Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 17:51, курсовая работа
В связи с этим целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности. Для достижения цели дипломного проекта необходимо решение следующих задач:
• рассмотреть понятие и состав муниципальной собственности;
• изучить способы формирования муниципальной собственности;
• установить полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственность;
Введение 3
Глава 1. Муниципальная собственность в российской федерации 6
1.1Понятие и состав муниципальной собственности 6
1.2 Формирование муниципальной собственности 11
1.3 Основные задачи органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью 21
Глава 2. Организация управления муниципальной собственностью 25
2.1 Классификация объектов муниципальной собственности 25
2.2 Ресурсы Октябрьского муниципального района 31
2.3 Общая характеристика муниципальной собственности Октябрьского муниципального района 33
Глава 3. Совершенствование организации управления муниципальной собственностью октябрьского муниципального района 36
3.1 Муниципальная имущественная политика в Октябрьском муниципальном районе 36
3.2 Экономическая эффективность управления муниципальной собственностью 40
3.3 Проблемы и некоторые решения в управлении муниципальной собственностью Октябрьского муниципального района 42
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 53
В своей политике в сфере управления недвижимостью муниципальные образования исходят из необходимости достижения оптимального распределения недвижимого имущества между различными формами собственности - государственной, муниципальной, частной.
В настоящий момент в муниципальных образованиях Октябрьского района то, по состоянию на 01.01.2008г. в муниципальной собственности Октябрьского района находится более 7292 объектов имущества общей стоимостью более 6398,1рублей, в том числе недвижимое имущество (жилые и нежилые здания) более 1900 объектов стоимостью более 1666,3 рублей, движимое имущество (автотехника, оргтехника и прочее) более 5392 объектов стоимостью более 4728,7 рублей.
Всего на территории района зарегистрировано 320 предприятий, учреждений и организаций, в том числе 67 крупных и средних предприятий, 76 малых предприятий. В числе крупных и средних предприятий работают 22 сельскохозяйственных, 16 - промышленных и строительных, 10 - муниципальных и только 2 из них используют имущество муниципального района на праве хозяйственного ведения, это МУП "Автотранспортник" и МУП "Аптека", остальные используют имущество на праве хозяйственного ведения Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района. А также на территории расположены 4предприятия - в сфере торговли и общественного питания.
В Октябрьском районе приоритет отдается такой форме распоряжения муниципальным имуществом, как аренда и продажа земельных участков, это подтверждается прогнозным планом использования муниципальной собственности на период 2007-2011г., представленном в таблице [36] .
Таблица 1 - Прогнозный план по использованию муниципальной собственности
№ п/п |
Источники |
2007 - 2009 гг. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Доходы от: |
|||||||
1 |
Сдачи муниципального имущества в аренду |
908,0 |
298,0 |
300,0 |
310,0 |
320,0 |
330,0 |
2. |
Сдачи земельных участков в аренду |
37200,0 |
12400,0 |
12400,0 |
12400,0 |
12400,0 |
12400,0 |
3 |
Сдачи жилфонда в найм |
209,559 |
69,853 |
69,853 |
69,853 |
69,853 |
69,853 |
4 |
Продажи муниципального имущества, в том числе земельных участков |
1500,0 |
800,0 |
350,0 |
350,0 |
350,0 |
350,0 |
Всего |
177743,118 |
13567,853 |
13119,853 |
13129,853 |
12854,853 |
12864,853 |
|
5 |
Стоимость оценки рыночной стоимости муниципального имущества, планируемого для продажи, государственной регистрации права собственности |
1660,0 |
260,0 |
350,0 |
350,0 |
350,0 |
350,0 |
Анализируя таблицу видно, что планируемый доход от сдачи земельных участков в аренду предполагается не менее 12040000 рублей в год, но эта сумма рассчитана от использования участков, собственность на которые разграничена и муниципальный район является собственником этих участков.
В настоящий момент в муниципальной собственности района находится 231340 тыс. кв. м. земельных участков, из них в аренде 99320 тыс. кв. м., но для того чтобы управление земельными участками было более эффективным необходимо провести следующие преобразования в Октябрьском муниципальном районе:
Эти мероприятия предусмотрено проводить с использованием современных технологий выполнения землеустроительных работ (внедрением полевых портативных компьютеров, навигационных приборов).
Собственником муниципального имущества в анализируемом муниципальном образовании является Октябрьский муниципальный район как юридическое лицо и субъект гражданского права. От его имени функции собственника исполняют представительные и исполнительные органы местного самоуправления, уполномоченные на то Уставом муниципального образования.
Органы местного самоуправления, вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки.
Как всякий ответственный собственник муниципалитет обязан формировать свою имущественную политику, чтобы обеспечить:
Имущественная политика реализуется через местные нормативно-правовые акты.
Основу правового регулирования отношений муниципальной собственности в Октябрьском муниципальном районе составляет Устав Октябрьского муниципального района Пермской области [37] .
Также в Октябрьском районе разработаны и утверждены следующие нормативно-правовые акты, касающиеся управления муниципальной собственностью:
О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Октябрьского муниципального района Пермского края: Решение Земского Собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от 25.09.2008г. №341[38] .
О порядке возмездного приобретения в муниципальную собственность Октябрьского муниципального района Пермского края объектов недвижимости из других форм собственности: Решение Земского Собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от 25.12.2008г. №357.
Об утверждении порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования "Октябрьский муниципальный район: Решение Земского Собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от 27.09.2008г. №343.
Положение о формировании и ведении единого реестра муниципальной собственности Октябрьского района: Постановление главы администрации Октябрьского района Пермского края от 19.09.2005г №68.
О порядке принятия решений о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений в Октябрьском муниципальном районе: Решение Земского Собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от31.05.2007г. №99.
О порядке реализации и списания муниципального имущества Октябрьского муниципального района Пермского края: Решение Земского собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от 25.09.2008г. №342.
О порядке предоставления имущества в аренду: Решение Земского собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от 26.03.2009г. №465.
Об управлении имуществом муниципальной казны Октябрьского муниципального района Пермского края: Решение Земского Собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от 17.07.2008г. №256, и другие нормативные акты.
Как уже было сказано выше, Устав Октябрьского муниципального района имеет высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам органов местного самоуправления и по вопросам регулирования муниципальной собственности базируется на положениях Федерального закона от 6 октября 2003г №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Это свидетельствует о том, что общие принципы регулирования отношений муниципальной собственности на территории Октябрьского муниципального района соответствуют нормам, прописанным в федеральном законодательстве.
Следовательно, особенности управления муниципальной собственностью, присущие данному муниципальному образованию, раскрыть через анализ Устава муниципального образования не представляется возможным. Это возможно при изучении, Решения Земского Собрания Октябрьского муниципального района Пермского края № 341от 25.09.08г. "О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Октябрьского муниципального района Пермского края". Решение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 13.05.2008)"О приватизации государственного и муниципального имущества", статьями 32,60,61,62,67 Устава Октябрьского муниципального района.
В данном решении определено имущество, находящееся в собственности района, к нему относятся:
Так же в положении сказано, что:
Чтобы оценить деятельность органов местного самоуправления с точки зрения её эффективности, необходимо рассмотреть показатели, характеризующие эту деятельность.
В данной работе возьмём данные об исполнении бюджета Октябрьского муниципального района, в котором отражен такой показатель, как неналоговые поступления в местный бюджет от использования и управления муниципальной собственностью.
В 2007 году от использования и распоряжения муниципальной собственностью в бюджет Октябрьского района поступило 8 017 588 рублей, что составило 11,05% от общей массы собственных доходов бюджета;
В 2008 году планировалось поступлений в доходную часть бюджета в размере 7 162 000 рублей, фактически поступило 8 456 778 рублей, что составило 10,3% от общей массы собственных доходов бюджета.
Таким образом, если сравнить два последних года, то в процентном отношении, прослеживается уменьшение неналоговых поступлений в бюджет.
Формирование доходной части районного бюджета от использования муниципального имущества в 2008 году происходило по следующим основным направлениям: доход от сдачи в аренду объектов муниципального жилого и нежилого фонда 716217 рублей; доход от сдачи в аренду земельных участков 7 149 664 рублей; доход от продажи имущества 590 897 рублей.
То есть 85% процентов доходов в бюджет по статье "Неналоговые доходы" поступает от сдачи в аренду земельных участков и 15% процентов - от сдачи в аренду объектов муниципального нежилого фонда и продажи имущества[41] . Если обратится, к таблице прогнозного плана использования муниципальной собственности то можно сделать вывод, что доход от сдачи в аренду земельных участков получен только на 70%, а остальная сумма осталась не взысканной, в связи с неуплатой арендной платы недобросовестными арендаторами. За прошедший год осуществлялась деятельность по упорядочению договорных отношений с арендаторами земельных участков, но в то же время, не удалось существенно снизить величину недоимки по арендной плате, возможно, это связано с несовершенством Российского законодательства, которое не предоставляет достаточных рычагов воздействия на должников. За 2008 год было подано 8 исковых заявлений, на сумму 93500 рублей, фактически была погашенная задолженность в сумме 1900 рублей[42] .
Всё это вполне можно оценить как не эффективное направление использования объектов муниципальной собственности района, поскольку, с одной стороны объекты муниципальной собственности находятся в экономическом обороте, а с другой муниципальный бюджет не дополучает определённый объём финансовых поступлений, при этом, как правило, ежегодных.