Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:01, курсовая работа
Проблема повышения уровня конкурентоспособности и эффективности предприятий в условиях дальнейшего развития экономики связана, в первую очередь, с разработкой системы управления конкурентоспособностью и эффективностью. Эффективность предприятия определяется отношением результата к затратам, обеспечивающих его применение. Завоевание и удержание конкурентных преимуществ – ключевые факторы успеха предприятия в конкурентной борьбе. Особенной остроты эта проблема достигает в условиях усиления интенсивности конкуренции на отдельных рынках, где от производителей продукции и услуг необходимо постоянно отслеживать изменения спроса, стоимости сырьевых источников, а вопрос рентабельности активов прямо зависит от степени использования новейших подходов в сфере стратегического маркетинга.
Введение
1.1 Конкуренция и предприятие 5
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы 6
1.3 Теоретические основы развития эффективности предприятия 9
1.4 Значение эффективности, ее критерии 12
Раздел 2 Управление конкурентоспособностью предприятия 15
2.1 Комплексная система управления конкурентоспособностью предприятия: сущность и составляющие 15
2.2 Система маркетинговых исследований в отрасли конкурентоспособности предприятия 19
2.2.1 Анализ конкурентной среды 22
2.2.2 Диагностика конкурентоспособности предприятия 26
2.3 Система программирования повышения конкурентоспособности предприятия 30
Раздел 3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности и эффективности предприятия 41
Раздел 4 Совершенствование конкурентоспособности на примере ОАО «Промприбор» 44
4.1 Выявление резервов для повышения конкурентоспособности ОАО «Промприбор» 44
4.2 Пути повышения конкурентоспособности предприятия 48
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Содержание:
Введение
1.1 Конкуренция и предприятие
1.2 Факторы, влияющие на
1.3 Теоретические основы развития эффективности предприятия 9
1.4 Значение эффективности, ее критерии 12
Раздел 2 Управление конкурентоспособностью предприятия 15
2.1 Комплексная система управления конкурентоспособностью предприятия: сущность и составляющие 15
2.2 Система маркетинговых исследований
в отрасли конкурентоспособности предприятия
2.2.1 Анализ конкурентной среды 22
2.2.2 Диагностика
2.3 Система программирования
повышения
Раздел 3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности
и эффективности предприятия
Раздел 4 Совершенствование конкурентоспособности
на примере ОАО «Промприбор»
4.1 Выявление резервов для повышения конкурентоспособности
ОАО «Промприбор»
4.2 Пути повышения конкурентоспособности предприятия 48
Заключение
Список используемой
литературы 58
Введение.
Проблема повышения уровня конкурентоспособности и эффективности предприятий в условиях дальнейшего развития экономики связана, в первую очередь, с разработкой системы управления конкурентоспособностью и эффективностью. Эффективность предприятия определяется отношением результата к затратам, обеспечивающих его применение. Завоевание и удержание конкурентных преимуществ – ключевые факторы успеха предприятия в конкурентной борьбе. Особенной остроты эта проблема достигает в условиях усиления интенсивности конкуренции на отдельных рынках, где от производителей продукции и услуг необходимо постоянно отслеживать изменения спроса, стоимости сырьевых источников, а вопрос рентабельности активов прямо зависит от степени использования новейших подходов в сфере стратегического маркетинга.
Формирование конкурентных отношений способствует созданию развитого, цивилизованного рынка, что включает сферу производства и товарообмена.
Для формирования концептуальных подходов к управлению конкурентными преимуществами характерно множество отличий, которые относятся не только понятийного аппарата, но и практичной базы процесса исследований и анализа рынка.
Особенности конкуренции на разных рынках диктуют специфические подходы к изучению конкуренции в отрасли. Реализация этого подхода возможна путем разработки маркетинговой стратегии с учетом результатов конкурентного анализа, а так же, результатов оценки сильных и слабых сторон предприятия, последовательного мониторинга деятельности ключевых конкурентных игроков в рамках конкурентной отрасли. В этой курсовой, описан системный подход к решению вопроса разработки стратегии повышения конкурентоспособности предприятия с учетом его конкурентной среды, я также способ повышения, эффективности предприятия, описана актуальность поставленной проблемы, ее теоретическая значимость и практическая ценность.
1. Конкуренция и предприятие.
Конкуренция – это
экономическое соревнование производителей
одинаковых товаров на рынке при
помощи как можно большего числа
покупателей и получения
Конкуренция – важный
способ контроля в рыночной системе.
Рыночный механизм предложения и
спроса доводит пожелания потребителей
до предприятия-производителя прод
Рассматривая особенности поведения современных предприятий, в условиях конкурентной среды, необходимо указать на расхождения в поведении малых и больших предприятий. Насколько конкурентоспособны малые предприятия? Могут ли они противостоять большим? Малым предприятиям свойственны много позитивный качеств, которых лишены большие.
Какае же недостатки для больших предприятий? В первую очередь, они не способны уследить за всеми своими товарами и всеми рынками и смотрят на любые изменения как на риск. Большие компании тратят слишком много и слишком быстро. Они не воспринимают инициаторов новых идей особенно, если эти идеи связаны со значительным риском.
На противовес большим компаниям, малые фирмы действуют по принципу «ориентации на нужды». Им жизнено необходимо предлогать рынку что то новое, по этому преимущественное большинство новых товаров появляется именно на малых фирмах. Малые фирмы умеют мыслить перспективно. У них сравнительно небольшие затраты производства на начальном этапе иновационного процесса. Общеизвестная гибкость свойственна малым предприятиям. При неудачи в одной сфере деятельности они могут быстро перейти на другую, более прибыльную. Малые фирмы «терпимы к хаосу» и умеют работать со вкладиками капитала в рискованое предприятие. Тут вкладчик знает, что один успех может сразу окупить много неудач. В крупних фирмах постоянно разрабатываются мероприятия по поводу благоустройства иновационного процесса, потому, что одна неудача может серьезно подорвать все ее благополучие.
Процессы формирования рыночных отношений и конкурентной среды тесно взаимосвязаны. Их взаимосвязь выражается в системе обеспечения конкурентоспособности фирмы.
1.2 Факторы,
влияющие на
Анализ конкурентоспособности фирмы на рынке допускает определение факторов, которые влияют на отношения покупателей к фирме и ее продукции и как результат – смена части рынка фирмы. Все факторы конкурентоспособности можно разделить на внешние и внутренние (рис 1.1).
Фирмы предают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценивания реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мероприятий и средств, за счет которых фирма могла повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетинговых исследований для оценивании конкурентоспособности используют количественные показатели, которые свидетельствуют о степени стабильности фирмы, способности выпускать продукцию в оптимальном объеме и которые пользуется спросом, и кроме этого, обеспечивают фирме получение намеченных и стабильных результатов.
Рис. 1.1 Система факторов конкурентоспособности
Спектр данных показателей
должен охватывать: эффективность производственно-
Кроме того важное значение имеет анализ затрат обращения (величина убыточных затрат к прибыли) с целью выявления не продуктивных затрат во всей системе движения товара от продавца к покупателю.
Качественная оценка допускает использование таких параметров:
Разультаты исследований по приведенным показателям при разработке экономической стратегии фирмы, ее технической и ассортиментной политики. При этом основными условиями обеспечения конкурентоспособности является:
К организаионным мероприятиям, которые повышают уровень конкурентоспособности предприятия , относятся:
- обеспечение приоритетности продукции;
- смену качества изделия и его технических параметров с целью учета требований потребителя и его конкурентных запросов;
- определение приимуществ
товара в сравнении с
- определение недостатков товаров-аналогов, которые выпускают конкуренты;
- изучение мероприятий конкурентов с удовлетворением аналогичных товаров;
- определение и использования
ценовых факторов повышения
- новые приоритетные сферы использования продукции;
- диференциация продукции,
которая обеспечивает относител
- влияние на потребителя,
путем искуственного
1.3 Основы развития эффективности предприятия в теории.
Определение эффективности предприятия – это сложная и многогранная проблема, которая требует новых решений, вызывает дискуссию и разногласия в ее тактике. Оценка эффективности должна имеет особенно большое значение в связи с формированием систем управления объектами, которые работают в новых условиях.
Социальная составляющая эффективности отображает величину и степень удовлетворения потребностей населения. Она допускает определенную радиацию населения на качество, сроки и разнообразие предоставленных услуг, что может оцениваться как в абсолютном измерении, так и в сравнении с другими стандартами.
Экономическая эффективность предприятия допускает не только экономию, но и оптимальные пропорции между тремя направлениями использования средств: на материальное обеспечение и проведение ремонтных работ, на зарплату рабочих и на управление.
Понятие экономической эффективности так же содержит в себе трудовую мотивацию работников, что выражается соотношении численности занятых и фонда оплаты труда. Показатели, которые характеризуют эффективность услуг, имеют тесную связь и обуславливаются с интересами всех их участников. Но эта связь не всегда прямая и однозначная.
Система измерения эффективности функционирования предприятий является достаточно сложной. Она отображает, с одной стороны уровень достижения интересов и целей, а с другой – ее вклад в достижение целей социальной системы более высокого уровня.
Можно использовать оценку со многими критериями, которые базируются на основании разных подходов к измерению эффективности социальных систем, аналогичных предприятию. В ней используются семь основных критериев.
Безусловно, они имеют достаточно обобщенный характер и не учитывают всей сложности предприятия как объекта управления, оценку которого необходимо дополнять показателями социального значения.
Для оценки функционирования предприятий, перечисленные критерии могут быть сгруппированы и конкретизированы с учетом особенностей этой системы.
Выделяют четыре основные, которые отображают главные направления оценки эффективности.
Методы позволяют увидеть все преимущества и недостатки.
Информация о работе Совершенствование конкурентоспособности на примере ОАО «Промприбор»