Совершенствование использования мотивационных инструментов в инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом при введении инновации в организацию. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а, следовательно, и методов мотивации.
Главная цель мотивации в инновационном процессе заключается в том, что бы побудить каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Смысл мотивации в инновационном процессе 6
Глава 2 Формирование современных механизмов мотивации и стимулирования труда 13
Глава 3 Рекомендации по совершенствованию мотивационных процессов
в инновационной сфере 26
Заключение 36
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

работа мотивация инновац.деят-ти.docx

— 76.35 Кб (Скачать файл)

Достаточно  мотивирующим фактором для инновационной  деятельности оказывается поощрение "интрапренерства" (внутреннего предпринимательства), когда сотруднику, имеющему ценную идею, после предварительного анализа дается практически полная свобода в подборе группы единомышленников и в распоряжении специального выделенными "под идею" ресурсами. При этом на него и группу возлагается полная ответственность за конечные результаты работы.

Расширение  свободы инноваторов означает большие возможности для

маневра материальными  и финансовыми ресурсами, а также  для использования части рабочего времени на несанкционированные  инициативные разработки. В передовых инновационных фирмах действует корпоративное "правило 15%", которое официально разрешает новаторам использовать до 15% рабочего времени на разработку собственных идей и проектов, не включенных в планы. Опыт показывает, что это правило в значительной степени мотивирует инновационную деятельность работников.

Увеличение  потока идей и предложений, выдвижение нестандартных

альтернативных  решений не исключает появления  ошибок в инновационной

деятельности. Поэтому сегодня во многих компаниях  признается право

на ошибку. В некоторых фирмах для повышения  степени обучаемости и способности к риску в инновационной деятельности разрабатываются даже специальные концепции "идеальной неудачи".

Не менее  важным оказался фактор формирования системы стимулирования и мотивации  инновационной деятельности отдельных  исследований и их групп, находящихся  вне пределов "классических организаций".

Российским  примером может служить работа по созданию научно-технической продукции  по договорам, научная деятельность по совместительству работниками высшей школы, издательская и изобретательская деятельность вне места основной работы, различного рода консультационная деятельность. Основное место работы в этом случае может и вообще отсутствовать. В качестве его "заменителя" могут  выступать различные неформальные группы, научные общества, которые  нередко формируются вокруг одной  или нескольких инновационных организаций  традиционного типа.

Итак, современный  менеджмент активно использует разнообразные  мотивационные программы активизации  инновационной деятельности. Реалистично  оценивая возможности таких программ, менеджеры ни от одной

из них  не ждут, что она будет эффективна вечно. Поэтому налицо стремление иметь  под рукой различные наборы стимулирующих  инструментов.

Безусловно только одно, что эти мотивационные программы будут эффективны в тех случаях, когда они увязаны между собой и целенаправленно используются для поддержки инноваторов и инновационного климата в организации. 

Сегодня проблемы управления процессами исследований, разработок и

внедрения конкурентоспособных  нововведений требуют переосмысления

роли и  места научно-технической деятельности в системе рыночного хозяйствования, построение новых моделей ее организации. Необходимо преобразование бывших отраслевых НИИ в инновационные фирмы, которые  должны стать полноценными субъектами рынка научно-технической продукции. Нельзя забывать, что успех преобразования зависит, с одной стороны, от степени  подготовки ученых и инженеров к  инновационной деятельности, а с  другой - от того насколько верно  менеджеры выявят их мотивацию к  инновационной деятельности и сумеют их правильно стимулировать.

В заключении следует отметить, что сегодня в России отсутствует

национальная  стратегия инновационной деятельности как составной части

национальных  приоритетов научно-технической  политики и ее законодательного обеспечения  на федеральном уровне.

Необходима  разработка комплекса социально-организационных  и законодательных основ, регулирующих инновационную деятельность, где  была  бы предусмотрена соответствующая  поддержка и стимулирование труда  специалистов, занятых инновационной  деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Россия, значительно отстав в своем развитии от высокоразвитых стран, только подходит к осмыслению инновационного процесса как необходимого

условия дальнейшего  развития экономики на основе рыночных отношений.

Большинство ученых в своих исследованиях  ориентируется на первую модель инновационного процесса, модель "технологического толчка", зарождающегося в сфере науки, а завершающегося в сфере потребления, вызывая в ней прогрессивные изменения.

До сих  пор в России материализация результатов  науки не отнесена к числу приоритетных. Только недавно впервые в проекте  федерального

Закона "О  науке и государственной научно-технической  политике" применено понятие "инновационная  деятельность". Тем не менее, даже это первое признание нынешнего  этапа науки инновационным должно повлечь за собой смену приоритетов  и соответствующую государственную  поддержку.

Сегодня в России инновационная деятельность, как сознательный, целенаправленный труд людей по созданию новшества  и распространению

его в хозяйственной  системе, осуществляется как в рамках сложившихся

традиционных  структур (НИИ, НПО, НТК), так и в  рамках организаций инновационного предпринимательства (технопарки, малые  инновационные,

венчурные, консультационные и внедренческие  фирмы, бизнес-инкубаторы).

Ключевую  роль при этом играют специалисты, занятые  инновационной еятельностью (инноваторы). К характерным чертам инноваторов можно

отнести способность  активно участвовать в процессе создания и распространения новшеств на рынке инноваций, действовать  в условиях неопределенности и риска, находить нестандартные решения  проблем, обеспечивать высокую продуктивность и коммуникабельность.

Мотивационная сфера занимает центральное место  в структуре личности инноватора, являясь ее системообразующим элементом. Поэтому

сегодня эффективность  инновационной деятельности зависит  не только от ее организации, интеллектуального  потенциала фирмы, но в значительной степени от того, насколько верно  менеджеры сумеют выявить мотивационные  потребности инноваторов и направить их в русло активизации инновационного процесса.

Деятельность  наиболее продуктивных инноваторов оценивается по критериям "профессионализм", "качество работы", "новизна", "инициативность", однако большинство считает, что системы объективной оценки в их организациях не имеется. Поэтому сегодня требуется специальная разработка или адаптация имеющихся методов оценки труда применительно к организациям инновационной сферы. Наиболее подходящей к условиям инновационной деятельности могла бы быть система оценки труда "Управление по целям".

Также требуется  разработка специальных мотивационных  программ, которые бы в полной мере учитывали потребности российских инноваторов в области вознаграждений, развития карьеры и коммуникативных возможностей.

Наиболее  эффективным механизмом мотивации  труда инноваторов является механизм, основанный на системе подкрепляющего стимулирования. В отличие от традиционного механизма мотивации, основанного на опережающем стимулировании, метод подкрепляющего стимулирования оказывается наиболее адекватным условиям инновационной деятельности. Подкрепляющее стимулирование не требует строгой эквивалентности вознаграждения, а потому и разработки конкретной нормативной базы стимулирования. Оно в большей степени ориентирует работников на уровень

результатов труда, а не на выгодность или невыгодность их; не санкционирует "торговых" отношений  между объектом и субъектом управления; не провоцирует внутриличностного конфликта между долгом и выгодой; формирует отношение к труду как к самоценности, что особенно

актуально для  инновационной деятельности.

Одной из наиболее эффективных систем подкрепляющего стимулирования в инновационной  сфере может явиться т.н. система "положительного подкрепления", которая  основана на позитивном усилении вознаграждения за хорошо выполненную работу.

Метод положительного подкрепления более важен, чем степень  его силы. В первую очередь, он должен быть конкретным, опирающимся на максимально  возможное информационное содержание. Во-вторых, подкрепление должно быть безотлагательным. В-третьих, система механизмов обратной связи должна учитывать достижимость, т. е. система должна вознаграждать  и малые победы. Четвертой особенностью является то, что довольно значительный объем обратных связей происходит в  форме неосязаемого, но чрезвычайно  многозначительного внимания со стороны  высших руководителей фирмы.

И, наконец, регулярное подкрепление теряет влияние, когда становится ожидаемым. Непредсказуемые  и нерегулярные подкрепления работают лучше. Поэтому сегодня руководители российских инновационных организаций  должны отдавать приоритет сочетанию  методов прямой мотивации и подкрепляющего стимулирования, причем система материального  стимулирования, в т.ч. подкрепляющая, не должна строиться исключительно  на основе финансирования всей системы  инновационной деятельности, а в  первую очередь должны вознаграждаться  отдельные идеи и конкретные инноваторы.

Сегодня в системе инновационного управления человеческими ресурсами в качестве узловых проблем мотивации инновационной  деятельности можно выделить целый  ряд приоритетных факторов, а именно:

- создание  благоприятного инновационного  климата и условий для выдвижения  новых идей и предложений;

- организацию  подачи и отбора предложений;

- создание  мотивирующей системы оценки  труда инноваторов;

- создание  мотивирующей системы признания  труда инноваторов;

- создание  мотивирующей системы постоянного  повышения квалификации

инноваторов;

создание  мотивирующей системы профессионального  роста и планирования

карьеры инноваторов;

- создание  механизма аккумулирования новых  идей;

- создание  условий для интенсивных коммуникаций  и др.

Таким образом, современный менеджмент активно  использует разнообразные мотивационные  программы активизации инновационной  деятельности. Реалистично оценивая возможности таких программ, менеджеры  ни от одной из них не ждут, что  она будет действовать вечно. Поэтому налицо стремление иметь  под рукой различные наборы стимулирующих  инструментов. Безусловно только одно, что эти мотивационные программы будут эффективны в тех случаях, когда они увязаны между собой и целенаправленно используются для поддержки инноваторов и инновационного климата в организации.

Существует  определенная рыночная ориентация в  инновационной деятельности российских инноваторов, однако с точки зрения современного инновационного процесса, эта ориентация явно недостаточна и поэтому здесь требуется значительное внешнее стимулирующее воздействие.

Россия  всегда славилась своим творческим потенциалом, однако этот творческий потенциал  долгое время был не востребован, многие российские

идеи были воплощены на Западе. Сегодня развитие инновационной деятельности в России предоставляет возможность проявить себя наиболее творческим людям, но опять  уже среди инноваторов превалирует тип инноватора-изобретателя, который, обладая нестандартным мышлением, занимается постановкой проблем, выявлением на основе переработки большого объема информации перспективных нововведений, направлений перспективных научно-технических проектов.

В России сейчас в большей степени необходимы инноваторы-синтезаторы и инноваторы-аналитики. Первые комбинируют различные идеи и ищут оптимальные пути решения проблем, постановкой которых обычно не занимаются. Здесь особую важность имеют многодисциплинарная подготовка, способность разбираться одновременно и в технических, и в производственных, и в коммерческих вопросах. Вторые ориентируются на создание и производственное освоение конкретных видов продукции. Они связаны с работой по усовершенствованию исходных результатов, лабораторных испытаний, технических доработок.

Требуют сегодня переосмысления и проблемы управления инновационной деятельностью  в рамках сложившихся организационных  структур (НИИ, НПО, НТК).

Необходима  разработка комплекса социально-организационных  и законодательных основ, регулирующих инновационную деятельность, где  была бы предусмотрена соответствующая  поддержка и стимулирование труда  специалистов, занятых инновационной  деятельностью.

 

 

Информация о работе Совершенствование использования мотивационных инструментов в инновационной деятельности