Совершенствование конкурентоспособности на примере ОАО «Промприбор»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Проблема повышения уровня конкурентоспособности и эффективности предприятий в условиях дальнейшего развития экономики связана, в первую очередь, с разработкой системы управления конкурентоспособностью и эффективностью. Эффективность предприятия определяется отношением результата к затратам, обеспечивающих его применение. Завоевание и удержание конкурентных преимуществ – ключевые факторы успеха предприятия в конкурентной борьбе. Особенной остроты эта проблема достигает в условиях усиления интенсивности конкуренции на отдельных рынках, где от производителей продукции и услуг необходимо постоянно отслеживать изменения спроса, стоимости сырьевых источников, а вопрос рентабельности активов прямо зависит от степени использования новейших подходов в сфере стратегического маркетинга.

Содержание работы

Введение
1.1 Конкуренция и предприятие 5
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы 6
1.3 Теоретические основы развития эффективности предприятия 9
1.4 Значение эффективности, ее критерии 12
Раздел 2 Управление конкурентоспособностью предприятия 15
2.1 Комплексная система управления конкурентоспособностью предприятия: сущность и составляющие 15
2.2 Система маркетинговых исследований в отрасли конкурентоспособности предприятия 19
2.2.1 Анализ конкурентной среды 22
2.2.2 Диагностика конкурентоспособности предприятия 26
2.3 Система программирования повышения конкурентоспособности предприятия 30
Раздел 3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности и эффективности предприятия 41
Раздел 4 Совершенствование конкурентоспособности на примере ОАО «Промприбор» 44
4.1 Выявление резервов для повышения конкурентоспособности ОАО «Промприбор» 44
4.2 Пути повышения конкурентоспособности предприятия 48
Заключение 56
Список используемой литературы 58

Файлы: 1 файл

Управление конкурентоспособностью предприятия и пути ее повышения.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

Фирма должна избрать  оптимальные каналы деления, кроме  того, должно решить: или заключать  ей прямые соглашения на снабжение  с производителями фирм или использовать посредников, или принимать участие  в создании договорных маркетинговых систем и если так. то в каких добровольных объединениях. Это могут быть: розничные торговцы под эгидой оптовиков, кооперативы розничных торговцев; система розничных держателей привилегий под эгидой производителей или горизонтальные маркетинговые системы, которые предусматривают объединение усилий нескольких фирм.

Стратегические направления  коммуникационной политики можно избрать из нескольких вариантов.

Первое направление  сопоставляет задание максимального  охватывания и повторяемости. Проводится либо экстенсивная кампания с целью получения максимальной аудитории, либо интенсивная кампания со стремлением обеспечить наибольшую частоту контакта с относительно небольшой целевой аудиторией за счет максимальной частоты повторения рекламы.

Второе направление связано с непрерывностью или первичностью рекламных действий. Непрерывные коммуникационные усилия, связанные с целью преодоления "забвения", стимулирования потребителей, противостояния действиям конкурентов.

Пульсирующая кампания связана с целью оптимизации процесса учебы покупателей, а также обеспечения деятельности или сезонности влияния при ограниченном бюджете.

Выбор определенного  направления зависит от специфики  товара, от расположения целевой аудитории  к тому или другому каналу рекламы, от частоты покупок, от сезонности продажи, стратегии конкурентов и тому подобное.

Третье направление  касается диверсификации рекламных  каналов.

Диверсификация — это применение многих каналов, чтобы воспользоваться их взаимодополнением, достичь наибольшего охватывания и широкого территориального распространения.

Концентрация- необходимость выбрать те каналы, которые наилучше адаптированы к целевой группе, индивидуализировать компанию и товар, добиться экономии на масштабах.

При этом нужно учитывать  избранную стратегию сегментации. Недифференцированному маркетингу будет отвечать диверсификация. Концентрированному маркетингу — концентрация рекламных каналов.

На второй стадии жизненного цикла предприятия - детства - главной  целью предприятия должно стать  получение кратковременной прибыли. Основным заданием при этом является укрепление положения на рынке. На этой стадии предприятию целесообразно осуществлять такие маркетинговые действия, которые обеспечивают достижение главной цели: использование широкой сети сбыта; обеспечение оптимального уровня цен; проведение эффективной рекламной политики; создание условий для благоприятного восприятия фирмы (компании), ее товаров и услуг; налаживание и усовершенствование взаимоотношений партнеров, которые принимают участие в делении товаров; избежание прямой конкуренции.

На третьей стадии — юности — главной целью предприятия  является ускоренный рост объемов продажи  и прибыли. Основным заданием является увлечение своей части рынка. Маркетинговые действия, которые  обеспечат решение этой проблемы, такие: расширение рынка за счет привлечения новых групп потребителей; дифференциация ассортимента продукции; отбор целевых рынков; создание атмосферы магазину; проведение глубоких маркетинговых исследований.

На четвертой стадии - ранней зрелости - главной целью предприятия является постоянный рост объемов деятельности. На этой стадии предприятие может использовать такие маркетинговые средства: диверсифицировать свою деятельность, то есть осваивать дополнительные направления деятельности; предложить абсолютно новый комплекс услуг (открыть детские игровые комнаты, комнаты отдыха, ресторан, кафе, автостоянки, предоставлять услуги по ремонту и тому подобное); наладить сервисное обслуживание клиентов; расширить ассортимент своих товаров.

На стадии зрелости главной целью должно стать формирование имиджа предприятия и сбалансированный рост предприятия. На этой стадии предприятию следует стремиться к укреплению своего положения на уже освоенном рынке. Для этого необходимо осуществить такие маркетинговые мероприятия: проводить политику товарной вертикальной интеграции; отыскивать новые сегменты рынка; стимулировать более частое потребление товара теми покупателями, которые уже пользуются услугами этого предприятия. Для этого стоит практиковать бесплатное распространение образцов, кредит в разных формах — рассрочка, отсутствие первичного взноса, премии, зачеты, демонстрации товаров.

На стадии старения предприятию  необходимо пытаться сохранить свои позиции, обеспечить стабильность хозяйственной  деятельности. Предприятиям, которые остаются на рынке, целесообразно осуществлять такие маркетинговые действия как: использование интенсивной рекламы и новые формы рекламы; совершенствование ассортимента за счет новых или модифицированных товаров; сокращение расходов обращения; улучшение сервисного обслуживания; снижение цен; совершенствование стимулирования сбыта с помощью поощрения покупателей и продавцов; расширение ассортимента дополнительных услуг.

На этой предпоследней  стадии фирма должна решить для себя: продолжать деятельность на рынке или пойти из рынка. Нужно учитывать расходы на выход из рынка, поскольку они могут быть очень высокими, возможность роста объема продажи товаров при более благоприятной экономической ситуации. Если предприятие примет решение остаться на рынке, то ему нужно усовершенствовать программу маркетинга. При этом предприятие может провести прежнюю маркетинговую стратегию — сохранить прежние сегменты рынка, каналы сбыта, цены, систему стимулирования или же сконцентрировать свои усилия и ресурсы только на наиболее вместительных рынках, в таком случае возможная стадия возрождения.

На последней стадии фирма должна найти дополнительные импульсы в своей деятельности. Она  может найти новых поставщиков  среди местных производителей или  импортеров продукции, стать дилером на правах эксклюзивности наибольших производителей фирм, использовать новые формы продажи и стимулирования сбыта, изменить имидж, ориентироваться на абсолютно новые целевые рынки и т.д.

Разработка комплекса  маркетинга для каждой стадии жизненного цикла предприятия и реализация этого комплекса будут способствовать укреплению конкурентных позиций, повышению конкурентоспособности предприятий розничной торговли.

Завершающим этапом системы  планирования повышения конкурентоспособности предприятия является контроль целей маркетинга в отрасли повышения конкурентоспособности. Контроль организации маркетинга и контроль реализации комплекса маркетинга.

Контроль должен осуществляться систематически, что даст предприятиям розничной торговли возможность своевременно обнаруживать проблемы и употреблять соответствующих мероприятий. Результаты контроля должны быть основой для коррекции маркетинговых целей, внесение изменений к организации маркетинга, пересмотра и последующего совершенствования комплекса маркетинга на предприятии.

 

Раздел  3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности  и эффективности предприятия.

 

Система организации  деятельности и обеспечения конкурентоспособности  предприятия включает такие этапы: организация службы маркетинга; укомплектовывание службы соответствующими кадрами; восстановление функциональных обязательств.

Для достижения конкурентных преимуществ можно использовать следующие стратегии достижения повышения конкурентоспособности предприятия.

  1. Стратегия наступления.

В эту стратегию входят десять этапов:  наступление на сильные  стороны конкурентов, наступление  на слабые стороны конкурентов, многоплановое наступление, захват стратегических высот, партизанское нападение, предупреждающие действия.

-  Наступление на  сильные стороны конкурентов. Это действие дает возможность получить часть рынка путем достижения конкурентных преимуществ над сильными сторонами слабых конкурентов, возможность свести на ноль преимущества сильных конкурентов (захват части рынка). Способы реализации: снижение цен, использование сравнительной рекламы, придание продукции качеств, которые являются важными для  потребителей конкурентов. Этот этап возможен для мощных предприятий, которые владеют достаточными ресурсами.

-  Наступление на слабые стороны конкурентов. Назначение: работа с сегментами рынка, которые плохо обслуживают конкурентов или игнорируют их. Способы реализации: заполнение свободных ниш, концентрация усилий на продуктах, где аналоги конкурентов имеют невысокое качество. Предприятия, которые владеют достаточной мощностью для выхода на новые рынки и производства новой продукции, имеют возможность для применения данной стратегии.

-   Многоплановое наступление. Осуществление действий в разных направлениях. Способ реализации: одноразовые действия – снижение цен, повышение интенсивности рекламы, производство новых товаров и другие действия.

-  Захват стратегических  высот. Назначение: получение преимуществ  в новом сегменте, который еще  не сформировался, но обещает  быть перспективным. Способ реализации: действия многопланового наступления. Стратегия возможна для мобильного предприятия с хорошей мощностью.

-Партизанское нападение. Назначение: нанесение неожиданных, узконаправленных ударов по неукрепленным позициям конкурентов. Способ реализации: применение в случае нарушения конкурентами патентного права.

- Предупредительная атака.  Назначение: наращивание производственной  мощности. Способ реализации: действия  по поводу создания таких конкурентных  преимуществ, которые конкуренты  не смогут или побояться осуществить.

2. Защитные стратегии.

-  Укрепление конкурентных  позиций. Назначение: копирование  действий и политики конкурентов.  Способ реализации: минимизация  числа партнеров, увеличение сроков  гарантии, освоение новых технологий. Данная стратегия возможна для средних предприятий, с хорошими ресурсами.

-  Защитная атака. Назначение: проведение в ответ на действия конкурентов политики пропаганды решающих действий. Способ реализации: заявления про намерения держать высокие цели, заявления по поводу планов внедрения новых технологий, резкая и сильная реакция на слабых конкурентов. Возможна для разных предприятий.

3. Стратегия малых  предприятий.

-  Защитная стратегия.  Назначения: для определения и  сохранения части рынка. Способ  реализации: базируется на снижении себестоимости.

-  Стратегия агрессивной  защиты. Назначения: применяются радикальные  действия по увеличению продажи,  повышения прибыли. Способ реализации: снижение цен, интенсивности рекламных  мероприятий.

 Итак, для повышения конкурентоспособности предприятия необходимо выбрать стратегию конкурентных преимуществ и обеспечить реализацию этой стратегии.

Повышение эффективности  и работы предприятия можно достигнуть только путем соединения прогрессивной  техники и технологии с рациональной организацией производства и труда, то есть внедрения менеджмента.

Повышение эффективности  предприятие делиться на несколько  направлений:       - Ресурсное  направление. Это повышение эффективности  использования основных фондов, оборотных  средств, трудовых ресурсов, инвестиционных ресурсов.

- Организационное направление.  В нем заключается повышение  эффективности управления предприятием, внедрение новых методов организации производства, усовершенствования стиля и методов управления, внедрение адаптивных организационных структур.

- Техническое направление.  Повышение эффективности техники:  обновление технической базы, решение  организационно-правовых проблем  предприятия. Повышение эффективности  технологии: внедрение новых ресурсосохраняющих  технологий, строгое придерживание  технологических элементов.

 

 

Раздел 4 Совершенствование  конкурентоспособности на примере  ОАО «Промприбор»

4.1 Выявление резервов для повышения конкурентоспособности ОАО «Промприбор»

 

Повышение конкурентоспособности  предприятия имеет два направления:

первое – завоевание рынков, используя все свои конкурентные преимущества; второе – адаптация и прямая защита отдельных элементов деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.

Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает определение факторов, воздействующих на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли. Данные факторы можно подразделить на: внешние факторы развития экономики страны (меры государственного экономического и административного регулирования; характеристики конкурентной среды; деятельность общественных и негосударственных институтов); внутренние факторы развития предприятия, связанные с потенциальными возможностями самого предприятия по обеспечению своей конкурентоспособности.

Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и сторону ее снижения. Как правило, предприятия осуществляют свою деятельность в различных социальных и экономических условиях, в результате чего уровень использования факторов неодинаков. Неполное использование факторов конкурентоспособности не позволяет реализовать конкурентный потенциал предприятия, что делает необходимым выявление и реализацию резервов повышения конкурентоспособности предприятия.

Информация о работе Совершенствование конкурентоспособности на примере ОАО «Промприбор»