Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:01, курсовая работа
Проблема повышения уровня конкурентоспособности и эффективности предприятий в условиях дальнейшего развития экономики связана, в первую очередь, с разработкой системы управления конкурентоспособностью и эффективностью. Эффективность предприятия определяется отношением результата к затратам, обеспечивающих его применение. Завоевание и удержание конкурентных преимуществ – ключевые факторы успеха предприятия в конкурентной борьбе. Особенной остроты эта проблема достигает в условиях усиления интенсивности конкуренции на отдельных рынках, где от производителей продукции и услуг необходимо постоянно отслеживать изменения спроса, стоимости сырьевых источников, а вопрос рентабельности активов прямо зависит от степени использования новейших подходов в сфере стратегического маркетинга.
Введение
1.1 Конкуренция и предприятие 5
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы 6
1.3 Теоретические основы развития эффективности предприятия 9
1.4 Значение эффективности, ее критерии 12
Раздел 2 Управление конкурентоспособностью предприятия 15
2.1 Комплексная система управления конкурентоспособностью предприятия: сущность и составляющие 15
2.2 Система маркетинговых исследований в отрасли конкурентоспособности предприятия 19
2.2.1 Анализ конкурентной среды 22
2.2.2 Диагностика конкурентоспособности предприятия 26
2.3 Система программирования повышения конкурентоспособности предприятия 30
Раздел 3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности и эффективности предприятия 41
Раздел 4 Совершенствование конкурентоспособности на примере ОАО «Промприбор» 44
4.1 Выявление резервов для повышения конкурентоспособности ОАО «Промприбор» 44
4.2 Пути повышения конкурентоспособности предприятия 48
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Для оценки эффективности предприятия недостаточно ограничиться только экономическими показателями. Экономическая эффективность должна быть дополнена показателями социальной эффективности в виде системы оценивания потребителей предприятия, что придают соответственно к нормам стандартов обслуживания и фактического объема бюджетных средств.
Оценка эффективности функционирования предприятия включает три составляющие: удовлетворение потребностей населения, эффективность работы организации, эффективность управления предприятием как целостным объектом.
Оценка эффективности предприятия необходимо делать по четырем группам показателей: 1. цель, стратегия, политика, ценность; 2. финансы; 3. производство; 4. потребительский результат и экология. Такой подход гарантирует, что не один из критериев оценки не будет упущен.
Важным заданием менеджмента является - эффективность работы предприятий, акционерных обществ, концернов.
Повышение эффективности производства считается основной проблемой в рыночной экономике. Это обусловлено тем, что оно означает рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, необходимых для выпуска продукции, при условии, что от каждого рубля, вложения в производство, будет получена максимальная отдача.
Эффективность в широком значении этого слова означает соотношение между результатом и затратами.
Под эффектом понимают результат
реализации мероприятий, направленных
на повышение эффективности
Эффективность производства - объективная экономическая категория, которая характеризует степень достижения общих и отдельных результатов от оптимального использования всех ресурсов предприятия.
Внедрения новых организационно-технических мероприятий на отдельных стадиях производственного процесса может выявляться разных формах.
За сферой применения рассматривают общую, локальную и частичную эффективность.
По уровню производства эффективность бывает народнохозяйственной, госрассчетной.
Необычайно важно находить такие методы управления, в масштабах от государства к отдельным предприятиям, которые бы обеспечивали совпадение интересов народного хозяйства в целом и отдельных его частей.
Соответственно к объектам его определения, эффективность делят на:
По назначению и методам расчета отличают абсолютную и сравнительную эффективность. Это связано с тем, что в практике экономических расчетов приходиться решать два вопроса:
Экономическую эффективность стоит оценивать с помощью системы обобщающих и частичных показателей (табл. 1.1).
Таблица 1.1 Система показателей оценки эффективности менеджмента.
Общие показатели |
Частичные показатели | ||
Показатели эффективности труда |
Показатели повышения эффективности использования основных фондов, средств и капитальных вложений |
Показатели
повышения эффективности | |
1) рост объема производства
продукции в стоимостном 2) производство продукции на 1 рубль затрат. 3) относительная экономия основных производственных фондов, нормативных средств, материальных затрат, фонда оплаты труда. 4) себестоимость. 5)рентабельность. 6) доход. |
1) темпы роста продуктивности труда. 2) частица увеличения
производства продукции за 3) экономия численности работников 4) снижение трудоемкости изделий. |
1) фондоотдача – производство
продукции на 1 гривну среднегодовой
стоимости основных 2) производство продукции на 1 рубль среднегодовой величины нормированных оборотных средств. 3) прирост оборотных средств относительно прироста товарной продукции. 4) отношение прироста прибыли капитальных вложений, которые его обуславливают. 5) весомые капитальные вложения на единицу новой производственной мощности на 1 рубль прироста продукции. 6) термин капитальных
вложений – отношение их к
сумме прироста полученной |
1) материальные затраты на 1 рубль товарной продукции. 2) затраты важных материальных
ресурсов в натуральном 3) отношения темпов прироста материальных затрат к темпам прироста товарной продукции |
Раздел 2 Управление конкурентоспособностью предприятия
2.2 Система маркетинговых исследований в отрасли конкурентоспособности предприятия.
Система маркетинговых
исследований в отрасли
Система маркетинговых
исследований в отрасли
Графическое изображение системы представлено на (Рис. 2.2). Чтобы определить взаимосвязь этапов и последовательность их осуществления, необходимо руководствоваться блок-схемою процесса маркетинговых исследований в отрасли конкурентоспособности предприятия (Рис.2.2).
Из (Рис.2.2) видно, что первостепенное значение имеет формирование информационного обеспечения, поскольку такое обеспечение является базой для реализации всех других этапов этой подсистемы.
Формирование информационного обеспечения предусматривает:
выбор источников информации с помощью использования как новых, так и традиционных источников информации; выбор методов сбора информации путем использования комбинации кабинетных и полевых исследований; систематизацию данных и получения необходимой информации;
обработку и передачу информации руководству и заинтересованным лицам предприятия.
Такую блок-схему процесса маркетинговых исследований целесообразно разрабатывать на каждом предприятии, поскольку ее использование обеспечивает последовательность маркетинговых исследований в отрасли конкурентоспособности предприятия.
Кроме того, нужно создавать и широко использовать компьютеризованные информационные системы маркетинга (банк данных, банк моделей, банк статистических процедур обработки данных, банк коммуникационных процедур). Обычно функционирование информационных систем маркетинга должно сопровождаться их постоянным усовершенствованием, созданием интегрированных систем маркетинговой информации, что оказывает помощь в решении проблем предприятия, в частности повышение его конкурентоспособности.
Все это от предприятий требует определенных расходов времени и средств. Выходом для них было бы пользование услугами информационных центров. Однако создание информационной инфраструктуры (каналов связи и центров коммутации; центров, которые обрабатывают информацию и предоставляют информационные услуги; баз данных и знаний; систем сбора и обработки информации, сервиса) есть объективной необходимостью, так же как и формирование информационного рынка.
Формирование информационного обеспечения для СМДК | |
Новые источники информации: • специализированные банки данных • консалтинговые центры • телевидение и радио • информация от специальных агентов • рекламные агентства • внутренняя Информация |
Традиционные источники: • периодическая и специальная литература • материалы конференций • рекламные проспекты • каталоги • статистические источники • законы, приказы, постановления и др. нормативные материалы |
Методы сбора информации | |
Кабинетные исследования: • изучение источников информации • изучение отчетности предприятий — конкурентов по вопросам сбыта товаров, состояния и уровня товарных запасов, ценовой политики, ассортимента товаров • изучение каталогов конкурентов • изучение разных справочников |
Полевые исследования: • панельные опросы • анкетирование • экспертные оценки • эксперименты по вопросам качеств, рекламы, упаковки товаров |
Обработка информации: • использование экспертных методов использование аналитических методов • объединение экспертных и аналитических методов |
Передача обработанной информации лицам, ответственным за разработку стратегии и тактики предприятия: • создание сведенных таблиц • углубленный анализ обнаруженных проблем конкуренции |
Обработка информации: • использование экспертных методов • использование аналитических методов • объединение экспертных и аналитических методов |
Обобщение результатов исследований для разработки стратегии конкурентных преимуществ и выбора маркетинговых средств повышения конкурентоспособности предприятия: • анализ конкурентной среды • сравнительные исследования конкурентов • диагностика конкурентноспособности предприятия |
Рис. 2.2 Блок-схема процесса маркетинговых исследований в отрасли конкурентоспособности предприятия
Системам, которые обслуживают
информационный рынок, то есть информационному
маркетингу, за рубежом придается
очень большое значение, а эффективность
управления предприятием, как правило,
отождествляется с
Своевременное формирование необходимого информационного обеспечения предопределяет качества осуществления других элементов:
2.2.1 Анализ конкурентной среды
Любая компания, независимо
от своих масштабов, действует в
конкурентной среде.
Целесообразно начать изучать конкурентную
среду еще до начала деятельности – на стадии разработки бизнес-идеи и создания
предприятия - и заниматься этим непрерывно.
Только в этом случае есть шанс занять
на рынке свою нишу, удержаться в ней и
успешно развиваться.
Одной из основных методик анализа конкурентной
среды являются т.н. «Принципы пяти сил
Портера». Названная в честь автора, профессора
Гарвардского Университета Майкла Портера,
разработавшего ее в 1979 г., методика включает
следующие направления:
Каждое из направлений позволяет
определить степень «привлекательности»
или рентабельности бизнеса на данном
этапе. Например:
Информация о работе Совершенствование конкурентоспособности на примере ОАО «Промприбор»