Совершенствование методов управления в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в совершенствовании методов управления в условиях рыночных отношений. В соответствии с этой целью необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить понятие, сущность и значение методов управления в условиях рыночных отношений;
- рассмотреть классификацию методов управления;
- проанализировать методы управления на предприятии ОАО «Магазин «Путейный»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В
УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………………….....5
1.1.Понятие, сущность и значение методов управления в условиях
рыночных отношений………………………………………………………….…5
1.2. Классификация методов управления…………………………………..……9
2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА
ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «МАГАЗИН «ПУТЕЙНЫЙ»…………………………14
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
ОАО «Магазин «Путейный»……………………………………………………14
2.2. Характеристика методов управления на ОАО «Магазин «Путейный»…18
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
В ОАО «МАГАЗИН «ПУТЕЙНЫЙ» В УСЛОВИЯХ
РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………….…………….29
3.1. Разработка мероприятий по устранению проблем в структуре
управления персоналом в ОАО «Магазин «Путейный»………………………29
3.2. Мотивация сотрудников в ОАО «Магазин «Путейный»…………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...38
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Совершенствование методов управления в условиях рыночных отношений.docx

— 147.76 Кб (Скачать файл)

Примечание. Источник: [бухгалтерская отчетность ОАО “Магазин “Путейный”]

Таблица 2.3.Динамика показателей прибыли ОАО “Магазин “Путейный” (тыс. руб.)

 

Показатели

1-й квартал 2009 г.

Отчетный период

1-й квартал 2010 г.

 

Отчетный период в % к предшествующему периоду

1

2

3

4

1. Выручка (нетто) от  реализации товаров, продукции,  тыс. р

8725

9250

106

2.Себестоимость продукциитыс.р.

5132

5441

106

3. Валовой доход тыс.р.

3593

3809

106

4. Прибыль (убыток) от реализации  тыс.р.

753

824

109

5. Прибыль (убыток) отчетного  периода  тыс.р.

487

539

111

6. Прибыль, остающаяся  в распоряжении предприятия тыс.р.

414

435

105


Примечание. Источник: [бухгалтерская отчетность ОАО “Магазин “Путейный”]

Прибыль от реализации растет быстрее, чем нетто-выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг, то это свидетельствует об относительном  снижении затрат на производство продукции.

Если опережающими темпами  растут расходы, внереализационные  расходы на производство, то это  свидетельствует о снижении прибыли  отчетного периода.

Как видно из табл.2.3. по всем показателям прибыли ОАО “Магазин “Путейный было увеличение. В 1-ом квартале 2010г. выручка выросла на 106 тыс. руб. по сравнению с 1-ым кварталом 2009 года. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, увеличилась на 105 тыс. руб.

 

 

2.2. Характеристика  методов управления на ОАО  «Магазин «Путейный»

 

Административные методы управления на ОАО «Магазин «Путейный» базируются на:

  1. системе законодательных актов страны (государственные законы, указы, постановления, распоряжения и т.д.), утвержденные высшими управленческими структурами, для обязательного применения на территории поселения;
  2. система, разрабатываемых в организации планов, программ, заданий (имеет нормативно-распорядительный характер для всех звеньев и работников данной организации, регламентирует их деятельность, направленную на достижение стоящих перед нею целей и задач и направлена на повышение эффективности их функционирования;
  3. система оперативного управления (включает в себя распоряжения, поощрения, санкции).

Административная деятельность будет облегчена, если имеется общий  план работы организации и схема  выполнения основных работ, отработана процедура принятия и реализации основных видов решений.

Для успешного администрирования  необходима обстановка четкой трудовой дисциплины и высокой ответственности  в организации.

Среди методов экономического воздействия на персонал ОАО «Магазин «Путейный» главное место занимает оплата труда, которая обеспечивает связь между результатами труда и его процессом, отражает количество и сложность труда рабочих различной квалификации.

Это основной мотив трудовой деятельности и денежный измеритель стоимости рабочей силы.

Оплата труда работников на ОАО «Магазин «Путейный» складывается из:

  1. Должностного оклада для руководителей и специалистов;
  2. Доплат за сложность и квалификацию, совмещение профессий, сверхнормативную работу;
  3. Премии за добросовестный труд и т.д.

Кроме того, работникам выплачиваются  компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением  ими трудовых или иных обязанностей.

Компенсации выплачиваются  в следующих случаях:

  1. При направлении в служебные командировки;
  2. При предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
  3. При совмещении работы с обучением и в других случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом и иными Законами.

Социально-психологические  методы управления, являющиеся «методами  убеждения» включают следующую совокупность социально-психологических способов воздействия:

  1. Формирование трудовых коллективов с учетом социально-психологических характеристик людей, способностей, черт характера, темперамента;
  2. Введение системы социального регулирования, которая включает использование договоров, обязательств, установление порядка распределения благ, очередности их получения.

В состав социально-психологических  методов управления работы ОАО «Магазин «Путейный» входят:

- социальный анализ в  коллективе;

- социального развития  коллектива;

- участие работников в  управлении и т.д.

Кадры – это главный  ресурс организации. Каждый работник организации  имеет определенное место в иерархии персонала, с определенными функциями, правами и обязанностями.

В ОАО «Магазин «Путейный», как и во многих организациях, существует множество различных проблем в структуре управления, а также в применении методов управления персоналом.

Проанализировав систему управления ОАО «Магазин «Путейный», выявлены следующие проблемы:

  1. Текучесть кадров.

Текучесть кадров – важный показатель динамики работы и эффективности  управления кадровыми ресурсами  организации.

За 2010 год коэффициент текучести кадров ОАО «Магазин «Путейный» составил 8% (нормальная текучесть кадров составляет 5% в год).

Высокая текучесть кадров – повод для руководителя задуматься. Это проблема – показатель целого ряда проблем, сложившихся в организации. Несмотря на важность проблемы текучести  кадров, в администрации нет программы  сохранения персонала.

Потери от текучести кадров в финансовом выражении очень  высокие, но для руководителей, принимающих  решения, эта проблема не всегда очевидна. Высокая текучесть кадров снижает  эффективность затрат на обучение работников, так как в случае их увольнения эффект от обучения возникает, если увольнение связано с переменой профессии.

  1. Руководители ОАО «Магазин «Путейный» укомплектованы, в основном, из профессионалов прежней административно-командной системы.

При такой системе, кадры  работают по устаревшим методам управления, что влечет за собой авторитарный стиль управления, который использовался  в Советское Время. А также  возникают сложности в работе между зрелыми и молодыми специалистами, хотя значительная их часть освоила  новые функции и успешно работает в условиях демократических преобразований, однако, сегодня нужны руководители совершенно иного профиля. К ним относятся: юристы, экономисты, менеджеры, работники кадровых служб и пр. Поэтому в действиях руководителей по вине отдельной части управленческих кадров имеет место нарушение законов и других нормативно-правовых актов, проявляется неумение профессионально анализировать состояние дел и принимать своевременные решения, контролировать и обеспечивать реализацию намеченных целей.

  1. Мало внимания уделяется социально-психологическим методам управления.

Данные методы управления, играют важную роль при работе с  персоналом и направлены на конкретную личность рабочего и служащего, индивидуальны.

К сожалению, психологические методы, призванные обращаться к внутреннему  миру человека, к его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению, не достаточно развиты и применяемы в ОАО «Магазин «Путейный».

Организационно-распорядительные методы управления занимают особое место в  системе методов управления. Они  включают приемы и способы воздействия  субъекта управления на объект на основе силы и авторитета власти - указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, инструкций. Эти методы устанавливают  обязанности, права, ответственность  каждого руководителя и исполнителя, а также каждого звена и уровня управления. Они обеспечивают в ОАО «Магазин «Путейный» персональную ответственность работников аппарата управления за исполнение воли вышестоящих органов.

Организационно-распорядительные методы управления на предприятии разнообразны. Рычагами воздействия являются регламенты, нормы, инструкции, директивные требования, ответственность и полномочия, приказы, распоряжения, указания.

Выделяют три группы организационно-распорядительных методов: распорядительные, организационно-стабилизирующие, дисциплинирующие.

В ОАО «Магазин «Путейный» их используют комплексно, они тесно взаимосвязаны друг с другом (рис.2).

Распорядительные и дисциплинирующие методы управления всегда используют вместе с организационно-стабилизирующими, обеспечивая регламентирование, нормирование и инструктирование.

Направления их действия следующие:

  • Обеспечение стабильности организационной структуры социально-экономической системы и условий ее функционирования;
  • Подчинение каждого процесса, протекающего в социально-экономической системе.

При этом все организационно-распорядительные методы должны применяться в комплексе, способствуя стабилизации системы.

Организация свойственна любой  деятельности и является средством  выполнения принятых органами управления ОАО решений. Даже экономические  и социально-психологические методы реализуются не сами по себе, а через  организационные мероприятия. То есть в процессе организаторской работы применяются административные методы управления. В ОАО они являются средством осуществления других методов, но они могут иметь и  самостоятельное значение.

 

Рисунок 2.1.

Организационно-распорядительные методы управления

 

 

Организационно-распорядительные методы управления



 

Распорядительные

 

Организационно-стабилизирующие

 

Дисциплинирующие



 


Регламентирование

 

Нормирование

 

Инструктирование



Общеорганизационные -   времени                 предостережение


 Структурные    численности    разъяснение


 должностные    величины     ознакомление


 функциональные    выработки     совет


соотносительности


 

Организационно-распорядительные методы управления - это создание и  использование организационного механизма, а также применение отдельных  способов воздействия, как правило, с использованием соподчиненности  работников и административной власти. Отношения соподчиненности заложены уже в самом построении аппарата управления, делят его на руководителей  и подчиненных. Такие отношения  определяют, кто кому имеет право  давать указания и распоряжения о  том, что, когда и как делать, подкрепляются  обязанностями и ответственностью исполнителей.

Отдельные административные воздействия  различаются по форме и содержанию. Формами являются и административные акты - уставы, постановления, правила, положения, инструкции, приказы, распоряжения, указания, рекомендации. Если экономические методы в основном побуждают, то административные, как правило, заставляют. Их применение есть выражение организационных отношений.

Основой для разработки правильных административных методов являются принципы управления и нормы права, а эффективность их применения определяется научной обоснованностью заданий, решений, нормативов, инструкций и их оптимальным сочетанием с другими методами с учетом требований рыночной экономики.

В ОАО «Магазин «Путейный» организационное регламентирование - это наиболее жёсткий и менее гибкий вид воздействия. Его сущность - это юридическое закрепление общих требований и правил поведения в отношении всех или группы объектов. Этот вид воздействия непосредственно связан с осуществлением принципов управления. Так, основные функции и задачи акционерного общества, требования к построению органов управления, порядок планирования регламентируются Уставом.

Информация о работе Совершенствование методов управления в условиях рыночных отношений