Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 12:09, дипломная работа
Цель выпускной аттестационной работы: анализ существующих методов мотивации и разработка эффективных методов мотивации персонала МКОУ Ворот-Онгойская ООШ.
В ходе исследования были сформулированы и рассмотрены следующие задачи:
проанализировать наиболее известных форм и методов мотивации;
осуществить анализ существующих методов мотивации персонала МКОУ Ворот-Онгойская ООШ;
разработать рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления персоналом
Управление персоналом. Мотивационные стратегии и методы……………………………………………………………………….6
1.2 Способы повышения мотивации персонала…………………..….. 15
Глава 2. система стимулирования и мотивации МКОУ Ворот-Онгойская ООШ
2.1 Результаты исследования мотивации труда педагогов МКОУ Ворот-Онгойская ООШ…….………………………………………………………23
2.2 Совершенствование системы мотивации труда персонала МКОУ Ворот-Онгойская ООШ……...………………………………………………….32
Заключение……………………….……………………………………………...45
Список литературы………………….…………………………………………..48
Приложение………………………………………………………………………50
Из всего коллектива МКОУ Ворот-Онгойская ООШ женщины составляют –18 человек (78%), а мужчины – 5 человек (29%), из них в педагогическом коллективе работают: женщин – 13 человек (72%).
Внутреннее совместительство имеют 2 человека.
Таблица 2.1
Численность и состав работников МКОУ Ворот-Онгойская ООШ
№ п/п |
Должность |
Кол-во штатных единиц |
Количество человек |
1 |
Директор |
1 |
1 |
2 |
Заместитель директора по УВР |
1 |
1 |
3 |
Учителя |
Нагрузка на 1 чел-ка 18 часов |
11 |
4 |
Завхоз |
1 |
1 |
5 |
Бухгалтер |
1 |
1 |
6 |
Педагог-библиотекарь |
0,5 |
1 |
7 |
Повар |
1 |
1 |
8 |
Уборщик служебных помещений |
1,5 |
2 |
9 |
Электрик |
1 |
1 |
10 |
Сторож |
3 |
3 |
|
23 |
Из педагогических работников имеют образование (см. таблицу 2.2):
высшее образование имеют – 5 человек (45%) (из них педагогическое – 5 человек); среднее профессиональное – 6 человек (55%) (из них педагогическое - 5 человек).
Таблица 2.2
Уровень образования педагогических работников
МКОУ Ворот-Онгойская ООШ
Образование |
Количество человек |
% |
Из них педагогическое |
% |
Высшее профессиональное |
5 |
45 |
5 |
100 |
Среднее профессиональное |
6 |
55 |
5 |
83 |
ИТОГО |
11 |
100 |
10 |
100 |
Имеют стаж работы (см. таблицу 2.3)
Из педагогических работников: менее 2 лет – 2 человека (18%), от 2-5 лет – 3 человека (27%), от 5-10 лет – 1 человек (9%), от 10-20 лет- 1 человек (9%), от 20 и более – 4 человека (36%).
Из руководящих работников: от 10-20 лет – 2 человека (100%).
Таблица 2.3
Стаж работы педагогических работников
МКОУ Ворот-Онгойская ООШ
Стаж работы |
Из педагогических работников |
Из руководящих работников |
Менее 2 лет |
2(18%) |
|
От 2-5 лет |
3(27%) |
|
От 5-10 лет |
1(9%) |
|
От 10-20 лет |
1(9%) |
2(100%) |
От 20 и более |
4(36%) |
|
ИТОГО |
11 |
2 |
Возрастной состав педагогического коллектива (см. таблицу 2.4):
От 20-30 лет – 5 человек, от 30-40 лет – 2 человека, от 40-50 лет – 2 человека, от 50-60 лет – 2 человека, от 60 и более - 0. Минимальный возраст педагога – 25 лет, максимальный – 59 лет. Таким образом, средний возраст административных работников составляет – 44 года, а средний возраст педагогического коллектива – 38 лет.
Таблица 2.4
Возрастной состав педагогических работников МКОУ Ворот-Онгойская ООШ
Возраст |
От 20-30 лет |
От 30-40 лет |
От 40-50 лет |
От 50-60 лет |
От 60 и более |
Кол-во человек |
5 |
2 |
2 |
2 |
0 |
Средний административный возраст |
44 года | ||||
Средний педагогический возраст |
38 лет |
Сегодня говорить о мотивации труда педагогов школы можно с позиции наблюдения и анализа их профессиональной деятельности. В школе по итогам года педагоги заполняют диагностические карты и карты самоанализа своей деятельности.
Нами был проведен
проблемно-ориентированный
Обработка результатов
диагностики мотивационной
На основе полученных результатов была построена диаграмма (Рис.1) мотивационной среды ОУ, а также определены демотивирующие факторы.
Рис.1. Диагностика мотивационной среды
Отношение суммы к максимальному количеству баллов составило 83%, что указывает на достаточно благоприятную мотивационную среду.
Из общего количества 17% педагогов в качестве не соответствующих развитию педагогической деятельности отметили такой факт, как низкий уровень информированности коллектива об ожидаемых результатах педагогических проектов. Достаточность существующих условий для достижения ожидаемых результатов отметили только 33% опрошенных педагогов. Достаточно высокая оценка была дана учителями факту соответствия вознаграждения тем усилиям, которые затрачиваются на участие в педагогической деятельности. Вознаграждение имеет ценность для 66% педагогов, для 50% оно соответствует результатам труда в реализации педагогических проектов.
На основе результатов обработки анкет мотивирующими факторами были отмечены: представление результатов деятельности профессиональному сообществу ОУ (83%) , для 49% достижение ожидаемых результатов не требует постоянного чрезмерного напряжения, зависимость отношения к учителю от его высокой активности в инновационной деятельности отметили 66%, уверенность в объективности оценки результатов работы важна для 49% учителей.
Демотивирующими факторами определены:
- несоответствие ожидаемых
результатов деятельности и
- объективную оценку
результатов работы
- не сомневаются в
После решения организационных вопросов для сбора информации о степени мотивированности, работников и определения структуры их потребностей проведены анкетирование и собеседования, а затем полученные данные обработаны. Анкета «Определение мотивов трудовой деятельности педагогов» (Приложение 2) предназначена для выявления потребностей сотрудников нашей школы и разработки на основе полученных данных системы стимулирования (см.таблицу 1).
Потребности сотрудников МКОУ Ворот-Онгойская ООШ
1 |
2 |
3 | ||||
Фактор |
Выбор |
Значимость | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
Уровень доходов (заработная плата) |
83% |
17% |
66% | |||
Близость места работы к дому |
67% |
17% |
17% |
33% | ||
Возможность профессионального роста |
50% |
16% |
17% |
17% | ||
Возможность получ. кредитов |
17% |
17% |
||||
Возможность самореализации |
33% |
16% |
17% |
|||
Комфортные условия труда |
17% |
17% |
||||
Нормированный рабочий день |
50% |
17% |
16% |
17% | ||
Признание, ощущение значимости в компании |
66% |
16% |
17% |
33% | ||
Работа по специальности, в соответствии с образованием |
83% |
17% |
33% |
33% | ||
Работа ради общения, возможность занять свободное время |
50% |
33% |
17% |
Согласно оценке:
- работа по специальности, в соответствии с образованием, наиболее важный мотив для 83%, а для 33% из них этот фактор имеет высокую значимость;
- уровень доходов является одним из важных мотивирующих факторов - для 83% респондентов, из них только для 66% этот фактор имеет высокую значимость и для 17% - низкую значимость;
- 67% определили важным фактором близость работы и для 17% из них этот фактор имеет самую низкую значимость;
- возможность профессионального роста отметили 50% опрошенных и только для 16% из них этот фактор имеет низкую значимость;
- одним из достаточно высоких мотивирующих факторов (50%) является нормированный рабочий день;
- признание и значимость в ОУ – важный мотив для 66% из числа опрошенных, и только для 33% этот фактор имеет высокую значимость;.
- мотив комфортные условия – это фактор средней значимости для 17%;
- низкую значимость 17%
имеет фактор возможности
В ходе проведенного исследования
мотивационной среды и потребно
2.2 Совершенствование системы мотивации труда МКОУ Ворот-Онгойская ООШ
Мотивация является одним
из важнейших компонентов
В частности, достаточно сложны вопросы мотивации труда учителей в контексте модернизации. Трудно ожидать эффективного труда, когда деятельность учителя не оценивается как общественно важная; когда он не имеет возможности иметь определенную автономию в принятии решений, необходимых для выполнения своей деятельности и, конечно, когда его деятельность не приносит справедливого вознаграждения.
Однако, как бы не оценивалась данная ситуация, это та реальность, в контексте которой директор школы должен работать и ежедневно принимать решения. В таких условиях его психологическая компетентность может стать важным фактором, оказывающим наибольшее влияние на качество процесса образования в школе.
Можно утверждать, что руководители различных уровней продолжают преувеличивать влияние на эффективность работы большинства педагогов уровня заработной платы среди других стимулов. Часто озвучивается мысль, что в настоящее время стимулирующая часть в новой системе оплаты труда (НСОТ) является главным мотиватором педагогической деятельности. Эти представления базируются на традициях классического рационалистического подхода к управлению (Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер и др.), которые определяли экономические стимулы как наиболее желательные для работника. Между тем, материальная мотивация (деньги) - лишь один из нескольких десятков мотивирующих факторов. Причем, не самый эффективный. Поэтому нельзя возлагать надежды на то, что НСОТ автоматически приведет к оптимизации педагогического труда. Подобный подход в контексте современных изменений, к сожалению, не позволяет учесть многочисленные особенности ситуации (от общесоциального, производственного характера до индивидуальных различий и ценностных ориентаций педагогов). Мотивация никогда не исчерпывается одним фактором. Тем более в школе, где специфика управления педагогическим коллективом обусловлена творческим характером работы, повышенными нагрузками на эмоциональную сферу, высокой степенью коммуникации. Кроме того, педагогическая профессия предполагает преобладание побудителей высшего порядка, таких, как потребности: в уважении, признании, доверии, причастности к общему делу, достижении власти (компетентности), самовыражении через творчество, самореализации, самоутверждения и т.п., удовлетворение которых осуществляется путем достижения целей, связанных как с профессиональными интересами, так и склонностями педагогов вне работы и переживается как личный успех. Система вознаграждений, применяемых в образовании, по мнению большинства педагогов, должна носить в большей степени гигиенический, а не мотивационный характер.