Совершенствование методов управления в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в совершенствовании методов управления в условиях рыночных отношений. В соответствии с этой целью необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить понятие, сущность и значение методов управления в условиях рыночных отношений;
- рассмотреть классификацию методов управления;
- проанализировать методы управления на предприятии ОАО «Магазин «Путейный»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В
УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………………….....5
1.1.Понятие, сущность и значение методов управления в условиях
рыночных отношений………………………………………………………….…5
1.2. Классификация методов управления…………………………………..……9
2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА
ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «МАГАЗИН «ПУТЕЙНЫЙ»…………………………14
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
ОАО «Магазин «Путейный»……………………………………………………14
2.2. Характеристика методов управления на ОАО «Магазин «Путейный»…18
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
В ОАО «МАГАЗИН «ПУТЕЙНЫЙ» В УСЛОВИЯХ
РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………….…………….29
3.1. Разработка мероприятий по устранению проблем в структуре
управления персоналом в ОАО «Магазин «Путейный»………………………29
3.2. Мотивация сотрудников в ОАО «Магазин «Путейный»…………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...38
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Совершенствование методов управления в условиях рыночных отношений.docx

— 147.76 Кб (Скачать файл)

Методы управления – это совокупность способов, приемов, с помощью которых осуществляется воздействие на объект управления, выполняются разнообразные функции управления организацией. Существуют следующие основные виды методов управления:

    • экономические;
    • организационно-распорядительные;
    • правовые;
    • социально-психологические методы управления.

Экономические методы управления представляют собой совокупность стоимостных инструментов воздействия на управляемый объект в целях обеспечения наибольшей экономической эффективности деятельности организации с наименьшими затратами. Они включают:

    • планирование экономических результатов деятельности как способ установления целей, пропорций развития, сроков выполнения тех или иных задач;
    • материальное стимулирование в форме заработной платы, премий, а также санкций за несоответствующее качество или количество труда;
    • нормирование экономических показателей деятельности предприятия как базу для планирования, материального стимулирования и контроля;
    • контроль экономических показателей деятельности как метод сбора аналитической информации.

Организационно-распорядительные методы управления представляют собой совокупность приемов и средств прямого (административного) воздействия на объект управления для выполнения закрепленных за ним функций. Организационно-распорядительные методы управления подразделяются на две группы: методы организационного и распорядительного воздействия.

Организационное воздействие проявляется в формах:

- организационного регламентирования;

- организационного нормирования;

- организационного инструктирования.

Распорядительное воздействие  направляется на контроль и регулирование  деятельности посредством приказов, распоряжений, постановлений и указаний.

Правовые методы управления – это совокупность способов воздействия субъекта управления на объект управления посредством правовых норм, правовых отношений и правовых актов.

Социально-психологические  методы управления представляют собой совокупность приемов и способов социального и психологического воздействия на коллектив и отдельные личности для повышения их трудовой и творческой активности.

В систему социально-психологических методов входят:

- методы социального воздействия,

- методы управления коллективной деятельностью работников,

- методы управления индивидуальным поведением работника.

К методам социального  воздействия относятся: общие собрания работников, участие в работе общественных советов и т. п.

К методам управления коллективной деятельностью работников относятся: формирование структуры коллектива, обмен передовым опытом работы, ведение  рейтингов, проведение конкурсов, торжественных  собраний, вечеров и т. п.

К методам управления индивидуальным поведением работника относятся: стимулирование личной инициативы, личный пример руководителя, уважительное отношение к подчиненному, выдвижение работника в резерв на вышестоящую должность, передача подчиненным отдельных прав руководства и т. п.

Научить тому, как именно нужно управлять, невозможно, но создать  твердую основу для развития собственной  концепции менеджера является делом, которое на сегодняшний момент превалирует  над всеми остальными задачами управленческой теории. Было бы глупо, если бы теоретик или даже самый великий практик  менеджмента стал утверждать, что  управлять нужно так-то, и ни в  коем случае не иным образом.

Не удивительно, что методика управления особенно популярна была советские годы, ведь цели и задачи у всех были почти одни и те же и определялись они одним, единым руководством. И сегодня многие практики требуют от аналитиков конкретных рецептов, спрашивают, что именно нужно сделать  и как осуществить. Частично ответ  на этот вопрос можно дать, и сделать  это представляется возможным лишь благодаря советской теории управления, которая определила и классифицировала методы управления на основе средств  и способов воздействия на объект управления. Основным средством управления здесь выступает власть, как некая  данность, а не процесс. Власть же имеет  свои источники, основными из которых  являются материальные и денежные ресурсы, легитимное право на управление, а  также личностные харизматические  характеристики лидера. С помощью  этих источников субъект управления имеет возможность воздействовать на исполнителей для достижения поставленных целей, причем каждый из них взаимно  дополняет друг друга, поскольку  отдельное их использование абсурдно. Другими словами, на одной стабильной выплате заработной платы организация "далеко не уедет". То же самое  можно сказать касательно использования  других форм воздействия, если они имеют  место превалировать в организации  как доминирующий способ управления.

С другой стороны, методы управления базируются не только на источниках власти, но еще и на потребностях, нуждах, интересах и т. п. исполнителей. Более подробно эта проблема будет рассматриваться в разделе, посвященном мотивации деятельности.

Методы управления должны иметь двустороннюю направленность, учитывая не только стремления менеджеров, но и исполнителей. Поэтому обобщающим методом управления или, точнее, основой  методов управления, должно стать  постоянное изучение работников, тесная связь. Ведь считая всех исполнителей однообразными существами, руководитель погружает в серую массу и  саму организацию. Каждый исполнитель  имеет свои личностные особенности, и совокупность таких характеристик  делает оригинальной каждое предприятие.

Еще один взгляд на методы управления сулит о том, что они являются средством проявления функций менеджмента, и главный вопрос заключается  в том, как именно менеджер должен планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ:

Метод управления - способ организующего воздействия субъекта на конкретный объект управления, с помощью которого достигаются цели, решаются поставленные задачи.

Методы управления представляют своеобразную абстракцию, некую возможность  действия в процессе управления. Само же управление всегда осуществляется в конкретных формах. Форма - это  то, посредством чего абстрактная  возможность метода получает выражение, реализуется практически. Форма  есть выражение сущности метода. Как  правило, любой метод реализуется  в формах, которые с определенной долей условности могут быть отнесены к правовым, организационным, либо организационно-техническим.

Основные виды методов управления является экономические, организационно-распорядительные, правовые и социально-психологические.

 

  1. АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «МАГАЗИН «ПУТЕЙНЫЙ»

 

2.1. Организационно-экономическая  характеристика предприятия ОАО  «Магазин «Путейный»

 

ОАО “Магазин “Путейный” является юридическим лицом. Оно имеет самостоятельный баланс, расчётный счёт в банке, печать со своим наименованием. Предприятие относится к частной собственности. ОАО “Магазин “Лялин” имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Предприятие было создано  министерством торговли СССР в 1983 году в жилом районе Минска, для обеспечения  жителей продуктами питания.

В 1994 году было приватизировано. В 1996 году вследствие банкротства предприятие  было выставлено на продажу, площадь  магазина была куплена и сдана  в аренду, в 1997 г. Арендаторы зарегистрировали ОАО “Магазин “Путейный” и выкупили ранее арендованную площадь. 

Главной целью ОАО “Магазин “Путейный” является обеспечение эффективности использования имущества, достижения наилучших результатов финансово - хозяйственной деятельности.

Для своей цели ОАО “Магазин “Путейный”  осуществляет следующие виды хозяйственной деятельности:

- розничная торговля (продуктами  питания, вино - водочной продукцией)

- предоставление платных  услуг физическим и юридическим  лицам.

ОАО “Магазин “Путейный” осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства Республики Беларусь, Устава и Положения о коммерческой деятельности предприятий.

Хозяйственная деятельность ОАО “Магазин “Путейный” осуществляется на основе производственно - финансовой самостоятельности, на принципах самоокупаемости и самофинансирования и полной ответственности за последствия своей деятельности на основании Положения и Устава ОАО “Магазин “Путейный”

Финансовая деятельность ОАО “Магазин “Путейный” осуществляется в целях увеличения прибыли за счет снижения издержек по закупке, хранению и реализации продукции и повышения качества предоставляемых услуг.

ОАО “Магазин “Путейный”  производит полные и своевременные расчеты с бюджетом в виде платежей: налог на прибыль, НДС, налог на землю, налог на транспорт, налог на воду, коммунальный налог, отчисления на заработную плату, отчисления во внебюджетные фонды.

Большое значение имеет рациональное разделение труда работников  ОАО  “Магазин “Путейный”. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников торгово-технологических операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника. Основными формами разделения труда в магазине являются: функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное.(Приложение А)

Функциональное разделение предполагает обособление отдельных  функций и выделение работников для их выполнения. С учетом этого  признака весь персонал розничного торгового  предприятия подразделяется на  три категории: управленческий, основной, или торгово-оперативный, и вспомогательный.

Управленческий персонал состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическим  и трудовым процессом. Сюда входят руководящие, инженерно-технические работники и служащие – директор (заведующий), заместитель директора (заведующего), администратор, товароведы, заведующие секциями, старший бухгалтер, бухгалтеры, кассир и т.д.

Общее руководство магазином  осуществляет директор (заведующий), он же руководит планово-экономической  работой, занимается подбором кадров и  организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику  безопасности и пожарную безопасность, организует выполнение наказов пайщиков. Ему же подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов.

Заместитель директора (заведующего) магазином руководит коммерческой деятельностью, в его ведении  находятся вопросы организации  технологических операций и хозяйственного обслуживания.

Бухгалтерский аппарат принимает  от материально ответственных лиц  товарно-денежные отчеты, проверяет  и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также  выполняет другие бухгалтерские  операции.

Администратор следит за состоянием выкладки товаров и рекламного оформления торгового зала, за соблюдением правил торговли, принимает решения по претензиям покупателей и т.д.

Товароведы выполняют  основные функции в области коммерческой работы и организации торговли. В  них входят изучение спроса населения  на товары, заключение договоров с  поставщиками и контроль за их выполнением, подготовка претензионных материалов, контроль за состоянием товарных запасов, проверка качества товаров и соблюдение условий их хранения. Они же организуют доставку товаров в магазин, внедряют современные методы продажи товаров и т.д.

Таблица 2.2. Основные финансово-экономические показатели предприятия ОАО “Магазин “Путейный” 2008 – 2010 гг.

№п/п

Показатели

Ед.  изм.

2008

год

2009

год

2010

год

Отклонение

%

абс. знач.

1.

Уставной фонд (акционерный капитал)

тыс. руб.

20540

20954

21385

4

845

2.

Выручка от реализации

тыс. руб.

30192

34048

36248

20

6056

3

Среднесписочная численность  персонала

чел.

112

113

110,5

-2

-1,5

4

Производительность труда

т.руб./чел

69,5

301,3

328

21

58,5

5

Годовой фонд заработной платы

тыс. руб.

7835

8006

8232

5

397

6

Среднемесячная заработная плата одного работника

тыс. руб.

5,7

5,9

6,7

17

1

7

Затраты на один руб. реализации

Коп.

80

81,5

82

3

2

8

Прибыль

тыс. руб.

5930

6254

6548

10

618

9

Рентабельность продаж

%

19,6

18,3

18,1

-7

-1,5

10

Среднегодовая стоимость  основных фондов

тыс. руб.

17454

17632

17968

3

514

11

Себестоимость услуг от продаж

тыс. руб.

24262

27794

29700

22

5438

12

Среднегодовая стоимость  оборотных средств

тыс. руб.

2516

2837

3021

20

505

13

Фондоотдача

руб./руб.

1,72

1,93

2,01

16

0,29

Информация о работе Совершенствование методов управления в условиях рыночных отношений