Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 17:31, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в проведении исследований и изучении конфликтов в организации, а также методов управление конфликтами. Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
1. Провести анализ научной литературы по исследуемой проблематике;
2. Собрать первичную информацию о деятельности исследуемого объекта;
3. Выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;
4. Разработать рекомендации по оптимизации процесса управления конфликтами на исследуемом предприятии.
Введение
1. Теоретические основы управления конфликтами.
1.1. Характеристика и сущность конфликта.
1.2. Виды конфликтов
1.3. Причины возникновения конфликтов.
2. Последствия конфликтов и принципы разрешения конфликтов
2.1. Способы разрешения конфликтов.
2.2. Межличностные стили разрешения конфликтов.
2.3. Последствия конфликтов.
3. Оптимизация конфликтной ситуации в ООО «Атлант».
3.1. Общая характеристика ООО «Атлант».
3.2. Анализ конфликтной ситуации в ООО «Атлант».
3.3. Разработка эффективного механизма управления конфликтной ситуацией в ООО « Атлант»: создание консультативной службы по решению конфликтных ситуаций.
3.4. Разработка описания способов, приемов и средств общения, обеспечивающих взаимное понимание между психологом и работником
Список используемых источников.
Приложение.
1) материально-техническое,
2) организационно-экономическое,
3) социально-психологическое, теснейшим образом связанное с интеллектом, профессиональными качествами и квалификацией работников, удовлетворением не только их материальных, но и духовных потребностей, психологической и нравственной атмосферой в коллективе.
Каждое из названных направлений
само по себе может быть полем для
конфликтов. Но и их несовпадения, расхождения
в стратегии и тактике
В идеале все должны работать на общий
успех, нее обязаны концентрировать
силы и энергию в одном русле
(эффект «сжатого кулака»). На практике
согласованность достигается не
всегда, наблюдается разрозненность
в действиях (эффект «растопыренных
пальцев»). Структурные подразделения,
впряженные в одну «телегу», нередко
тащат ее в разные стороны, как
в известной крыловской басне. Результат
оказывается меньшим, чем рассчитывали,
а неадекватность усилий становится
поводом для конфликтных
Конфликты организационного порядка питает и неизбежная зависимость одних работников от других, сбои коммуникативных связей при передаче и получении нужной информации. Одно дело — исполнение дисциплины и служебных обязанностей в условиях четкого рабочего ритма, а другое — при неразберихе, хаосе, отсутствии элементарного регламента.
Известно также, что каждый работник, входя в персонал организации как часть целого, имеет свои функции, обязанности и налагаемую ими ответственность. Вместе с тем он должен располагать соответствующими средствами, правами и полномочиями. Все это в совокупности составляет рабочее место — индивидуальное или групповое. Структура его проста, она представлена на рис. 1.3
Рис. 1.3 Схема рабочего места
Все в структуре рабочего места взаимосвязанно. Равновесие элементов должно обеспечиваться уставными предписаниями, технологическими требованиями, надлежащей организацией труда, должностными и иными инструкциями, правилами получения и пользования необходимой информацией. Любое нарушение баланса в этой структуре — уже дыра, через которую на поверхность отношений непременно прорастет конфликт. Недаром еще Анри Файоль — один из основоположников научного менеджмента — настаивал на следующей формуле: определенное место для всякой вещи и всякая вещь на своем месте; определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте.
По установившейся классификации организационный конфликт может стать и следствием нарушения единства распорядительства, когда одному подчиненному дают одновременно указания несколько начальников, или отступления от единства руководства, когда у одного руководителя оказывается излишнее число подчиненных и он не в состоянии непосредственно направлять их работу. Такой конфликт может образоваться также при порочном круге управления, когда неясности и неопределенность в иерархии должностей, в отношении к делу порождают бюрократическую карусель и волокиту, оправдывают привычку отсылать заявителя, клиента от Ивана к Петру и т.д.
Что касается эмоциональных конфликтов,
то большей частью они случаются
в результате либо личностного восприятия
происходящего в группе, коллективе,
либо деформаций во внутри групповом
взаимодействии и отношениях, а также
психологической
Может показаться, что такого рода
конфликты не имеют прямой связи
с работой, которой люди заняты в
своей организации, с исполнением
служебных функций и
Давно замечено, что настроение человека
практически всегда индивидуально
и полностью зависит от его
физического и душевного
Задачу сохранения среди персонала организации ровных отношений часто осложняет разноликость сослуживцев по их устремлениям, распространенность таких типов работников, поведение которых нередко вызывает среди коллег ненужные трения и конфликты. К ним, и частности, можно отнести так называемых неудачников по натуре — людей, фиксирующих свое внимание только на неудачах и промахах; вечных нытиков, которые беспрестанно жалуются, выискивая как явные, так и мнимые поводы для своего недовольства; двуличных карьеристов, стремящихся к продвижению по служебной лестнице, не брезгуя при этом никакими неблаговидными способами в отношении возможных конкурентов; паникеров, что впадают в отчаяние при любом намеке на возникновение опасной ситуации.
Часто недовольство, конфликт в межличностных отношениях могут вызывать и такие казалось бы простые вещи, как манера одеваться или говорить, способ приема пищи или курения, т.е. то, что относится к области вкусов, моды и другим подобным мотивам, вроде бы малосущественным при общении. Невозможность сослуживцев ладить друг с другом обнаруживается в эмоциональных столкновениях личностей с разными чертами характера, взглядами на жизнь и моральными ценностями, особенностями возраста и жизненного опыта. Отмечается, к примеру, усиление конфликтности у людей с более высоким уровнем образования, среди персонала с численным преобладанием женского состава. Сказываются также этнические, национальные черты. Весьма существенна нравственная сторона взаимодействия конкретных личностей, поскольку у некоторых людей свойственные человеку совесть, честь, искренность оказываются придавлены грузом бесстыдства, нахальства и лжи, скрывающей неспособность данного субъекта держать ответ перед своей совестью.
Определенную угрозу таят в себе
остановки в работе, неоправданные
простои. Безделье — это не только
раздолье для праздности, но и источник,
питающий распространение пьянства,
ссор и интриг, ложных слухов и сплетен,
которые большей частью обостряют
напряженность во взаимоотношениях.
Нездоровая морально-психологическая
атмосфера в организации
Социально-трудовые конфликты выходят
на поверхность тогда, когда обнажаются
разногласия в мотивации
Корень зла в подобных ситуациях
кроется либо в действиях администрации,
методах руководителей
Как правило, социально-трудовой конфликт в той или иной мере отражает объективное противоречие, которое лежит в его основе: люди реагируют на изменения обстоятельств, сообразуются с ситуацией. Но не следует умалять значение и субъективных психологических факторов; они в свою очередь воздействуют на ход социальных процессов, на общественное сознание, на разум, чувства, волю людей, преломляются в их потребностях, интересах, ценностях.
Потребности принято трактовать как состояние нехватки чего-либо, что личность, группа, общество в целом стараются восполнить, удовлетворить. Поэтому конфликт потребностей возникает в первую очередь по поводу средств жизнеобеспечения: либо из-за действительной или кажущейся ограниченности ресурсов, либо из-за распределения необходимых благ. В основе такого конфликта лежит прежде всего неудовлетворенность экономическим положением, которое воспринимается как ухудшение в сравнении с привычным уровнем жизни. Наглядное свидетельство реального фона для конфликта потребностей — нынешняя ситуация в России, обнищание значительной части населения страны, ощутимое падение жизненного уровня россиян.
Интерес представляет собой осмысленную
потребность или даже больше того
— осознанный способ ее удовлетворения.
Обычно в интересе соотносятся ожидание
удовлетворения какой-либо значительной
для человека потребности, достижение
цели и возможность их осуществления.
В случае явного расхождения между
ними может наступить
Именно так «работает» механизм
реализации и взаимодействия потребностей
и интересов. Столкновение интереса
личности, группы, общества в целом
с объективными возможностями его
реализации в конкретных условиях социальной
жизни с неизбежностью
Следовательно, конфликт интересов
прочно связан с взаимоотношениями
людей, теми их желаниями и стремлениями,
которые стимулируют
Иными словами, интересы представляют собой не просто удовлетворение жизненных нужд, но и отношение к сложившимся в социальной системе (будь то организация, отрасль хозяйства, государство) нормам и институтам распределения. Конфликт интересов выражает неудовлетворенность социальных групп своим экономическим и статусным положением в сравнении с другими группами. Пример тому — явно заниженная в сегодняшней России оплата и соответственно престижность труда работников бюджетной сферы в сопоставлении с персоналом банков и некоторых других коммерческих структур.
Под ценностями разумеют положительную
или отрицательную значимость для
человека объектов окружающего мира.
Критерии и способы оценки этой значимости
находят выражение в
Так, многие учителя, работники медицинских
и культурно-просветительных
Таким образом, конфликт ценностей
сталкивает противоположные интерпретации
социальных связей и целей. В силу
этого он проявляется не только в
интеллектуальной и духовно-нравственной
областях, но также как апелляция
к материальным потребностям, ориентация
на социально-экономические
Любой конфликт в организации есть прямой результат накопления неудовлетворенности существующим положением, возрастания противоречий, обострения социальной напряженности. В Российской Федерации общими факторами такой напряженности в настоящее время, в частности, выступают: недовольство ходом и результатами реформирования экономики; большие социальные издержки внедрения рыночных отношений, включая неудовлетворительное состояние социальной инфраструктуры предприятий и регионов; административный и правовой беспредел; рост преступности и признаки нравственной деградации. Дополнением к этому могут служить условия, свойственные той или иной отрасли хозяйства, региону страны или конкретной организации.
2. Последствия конфликтов
и принципы разрешения
2.1 Способы разрешения конфликтов
Существует множество способов разрешения конфликта, которые используются в зависимости от особенностей конкретной конфликтной ситуации, психологических особенностей «арбитра» - лица, разрешающего конфликт, а также от других факторов. Каждый из этих способов имеет и преимущества, и недостатки, хотя можно утверждать, что среди них есть более и менее приемлемые. Рассмотрим эти способы подробнее.
Информация о работе Совершенствование процесса управления конфликтной ситуацией в организации