выполняющих механические функции, например, фасовка, обвалка, упаковка не требуется высшее образование и специфические знания.
Также для некоторых групп работников при наборе персонала применяются возрастные ограничения, например, ограничения для птицевода при работе в племенном цехе 25-35 лет. Это связано со спецификой работ, так как необходимо следить за племенным стадом, его кормлением, поением, уборкой и другие функции, требующие подвижности. Производится набор сезонных рабочих (косильщики), вследствие проведения летних работ по поддержанию внешнего вида территории предприятия.
Набор и отбор персонала производит кадровик. Отбор персонала на предприятии включает в себя такие методы, как собеседование, изучение личного дела, анкетирование. Данные методы позволяют определить пригодность работника к какому либо виду деятельности. Анкетирование помогает установить, будет ли работник ответственен и трудоспособен в работе.
Вначале оформляются анкетные и биографические данные кандидата, анализ рекомендаций и послужного списка. Затем – собеседование, в процессе которого кадровый работник оценивает профессиональную пригодность, деловые и личностные качества кандидата. Так же важным аспектом является медицинские данные о новом работнике, так как для персонала, работающего с птицей и мясной продукцией важно, чтобы не было кожных и других заболеваний, которые могут перенестись на продукцию. После чего кадровик анализирует полученные результаты и выносит заключение о профессиональной пригодности. Решение о найме на работу принимает генеральный директор Спирин С.В.
После проведения процедур набора и отбора персонала с кандидатом заключается трудовой договор, его данные заносятся в общую картотеку организации в кадровом отделе, проводится первичный или вводный инструктаж и техника безопасности начальником АХО. Первичный инструктаж включает в себя общую технику безопасности в организации. Это необходимость общей дезинфекции на предприятии (между цехами нужно проходить через пропускные пункты), ограничения для курящих (только в специально отведенных местах), соблюдение личной гигиены и другие.
Затем уже на рабочем месте проводится вторичный инструктаж непосредственно начальником цеха, выдается рабочая одежда, СИЗы и работник приступает к работе. На каждый вид работы, в разных цехах существует своя должностная инструкция, описывающая основные функции сотрудника, занимающего конкретное рабочее место, должностные обязанности, права, ответственность, должностные характеристики и т. д.
2.3 Социальная адаптация и обучение персонала
Социально-психологическая адаптация персонала представляет собой процесс включения специалиста в новый трудовой коллектив. В агрофирме уделяют внимание таким моментам как: приобретение и закрепление интереса к работе, накопление трудового опыта, налаживание деловых и личных контактов с коллегами, включение в общественную деятельность, повышение заинтересованности не только в личных достижениях, но и в достижениях организации. Новые сотрудники должны понять свою роль в служебной иерархии, усвоить ценности компании и требуемые навыки поведения.
Адаптация персонала — процесс ознакомления нового сотрудника с деятельностью, корпоративной культурой организации. Это, в конечном счете, позволяет увеличить эффективность его функционирования.
Социальная адаптация включает в себя:
Это, в свою очередь приводит к следующему:
Обучение персонала агрофирмы — это инвестиции в само предприятие. Квалифицированные сотрудники не только обеспечивают стабильность и эффективность работы, но и многократно повышают стоимость самого предприятия.
В агрофирме производится такой тип обучения, как обучение отдельных сотрудников. Это необходимо, когда планируются или происходят кадровые изменения, связанные с расширением должностных обязанностей сотрудника. Чем более высокий пост занимает сотрудник агрофирмы, тем большей суммой знаний он должен обладать.
Целью обучения на предприятии является:
– фирменное обучение – производственное обучение персонала, когда ситуация внутри агрофирмы меняется очень динамично (это внедрение новых технологий и т.п.).
– бизнес образование – бизнес-среда вокруг агрофирмы меняется очень динамично. Это связано и с развитием технологий (прежде всего информационных), и с изменением законодательства, и с глобальными экономическими переменами (например, вступление России в ВТО).
Важность непрерывного образования подтверждают следующие основные факторы:
ЗАО «Агрофирма Боровская» проводит активное обучение своих сотрудников по совершенно разным направлениям, касающимся деятельности агрофирмы. Это и различной тематики семинары, и переаттестация работников по рабочим специальностям, и ознакомление с новыми технологиями (например, с устройствами утилизации сельскохозяйственных отходов, внедрением термоупаковочных линий), и изучение передового опыта, и консультации по различным вопросам в учебных центрах. А также обучение сотрудников по иным видам работ не связанным с их специальностью, изучение правил безопасности (амиачно-холодильных установок, вентиляционных промышленных труб, эксплуатации грузоподъемных кранов и др.).
Каждый квартал кадровик Шушарин И.О. составляет отчет по обучению персонала, в котором указываются дата проведения мероприятия, тема семинара (тренинга), наименование обучающего предприятия и город, затраты по обучению и сами обучающиеся. Отчет подписывает кадровик и генеральный директор Спирин С.В.
Проанализируем процесс обучения персонала в динамике трех лет (таблица 11).
Таблица 11 – Обучение персонала
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2011 г. в % к 2009 г. |
Количество обучающих мероприятий за год |
9 |
16 |
9 |
100,0 |
Затраты, р. |
84839 |
116186,9 |
34700 |
40,9 |
в т.ч.: за счет средств предприятия |
61529 |
59480 |
26700 |
43,4 |
командировочные расходы |
23310 |
56706,9 |
8000 |
34,3 |
Количество обучаемого персонала, чел. |
12 |
23 |
9 |
75,0 |
Из расчетов видно, что в 2011 г. по отношению к 2009 г. количество мероприятий по обучению персонала не изменилось, однако, следует отметить, что сократилось количество персонала, которое отправляют на обучение. В 2010 г. оно составило 23 человека, тогда как к 2011 г. – сократилось до 9 человек.
Затраты
по обучению персонала также сократились
(на 59,1%). В отчете по обучению персонала
затраты по обучению разбиваются
на: затраты за счет средств предприятия,
за счет средств работника и командиров