Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 10:40, курсовая работа
Целью является разработка путей совершенствования системы стимулирования персонала в современных условиях на примере ОАО "МегаФон".
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
– уточнить сущность системы стимулирования труда на предприятии;
– исследовать виды стимулирования трудовой активности;
– дать характеристику организации ОАО «МегаФон»;
– проанализировать систему мотивации и стимулирования в ОАО «МегаФон»;
В̣в̣е̣д̣е̣н̣и̣е
1. Теоретические аспекты системы стимулирования персонала на предприятии
1.1. Сущность и содержание системы стимулирования персонала предприятия
1.2. Факторы стимулирования сотрудников
1.3. Система стимулирования как составная часть общей стратегии организации
2. Анализ современных методов стимулирования на предприятии
2.1. Краткая характеристика ОАО «МегаФон»
2.2. Организационная структура и структура управления ОАО «МегаФон»
2.3. Система мотивации и стимулирования на предприятии
2.4. Оплата труда в ОАО «МегаФон»
3. Основные направления совершенствования системы стимулирования в ОАО «МегаФон»
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы стимулирования на предприятии
3.2. Социальное и экономическое обоснование предлагаемых мероприятий
Заключение
Список использованных источников и литературы
Тема «Совершенствование системы стимулирования персонала на примере ОАО «МегаФон»».
СОДЕРЖАНИЕ
В̣в̣е̣д̣е̣н̣и̣е
1. Теоретические аспекты системы стимулирования персонала на предприятии
1.1. Сущность и содержание системы стимулирования персонала предприятия
1.2. Факторы стимулирования сотрудников
1.3. Система стимулирования как составная часть общей стратегии организации
2. Анализ современных методов стимулирования на предприятии
2.1. Краткая характеристика ОАО «МегаФон»
2.2. Организационная структура и структура управления ОАО «МегаФон»
2.3. Система мотивации и стимулирования на предприятии
2.4. Оплата труда в ОАО «МегаФон»
3. Основные направления
3.1. Мероприятия по
3.2. Социальное и экономическое обоснование предлагаемых мероприятий
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
Приложение 1.
В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед предприятиями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора.
Стимулирование играет огромную роль в организации деятельности предприятия, так оно направлено на мотивацию работника к эффективному и качественному труду, который не только покрывает издержки работодателя на организацию процесса производства, оплату труда, но и позволяет получить определенную прибыль.
С развитием социальных отношений в обществе меняются и потребности работников. В современной экономике помимо материального фактора большое значение имеют моральные стимулы и социальные льготы. Эволюционируют и материальные формы стимулирования работников. В материальном вознаграждении увеличивается доля выплат по результатам хозяйственной деятельности предприятия, большее значение придается развитию у наемных корпоративного мышления, развивается система социальных льгот.
Современный этап экономических реформ в России характеризуется тем, что предприятия работают в обстановке растущих требований различных общественных групп. В этой связи особую актуальность приобретает создание эффективной системы стимулирования работников.
Изучению системы стимулирования персонала посвящены работы таких известных отечественных и зарубежных авторов как: Борисова Е.И., Дружинин В.Н Логвинов Д.В, Кротова Н.В.,Терентьева Т.А., Кибанов А.Я., Кондратова И.Г., Захаров Д.К., Зайцева Т.В., Егоршин А.П., Веснин В.Р., Артельный Ю.А. и т. д.
Актуальность темы, степень ее научной разработанности и практическая значимость обусловили цель и задачи данной работы.
Целью дипломной работы является разработка путей совершенствования системы стимулирования персонала в современных условиях на примере ОАО "МегаФон".
Для достижения поставленной
цели в работе решались
– уточнить сущность системы стимулирования труда на предприятии;
– исследовать виды стимулирования трудовой активности;
– дать характеристику организации ОАО «МегаФон»;
– проанализировать систему мотивации и стимулирования в ОАО «МегаФон»;
– разработать мероприятия по совершенствованию системы стимулирования персонала в ОАО «МегаФон»;
– обосновать социальную и экономическую эффективность предложенных мероприятий по совершенствованию системы стимулирования персонала в ОАО «МегаФон».
Объектом исследования являются общественные отношения на предприятии.
Предметом исследования выступает система стимулирования персонала в ОАО «МегаФон» .
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы источников.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, сформулированы цели и задачи, определены объект и предмет изучения.
В первой главе уточняется сущность стимулирования персонала и систематизируются ее виды.
Во второй главе дана характеристика предприятия ОАО «МегаФон», включающая организационную структуру и структуру управления,систему мотивации и стимулирования на предприятии.
В третьей главе предложены мероприятия по совершенствованию системы стимулирования персонала в ОАО «МегаФон» и их социальное и экономическое обоснование.
В заключении представлены выводы и предложения по проделанной работе.
При написании работы были использованы научные и учебные издания по менеджменту и управлению персоналом, материалы периодических изданий, посвященные вопросам мотивации персонала, формирования систем оплаты труда и управления карьерой.
Исходной базой анализа системы мотивации труда на ОАО «МегаФон» послужила документация предприятия.
Разработка системы стимулирования представляет собой комплексный подход в решении повышения эффективности и качества труда. При использовании ее в управлении социальными объектами выясняется, насколько достаточно разработана и действенна система.
Говоря о стимулировании необходимо остановиться на таких понятиях как «потребности», «мотив» и «мотивация», так как все этих понятия неразрывно связаны между собой.
Потребности - это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека [3, С.105]. Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и "требует" своего устранения. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.
Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится "внутри" человека, имеет "персональный" характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов [3, С.105]. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. В частности если мотив вызывает действия по устранению потребности, то у различных людей эти действия могут быть отличны, даже если они испытывают одинаковую потребность. Мотивы поддаются осознанию - человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.
Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека, поэтому мотивационная структура человека может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий.
В научной литературе дается множество определений мотивации, рассмотрим некоторые из них. Так, А.П. Егоршин дает следующее определение мотивации: «мотивация - это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей» [8, С.307]. В свою очередь, С.К. Мордовин дает несколько иное определение: «Мотивация - это создание внутреннего побуждения к действиям» [18, С.161]. Данное определение подразумевает под мотивацией некую психологическую причину, заставляющую человека действовать, и чем важнее причина, тем эффективнее будет действовать человек.
Но наиболее полная
и развернутая трактовка мотивации труда,
на мой взгляд, дана в учебно-практическом
пособии под авторством В.В. Травина и
В.А. Дятлова. «Мотивация труда – это стремление
работника удовлетворить потребности
(получить определенные блага) посредством
трудовой деятельности» [17, С.108]. Однако,
хотелось бы отметить, что это суждение
авторов дано с позиции работника, но не
руководителя. Кроме того, данное определение
можно считать руководством к действию
в системе управления организацией.
В результате обобщения
приведенных выше трактовок мотивации
труда следует вывод, что мотивация –
есть процесс побуждения каждого сотрудника
(всех членов коллектива) к активной деятельности
для удовлетворения своих потребностей
и для достижения целей организации.
Это определение показывает
тесную связь управленческого и индивидуально-психологического
содержания мотивации, основанного на
том, что управление социальной системой
и человеком содержит в себе обязательный
элемент согласования целей объекта и
субъекта управления. Результатом его
будет трудовое поведение объекта управления
и, в конечном итоге, определенный результат
трудовой деятельности.
Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей "раздражения", вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предложения человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю [25, С.62].
Реакция на конкретные стимулы не одинакова у различных людей. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения или смысла, если люди не реагируют на них. Например, в условиях развала денежной системы, когда практически ничего невозможно купить за деньги, заработная плата и денежные знаки в целом теряют свою роль стимулов и могут быть очень ограниченно использованы в управлении людьми.
Различают четыре основные формы стимулов. К первому относится принуждение. В демократическом обществе на предприятиях используют административные методы принуждения: замечание, выговор, перевод на другую должность, строгий выговор, перенос отпуска, увольнение с работы.
Ко второму - материальное поощрение. Сюда относят стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, путевки, кредиты на покупку автомобиля или мебели, ссуды на строительство жилья и др.
Моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, публикации в прессе, правительственные награды и др.
Моральное поощрение оказывает на сотрудников положительное нравственное и этичексое влияние и приносит душевное удовлетворение. А материальное поошрение всегда имеет денежное выражение и на ряду с моральной удовлетворённостью позволяет получить работнику дополнительный материальный доход. В настоящее время чаще используется материальное поощрение, чем моральное, но любой руководитель в праве разработать свои новые моральные стимулы, которые будут эффективныпри стимулировании персонала и применять их у себя в организации.
Статья 191 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) предусматривает следующие меры поощрения, которые применяет работодатель для поощрения работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, которые могут быть поделены на меры морального и материального характера:
Перечень мер поощрения, приведенный в ТК РФ, не является исчерпывающим. В нем предусмотрены лишь основные виды мер поощрения, получившие широкое распространение на практике.
Самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения (написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение, съемка фильма и др.). Это самый сильный стимул из известных в природе, однако, он проявляется только у наиболее развитых членов общества.
Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. По мнению известных российских исследователей Травина В.В. и Дятлова В.А. стимулирование - это применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия, старания, целеустремленность в деле решения задач, стоящих перед организацией и включения соответственных мотивов [17, С.85].
Стимулирование труда - это способ вознаграждения работника за участие в производстве, основанное на сопоставлении эффективности труда и требований технологии [8, С.54]. Стимулирование труда предполагает создание условий, при которых активная трудовая деятельность, дающая определённые, заранее, зафиксированные результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работника, формирование у него мотивов труда.
Информация о работе Совершенствование системы стимулирования персонала на примере ОАО «МегаФон»