Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:56, курсовая работа
Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом при введении инновации в организацию. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а, следовательно, и методов мотивации.
Главная цель мотивации в инновационном процессе заключается в том, что бы побудить каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.
Введение 3
Глава 1 Смысл мотивации в инновационном процессе 6
Глава 2 Формирование современных механизмов мотивации и стимулирования труда 13
Глава 3 Рекомендации по совершенствованию мотивационных процессов
в инновационной сфере 26
Заключение 36
Список литературы 41
Социальную
основу эффективного "генерирования"
идей и предложений составляет сбалансированный
подход управления к увязке интересов
фирмы и специалиста-
Уже отмечалось, что наиболее яркой чертой становления инновационного управления человеческими ресурсами является активизация инновационной деятельности персонала. Ключевую роль при этом играют специалисты-инноваторы, способные генерировать новые идеи как на стадии
НИОКР, так и в ходе создания и реализации новшеств; обеспечивать постоянные коммуникации; аккумулировать различные виды информации и
распределять ее в организации; формировать условия для продвижения новых идей.
Таким образом, с учетом особого значения мотивационных процессов
в инновационной деятельности, проблема мотивации труда инноваторов приобретает в настоящий момент огромное значение для практической работы по управлению человеческими ресурсами в инновационной сфере.
Изучение
отечественного и зарубежного опыта
проблем мотивации
Сегодня
в системе инновационного управления
человеческими ресурсами в
- создание
благоприятного инновационного
климата и условий для
- организацию подачи и отбора предложений;
- создание мотивирующей системы оценки труда;
- создание
мотивирующей системы
- создание мотивирующей системы постоянного повышения квалификации труда сотрудников;
- создание
мотивирующей системы
- создание
мотивирующей системы
- создание
механизма аккумулирования
- создание
условий для интенсивных
Рассмотрим некоторые из этих факторов более подробно.
Под благоприятным инновационным климатом организации понимается создание в организации комплекса условий, способствующего поисковым усилиям работников в выдвижении и реализации новых идей.
Принято включать в инновационный климат такие параметры как:
- мотивационное
"видение" персоналом фирмы
основных направлений и
- целенаправленные
усилия по выдвижению новых
идей и преодоление
- развитие
творческих способностей
- понимание каждым работником своей роли в общих усилиях по реализации технической стратегии фирмы.
Создание благоприятного инновационного климата и условий для инновационной деятельности в организации, как правило, предполагает: с
одной стороны
выявление и преодоление
Поэтому сегодня менеджмент стремится вооружить инноваторов навыками нешаблонного мышления, суть которого - в смелом поиске нетривиальных решений, неожиданных аналогиях, освобождении от стереотипов.
Цель нешаблонного мышления - выработка новых идей. Для этого разрабатываются специальные программы, приглашаются специалисты для проведения специального тренинга. [20]
Многие передовые
инновационные организации
- инновационная
деятельность постоянно
высшим руководством;
- существует
быстрота и гласность
- процедуры четкого и ясно определены;
- поощряется подача как индивидуальных, так и групповых предложений;
- постоянно приводятся мотивы в пользу выдвижения предложений.
Например, в японских корпорациях очень эффективно аккумулируются
многочисленные мелкие идеи, т.н. "вторичные инновации", не попадающие под категорию изобретений, но дающие очень большой экономический эффект. Было бы целесообразно этот японский опыт использовать в российских инновационных организациях.
Опыт
передовых фирм и проведенное
автором социологическое
Поэтому
требуется специальная
системой оценки труда инноваторов могла бы быть система "Управление
по целям", которая эффективно применяется в передовых фирмах Запада.
Вместе с этим, необходимо изменение принципов оценки труда инноваторов, включающих в себя: уменьшение числа и выделение ключевых показателей оценки работников; введение показателей, характеризующих спрос на услуги инноваторов за пределами организации; усиление для некоторых категорий инноваторов значения таких показателей как объемы
реализации, выход на новые рынки сбыта инновационной продукции; введение в некоторых случаях внешней оценки инноваторов независимыми специалистами.
Признание труда сотрудников, добившихся значительных результатов,
с целью дальнейшего стимулирования их инновационной деятельности, является сегодня обязательным атрибутом инновационного управления.
Признание позволяет людям увидеть себя в роли победителей. Признание является всеобщей потребностью и большинство людей не представляет себе жизни без этого. Признание имеет решающее значение для
сотрудников с точки зрения удовлетворения их внутренних потребностей. Высшая степень удовлетворения сотрудников достигается в результате
признания и оценки их труда. Различают следующие основные пять форм признания в виде:
- материальной компенсации;
- денежного вознаграждения;
- общественное
признание деятельности
- общественное признание деятельности группы;
- личное признание руководства.
Для российских инноваторов наиболее значимо признание в форме материальной компенсации и денежного вознаграждения, но было бы ошибкой полагать, что творческие люди на Западе не беспокоятся о зарплате, например, фирма IBM специально поддерживает средний уровень зарплаты чуть выше, чем у конкурирующих фирм. [21]
Во многих фирмах применяются повышенные ставки за изобретательство (10-25% экономического эффекта в первый год и до 10% в последующий), создаются специальные премиальные фонды из прибыли по новым продуктам, развито участие в прибылях через льготную покупку акций для наиболее ценных работников и т.д.
В целом механизм отбора и премирования инициативных идей и предложений имеет общие черты для всех западных стран:
- финансируется
не система инновационной
- материальное поощрение тесно связано с другими формами поддержки
инноваторов;
- премирование
рассматривается как важнейший
рычаг политики
Западные специалисты отмечают также, что особого внимания требует сбалансированность форм оплаты труда работников НИОКР и маркетинга, которые связаны между собой процессом создания и реализации новшеств.
В свое время были выявлены факты, когда зависимость вознаграждения преимущественно от текущих показателей заставляла службы маркетинга концентрировать внимание на "вчерашних" и "сегодняшних" товарах, а не на продвижении на рынок новых товаров.
Поэтому сегодня многие передовые фирмы осуществляют "мотивационные программы" материального поощрения, призванные ориентировать работников маркетинга на нововведения.
Очень важной
для повышения эффективности
мотивационных процессов в
В этом отношении интересен опыт крупнейшей американской корпорации "Миннесота, Майнинг энд Мэньюфэкчуринг". Руководство ведет последовательный поиск мотивационных резервов инновационной деятельности, вносит существенные коррективы в организационные структуры и схемы развития карьеры. В прошлом для персонала НИОКР, например, развитие карьеры предполагало повышение лишь в управленческой иерархии. Для многих инноваторов такая карьера не является стимулом к активной инновационной деятельности, а в ряде случаев
переход на управленческие должности может даже свести на нет творческий потенциал инноватора. Поэтому для расширения возможностей индивидуального роста в корпорации внедрена система "двойной лестницы", или "двух направлений в карьере" (в зависимости от индивидуальных способностей и предпочтений работника возможно продвижение либо по административной или по научно-инженерной линии).
Практика показывает, что в одном лице редко уживаются качества "генератора идей" и администратора. Поэтому при разработке альтернативных организационных схем развития карьеры создаются дополнительные титулы и звания, вводятся оригинальные шкалы балльных оценок.
"Двойная
лестница" предполагает возможность
альтернативного продвижения
Ключевые условия данного механизма - гибкость и индивидуальный подход к работнику, увязка продвижения, мотивации, делегирования полномочий инноваторам. [20]
Еще одним
фактором, влияющим на эффективность
мотивационных процессов в
большее значение приобретает взаимодействие работников в промышленном
освоении и рыночной реализации новшеств, когда необходима ориентация
на решение "сквозных" задач и хорошая обратная связь (пример несбалансированности оплаты труда работников НИОКР и маркетинга).
Важное значение в развитии коммуникаций имеет преодоление "синдрома эгоизма" владельцев идей. Считается, что обмен передовыми идеями приводит к накоплению инновационного потенциала и выявлению эффективных решений на различных направлениях инновационной деятельности.
Не менее
важное значение имеет поддержание
неформальных коммуникаций (поощрение
незапланированных деловых
т.п.), поскольку сегодня большого успеха в инновационной деятельности
достигают фирмы,
располагающие целой сетью
Именно
по этой причине крупные компании
стимулируют участие