Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 19:59, курсовая работа
В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства. Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства – персоналом предприятия.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления персоналом организации 5
1.1. Понятие и сущность управления персоналом 5
1.2. Функции управления персоналом 11
1.3. Методы управления персоналом в организации 14
Глава 2. Анализ управления персоналом ООО «Декор-М» 22
2.1. Организационная и технико-экономическая характеристика торговой сети «Декор» 22
2.2. Анализ обеспеченности персоналом торговой сети «Декор» 27
2.3. Проблемы системы управления персоналом ООО «Декор-М» 35
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Анализ технико-экономических показателей деятельности торговой компании «Декор» за 2009-2011 гг представлен в табл. 3. Данные получены на основании бухгалтерского баланса ООО «Декор-М» (Приложение Б) и отчета о прибылях и убытках (Приложение В).
Таблица 3
Динамика основных технико-экономических показателей торговой сети отделочных материалов «Декор»
Показатели |
Период |
Темп прироста, % | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 | |
1.Выручка от оказания услуг, тыс.руб. |
22096 |
23804 |
24637 |
7,7 |
3,5 |
2.Численность персонала, чел. |
54 |
65 |
65 |
20,4 |
0,0 |
3.Среднегодовая стоимость |
126 |
174 |
163 |
38,1 |
-6,3 |
4.Среднегодовые остатки |
159 |
397 |
520 |
149,7 |
31,0 |
5.Производительность труда, руб.(1/2) |
409,2 |
366,2 |
379,0 |
-10,5 |
3,5 |
6.Фондоотдача, руб./руб. (1/3) |
175,4 |
136,8 |
151,1 |
-22,0 |
10,5 |
7.Коэффициент оборачиваемости (1/4) |
139,0 |
60,0 |
47,4 |
-56,9 |
-21,0 |
8.Себестоимость услуг, тыс.руб. |
15467 |
16424 |
17000 |
6,2 |
3,5 |
9.Прибыль, тыс.руб. |
6629 |
7380 |
7637 |
11,3 |
3,5 |
10.Рентабельность продаж, % (9/1) |
30,0 |
31,0 |
31,0 |
3,3 |
0,0 |
Таким образом, на основании данных и расчетов табл. 4 можно сделать следующие выводы.
Выручка от реализации в 2010 г возросла на 7,7% в результате открытия нового розничного отдела продаж, в 2011 г. общая выручка торговой сети вновь возросла на 3,5%, что говорит о росте спроса на продукцию и услуги ТС «Декор». Соответственно, в 2010 г себестоимость услуг возросла на 6,2% и в 2011 г увеличивается на 3,5%.
В результате рентабельность продаж в 2010 г увеличивается на 1% и в 2011 г составляет 31%. Несмотря на незначительный рост это довольно высокий показатель характеризующий эффективную деятельность по реализации в торговой сети «Декор» за 2009-2011 гг.
Среднесписочная численность сотрудников в 2010 г возросла на 11 человек в связи с открытием нового магазина. На 31 декабря 2011 г в торговой сети «Декор» насчитывается 65 чел. Сокращение производительности труда в 2010 г. на 10,5% произошло за счет дополнительного набора сотрудников при незначительных объемах продаж продукции и оказываемых услуг. В 2011 г этот показатель увеличивается на 3,5% на фоне постоянства численности персонала.
Стоимость основных средств в 2010 г возрастала на 38,1% в связи с приобретением нового оборудования, а в 2011 г сократилась в результате переоценки имущества организации. Эффективность использования основных средств (фондоотдача) соответственно в 2010 г уменьшается на 22%, а в 2011 вновь растет на 10,5%, что говорит об эффективном управлении основными фондами организации в 2011 г.
Остатки оборотных средств организации растут с ростом объемов реализации продукции. В 2010 г количество запасов готовой продукции и товаров для перепродажи возросло в 2,5 раза в результате комплектации нового магазина дополнительным ассортиментом. В 2011 г рост остатков оборотных средств произошел в основном из-за роста денежных средств на балансе организации. В результате количество оборотов этих средств в организации уменьшается в 2010 г на 56,9% и в 2011 г на 21%, что свидетельствует о нерациональном использовании оборотных средств и затаривании складских помещений готовой продукцией.
Таким образом, выручка организации постепенно растет, состав персонала имеет определенную структуру, основные средства используются более эффективно, а оборотные средства имеют тенденцию к затариванию, но все же приносят торговой сети «Декор» определенную прибыль.
Подразделение, осуществляющее работу с кадрами в сети магазинов «Декор» отсутствует. Работу по подбору персонала осуществляет Инспектор по персоналу. В связи с отсутствием отдела кадров работу по определению потребности в персонале, отбору и первичной профессиональной подготовке проводит специальная команда: Инспектор, Начальник отдела продаж и Директор.
В торговой сети «Декор» работает три категории работников исходя из штатного расписания (Приложение Г) представим их в табл.4.
Таблица 4
Анализ штата сети магазинов «Декор» на 2011 г
Категория работников |
Кол-во штатных единиц |
|
5 |
директор |
2 |
бухгалтер |
1 |
Директор сети |
2 |
|
50 |
секретарь |
1 |
инспектор по персоналу |
1 |
менеджер по продажам |
10 |
дизайнер |
2 |
продавец-консультант |
36 |
|
10 |
водитель |
5 |
уборщица |
3 |
техник |
2 |
итого |
65 |
Анализ состава, структуры и движения кадров по сети магазинов «Декор», необходимо начать с анализа потребности в трудовых ресурсах организации на основе штатного расписания в табл.5.
Таблица 5
Потребность в трудовых ресурсах сети магазинов «Декор», чел.
Категория персонала |
Потребность в трудовых ресурсах в 2009 г |
Потребность в трудовых ресурсах в 2010 г |
Потребность в трудовых ресурсах в 2011 г | |||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт | |
Руководители |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Служащие |
39 |
40 |
48 |
51 |
54 |
50 |
Обслуживающий персонал |
9 |
9 |
10 |
9 |
10 |
10 |
Всего |
53 |
54 |
63 |
65 |
69 |
65 |
В результате анализа потребности в трудовых ресурсах торговой сети «Декор» можно сделать вывод, что в 2009 г фактические значения превысили плановые на 1 ед., по руководителям и МОП ситуация не изменилась. В 2010 г. Планировалось увеличение штата на 10 ед. по таким категориям персонала, как служащие (9 чел.) и обслуживающий персонал (1 чел.). По плану 2011 г требовалось привлечение 4 дополнительных сотрудников в отдел продаж, но по факту количество штатных единиц осталось неизменным (рис.2).
Рис.2. Динамика потребности в трудовых ресурсах торговой сети «Декор»
Динамика численности персонала за 3 года отражает рост численности на 11 человек по всей сети «Декор» в целом, при этом рост численности служащих наиболее активен, а численность руководящего и обслуживающего персонала практически не изменилась. Но если в 2009 и 2010 гг планировалось привлечь на 1 сотрудника меньше фактических показателей, то в 2011 г наблюдается нехватка штатных единиц в количестве 4 чел., что может свидетельствовать о плохой работе кадровой службы по обеспечению организации необходимой рабочей силой.
Проведем анализ трудовых ресурсов по полу и возрасту, так как рекомендуется постоянно отслеживать динамику возрастной структуры по категориям сотрудников, отдельным специальностям. Знание этой динамики позволит более эффективно управлять процессами планирования потребностей организации в рабочей силе, подготовки резерва, профессионального обучения и компенсации.
Определим половую структуру персонала торговой сети «Декор» в 2009-2011 гг (рис.3).
Рис.3. Структура персонала торговой сети «Декор» по половому признаку
Несмотря на рост численности персонала его структура по половому признаку остается неизменной и свидетельствует, что только ¼ или 25% коллектива это мужчины, в основном руководящие и обслуживающие должности. Поэтому основной состав персонала – отдел продаж – это девушки с приятной внешностью.
Структура возрастного состав персонала сети магазинов «Декор» за 2011 г представлена в табл.6.
Таблица 6
Структура персонала сети «Декор» по возрастному признаку
Возраст |
Количество, чел. |
Возраст |
Количество, чел. |
20 |
5 |
33 |
1 |
22 |
7 |
36 |
6 |
25 |
10 |
40 |
6 |
27 |
15 |
48 |
5 |
30 |
7 |
55 |
3 |
Следовательно, возрастная группа колеблется от 20 до 55 лет. Наибольшую количество сотрудников в возрасте 25-27 лет, имеющие уже определенный опыт работы в организации, следующие 12 чел. 36 и 40 лет также занимают весомую долю в структуре организации и являются опытными руководителями.
Средний возраст рассчитывается как сумма возрастов всех сотрудников, деленная на число занятых в организации:
Сумма возрастов = 20*5 + 22*7 + 25*10 + 27*15 + 30*7 + 33*1 + 36*6 + 40*6 + 48*5 + 55*3 = 2013
Средний возраст = 2013/65 = 30,96 или 31 год.
Теперь нужно проанализировать уровень образования работников торговой сети магазинов «Декор», для этого необходимо сгруппировать сотрудников по уровню образования (табл.7).
Таблица 7
Уровень образования в сети «Декор»
Уровень образования |
Структура, чел. |
Удельный вес, % | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Руководители | ||||||
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
2 |
1 |
1 |
3,7 |
1,5 |
1,5 |
|
2 |
3 |
3 |
3,7 |
4,6 |
4,6 |
Служащие | ||||||
|
5 |
5 |
5 |
9,3 |
7,7 |
7,7 |
|
33 |
33 |
33 |
61,1 |
50,8 |
50,8 |
Окончание табл.7 | ||||||
Уровень образования |
2009, чел. |
2010, чел. |
2011, чел. |
2009, % |
2010, % |
2011, % |
|
3 |
13 |
13 |
5,6 |
20,0 |
20,0 |
Обслуживающий персонал | ||||||
|
0 |
1 |
1 |
0 |
1,5 |
1,5 |
|
8 |
8 |
7 |
14,8 |
12,3 |
10,8 |
|
1 |
1 |
2 |
1,9 |
1,5 |
3,1 |
итого |
54 |
65 |
65 |
100 |
100,0 |
100 |