Совершенствование методов управления в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в совершенствовании методов управления в условиях рыночных отношений. В соответствии с этой целью необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить понятие, сущность и значение методов управления в условиях рыночных отношений;
- рассмотреть классификацию методов управления;
- проанализировать методы управления на предприятии ОАО «Магазин «Путейный»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В
УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………………….....5
1.1.Понятие, сущность и значение методов управления в условиях
рыночных отношений………………………………………………………….…5
1.2. Классификация методов управления…………………………………..……9
2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА
ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «МАГАЗИН «ПУТЕЙНЫЙ»…………………………14
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
ОАО «Магазин «Путейный»……………………………………………………14
2.2. Характеристика методов управления на ОАО «Магазин «Путейный»…18
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
В ОАО «МАГАЗИН «ПУТЕЙНЫЙ» В УСЛОВИЯХ
РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………….…………….29
3.1. Разработка мероприятий по устранению проблем в структуре
управления персоналом в ОАО «Магазин «Путейный»………………………29
3.2. Мотивация сотрудников в ОАО «Магазин «Путейный»…………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...38
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Совершенствование методов управления в условиях рыночных отношений.docx

— 147.76 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЧУО «БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ»

 

Кафедра экономики

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент»

 

на тему: «Совершенствование методов управления в условиях рыночных отношений»

 

 

               Выполнила

Студентка 5 курса,

 Экономико-правового факультета

заочного отделения

специальности

«Экономика и управление

на предприятии»_____________________________________

(подпись  студента)

 

 

Проверил:

Доцент _____________________________________________


 

 

 

 

 

 

Минск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1.ТЕОРЕТИЧЕКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В

УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………………….....5

1.1.Понятие, сущность и  значение методов управления  в условиях 

рыночных отношений………………………………………………………….…5

1.2. Классификация методов  управления…………………………………..……9

2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА

ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «МАГАЗИН «ПУТЕЙНЫЙ»…………………………14

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

ОАО «Магазин «Путейный»……………………………………………………14

2.2. Характеристика методов управления на ОАО «Магазин «Путейный»…18

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

В ОАО «МАГАЗИН «ПУТЕЙНЫЙ» В УСЛОВИЯХ

РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………….…………….29

3.1. Разработка мероприятий по устранению проблем в структуре

управления персоналом в  ОАО «Магазин «Путейный»………………………29

3.2. Мотивация сотрудников в ОАО «Магазин «Путейный»…………………31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35

СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ……………………………...38

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые  на нем. Именно поэтому, современная  концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана  с управлением кадровой составляющей производства - персоналом предприятия. Переход страны на рыночные отношения  в корне изменил концепцию  управления персоналом, выбор средств  и методов практической реализации задач управления персоналом в целях  повышения эффективности производства как условия конкурентоспособности  предприятия. Все большее значение начинает приобретать социальная направленность в кадровой работе, смена акцентов в кадровой политике на учет интересов работника, повышение мотивированности труда, как условия более высокой его результативности. Новые экономические условия предполагают использование не только новых теоретических посылок, но и новой технологии самой работы с кадрами. Формирование, развитие и использование трудового потенциала работника и коллектива предприятия все в большей мере должны строиться на плановой основе. В этой связи возрастает роль кадрового планирования, его информационного обеспечения.

В системе управления велика роль руководящий кадров, так как  от них зависит выбор и применение тех или иных методов управления, хотя как система, так и кадры  не свободны в их выборе. Вместе с  тем в управлении ключевой фигурой  остается человек, лицо, принимающее  решение. Особенно важно названное  обстоятельство в современных условиях. Оно, по сути, приобретает решающую роль, когда созревают объективные  предпосылки.

Практика свидетельствует  о том, что многим руководителям  не хватает знаний и умений наладить контакты, организовать взаимодействие с другими учреждениями, гибкости в использовании наиболее действенных  методов и форм при формировании правильных взаимоотношений в коллективе, а тем более в условиях чрезвычайных ситуаций.

Объектом исследования в  курсовой работе является ОАО «Магазин «Путейный».

Предмет исследования – совершенствование методов управления в условиях рыночных отношений.

Цель данной курсовой работы заключается в совершенствовании методов управления в условиях рыночных отношений. В соответствии с этой целью необходимо выполнить следующие задачи:

- изучить понятие, сущность и значение методов управления в условиях рыночных отношений;

- рассмотреть классификацию методов управления;

- проанализировать методы  управления на предприятии ОАО  «Магазин «Путейный»;

- рассмотреть характеристику  методов управления на ОАО «Магазин «Путейный»;

-разработать мероприятия по устранению проблем в структуре управления персоналом в ОАО «Магазин «Путейный»;

- пути совершенствования  мотивации сотрудников в ОАО «Магазин «Путейный».

Эта проблема на сегодняшний  день очень актуальна в связи  с омоложением не только подчиненного личного состава органов внутренних дел, но и руководящих кадров системы.

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

1.1.Понятие, сущность  и значение методов управления  в условиях рыночных отношений

 

Метод означает способ, образ  действий, путь, ведущий к чему-либо. Поэтому вопрос о методах управления - это по существу вопрос о способах его осуществления. Следовательно, метод управления - способ организующего  воздействия субъекта на конкретный объект управления, с помощью которого достигаются цели, решаются поставленные задачи. При этом непосредственное содержание метода управления может  быть установлено лишь всвязи с объектом его приложения, поскольку метод - это всегда некоторое, стоящее на субъективной стороне средство, через  которое оно соотносится собъектом.

В процессе управления решаются как традиционные, так и новые  задачи. При решении традиционных задач проблем подбора методов  управления, как правило, не возникает, ими овладевают в результате обучения, приобретения опыта работы. Проблемы возникают при решении новых  задач. Возникновение любой такой  задачи влечет за собой, как правило, необходимость соответствующей  перестройки в организации системы  управления, мобилизации сотрудников  на решение данной задачи, координации  работы всех звеньев системы, создания заинтересованности людей в качественном и своевременном достижении положительных  результатов. Все это обеспечивается разнообразными методами. Руководитель, например, при постановке новой задачи может издать соответствующий приказ, определить систему материальных и  иных стимулов, обеспечивающих своевременное  и качественное решение задачи, а  также установить соответствующие  санкции за невыполнение работы, провести необходимую агитационно-пропагандистскую и воспитательную работу и т.п., т.е. использовать административные, экономические, идеологические и другие методы управления.

Эффективность того или иного  метода зависит также от ситуации, в которой он применяется. Методы и средства, которые с успехом  применимы в среде с относительно низким уровнем квалификации работников, окажутся неэффективными в коллективе, состоящим из людей с широким  кругозором, эрудированных, инициативных. Даже в одном и том же коллективе одни подчиненные испытывают потребность  в независимости, самостоятельности, другие любят, чтобы их водили за руку. Одним достаточно просьбы, совета, чтобы  выполнить то или иное задание, другим нужен только приказ начальника. Для  руководителя очень важно правильно  не только выбрать, но и сочетать методы управления, учитывая деловые и личные особенности подчиненных, состав коллектива, его нынешнее и завтрашнее социально-психологическое  состояние.

Методы управления не только применяются руководителями, но имеют  и обратное воздействие. Они участвуют  в формировании руководителей. Нередко  можно встретить ситуацию, когда  сформировавшиеся в условиях преобладания каких-нибудь одних методов руководители или кадры аппарата управления постепенно становятся носителями только этих методов, пытаются их сохранить, всячески препятствуя  внедрению новых, более совершенных  методов управления.

В настоящее время на методы управления оказывает значительное влияние научно-технический прогресс. По своей сути, он насыщает методы управления достижениями науки и техники, позволяет  широко внедрять наиболее прогрессивные  организационные формы управления, создает возможность маневрировать  материальными, трудовыми, финансовыми  и другими ресурсами, помогает решать проблему как подбора кадров для  управленческой деятельности, их подготовки и переподготовки, так и должного материального обеспечения этого  важного вида деятельности.

Все применяемые для решения  конкретной задачи методы управления тесно связаны между собой, дополняют  друг друга, используются в органическом единстве. Например, любое административное решение, принимаемое руководителем, должно подкрепляться экономическими ивоспитательными методами. Искусство  руководителя состоит в том, чтобы  из всего арсенала методов управления выбрать наиболее действенные, надежно  ведущие к цели, составить гибкую комбинацию этих методов, отдавая в  зависимости от ситуации предпочтение в одних случаях экономическим, в других - административным, в третьих, - социально-психологическим. Правильное, разумное сочетание различных методов является одним из важнейших направлений совершенствования управления на современном этапе.

Набор методов социального  управления не может быть чем-то исчерпывающим, раз и навсегда данным. Система  этих методов постоянно развивается  и совершенствуется. В процессе общественно-исторической практики постоянно вырабатываются все новые и новые методы.

Методы управления находятся  в диалектическом единстве с целями управления. Цель обусловливает специфику  использования методов, выбор методов  в известной степени определяет реальность достижения поставленных целей. Но, с другой стороны, методы показывают, каким образом достигаются цели управления. Методы определяют качественную сторону управления. Их совершенствование  означает улучшение управления.

Для правильного понимания  методов управления, четкого разграничения  с другими управленческими категориями  необходимо представить соотношение  рассматриваемых методов с методами теории управления, принципами, формами  управления.

Методы управления, как  уже отмечалось, связаны с управленческой деятельностью, с их помощью достигаются  практические цели управления. Методы же теории управления являются инструментарием  науки, с помощью которой добиваются новые теоретические знания. Нельзя сказать, что эти две группы методов абсолютно не пересекаются. Вполне возможно, что какие-то методы, например, социологические, могут оказаться общими и для той и другой группы, но целевая их направленность и содержание различны.

Принципы управления имеют  основополагающий, фундаментальный  характер и представляют собой базу и методов и всего содержания управления. Принципы управления ближе  к социальным, экономическим и  иным закономерностям управления, так  как формулируются субъектом  управления прежде всего исходя из их сути. Но проявляются, реализуются принципы в методах управления. Причем выбор методов управления предполагает альтернативность, т.е. возможность применения того или иного метода в зависимости от воли субъекта управления. Однако совокупность используемых методов управления должна соответствовать принципам управления. В противном случает провозглашенные принципы останутся лишь декларацией, что неминуемо скажется на эффективности управления.

Методы управления представляют своеобразную абстракцию, некую возможность  действия в процессе управления. Само же управление всегда осуществляется в конкретных формах. Форма - это  то, посредством чего абстрактная  возможность метода получает выражение, реализуется практически. Форма  есть выражение сущности метода. Как  правило, любой метод реализуется  в формах, которые с определенной долей условности могут быть отнесены к правовым, организационным, либо организационно-техническим. Так, любой метод, применяемый в процессе управления при наличии в системе отношений подчинения, субординации обычно проявляется как в императивной (приказной), так и в организационной и организационно-технической формах. Императивное начало реализуется в различных правовых формах: планах, приказах, распоряжениях и т.д., организационное - находит выражение в формах инструктирования, инспектирования, проведения совещаний, распространения передового опыта и т.д. При этом выбранные правовые и организационные формы реализуются благодаря проведению большого объема технической работы по подготовке документов, их регистрации, передаче исполнителям и т.д., т.е. использованием организационно-технических форм. Таким образом, с помощью правовых форм юридически закрепляются соответствующие действия субъекта управления, а с помощью организационных и организационно-технических - обеспечивается его организующая деятельность по претворению в жизнь принятого решения.

Методы решения задач, стоящих перед любой системой управления, должны строго соответствовать принципам деятельности этой системы и сочетаться с методами познания (анализа) проблемы, методами выбора пути решения задачи (планированием, разработкой комплексной программы) и методами непосредственной организационной деятельности по направлениям работы служб и подразделений.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что метод  управления – это отражение механизма (способа, приема, формы) управленческой деятельности, которая направлена на создание правил и (или) условий надлежащего  исполнения поставленных задач в  соответствии с принципами управления.

 

    1. Классификация методов управления

 

Правильное понимание  единства и взаимной связи методов  управления, их классификация важны  для познания сущности и условий  более эффективного их использования.

В литературе можно найти многообразие различных критериев классификации методов управления. Выделяют экономические, организационно-административные, социально-психологические, а также комплексные методы управления. Указываются общие методы управления, относящиеся ко всей системе управления, и локальные, свойственные отдельным ее частям. Также в литературе выделяются методы прямого управляющего воздействия и методы косвенного управляющего воздействия. Существуют и иные виды классификации.

Информация о работе Совершенствование методов управления в условиях рыночных отношений