Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 12:09, дипломная работа
Цель выпускной аттестационной работы: анализ существующих методов мотивации и разработка эффективных методов мотивации персонала МКОУ Ворот-Онгойская ООШ.
В ходе исследования были сформулированы и рассмотрены следующие задачи:
проанализировать наиболее известных форм и методов мотивации;
осуществить анализ существующих методов мотивации персонала МКОУ Ворот-Онгойская ООШ;
разработать рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления персоналом
Управление персоналом. Мотивационные стратегии и методы……………………………………………………………………….6
1.2 Способы повышения мотивации персонала…………………..….. 15
Глава 2. система стимулирования и мотивации МКОУ Ворот-Онгойская ООШ
2.1 Результаты исследования мотивации труда педагогов МКОУ Ворот-Онгойская ООШ…….………………………………………………………23
2.2 Совершенствование системы мотивации труда персонала МКОУ Ворот-Онгойская ООШ……...………………………………………………….32
Заключение……………………….……………………………………………...45
Список литературы………………….…………………………………………..48
Приложение………………………………………………………………………50
Существуют и другие факторы, которые стимулируют педагогов на эффективную деятельность. Это мотивационные факторы, связанные с содержанием работы:
Гигиенические факторы успешно воздействуют на удовлетворение сотрудником своим трудом, а мотивирующие – на достижение целей школы, эффективность ее работы.
Но потребности людей неодинаковы, следовательно, те или иные факторы будут иметь по отношению к разным учителям неодинаковую силу. Например, работу в выпускном классе один учитель считает фактором своего признания и расширением ответственности, а другой воспринимает как нежелательные хлопоты.
Мотивация представляет собой вероятностный процесс, т.е. то, что мотивирует конкретного учителя в конкретной ситуации, может не оказывать влияния на него в другое время или воздействовать на другого в конкретной ситуации.
Руководителю для эффективного управления необходимо понимание мотивов, определяющих отношение сотрудников к делу и адекватный выбор методов мотивации.
Для мотивации
труда педагогов создается
- формирование
устойчивой мотивации
- психологическое сопровождение профессионального развития педагогов;
- обновление
и развитие системы повышения
квалификации педагогов и обуче
- усиление индивидуальной и дифференцированной работы с педагогом, планирование его профессиональной карьеры.
Одним из способов мотивации является премиальное вознаграждение. Премия считается неординарным вознаграждением, поскольку должна выплачиваться лишь в определенных случаях. В частности, индивидуальную премию целесообразно выплачивать один раз в год, поскольку это более заметно. Исследования показали, что премирование мотивирует сильнее, чем ежегодное повышение заработной платы.
Основанием для премирования служат экономия ресурсов, увеличение объемов реализации и прибыли, снижение издержек, повышение качества, различного рода научные достижения, успешная работа по предотвращению тех или иных проблем, исключительные заслуги перед организацией. Целесообразно заранее определять процент премии по итогам года и корректировать его в соответствии с достижениями сотрудника.
Для того, чтобы премия играла роль действенного стимулирующего фактора, ее величина, как в свое время показал Ф. Тейлор, должна составлять не менее 30% основного заработка. Современная практика показывает, что величина премии на низшем уровне руководства может быть 10 - 30%, на среднем 10 - 40%, на высшем 15 -50%.
Общими принципами премирования являются вознаграждение за любые, пусть самые малые успехи, своевременность, потенциальная неограниченность величины премий, регулярный пересмотр критериев премирования в связи с изменением условий деятельности организации и ее экономического положения.
Премиальные выплаты в зависимости от конкретной ситуации бывают пропорциональными и непропорциональными достигнутым результатам. В последнем случае применяются так называемые акцентирующие и нивелирующие выплаты, а иногда и штрафы. При акцентировании суммы растут быстрее результата, а при нивелировании - медленнее. На практике существуют самые различные их комбинации.
В целом система денежных выплат призвана обеспечить большинству работников желательный уровень дохода при условии добросовестного отношения к работе и выполнения своих обязанностей. Удовлетворенность материальным вознаграждением, его справедливым уровнем стимулирует инициативу людей, формирует у них приверженность организации, привлекает к ней новых членов.
Любая действующая система материального стимулирования имеет немало недостатков. Так, премии слабо учитывают характер и сложность труда, не всегда соответствуют личному вкладу, так как средства, предназначенные для их выплаты, обычно ограничены и чаще всего распределяются пропорционально окладу. Стимулирование (в том числе и штрафные санкции) не может охватить весь объем работ, поскольку многие трудовые функции вообще не фиксируются в должностных инструкциях и нормативных актах.
К неэкономическим способам мотивации относятся организационные и морально-психологические.
Организационные включают в себя, прежде всего, привлечение работников к участию в делах организации, которое предполагает, что им предоставляется право голоса при решении ряда проблем, как правило, социального характера. Важную роль играет мотивация перспективой приобрести новые знания и навыки, что делает работников более независимыми, самостоятельными, придает им уверенность в завтрашнем дне. Мотивация обогащением содержания труда заключается в предоставлении людям более содержательной, важной, интересной, социально значимой работы, соответствующей их личным интересам и склонностям, с широкими перспективами должностного и профессионального роста, дающей возможность проявить свои творческие способности, осуществлять контроль над ресурсами и условиями собственного труда, когда каждый по возможности, должен быть сам себе шефом.
Морально-психологические методы стимулирования включают следующие основные элементы:
1. Создание условий, при которых люди испытывали бы профессиональную гордость за то, что лучше других могут справиться с порученной работой, причастность к ней, личную ответственность за ее результаты; ощущали бы ценность результатов, конкретную их важность для кого-то. Для того, чтобы работа приносила удовлетворение, задание должно содержать известную долю риска и возможность добиться успеха.
2. Присутствие вызова,
обеспечение возможностей
3. Признание, которое
может быть личным и публичным.
Поощрение призвано стимулировать не только данного субъекта, но и других, а для этого оно должно восприниматься коллективом как справедливое. Представители высшего звена управления обязательно должны лично участвовать в поощрении сотрудников, регулярно посещать подразделения, хотя бы по телефону контактировать с передовиками. Только в этом случае система поощрения будет действенной.
К морально-психологическим методам стимулирования относятся высокие цели, которые воодушевляют людей на эффективный, а порой и самоотверженный труд. Поэтому любое задание руководителя должно содержать в себе элемент вызова. Морально стимулирует атмосфера взаимного уважения, доверия, поощрения разумного риска и терпимости к ошибкам и неудачам; внимательное отношение со стороны руководства и товарищей по работе.
И в заключение необходимо упомянуть еще одну форму мотивации, которая по существу объединяет в себе все рассмотренные выше. Речь идет о продвижении в должности, которое дает и более высокую заработную плату, и интересную, и содержательную работу, а также отражает признание заслуг и авторитета личности путем перевода в более высокую статусную группу (моральный мотив). В то же время этот способ мотивации является внутренне ограниченным: в организации не так много должностей высокого ранга, тем более свободных; не все люди способны руководить и не все к этому стремятся, а кроме всего прочего, продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.
Нужно иметь в виду, что все перечисленные факторы мотивируют неодинаково в зависимости от времени пребывания в должности, и после 5 лет ни один из них не обеспечивает мотивацию в должной мере, поэтому удовлетворенность работой падает.
Глава 2. Система стимулирования и мотивации МКОУ
Ворот-Онгойская ООШ
2.1 Результаты исследования мотивации труда педагогов МКОУ Ворот-Онгойская ООШ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ворот-Онгойская основная общеобразовательная школа является государственным образовательным учреждением муниципального подчинения.
Год введения в эксплуатацию: 1982.
Полное наименование – Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ворот-Онгойская основная общеобразовательная школа;
сокращенное – МКОУ Ворот-Онгойская ООШ
Учредителем является Администрация МО «Нукутский район».
МКОУ Ворот-Онгойская ООШ является некоммерческой организацией.
Непосредственное управление деятельностью осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию.
Школа осуществляет следующие основные виды деятельности:
Школа, опираясь на предмет основной деятельности, ставит пред собой следующие цели:
Деятельность организации основывается на принципах демократии, гуманизации, доступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.
Организация образовательного процесса в учреждении регламентируется учебным планом, разрабатываемым и утверждаемым учреждением самостоятельно.
Школа несет ответственность
в установленном законодательст
Деятельность образовательного учреждения финансируется учредителем в соответствии с договором между ними на основе федеральных нормативов Иркутской области. Источником формирования имущества школы являются бюджетные и внебюджетные средства, имущество данное собственником, средства, полученные от родителей, добровольные пожертвования и целевые взносы.
Заработную плату работникам выплачиваются за выполнение функциональных обязанностей и работ, прописанных в трудовом договоре. Она включает в себя ставки заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Если выполняются какие-то дополнительные работы, связанные с образовательным процессом, но не входящие в круг обязанностей работников, устанавливают доплату. Так же работникам могут быть установлены выплаты стимулирующего характера в связи с высокими показателями труда.
За образовательным учреждением закреплено имущество, земельные участки, находящиеся в его оперативном управлении. Школа несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за ним собственности.
Контроль финансовой и экономической деятельности осуществляется учредителем и директором школы.
В структуре управления школы, большей части коллектива и компетентности администрации школы, присутствуют элементы линейно-функциональной структуры и программно-целевого управления.
Управление образовательным учреждением осуществляют коллегиальные представительные советы: Совет школы, общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, методические объединения учителей, ученический орган самоуправления, родительский комитет.
Процесс реализации управленческих
функций имеет циклический хара
В школе работают (см. таблицу 2.1):
Директор, 1 заместитель директора (по УВР), 11 учителей,, 1 завхоз, 1 педагог-библиотекарь, 1 повар, 1 гардеробщик, 2 уборщик служебных помещений, 3 сторожа, 1 электрик,1 бухгалтер.