Совершенствование системы стимулирования и мотивации персонала образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 12:09, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной аттестационной работы: анализ существующих методов мотивации и разработка эффективных методов мотивации персонала МКОУ Ворот-Онгойская ООШ.
В ходе исследования были сформулированы и рассмотрены следующие задачи:
проанализировать наиболее известных форм и методов мотивации;
осуществить анализ существующих методов мотивации персонала МКОУ Ворот-Онгойская ООШ;
разработать рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления персоналом
Управление персоналом. Мотивационные стратегии и методы……………………………………………………………………….6
1.2 Способы повышения мотивации персонала…………………..….. 15
Глава 2. система стимулирования и мотивации МКОУ Ворот-Онгойская ООШ
2.1 Результаты исследования мотивации труда педагогов МКОУ Ворот-Онгойская ООШ…….………………………………………………………23
2.2 Совершенствование системы мотивации труда персонала МКОУ Ворот-Онгойская ООШ……...………………………………………………….32
Заключение……………………….……………………………………………...45
Список литературы………………….…………………………………………..48
Приложение………………………………………………………………………50

Файлы: 1 файл

Выпускная работа Петухаевой Елены Владиславны.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

Из всего коллектива МКОУ Ворот-Онгойская ООШ женщины  составляют –18 человек (78%), а мужчины – 5 человек (29%), из них в педагогическом коллективе работают: женщин – 13 человек (72%).

Внутреннее совместительство имеют 2 человека.

 

Таблица 2.1

Численность и  состав работников МКОУ Ворот-Онгойская ООШ

№ п/п

Должность

Кол-во штатных единиц

Количество человек

1

Директор

1

1

2

Заместитель директора  по УВР

1

1

3

Учителя

Нагрузка на 1 чел-ка 18 часов

11

4

Завхоз

1

1

5

Бухгалтер

1

1

6

Педагог-библиотекарь

0,5

1

7

Повар

1

1

8

Уборщик служебных помещений

1,5

2

9

Электрик

1

1

10

Сторож

3

3

                                                                                    ИТОГО

23


 

Из педагогических работников имеют  образование (см. таблицу 2.2):

высшее образование  имеют – 5  человек (45%) (из них педагогическое – 5 человек); среднее профессиональное – 6 человек (55%) (из них педагогическое - 5 человек).

Таблица 2.2

Уровень образования  педагогических работников

МКОУ Ворот-Онгойская  ООШ

Образование

Количество

человек

%

Из них педагогическое

%

Высшее профессиональное

5

45

5

100

Среднее  профессиональное

6

55

5

83

ИТОГО

11

100

10

100


 

Имеют стаж работы (см. таблицу 2.3)

Из педагогических работников: менее 2 лет – 2 человека (18%), от 2-5 лет – 3 человека (27%), от 5-10 лет – 1 человек (9%), от 10-20 лет- 1 человек (9%), от 20 и более – 4 человека (36%).

Из руководящих работников: от 10-20 лет – 2 человека (100%).

Таблица 2.3

Стаж работы педагогических работников

МКОУ Ворот-Онгойская  ООШ

Стаж работы

Из педагогических работников

Из руководящих работников

Менее 2 лет

2(18%)

 

От 2-5 лет

3(27%)

 

От 5-10 лет

1(9%)

 

От 10-20 лет

1(9%)

2(100%)

От 20 и более

4(36%)

 

ИТОГО

11

2


Возрастной состав педагогического  коллектива (см. таблицу 2.4):

От 20-30 лет – 5 человек, от 30-40 лет – 2 человека, от 40-50 лет – 2 человека, от 50-60 лет – 2 человека, от 60 и более - 0. Минимальный возраст педагога – 25 лет, максимальный – 59 лет. Таким образом, средний возраст административных работников составляет – 44 года, а средний возраст педагогического коллектива – 38 лет.

Таблица 2.4

Возрастной  состав педагогических работников МКОУ Ворот-Онгойская ООШ

Возраст

От

20-30 лет

От

30-40 лет

От

40-50 лет

От

50-60 лет

От

60 и более

Кол-во человек

5

2

2

2

0

Средний административный возраст

44 года

Средний педагогический возраст

38 лет


 

Сегодня говорить о мотивации  труда педагогов школы можно с позиции наблюдения и анализа их профессиональной деятельности. В школе по итогам года педагоги заполняют диагностические карты и карты самоанализа своей деятельности.

Нами был проведен проблемно-ориентированный анализ уровня готовности педагогов к педагогической деятельности. В качестве диагностических материалов использовали «Методику диагностики мотивационной среды» (Приложение 1) и анкету «Определение мотивов трудовой деятельности педагогов» (Приложение 2), разработанные на основе материалов Т.Л. Бадоева и К. Замфир.

Обработка результатов  диагностики мотивационной среды  производилась путем математического подсчета суммы баллов всех заполненных анкет.

На основе полученных результатов была построена диаграмма (Рис.1) мотивационной среды ОУ, а также определены демотивирующие факторы. 

Рис.1. Диагностика мотивационной среды

Отношение суммы к  максимальному количеству баллов составило 83%, что указывает на достаточно благоприятную мотивационную среду.

Из общего количества 17% педагогов в качестве не соответствующих развитию педагогической деятельности отметили такой факт, как низкий уровень информированности коллектива об ожидаемых результатах педагогических проектов. Достаточность существующих условий для достижения ожидаемых результатов отметили только 33% опрошенных педагогов. Достаточно высокая оценка была дана учителями факту соответствия вознаграждения тем усилиям, которые затрачиваются на участие в педагогической деятельности. Вознаграждение имеет ценность для 66% педагогов, для 50% оно соответствует результатам труда в реализации педагогических проектов.

На основе результатов обработки  анкет мотивирующими факторами  были отмечены: представление результатов деятельности профессиональному сообществу ОУ (83%) , для 49% достижение ожидаемых результатов не требует постоянного чрезмерного напряжения, зависимость отношения к учителю от его высокой  активности в инновационной деятельности отметили 66%,  уверенность в объективности оценки результатов работы важна для 49% учителей.

Демотивирующими факторами определены:

- несоответствие ожидаемых  результатов деятельности и возможностей  учителей,

- объективную оценку  результатов работы обеспечивает  система контроля и экспертизы только для 33% педагогов,

- не сомневаются в справедливости распределения вознаграждения 50%.

После решения организационных  вопросов для сбора информации о  степени мотивированности, работников и определения структуры их потребностей проведены анкетирование и собеседования, а затем полученные данные обработаны. Анкета «Определение мотивов трудовой деятельности педагогов» (Приложение 2) предназначена для выявления потребностей сотрудников нашей школы и разработки на основе полученных данных системы стимулирования (см.таблицу 1).

                                                                                                   Таблица 2.5

Потребности сотрудников МКОУ Ворот-Онгойская ООШ

1

2

3

Фактор

Выбор

Значимость

1

2

3

4

5

Уровень доходов (заработная плата)

83%

 

17%

   

66%

Близость места работы к дому

67%

 

17%

17%

 

33%

Возможность профессионального роста

50%

16%

 

17%

 

17%

Возможность получ. кредитов

17%

17%

       

Возможность самореализации

33%

   

16%

17%

 

Комфортные условия  труда

17%

   

17%

   

Нормированный рабочий  день

50%

 

17%

16%

 

17%

Признание, ощущение значимости в компании

66%

   

16%

17%

33%

Работа по специальности, в соответствии с образованием

83%

   

17%

33%

33%

Работа ради общения, возможность занять свободное время

50%

     

33%

17%


Согласно оценке:

- работа по специальности, в соответствии с образованием, наиболее важный мотив для 83%, а для 33% из них этот фактор имеет высокую значимость;

- уровень доходов является  одним из важных мотивирующих  факторов - для 83% респондентов, из них только для 66% этот фактор имеет высокую значимость и для 17% - низкую значимость;

- 67% определили важным фактором близость работы и для 17% из них этот фактор имеет самую низкую значимость;

- возможность профессионального  роста отметили 50% опрошенных и  только для 16% из них этот фактор имеет низкую значимость;

- одним из достаточно высоких мотивирующих факторов (50%) является нормированный рабочий день;

- признание и значимость в ОУ – важный мотив для 66% из числа опрошенных, и только для 33% этот фактор имеет высокую значимость;.

- мотив комфортные условия –  это фактор средней значимости для 17%;

- низкую значимость 17% имеет фактор возможности получения  кредитов.

В ходе проведенного исследования мотивационной среды и потребностей сотрудников МКОУ Ворот-Онгойская ООШ можно сделать общие выводы:

  1. Педагоги школы в некоторых отношениях ощущают депрессивное состояние. Профессиональная жизнь предъявляет к ним все более высокие требования (на это сегодня указывают и новые тарифно-квалификационные характеристики педагога). Все больше усилий необходимо приложить педагогу, и при этом не всегда эти усилия могут быть по достоинству оценены (низкая заработная плата, несовершенство системы стимулирования). При возросшем уровне требований, несомненно, увеличивается и нагрузка на учителя, в связи с чем и возникает процесс переутомления работников.
  2. Возрастающая ответственность пугает педагогов. Часть учителей стремится избежать наказания и неприятностей, критики со стороны администрации и коллег.
  3. При отмеченном высоком факторе влияния примера руководителей отмечается высокий уровень внимания руководителей к обозначенной учителем какой-либо проблемы.
  4. Вместе с тем,  важно отметить, что педагоги осознанно выбрали свою профессию, у них высок интерес и желание обучать детей своему предмету. Удовлетворение от самого процесса и результата работы, возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности являются положительными факторами.
  5. Отмечается стремление отдельных педагогов к карьерному росту, потребность в достижении профессионального престижа, уважения со стороны коллег, а также потребности в сопричастности (соучастии).

 

 

2.2 Совершенствование  системы мотивации труда МКОУ Ворот-Онгойская ООШ

Мотивация является одним  из важнейших компонентов педагогической деятельности, под которым понимается совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности. Наряду с этим, мотивация означает то объективное, в чем потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, т.е. определяет её цель. Соответственно, мотивация придаёт деятельности человека определённый смысл, давая ему перспективу дальнейшего развития его побуждения, без которого текущие заботы повседневности теряют своё значение. Таким образом, мотивация учителей школы является тем ключевым условием, которое определяет успешность, эффективность их деятельности.

В частности, достаточно сложны вопросы мотивации труда  учителей в контексте модернизации. Трудно ожидать эффективного труда, когда деятельность учителя не оценивается как общественно важная; когда он не имеет возможности иметь определенную автономию в принятии решений, необходимых для выполнения своей деятельности и, конечно, когда его деятельность не приносит справедливого вознаграждения.

Однако, как бы не оценивалась  данная ситуация, это та реальность, в контексте которой директор школы должен работать и ежедневно принимать решения. В таких условиях его психологическая компетентность может стать важным фактором, оказывающим наибольшее влияние на качество процесса образования в школе.

Можно утверждать, что  руководители различных уровней продолжают преувеличивать влияние на эффективность работы большинства педагогов уровня заработной платы среди других стимулов. Часто озвучивается мысль, что в настоящее время стимулирующая часть в новой системе оплаты труда (НСОТ) является главным мотиватором педагогической деятельности. Эти представления базируются на традициях классического рационалистического подхода к управлению (Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер и др.), которые определяли экономические стимулы как наиболее желательные для работника. Между тем, материальная мотивация (деньги) - лишь один из нескольких десятков мотивирующих факторов. Причем, не самый эффективный. Поэтому нельзя возлагать надежды на то, что НСОТ автоматически приведет к оптимизации педагогического труда. Подобный подход в контексте современных изменений, к сожалению, не позволяет учесть многочисленные особенности ситуации (от общесоциального, производственного характера до индивидуальных различий и ценностных ориентаций педагогов). Мотивация никогда не исчерпывается одним фактором. Тем более в школе, где специфика управления педагогическим коллективом обусловлена творческим характером работы, повышенными нагрузками на эмоциональную сферу, высокой степенью коммуникации. Кроме того, педагогическая профессия предполагает преобладание побудителей высшего порядка, таких, как потребности: в уважении, признании, доверии, причастности к общему делу, достижении власти (компетентности), самовыражении через творчество, самореализации, самоутверждения и т.п., удовлетворение которых осуществляется путем достижения целей, связанных как с профессиональными интересами, так и склонностями педагогов вне работы и переживается как личный успех. Система вознаграждений, применяемых в образовании, по мнению большинства педагогов, должна носить в большей степени гигиенический, а не мотивационный характер.

Информация о работе Совершенствование системы стимулирования и мотивации персонала образовательного учреждения