Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:57, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить систему управления персоналом на примере Межрайонной ИФНС России № 9 по Иркутской области и разработать рекомендации по совершенствованию существующей системы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) проанализировать теоретические основы управления персоналом в организации;
2) определена роль руководителя в управлении персоналом Инспекции;
3) дать общую характеристику Межрайонной ИФНС России № 9 по Иркутской области и проанализировать систему управления персоналом;
4) выявить проблемы и недостатки системы управления персоналом Межрайонной ИФНС России № 9 по Иркутской области;
5) разработать предложения по усовершенствованию системы управления персоналом Межрайонной ИФНС России № 9 по Иркутской области.
ВВЕДЕНИЕ 4
1.АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1.Характеристика деятельности организации 5
1.2.Анализ факторов внешней среды предприятия 9
1.3.Анализ эффективности использования кадрового потенциала 11
1.4.Организация менеджмента предприятия 17
1.4.1.Анализ системы мотивации персонала 22
1.4.2. Анализ корпоративной культуры 24
1.4.3. Анализ системы коммуникации 25
1.5.Финансовая деятельность предприятия 26
2. ПОИСК ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ (ОРГАНИЗАЦИЕЙ) 27
2.1.Диагностика существующей проблемы в организации и пути ее решения 27
2.2.Мероприятия по совершенствованию системы управления предприятия и экономическое обоснование целесообразности их проведения 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Группировка персонала производится по категориям, что облегчает определение потребности в работниках соответствующей профессии и квалификации, установление форм и систем оплаты труда, организацию подготовки и переподготовки кадров, способствует оптимальному использованию персонала.
Работники налоговых органов делятся, в соответствие со ст. 9 Федерального закона № 79 «О государственной гражданской службе РФ», по функциям, выполняемым в производственном процессе на следующие группы:
1. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.
2. Должности гражданской
службы подразделяются на
1) руководители - должности
руководителей и заместителей
руководителей государственных
органов и их структурных
2) помощники (советники)
- должности, учреждаемые для
3) специалисты - должности,
учреждаемые для
4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
3. Должности гражданской
службы подразделяются на
1) высшие должности гражданской службы;
2) главные должности гражданской службы;
3) ведущие должности гражданской службы;
4) старшие должности гражданской службы;
5) младшие должности гражданской службы.
4. Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.
5. Должности категории
"специалисты" подразделяются
на высшую, главную, ведущую и
старшую группы должностей
6. Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.
Классные чины:
1. Классные чины гражданской
службы присваиваются
2. Гражданским служащим,
замещающим должности
3. Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
4. Гражданским служащим,
замещающим должности
5. Гражданским служащим,
замещающим должности
6. Гражданским служащим,
замещающим должности
7. Гражданским служащим,
замещающим должности
8. Классный чин гражданской
службы - действительный
9. В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством Российской Федерации [2].
Так по результатам анализа кадров в Инспекции 125 работников, из них:
Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса – 1 чел.
Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса – 2 чел.
Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса – 14 чел.
Референт государственной гражданской службы РФ 1 класса - 21 чел.
Референт государственной гражданской службы РФ 2 класса – 24 чел.
Референт государственной гражданской службы РФ 3 класса – 23 чел.
Секретарь государственной гражданской службы РФ 1 класса – 19 чел.
Секретарь государственной гражданской службы РФ 2 класса – 10 чел.
Секретарь государственной гражданской службы РФ 3 класса – 11 чел.
По вышеприведенным данным можно сделать вывод, что в основном количество людей на замещаемых чинах распределены равномерно.
Должности:
Начальник Инспекции – 1 чел.
Заместитель начальника Инспекции – 2 чел.
Начальников отделов – 11 чел.
Заместителей начальников отделов – 8 чел.
Главный государственный налоговый инспектор – 18
Старший государственный налоговый инспектор – 23
Государственный налоговый инспектор – 22
Главный специалист-эксперт – 7
Ведущий специалист-эксперт – 5
Специалист-эксперт – 0
Старший специалист 2 разряда – 0
Специалист 1 разряда – 12
Специалист 2 разряда – 1
Специалист 3 разряда – 8
Рабочий по обслуживанию – 7
Из 125 работников инспекции в основном преобладают замещаемые должности главных, старших и государственных налоговых инспекторов.
Классификация работников по образованию:
Среднее – 44;
Высшее экономическое – 89;
Высшее юридическое – 51;
Высшее, отличное от вышеперечисленных – 7.
В Межрайонной ИФНС России № 9 по Иркутской области в основном преобладают работники с высшим экономическим образованием, а затем на втором месте - юридическое.
Классификация работников по возрасту:
18-25 – 5;
26-35 – 56;
36-45 – 35;
46-55 – 25;
Свыше 56 лет – 4.
Среди работников Инспекции преобладают лица в возрасте от 26 до 35 лет, чуть меньше людей в возрасте от 36 до 45 лет, примерно на одном незначительном уровне лица до 26 лет и пенсионного возраста.
С точки зрения психологии и физиологии люди в возрасте от 25 до 40 лет наиболее полно удовлетворяют вышеперечисленным требованиям. Таким образом, предпочтение руководителями любых предприятий обычно отдается именно этой возрастной категории [2, c.58].
Задача определения
В таблице приведены данные изменения численности работников по отделам по состоянию на январь 2012 года.
(чел., %)
Показатели |
2011 год |
2012 год |
Изменения (+/-) | ||
Руководство |
4 |
2,92 |
3 |
2,40 |
- 1 |
Отдел общего обеспечения (общий отдел, в составе фин. отдел с января 2012 года) |
19 |
13,87 |
21 |
16,80 |
- 2 |
Отдел финансового обеспечения |
4 |
2,92 |
0 |
0,00 |
|
Правовой отдел (в составе отделы юридический и налогового аудита с января 2012 года) |
0 |
0,00 |
7 |
5,60 |
- 2 |
Юридический отдел |
5 |
3,65 |
0 |
0,00 |
|
Отдел налогового аудита |
4 |
2,92 |
0 |
0,00 |
|
Отдел урегулирования задолженности
и обеспечения процедуры |
15 |
10,95 |
15 |
12,00 |
|
Отдел работы с налогоплательщиками |
10 |
7,30 |
10 |
8,00 |
|
Отдел учета, отчетности и анализа (Аналитический отдел с января 2012 года) |
6 |
4,38 |
6 |
4,80 |
|
Отдел камеральных проверок № 1 |
15 |
10,95 |
16 |
12,80 |
+ 1 |
Отдел камеральных проверок № 2 |
15 |
10,95 |
15 |
12,00 |
0 |
Отдел выездных проверок |
18 |
13,14 |
10 |
8,00 |
- 8 |
Отдел ввода и обработки данных (отдел обработки данных с января 2012 года) |
6 |
4,38 |
5 |
4,00 |
- 1 |
Отдел информационных технологий |
6 |
4,38 |
6 |
4,80 |
0 |
Отдел регистрации и учета налогоплательщиков |
10 |
7,30 |
11 |
8,80 |
+ 1 |
Всего: |
137 |
100 |
125 |
100 |
- 12 |
Анализируя численный состав персонала Инспекции по отделам, можно увидеть, что за год число работников сократилось на 12 человек, произошли структурные изменения отделов, за счет чего количество людей по отделам также изменилась.
Количество специалистов уменьшилось на 12 единиц, при этом удельный вес руководителей снизился на 25 %.
Существенной предпосылкой роста производительности труда и эффективности производства является стабильность состава кадров. Изменение в составе рабочих происходит вследствие движения рабочей силы, поэтому движение рабочей силы и его динамика являются важнейшим объектом анализа. Далее проанализируем движение рабочей силы предприятия в 2011 г.
(чел, %)
Показатели |
Прибыло |
Выбыло |
Изменения (+/-) | ||
Руководство |
0 |
0,00 |
1 |
6,67 |
- 1 |
Общий отдел |
4 |
57,14 |
1 |
6,67 |
+ 4 |
Правовой отдел |
0 |
0,00 |
2 |
13,33 |
- 2 |
Отдел камеральных проверок № 1 |
0 |
0,00 |
5 |
33,33 |
- 5 |
Отдел выездных проверок |
1 |
14,29 |
4 |
26,67 |
- 3 |
Отдел регистрации и учета налогоплательщиков |
2 |
28,57 |
2 |
13,33 |
+ 0 |
Всего: |
7 |
100 |
15 |
100 |
- 13 |
Организационная структура управления предприятием – это целостная система элементов, связей и отношений между ними, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели [5].