Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 12:09, дипломная работа
Цель выпускной аттестационной работы: анализ существующих методов мотивации и разработка эффективных методов мотивации персонала МКОУ Ворот-Онгойская ООШ.
В ходе исследования были сформулированы и рассмотрены следующие задачи:
проанализировать наиболее известных форм и методов мотивации;
осуществить анализ существующих методов мотивации персонала МКОУ Ворот-Онгойская ООШ;
разработать рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления персоналом
Управление персоналом. Мотивационные стратегии и методы……………………………………………………………………….6
1.2 Способы повышения мотивации персонала…………………..….. 15
Глава 2. система стимулирования и мотивации МКОУ Ворот-Онгойская ООШ
2.1 Результаты исследования мотивации труда педагогов МКОУ Ворот-Онгойская ООШ…….………………………………………………………23
2.2 Совершенствование системы мотивации труда персонала МКОУ Ворот-Онгойская ООШ……...………………………………………………….32
Заключение……………………….……………………………………………...45
Список литературы………………….…………………………………………..48
Приложение………………………………………………………………………50
Негосударственное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования
«Институт информационных технологий «АйТи»
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Петухаевой Елены Владиславны
Совершенствование системы стимулирования и мотивации персонала образовательного учреждения
_________________ М. П. Никитин
Директор Восточно-Сибирского филиала НОУ ДПО «Институт информационных технологий «АйТи»
Иркутск, 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления персоналом
1.2 Способы повышения мотивации персонала…………………..….. 15
Глава 2. система стимулирования и мотивации МКОУ Ворот-Онгойская ООШ
2.1 Результаты исследования мотивации труда педагогов МКОУ Ворот-Онгойская ООШ…….………………………………………………………23
2.2 Совершенствование системы мотивации труда персонала МКОУ Ворот-Онгойская ООШ……...………………………………………………….32
Заключение……………………….…………………………
Список литературы………………….……………
Приложение……………………………………………………
Введение
Для успешного руководства людьми каждый менеджер должен хотя бы в общих чертах представлять, чего хотят и чего не хотят его подчиненные, каковы основные мотивы их поведения, в каком соотношении они находятся, как можно воздействовать на них и каких результатов при этом ожидать. Путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления ими. Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей, образует его мотивационную структуру, которая достаточно стабильна, но поддается целенаправленному формированию, например, в процессе воспитания. У каждого человека она индивидуальна и обусловливается множеством факторов: уровнем благосостояния, социальным статусом, квалификацией, должностью, ценностями и прочее. Поэтому необходимо либо изменить мотивационную структуру поведения человека, развивая желательные мотивы и ослабляя нежелательные, либо осуществлять прямое стимулирование его действий.
При понимании того, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, осознании потребностей, у человека возникает желание их удовлетворить, а, следовательно, интерес к тому, что позволит это сделать. Однако интересы могут повлиять на поведение людей, стать его мотивами только в случае реальной возможности их осуществить. Мотивы, формирующиеся у человека под влиянием множества обстоятельств, «включаются» под влиянием стимулов. Стимулы могут быть внутренними и внешними.
На основе внутренней мотивации люди действуют спокойнее, быстрее, добросовестнее, тратят меньше сил, лучше усваивают задания и знания. Но внутреннее побуждение к действию является результатом взаимодействия сложной совокупности потребностей, которые постепенно меняются, и, чтобы мотивировать, руководитель должен определить эти потребности и найти способ их удовлетворения.
Добиться желаемого поведения можно двумя путями: подобрать человека с заданным уровнем внутренней мотивации или воспользоваться внешней.
В то же время необходимо отметить, что между мотивацией и конечным результатом деятельности человека нет однозначной связи, поскольку здесь вмешивается много случайных или субъективных факторов, таких, например, как способности, настроение в данный момент, понимание ситуации, влияние третьих лиц.
Сегодня имеется колоссальное количество способов воздействия на мотивацию конкретного человека, причем диапазон их постоянно растет. И тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать “отключению” того же самого человека. Никто точно не может сказать, как детально действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующий фактор и когда он сработает и почему он срабатывает.
Обилие литературы по
проблемам мотивации
Цель выпускной аттестационной работы: анализ существующих методов мотивации и разработка эффективных методов мотивации персонала МКОУ Ворот-Онгойская ООШ.
В ходе исследования были сформулированы и рассмотрены следующие задачи:
Объект исследования МКОУ Ворот-Онгойская ООШ.
Предмет исследования система стимулирования и мотивации персонала МКОУ Ворот-Онгойская ООШ.
Гипотеза исследования. Грамотно выстроенная система действий по мотивации труда педагогов, использование разнообразных методов стимулирования в полной мере будут способствовать формированию профессиональных кадров и, как следствие, повышению эффективности деятельности образовательного учреждения, достижению им высокого уровня конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Методы исследования:
- анализ информационных источников,
- анкетирование и наблюдение.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды зарубежных и российских специалистов в области менеджмента по изучаемой проблеме, анализ современной практики.
Глава 1. Теоретические аспекты управления персоналом
1.1. Управление персоналом. Мотивационные стратегии и методы
Потребности - это основополагающая категория классических и современных концепций мотивации, означающая осознанное ощущение недостатка чего-либо или его отсутствие. Это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека.
Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека, имеет «персональный» характер и зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие.
Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком.
Стимулы – это рычаги воздействия, вызывающие действие определённых мотивов.
Стимулирование - это одно из средств, с помощью которого осуществляется мотивирование. При этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем, что воспитание и обучение как один из методов мотивирования людей приводят к тому, что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляя необходимые действия, не дожидаясь или же вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия.
Мотивация имеет две формы:
Для эффективного мотивирования требуется:
Процесс мотивации начинается с какой-либо (сознательной или бессознательной) ощущаемой неудовлетворенной потребности, нужды. Затем определяется цель, которая предполагает, что для удовлетворения потребности требуется некое направление действий, посредством которых может быть достигнута цель и начаться удовлетворение потребности.
Сила мотивации зависит от опыта и ожиданий. Опыт достижения при предпринимаемых действиях по удовлетворению потребности показывает людям, что некоторые действия помогают в достижении цели, другие же - малоуспешны. Некоторые приносят награду, а некоторые приводят к провалу, наказаниям. Действия, которые привели к успешному поведению и награде, повторяются, когда подобная потребность появится вновь. Провал или наказания предполагают, что необходимо искать другие, альтернативные средства достижения цели. Это закон эффекта, открытый в психологических исследованиях в рамках концепции бихевиоризма (поведенческой психологии). Степень, в которой опыт определяет будущее поведение, зависит от того, насколько человек способен распознать сходство между предыдущей ситуацией и настоящей.
Влияние ожидания: люди активно действуют тогда, когда уверены, что выбранная тактика приведет к желаемой цели. Сила ожидания может базироваться как на субъективной оценке вероятности достижения цели с помощью конкретной тактики действий, так и на прошлом опыте, но человек сталкивается с совершенно новыми ситуациями - в таких условиях мотивация будет наименьшей.
Изучение человеческого поведения и механизмов побуждения к тому или иному действию привело к появлению концепций, среди которых можно выделить:
Теории мотивации |
Содержательные ( фокус на потребностях) |
Процессуальные ( фокус на процессах поведения) |
Маслоу – 5-уровневая иерархия потребностей Герцберг – двухфакторная теори МакКлелланд – теория приобретённых потребностей |
Врум – теория ожидания Адамс – теория справедливости Локке – теория постановки целей |
Содержательные теории занимаются идентификацией того, что во внутриличностной или рабочей среде побуждает к данному поведению. Процессуальные теории описывают процесс мотивации.
Существуют 3 основных подхода к выбору мотивационной стратегии:
1. Стимул и наказание:
люди работают за
2. Мотивирование через саму работу: дайте человеку работу интересную и приносящую ему удовлетворение, и качество исполнения будет высоким.
3. Систематическая связь с менеджером: определяйте цели с подчиненным и давайте ему положительную обратную связь, когда он действует правильно, и отрицательную, когда он ошибается.
Выбираемая мотивационная
стратегия базируется на
Зинченко Г.П. отмечает использование следующих мотивационных методов: