Совершенствование системы управления персоналом организации (на примере сети магазинов «Декор»)»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства. Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства – персоналом предприятия.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления персоналом организации 5
1.1. Понятие и сущность управления персоналом 5
1.2. Функции управления персоналом 11
1.3. Методы управления персоналом в организации 14
Глава 2. Анализ управления персоналом ООО «Декор-М» 22
2.1. Организационная и технико-экономическая характеристика торговой сети «Декор» 22
2.2. Анализ обеспеченности персоналом торговой сети «Декор» 27
2.3. Проблемы системы управления персоналом ООО «Декор-М» 35
Заключение 41
Список используемой литературы 43

Файлы: 1 файл

Управление персоналом.docx

— 151.03 Кб (Скачать файл)

После определения основных принципов управления персоналом можно показать как устроена схема структуры управления персоналом (табл. 1).

Таблица 1

Принципиальная схема структуры управления персоналом

Разработка и проведение кадровой политики

Оплата и стимулирование труда

Групповое управление/ взаимоотношения в коллективе и с профсоюзами

Социально-психологические аспекты управления

Принципы подбора и расстановки персонала

Формы оплаты труда

Вовлечение работников в управление на низовом уровне

Мотивация труда работников и творческая инициатива

Условия найма и увольнения

Пути повышения производительности труда

Рабочие бригады и их функции

Организационная культура фирмы

Обучение и повышение квалификации

Поощрительные системы оплаты труда

Взаимоотношения в коллективе

Влияние управления персоналом на деятельность фирмы и ее организацию

Оценка персонала и его деятельности

 

Взаимоотношения с профсоюзами

 

 

Более подробно структура управления персоналом включает в себя следующие направления деятельности [6, с.179]:

  • планирование ресурсов – разработка плана удовлетворения потребностей в людских ресурсах и необходимых для этого затрат;
  • набор персонала – создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям;
  • отбор – оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора;
  • определение заработной платы и компенсации – разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения персонала;
  • профориентация и адаптация – введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от них организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку;
  • обучение – разработка программ обучения персонала в целях эффективного выполнения работы и его продвижения;
  • оценка трудовой деятельности – разработка методик оценки трудовой деятельности и доведение ее до работника;
  • повышение, понижение, перевод, увольнение – разработка методов перемещения работников на должности с большей или с меньшей ответственностью, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма;
  • подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе –разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров;
  • трудовые отношения – осуществление переговоров по заключению коллективных договоров;
  • занятость – разработка программ обеспечения равных возможностей занятости.

Обеспечение гарантий занятости для персонала делает любую фирму более прибыльной и конкурентоспособной, особенно если стратегия стабилизации состава работников используется в качестве средства для повышения гибкости в управлении персоналом, создания условий для тесного взаимодействия работников и сохранения наиболее квалифицированного их состава.

 

1.2. Функции управления  персоналом

 

В современной литературе [19, с. 297] выделяется достаточно много функций управления персоналом. Рассмотрим их более подробно далее.

Планирование персонала (включая стратегическое планирование), определение потребности в количестве и качестве сотрудников, а также времени их использования. Планирование кадров обычно рассматривают как исходную функцию кадрового менеджмента, поскольку она по времени опережает все его функции.

Определение способов рекрутирования, привлечения персонала. Реализация данной функции предполагает решение следующих задач:

    • где найти нужных работников
    • как привлечь их на данное предприятие
    • сколько человек взять извне, а сколько изнутри.

В случае создания нового предприятия эта функция учитывается еще на стадии определения местоположения предприятия, поскольку не в любом регионе имеется возможность найти необходимое количество рабочей силы нужной квалификации.

Маркетинг персонала. Он направлен на обеспечение спроса на рабочие места на данном предприятии со стороны лучшим образом подготовленных людей, в первую очередь высококвалифицированных специалистов и менеджеров.

Подбор, оценка, отбор и принятие на работу сотрудников. Важность этой функции определяется растущей стоимостью рабочей силы и повышением требований к работнику.

Адаптация, обучение и повышение квалификации работников, их развитие. Сегодня это превратилось по существу в непрерывный процесс, сопровождающий человека в течение всей его трудовой жизни.

Планирование карьеры, обеспечение профессионально-должностного роста работника. Эта функция позволяет полнее и эффективнее использовать потенциал работника.

Мотивация персонала. Мотивация достигается прежде всего через обеспечение совпадения организационных и личных целей.

Руководство персоналом. Она «как функция управления персоналом призвана объединять, координировать, взаимосвязывать и интегрировать все прочие функции в единое целое». Эта функция определяет технологию управления.

Управление расходами на персонал. Это предполагает подсчет того, сколько стоит привлечение, обучение, оформление, оценка, оплата персонала, социальные расходы и т.п., а так же соотнесение расходов с прибылью, которую приносит труд сотрудника.

Организация рабочего места. Эта функция учитывает различные факторы, влияющие на экономическую и социальную эффективность работника: его квалификацию и индивидуальные качества, технику и технологию, служебное помещение, всю рабочую ситуацию.

Обеспечение оптимального распорядка работы. Четкое выполнение этой функции позволяет поддерживать оптимальный трудовой ритм организации, экономить значительные средства, повышать удовлетворенность пребыванием на предприятии.

Освобождение персонала. Эта функция включает в себя не только объявление увольнения работника и оформление соответствующих документов, но и различные формы приспособления численности работников и их использования к потребностям производства.

Кадровое делопроизводство – сбор, хранение и учет анкетных данных, стажа, повышения квалификации и т.д. эта, так сказать, техническая функция необходима для эффективного использования персонала.

Управление информацией о сотрудниках. Современная организация невозможна без налаживания систематического распространения информации в пределах фирмы и за ее пределами в рамках федерального закона о персональных данных [16, с.4].

Оценка результатов деятельности и трудового потенциала персонала. Эта функция проявляется в оценке результатов работы и аттестации работников;

Контроль за персоналом, обеспечение дисциплины и организационного порядка. Эта функция подразумевает не только воздействие со стороны руководителей, но и развитие у сотрудников самоконтроля.

Управление конфликтами. Оно предполагает создание в организации климата, исключающего возникновение деструктивных конфликтов, а также конструктивное, относительно безболезненное разрешение конфликтов.

Правовое регулирование трудовых отношений. Управление персоналом базируется на использовании трудового законодательства и организационных норм, зафиксированных в уставе предприятия [2, с.59].

Перечисленные функции не исчерпывают всего их перечня. Они отчасти накладываются друг на друга. Однако их перечисление дает представление о содержании управления персоналом как специфического вида управленческой деятельности и о предмете науки управления персоналом.

 В реальной  жизни все элементы управления  персоналом находятся во взаимодействии: его субъекты с помощью различных  методов и средств выполняют  необходимые для организации  функции по управлению сотрудниками, реализуя при этом цели экономической  и социальной эффективности. Управление  персоналом как относительно  самостоятельная сфера управления  развивается и обогащается в  ходе развития общества и деловых  организаций.

 

1.3. Методы управления персоналом в организации

 

Технология управления персоналом – совокупность приемов, способов и методов воздействия на персонал в процессе его найма, использования, развития и высвобождения с целью получения наилучших конечных результатов трудовой деятельности. Технология управления персоналом регламентируется специально разработанными нормативно-методическими документами внутри компании и уставом [19, с.64]. Технология управления является частью системы управления и является важной ее составляющей, включает в себя следующие этапы управления: наем персонала, расстановка, деловая оценка, адаптация и высвобождение персонала.

Наем персонала – комплекс действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. С привлечением на работу начинается управление персоналом. Существует два возможных источника найма: внутренний (из работников организации) и внешний (из людей, до этого никак не связанных с организацией). Наем персонала за счет внутренних источников во многом зависит от кадровой политики администрации организации в целом. Разумное использование имеющихся людских ресурсов может позволить организации обойтись без нового набора.

Под расстановкой персонала понимается рациональное распределение работников организации по структурным подразделениям, участкам, рабочим местам в соответствии с принятой в организации системой разделения и кооперации труда.

Деловая оценка персонала – это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.

На основании степени соответствия решаются следующие основные задачи:

    • выбор места в организационной структуре и установление функциональной роли оцениваемого работника;
    • разработка программы его развития;
    • определение степени соответствия заданным критериям оплаты труда и установление ее величины;
    • определение способов внешней мотивации работника.

Адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, основывающиеся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда [24, с. 169].

Выделяют два направления трудовой адаптации: производственную и внепроизводственную адаптацию. Производственная адаптация происходит непосредственно на рабочем месте в коллективе, который уже сформировался (проходит труднее) или еще несформированном (проходит легче, так как работник сам формирует  круг общения). Внепроизводственная адаптация происходит во время обеденного перерыва, послерабочее время, отпуска. Заключается в общении между сотрудниками в неформальной нерабочей обстановке.

Высвобождение персонала – вид деятельности, предусматривающий комплекс мероприятий по соблюдению правовых норм и организационно-психологической поддержке со стороны администрации при увольнении сотрудников. Следует различать понятия «высвобождение» и «увольнение». Увольнение – прекращение трудового договора между администрацией и сотрудником. Планирование высвобождения, или сокращения, персонала имеет существенное значение в процессе кадрового планирования. Это позволяет регулировать внутриорганизационный рынок труда в процессе планирования сокращения персонала.

Технология управления персоналом существует в любой организации и является ее неотъемлемой частью. Она может быть прописана в нормативных внутренних документах и быть частью устава организации, проявляться в стиле руководства компанией, зависеть от политики руководства, внешних факторов, коллектива в целом. Так же, технология может не иметь прописанных положений и являться очень гибкой структурой всей системы управления персоналом.

Важным инструментом управления является кадровое планирование, обеспечивающее целенаправленное развитие коллектива в соответствии с ресурсными возможностями и целями предприятия. Кадровое планирование представляет собой часть всей системы планирования, поэтому оно должно тесным образом увязываться с другими его видами (планирование производства, сбыта, финансов, инвестиций и др.). Через кадровое планирование оказывается воздействие на такие стороны кадровой работы, как:

    • потребность в персонале;
    • работа по найму и заполнению вакантных рабочих мест, подготовку кадров;
    • высвобождение излишней рабочей силы;
    • затраты на рабочую силу и др. [35, с. 297].

Общий контроль над политикой в сфере управления персоналом и окончательную ответственность за ее успех несет высшее руководство. На методы и эффективность поиска и отбора кадров влияет политика руководства в отношении персонала, обучения и развития работников и понимание значения поддержания хорошего морального климата в организации.

Основными предпосылками, определяющими эффективность работы по подбору и отбору кадров, являются:

  • постановка четких целей организации;
  • разработка эффективной организационной структуры управления, позволяющей обеспечить достижение этих целей;
  • наличие кадрового планирования, являющегося связующим звеном между целями организации и организационной структурой управления.

Информация о работе Совершенствование системы управления персоналом организации (на примере сети магазинов «Декор»)»